Особенности инфляции и антиинфляционной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция является сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ИНФЛЯЦИЯ И ПРИЧИНЫ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3. ПУТИ И СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ И РОЛЬ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ЕЕ СНИЖЕНИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа макроэкономика.docx

— 44.94 Кб (Скачать файл)

 

2. формирование денежного  предложения в национальной валюте  преимущественно за счет покупки  иностранной валюты, т.е. обеспечение  профицита платежного баланса  за счет привлечения иностранных  инвестиций на чистой основе  в размере не менее 4-5% ВВП. 

 

Также большую роль в антиинфляционной политике нашей страны играет расширение инвестиционного процесса в стране, включая рост вложений частного сектора, малых предприятий. Привлечение  же иностранного капитала в нашу страну остается проблемным, так как для  этого нет нормальных условий. [14, с.328]. Антиинфляционная политика Республики Беларусь должна включать также мероприятия  по обеспечению полноценной значимости отечественной валюты.

 

3. совершенствование системы  рефинансирования коммерческих  банков.

 

Дальнейшее развитие ситуации с инфляцией видится по одному из следующих направлений:

 

благоприятное - совершенствование  общеэкономической политики в направлении  повышения эффективности управления издержками на уровне предприятий, что  позволит усилить тенденцию снижения темпов роста цен;

 

нейтральное - сохранение в  целом текущей экономической  политики с уменьшением негативного  эффекта целевого роста заработной платы за счет менее активного, чем  в первом варианте, применения указанных  выше инструментов;

 

неблагоприятное - отсутствие достаточных позитивных изменений  в общеэкономической политике, вызывающее в полном объеме негативные последствия. В данном варианте весьма вероятно либо ускорение инфляции, либо дальнейшее снижение объема прибыли в экономике  и обеспечение снижения инфляции за счет уменьшении собственных воспроизводственных  возможностей реального сектора. [4, с.13]

 

В Республике Беларусь предпочтение будет отдаваться благоприятному направлению.

 

Хозяйственная практика в  переходных экономиках (к которой  и относится наша республика) подводит итог, что макроэкономическая стабильность имеет шансы на успех, когда разумно  сочетаются инструменты и денежно-финансовой, и кредитной сфер с мерами по стимулированию производства, его реорганизации, созданию нормальной рыночной инфраструктуры. [1, с.59]

 

В 2009 г. несмотря на сложившуюся  ситуацию в мировой экономике, в  Беларуси Правительство С. Сидорского планирует удержаться в годовых  прогнозных параметрах по инфляции.

 

Высокое значение инфляции сложилось  в результате как объективных, так  и субъективных факторов. В частности, рост цен произошел из-за девальвации  национальной валюты, подорожания услуг  ЖКХ и импортируемых энергоносителей. Вместе с тем отдельные предприятия  преднамеренно "взвинчивали цены" на свою продукцию. В результате проверок Министерства экономики и контрольных  органов искусственно завышенные цены были постепенно снижены и восстановлены  на прежнем уровне.

 

В феврале 2009 г. С. Сидорский  отметил, что в настоящее время  отдельные белорусские предприятия  предлагают оставить в Беларуси докризисные  цены, а экспортные - сделать значительно  ниже. «Такого в стране никогда  не будет. Цены в Беларуси будут такие  же, по которым вы торгуете на экспорт. То есть они будут падающими и будут соответствовать тем ценам, которые сложились на внешних рынках», - подчеркнул Премьер-министр. «Мы в последнее время отказались от регулирования цен на отдельные товары, но очень внимательно будем применять антимонопольное законодательство в стране», - добавил Сергей Сидорский.

 

Минэкономики РБ подготовило  план антиинфляционных мер. В соответствии с документом, выход на прогнозный показатель инфляции в 2009 году предусматривается  обеспечить путем реализации мер  монетарной и ценовой политики, снижения издержек производства, увеличения объемов  потребительских товаров и услуг  и насыщения потребительского рынка.

 

 

Заключение

 

Инфляция есть тонкое социально-экономическое  явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных  сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция — одна из наиболее острых проблем современного развития экономики  практически во всех странах мира.

 

Среди причин инфляции можно  выделить денежные (монетарные) и неденежные, которые в свою очередь подразделяются на более мелкие. Все эти факторы воздействуют на уровень инфляции в разной степени. Необходимо знание их механизма действия, для того чтобы сформулировать экономическую политику, направленную на снижение темпов роста инфляции и достичь её естественного уровня. Для измерения инфляции используются индексы цен, характеризующие изменение цен во времени. Наиболее наглядными, из которых являются индексы потребительских цен, индексы розничных цен, индексы цен ВВП, дефлятор ВВП.

 

В зависимости от характера  и темпов нарастания инфляционных процессов  различают умеренную, галопирующую и гиперинфляцию. В зависимости  от роста цен по разным товарным группам можно выделить два вида инфляции: сбалансированную инфляцию и несбалансированную инфляцию. В  зависимости от того, какие формы  принимает неравновесие спроса и  предложения, различают открытый и  подавленный типы инфляции.

 

Особенностями современной  инфляции являются: постоянная тенденция  роста цен, всеохватывающий характер, более сложный механизм развития, опасность возникновения «импортируемой»  инфляции с увеличением открытости экономики, инфляция носит самоподдерживающийся характер. Для переходной экономики  характерна гиперинфляция.

 

Инфляция ведёт к перераспределению  национального дохода, является как  бы сверхналогом на население, что обусловливает  отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы  от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наёмных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем  темпы инфляции. Инфляция увеличивает  риск инвестирования, затрудняет долгосрочное планирование, увеличивает ставку процента, что негативно влияет на экономику  в целом. Вместе с тем инфляция не только подрывает экономический  рост внутри страны, но и отрицательно воздействует на международные валютные отношения, сводит, на нет усилия по проведению структурных преобразований.

 

В Республике Беларусь, отсутствует  четкая система целевых ориентиров монетарной политики с выделением основной цели, промежуточных целевых ориентиров, операционных ориентиров. Необходимо более широко применять методы финансового  программирования, то есть разрабатывать  и внедрять экономические модели и соответствующее программное  обеспечение в практику макроэкономического  анализа и прогнозирования.

 

Наиболее эффективной  мерой по борьбе с инфляцией считается  инфляционное таргетирование, которое можно охарактеризовать как режим монетарной политики, основанный на использовании прогноза инфляции в качестве промежуточного целевого ориентира. Однако для его проведения необходимо наличие ряда факторов, одним из которых является независимость Национального банка. Таким образом, возможный переход к прямому инфляционному таргетированию в республике требует дальнейшего совершенствования и упорядочения существующего законодательства.

 

Инфляция представляет собой  комплексную проблему. Для ее решения  необходима системная программа, охватывающая как аспекты, связанные с энерго- и ресурсообеспечением, так и совершенствованием системы ценообразования, налогообложения, ужесточением бюджетных ограничений и смягчением проблемы неплатежей. Что касается денежно-кредитной политики, то она должна последовательно ожесточаться, но без разного рода “шоковых потрясений”.

 

Последний вывод, на который  бы хотелось указать, заключается в  том, что как ни стоит пренебрегать достижениями современной западной экономической науки, так же нет  смысла искать готовые рецепты для  решения наших проблем. Вряд ли существуют некие универсальные пути для  борьбы с инфляцией. Каждая экономика  представляет собой в той или  иной степени специфическую систему, и для понимания природы инфляции, обоснования антиинфляционной политики необходим соответствующий анализ ее экономических особенностей. Экономика  нашей республики - также явление  уникальное, поэтому методы регулирования  и борьбы с инфляцией должны быть подобраны исходя из сегодняшней  белорусской реальности.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Бюджетный кодекс Республики  Беларусь (от 16 июля 2008 г. № 412-З)

 

2. Закон РБ от 13 ноября 2008 г № 450-З «О республиканском  бюджете на 2009 год»

 

3. Богомолов О.Т. Реформы  в зеркале международных сравнений.  – М.: ОАО «Издательство «Экономика»,2007. – 159с.

 

4. Вечерко Г., Каштанова  Е. Экономика Беларуси на стыке  двух веков: тенденции, проблемы, перспективы.// Белорусский банковский  бюллетень. 2007. №14

 

5. Вечканов Г.С., Вечканова  Г.О. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2007. – 432с.

 

6. Гаврилов В. Факторы  инфляции в Республике Беларусь//Банковский  вестник, сентябрь 2007 года.

 

7. Гаврильчик Л. Курс  белорусского рубля стабилен  и прогнозируем// Газета «Экономические  новости России и Содружества» 2007 г. сентябрь №17 (281)

 

8. Голубь Е. Денег станет  больше// Национальная экономическая  газета. 2004. 28 сентября

 

9. Деньги. Кредит. Банки: Учеб./ Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И.  Кравцов и др.; Под ред. Г.И.  Кравцовой. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 527с.

 

10. Зеленкевич М.Л. Особенности  инфляции в переходной экономике// Вестник Ассоциации Белорусских  Банков. 2007. №34

 

11. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учеб. – М.: Дело, 2004. – 472с.

 

12. Инфляция в Беларуси: что, как и почему?/ В.В. Гаврилюк, Е.К. Медведев, Т.Н. Миронова и  др.; Под ред. Г.М. Лыча,. – Мн.: Вэвэр,2004. – 96с.

 

13. Макконнелл К.Р., Брю  С.Л. Экономикс: принципы, проблемы  и политика: Пер. с 14-го анг.  изд. – М.: ИНФРА-М, 2007. - ХХХVII 972с.

 

14. Макроэкономика: Соц. ориентир. подход: Учеб. пособие/ Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, В.Н. Бусько и др.; Под ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: Тесей, 2007. – 320с.

 

15. Макроэкономика: Учеб. пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Т. Мутолимов и др.; Под ред.М.И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2006. – 462с.

 

16. Мищенко В.В. Государственное  регулирование экономики: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 480с.

 

17. «Рыночное реформирование  экономики Беларуси: проблемы м пути их решения. – Мн.: 2007. – 35с.

 

18. Сакс Дж. Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. – М.: Дело, 1996. – 848с.

 

19. Тарасов В. Банки и  денежно-кредитные отношения// Вестник  Ассоциации Белорусских Банков. 2003. - №3

 

20. Тарасов В. Загадка  рубля и инфляции. // Национальная  экономическая газета. 2005. 25 июня  №55.

 

21. Тихонов А., Ясинский  Ю. О природе инфляции и денежно-кредитной  политике в Беларуси// Белорусский  банковский бюллетень №24 от 28.06.2002 года.

 

22. Толочко Е. 2275 рублей  за один доллар к январю 2005 года.// Национальная экономическая  газета. 2004. 21 сентября

 

23. Фридкин Л. Прекрасные  слова не ослабляют государственного  регулирования цен // Национальная  экономическая газета. 2007. 16 августа  №61.

 

24. Экономика: Учебник. 3-е  изд., перераб. и доп. /Под ред.  д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: 2007.-355с.

25. Экономическая теория: Учебник/ Н.И.Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред.  Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 3-е изд., переработанное и дополненное. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 752с.


Информация о работе Особенности инфляции и антиинфляционной политики в Республике Беларусь