Особенности инфляции и антиинфляционной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция является сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ИНФЛЯЦИЯ И ПРИЧИНЫ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3. ПУТИ И СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ И РОЛЬ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ЕЕ СНИЖЕНИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа макроэкономика.docx

— 44.94 Кб (Скачать файл)

 

Предусмотренные в консолидированном  бюджете на 2009 год по подразделу «Общие экономические вопросы» бюджетные  ассигнования в размере 24,3 млрд. рублей будут выделены на расходы, связанные  с общими экономическими вопросами (регулированием экономической деятельности и развитием предпринимательской  деятельности).

 

3. ПУТИ И СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ  ИНФЛЯЦИИ И РОЛЬ БЮДЖЕТНОЙ  ПОЛИТИКИ В ЕЕ СНИЖЕНИИ

 

 

 

Рассмотрим темпы роста  цен за 1995-2008 гг. (Таблица 2).

 

Таблица 2. Индексы цен  по отдельным секторам экономики (декабрь  к декабрю предыдущего года; в  процентах)Показатели 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Индекс потребительских  цен 146,1 134,8 125,4 114,4 108,0 106,6 112,1 113,3

Индекс цен производителей промышленной продукции 139,1 142,6 128,1 118,8 110,0 109,0 116,8 116,4

 

Индекс цен производителей

 

на реализованную сельскохозяйственную продукцию 150 120 124 122 111 109 132 121,8

Индекс тарифов на грузовые перевозки 145,2 125,3 121,7 108,8 106,4 112,3 108,8 130,9

 

 

 

Таким образом, мы видим, что  за по сравнению с 1995 годом инфляция в 2008 г. снизилась на 231%. Однако по сравнению  с 2007 г. ее уровень вырос на 1,2%.

 

Рассмотрим данную динамику более наглядно на рис. 1.

 

 

 

Рис. 1 Динамика индекса потребительских  цен (в %).

 

Ниже приводится диаграмма, характеризующая изменение цен  в июле 2008 и 2009 гг. (в процентах  к декабрю предыдущего года):

 

 

 

Рис. 2 Диаграмма изменения  цен в июле 2008 и 2009 гг. (в процентах  к декабрю предыдущего года)

 

Индекс потребительских  цен на товары и услуги в июле 2009 г. по сравнению с июнем 2009 г. составил 100,4%. Рост цен на продовольственные  товары дал 0,16% прироста сводного индекса  потребительских цен, на непродовольственные  товары – 0,16%, на платные услуги населению  – 0,06%.

 

Индекс потребительских  цен на товары и услуги в июле 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. составил 107,7%, в среднемесячном исчислении за период с начала года – 101,1% при  прогнозе на 2009 год – 100,7-100,9%.

 

 

 

Рис. 3. Изменение потребительских  цен и цен производителей промышленной продукции

 

Индекс потребительских  цен в июле 2009 г. по сравнению с  июнем 2009 г. в Российской Федерации  составил 100,6%, с декабрем 2008 г. – 108,1%, в Украине – соответственно 99,9% и 108,5%, в Казахстане – 100,3% и 104,1%.

 

Инфляция является одной  из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах  мира, включая и Республику Беларусь. Инфляции в Беларуси присущ ряд отличительных  особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас –  повсеместный, всеохватывающий; и если раньше она охватывала больший или  меньший период, т.е. имела периодический  характер, то сейчас – хронический 

 

Наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции в Беларуси в 90-е годы можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике было присуще длительное развитие в режиме военного времени, чрезмерная доля военных  расходов в ВНП. С апреля 1991 года инфляция стала набирать темпы, а  с января 1992 года она пробрела вид  галопирующей инфляции, а на отдельные  товары – гиперинфляции. Некоторое  время денежная масса в нашей  стране искусственно ограничивалась, но потом ситуация резко изменилась. Были развернуты широкие социальные программы, не подкрепленные реальными  материальными ресурсами. В результате наложения всех этих факторов вкупе с сохранившимся директивным управлением денежной массой на рубеже 90-х годов вплотную подошли к гиперинфляции. Правительство Республики Беларусь не смогло сдержать опасные инфляционные явления.

 

В итоге возникла гиперинфляция  на фоне резкого спада производства. Превращение в прах сбережений населения, оборотных средств предприятий, обесценивание банковских капиталов и активов на фоне отрицательных процентных ставок, продолжающееся падение валютного курса рубля, отсутствие инвестиций и инвестиционной политики у предприятий, банков, да и у государства, бесперспективность рынка ценных бумаг вследствие неизбежной потери части вложенной в акции, облигаций стоимости, вытеснение из платежного оборота рубля долларом, угроза перехода от товарно-денежных отношений к натуральному обмену – вот неполный список последствий инфляции. [10,с.12]

 

С возникновением высокой  инфляции в 90-х годах Республике Беларусь возникла необходимость ее регулирования и сдерживания. Конкретные методы сдерживания инфляции и последовательность их применения зависят от постановки правильности «диагноза»: открытая или  закрытая, сбалансированная или нет. Поставить «диагноз» - значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. [19, с.443]

 

Кардинальные антиинфляционные меры содержались в Программе  перехода к рынку, принятой в 1991 году, ряде других основополагающих документах 1992-1994 годов. Однако в силу ряда причин реализация важнейших их положений  по существу и не начиналась. Под давлением промышленного и аграрного лобби, т.е. проинфляционно настроенных сил в Верховном Совете и Совете Министров, был избран вариант мягкой бюджетной и денежно-кредитной политики, направленной на поддержание уровня производства, в том числе неэффективного, и гарантированный уровень заработной платы любой ценой, что не могло не привести в 1992-1994 годах к резкому скачку цен и ухудшению макроэкономической ситуации в целом.

 

Ускорение темпов денежной массы (за 1992 год средняя РДМ увеличилась в 3 раза, за 1993 год – в 8,2 раз, а за 1994 год – в 10,6 раза) привело к острому валютному и финансовому кризису. В конце 1994 – первой половине 1995 годов стабилизационный курс проводился более или менее последовательно. Благодаря сокращению объемов инфляционного финансирования бюджетного дефицита и весьма грамотной и ответственной политике Национального банка удалось снизить инфляцию с 39,2% в январе 1995 года до рекордно низкой отметки в 3,4% в мае и около 4% в среднем за месяц в период за май-декабрь 1995года. Однако этот период был непродолжительным. [2, с.32]

 

По существу, уже с 1996 года произошел возврат к мягкой (инфляционистской) денежно-кредитной политике, традиционно  предполагающей большие объемы эмиссии  со всеми вытекающими отсюда последствиями. Аналогичной была и бюджетная политика, состоявшая в перераспределении финансовых ресурсов от эффективных к неэффективным секторам и экономическим субъектам. С конца 1996 года стали использоваться административные (а иногда и силовые) инструменты из арсенала командной системы, приостановлена приватизация, начал искусственно форсироваться экономический рост при помощи как административного нажима, так и мягкого кредитного финансирования.

 

В это же время серьезно ухудшилось финансовое состояние предприятий, организаций, колхозов. Если, например, в 1992 году убыточных среди них было 4,8%, в 1993 – 6,2%, то в 1996 году – 18,4%. Рентабельность продукции составила соответственно 22,1, 17,4 и 9,7%. Резко возросли суммы кредиторской и дебиторской задолженности, налоговая нагрузка оказалась завышенной, так как даже убыточные предприятия должны были платить социальные налоги, платежи во внебюджетные фонды и прочие ресурсные платежи, налоговое законодательство, составленное без учета инфляции, приходилось часто менять, что привело к абсолютной непредсказуемости налогов и соответственно невозможности четкого финансового планирования на предприятиях. Представители исполнительной власти объясняли это ухудшение «недостатком денег» в экономике и требовали увеличения денежной массы, что было совершенно ошибочно.

 

В 1996 году преобладали административные методы руководства и управления экономическими процессами, отсутствовали практические шаги в реформировании экономики: стали возрастать масштабы государственного вмешательства в процессы ценообразования; продолжалось искусственное поддержание относительно стабильным курса белорусского рубля. В результате этих и других мер со стороны государства значительная часть инфляции носила скрытый характер. В этот период объем импорта товаров в долларовом эквиваленте увеличился за 1996 год на 26,9%, а экспорта – на 17,7%, что опять же усилило финансовые трудности отечественных предприятий, вызывая новую потребность в их финансовой поддержке и, соответственно, провоцируя новую инфляционную волну. [2, с.32]

 

В 1999 году произошел сильный  рост инфляции в Беларуси: потребительские  цены увеличились в 3,5 раза из-за внешних  негативные факторов: 1. отсутствие внешних  источников кредитования при наличии  дефицита торгового баланса; 2. рост цен на нефть (потребности республики в валюте возросли в 2,5 раза); 3. неблагоприятные  условия для сельского хозяйства.

 

В 2000 году Национальный банк Республики Беларусь добивается финансовой стабилизации, т.е. уменьшение инфляции и выход на единый курс, обеспечивая  экономический рост без снижения жизненного уровня за счет кредитования хозяйства банковской системой. [8, с.41] В 2001 году инфляция остается достаточно высокой. Главная же причина - реальный сектор экономики в значительной степени функционирует в условиях «мягких бюджетных ограничений». И для подавления инфляции необходима системная программа, охватывающая как проблемы, связанные с энерго- и ресурсосбережением, так и совершенствование  системы ценообразования, налогооблажения, ужесточение бюджетных ограничений. [17, с.45]

 

Ситуация началась меняться лишь в 2002 – 2003 годах вследствие роста  доли срочных рублевых депозитов  в денежной массе в национальной валюте, что и позволило несколько  нарушить связь между дефицитом  бюджета и уровнем инфляционных последствий. Произошедшие изменения, очевидно, связаны в первую очередь  с процентной политикой Национального  Банка 2000-20004 годов, обеспечившая существенное превышение ставок по ним над темпами  инфляции и девальвации, и стабилизацией  обменного курса национальной валюты, что сохранило высокую валютную доходность рублевых инвестиций и повысило доверие к проводимой политике. [4, с. 4]

 

Следует также отметить, что  «курс белорусского рубля, как никогда  прежде, стабилен и прогнозируем». Об этом заявил председатель правления  Национального банка нашей республики Петр Прокопович. Он отметил, в частности, что белорусский рубль укрепился  по отношению к евро, практически  не изменился его курс к доллару. А девальвация белорусского рубля  к российскому составила лишь 1,3%.

 

Прокопович считает, что  по-прежнему остается более выгодным хранить сбережения в белорусских  рублях, чем в иностранной валюте. По его словам, население это знает, поэтому вклады постоянно растут. По оценке Прокоповича, процентная политика, проводимая в государстве, выгодна  как для тех, кто хранит деньги в банках, так и для тех, кто  пользуется кредитными ресурсами, т.е. предприятиям, населению. За 7 месяцев  текущего года объемы кредитования в  стране выросли на 26%. При этом ставка рефинансирования снизилась на 10%. [5, с. 2]

 

 

 

В 2005 году инфляция в Республике Беларусь составила около 8%. Эластичность индекса цен производителей промышленной продукции является весьма изменчивой, что позволяет сделать два  важных вывода для национальной экономики: во-первых, в условиях высокой доли импорта в ВВП (более 70 %) зависимость  Беларуси от импорта промежуточных  товаров может оказывать достаточно ощутимое влияние на инфляцию при  отсутствии внутренних источников инфляционных возмущений (при их наличии "внешняя" инфляция может, наоборот, поглощаться "внутренней"); во-вторых, белорусские производители не способны нейтрализовать негативный эффект внешних шоков иначе как за счет роста цен, что говорит о минимуме собственных резервов управления издержками.

 

Таким образом, в настоящее  время природа инфляции в Республике Беларусь подвергается очевидным изменениям: ослабевает роль денег (вследствие нейтрализации  большей части негативных эффектов дефицита государственного бюджета) при  нарастании важности факторов внешнего сектора и целей по росту заработной платы. Иными словами, сформированы достаточные предпосылки для  того, чтобы экономика вышла из фазы бюджетно-монетарной инфляции и вошла в фазу функционирования в инфляции издержек. При этом важным изменением является переход в формировании денежного предложения в национальной валюте от канала кредитной эмиссии к каналу покупки иностранной валюты, который является менее ннфлятогенным. [4, с.8]

 

В современных условиях основной целью Национального банка Республики Беларусь является поддержание устойчивости национальной денежной единицы и  ограничение инфляции до приемлемого  уровня: 3-5% в год. Такие цели являются общепризнанными в мировой практике.

 

 

 Сложность реализации  основной цели НБ обычно состоит  в том, что достижение положительных  результатов по одним показателям  вызывает, как правило, ухудшение  других. Так, рост денежной активности  за счет увеличения доходов  обычно сопровождается ростом  цен. В тоже время меры, направленные  на борьбу с инфляцией и  улучшения платежного баланса,  ослабляют экономический рост, ухудшают  показатель занятости населения. [16, с.22]

 

Наиболее адекватная стратегия  действий НБ:

 

1. использование обменного  курса для борьбы с инфляцией  исключительно в пределах, не  противоречащих интересам внешней  торговли. В нашей стране необходимо  отказаться от чрезмерного использования  государственных заимствований  для покрытия бюджетного дефицита, что становится инфляционным  фактором, когда нет реальных  источников их погашения (лимит  государственного долга).

Информация о работе Особенности инфляции и антиинфляционной политики в Республике Беларусь