Особенности лицензирования кредитных организаций, осуществляющих валютные операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 16:45, контрольная работа

Краткое описание

Данная тема комплексной контрольной работы актуальна. Эффективное решение задач в сфере экономики и политики на этапе перехода к рынку возможно только в условиях стабильности и устойчивости национальной валюты. На реализацию стоящих задач направлено установление определенного валютного режима.
Принято различать три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом:
1) режим государственной валютной монополии, т.е. исключительное право государства на совершение всех валютных сделок, существовавший ранее в нашей стране;

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………………………3
2. Понятие и правовая основа валютного регулирования и валютного контроля………….....4
3. Органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля. Их виды и полномочия………………………………………………………………………………………14
4. Особенности лицензирования кредитных организаций, осуществляющих валютные операции………………………………………………………………………………………….26
5. Заключение…………………………………………………………………………………….33
6. Список литературы……………………………………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

банк.право.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Уполномоченные банки вправе отказать в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредставления лицом документов, либо представления им недостоверных документов. Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

- осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

- представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий. Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Итак, были рассмотрены важнейшие принципы, лежащие в основе системы валютного контроля Российской Федерации. Как видно, валютное законодательство страны подразумевает контроль государственных органов за проводимыми валютными операциями. Развитие рыночных отношений, установление более тесных контактов с партнерами ближнего и дальнего зарубежья неизбежно приводит к необходимости либерализации валютного законодательства, к постепенной отмене валютных ограничений. Об этом свидетельствует опыт многих стран с эффективной экономикой (США, Великобритания, Германия и т.д.). Контроль в валютной сфере направлен на защиту экономики этих стран от уменьшения валютных резервов, обеспечение национальной безопасности, борьбу с незаконными финансовыми операциями. Эти задачи актуальны и для нашей страны.

В соответствии с 71 Конституции РФ валютное регулирование отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации. Таким образом, именно Федерация вправе устанавливать задачи, функции, объекты валютного регулирования, а также определять органы валютного регулирования и валютного контроля.

Переход России к рыночным отношениям способствовал ликвидации валютной монополии Российского государства и либерализации валютных отношений. Однако, учитывая непосредственную связь указанных отношений с экономическим суверенитетом Российского государства, оно, отказавшись от жестких командных методов управления в этой сфере, оставило за собой функции по регулированию и контролю. Регулирование является ведущей функцией управленческого процесса. Оно осуществляется путем: 1) установления на нормативном уровне для всех субъектов и объектов управленческих отношений наиболее общих правил-программ; 2) внесения в них изменений и дополнений в соответствии с изменившимися обстоятельствами в сфере управления; 3) контроля за исполнением управленческих решений и применением мер по устранению выявленных нарушений. Таким образом, валютное регулирование выражается в деятельности государства по регламентированию порядка совершения валютных операций и международных расчетов.

Валютное правовое регулирование осуществляется как на нормативном, так и индивидуальном уровнях. Первое (нормативное) заключается в упорядочивании общественных отношений, так или иначе связанных с валютой и операциями с ней (обращением, вывозом, использованием в сфере международных расчетов и т. п.), посредством принятия норм права. Второе (индивидуально-правовое регулирование) выражается в упорядочивании посредством применения норм права в отношениях, обусловленных конкретными жизненными ситуациями и возникающих между конкретными субъектами.

Валютные отношения регулируются нормами, относящимися к различным отраслям права, в том числе финансовому, а также гражданскому, административному, международному, исходя из конституционных норм. При этом финансово-правовые нормы в регулировании валютных отношений сохраняют приоритетное значение.

Основы организации и осуществления валютного регулирования закреплены Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», гл. 2 которого так и называется - «Валютное регулирование». Помимо указанного нормативного акта, валютные правоотношения в этой сфере регламентируются многочисленными законами и подзаконными нормативными актами. Особое значение среди них принадлежит ведомственным правовым актам общего значения, в том числе актам Банка России, Минфина России и др. В пределах своей компетенции валютное регулирование осуществляют органы валютного регулирования, которыми являются Правительство РФ и Центральный банк РФ.

Законом предусмотрено, что если порядок осуществления валютных операций и использования счетов (включая требование об использовании специального счета) органами валютного регулирования не установлен, то валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.

При этом Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» установлены пределы валютного регулирования органами валютного контроля. Так, например, органам валютного контроля запрещено вводить иные ограничения в случае, если указанным Законом установлено требование об использовании специального счета. По истечении же года со дня вступления в силу Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (п. 2 ч. 1 ст. 26 Закона) не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Введение указанных «пределов» валютного регулирования органами валютного контроля связано с направленностью финансово-правовой политики России на либерализацию валютных отношений.

Закон четко разграничивает компетенцию различных органов в сфере валютного регулирования. К основным полномочиям Банка России и Правительства РФ в сфере валютного регулирования указанным Законом отнесено издание актов, обязательных для резидентов и нерезидентов. Кроме того, Банк России имеет право устанавливать: единые формы учета и отчетности по валютным операциям; порядок и сроки их представления. Он же готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям. На Правительство РФ возложено регулирование валютных операций движения капитала. При этом валютное регулирование не распространяется на Центральный банк РФ, Правительство РФ и специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти. Они осуществляют все виды валютных операций, регулируемых Законом, без ограничений.

Валютное регулирование в соответствии с новым Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» касается следующих основных направлений.

1. Валютные операции между резидентами  и нерезидентами. В данном случае  ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса России.

2. Регулирование Правительством  РФ валютных операций движения  капитала. Правительство РФ вправе устанавливать требования о резервировании определенных сумм в случаях осуществления расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами при экспорте определенных товаров и др. Эти требования устанавливаются в целях обеспечения исполнения обязательств нерезидента перед резидентом.

3. Регулирование Центральным банком  РФ валютных операций движения  капитала. Данное направление в  соответствии с Федеральным законом  «О валютном регулировании и  валютном контроле» действует  лишь до 1 января 2007 г. (ст. 26). Полномочия Банка России по валютному регулированию в данном случае заключаются исключительно в праве устанавливать требование об использовании специального счета или требование о резервировании.

4. Валютные операции между нерезидентами. В данном случае законом установлен перечень валютных операций, которые вправе без ограничений осуществлять между собой нерезиденты (например, переводы иностранной валюты со счетов).

5. Организация функционирования  внутреннего валютного рынка  РФ. Основное регулирующее воздействие здесь направлено на отношения по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Указанные сделки в Российской Федерации производятся только через уполномоченные банки. Новым Законом, в отличие от Закона 1992 г., не устанавливается требование об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков в иностранной валюте. Требование о предъявлении паспорта (другого заменяющего документа) теперь допускается только в исключительных случаях, предусмотренных федеральными законами.

6. Регулирование порядка открытия  резидентами счетов в банках, расположенных за пределами территории  Российской Федерации. Отметим, что  ст. 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», регулирующая данные правоотношения, вступает в силу по истечении одного года со дня вступления в силу указанного Закона (т.е. с 18 июня 2005 г.). Законом предусматривается, что резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, за исключением валютных операций между резидентами, а физические лица - валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории России, с использованием средств, зачисленных в соответствии с Законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ. Законом устанавливаются требования о предоставлении резидентами (юридическими и физическими лицами) определенных сведений налоговым органам в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ.

7. Определение порядка функционирования  счетов (вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ. Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Расчеты при осуществлении валютных операций физическими лицами-резидентами производятся через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением следующих валютных операций: а) передачи физическим лицом-резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту РФ и (или) муниципальному образованию; б) дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам; в) завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования; г) приобретениям отчуждения физическим лицом - резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет; д) перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковских счетов, осуществляемого в установленном Центральным банком РФ порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода; е) покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом - резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории РФ наличной иностранной валюты.

8. Регламентирование ввоза в  Российскую Федерацию и вывоза  из Российской Федерации валютных  ценностей, валюты РФ и внутренних  ценных бумаг. Законом установлено, что ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ. Физические лица - резиденты и нерезиденты имеют право единовременно (без каких-либо документов, подтверждающих ее происхождение) вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте до 10 тыс. долларов США. При единовременном вывозе из России физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте до 3000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.

9. До 1 января 2007 г. в Российской  Федерации отдельными направлениями (объектами) валютного регулирования являются также порядок резервирования (ст. 16 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле») и правила определения и выбора мер по обеспечению исполнения обязательства. Порядок резервирования и возврата суммы резервирования устанавливается в настоящее время Банком России. Перечень способов, которые могут быть использованы в качестве обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом, закреплен ст. 17 указанного Закона.

Валютный контроль можно определить как контроль Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Закон закрепляет понятие органов и агентов валютного контроля. Органами валютного контроля в России являются Банк России, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.

Конкретные полномочия органов и агентов валютного контроля регулируются различными нормативными актами. Так, Правительство РФ как орган валютного контроля в соответствии с полномочиями в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики осуществляет валютное регулирование и валютный контроль (ст. 15 Закона «О Правительстве Российской Федерации»). В частности, Правительство обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ. Банк России осуществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами. При этом он взаимодействует с другими органами валютного контроля, обеспечивая их взаимодействие с такими агентами валютного контроля, как уполномоченные банки.

Федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами и агентами валютного контроля, осуществляют контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями или валютными биржами. Согласно постановлению Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 федеральным органом валютного контроля исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ. Указанная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений (п. 5.1.2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора).

Таможенные органы в соответствии с п. 7 ст. 403 ТК РФ осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов (ранее - Министерство РФ по налогам и сборам), являясь органом валютного контроля, выполняет функции, связанные с осуществлением валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством РФ (п. 14 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. «О налоговых органах Российской Федерации»).

Информация о работе Особенности лицензирования кредитных организаций, осуществляющих валютные операции