Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 16:45, контрольная работа
Данная тема комплексной контрольной работы актуальна. Эффективное решение задач в сфере экономики и политики на этапе перехода к рынку возможно только в условиях стабильности и устойчивости национальной валюты. На реализацию стоящих задач направлено установление определенного валютного режима.
Принято различать три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом:
1) режим государственной валютной монополии, т.е. исключительное право государства на совершение всех валютных сделок, существовавший ранее в нашей стране;
1. Введение…………………………………………………………………………………………3
2. Понятие и правовая основа валютного регулирования и валютного контроля………….....4
3. Органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля. Их виды и полномочия………………………………………………………………………………………14
4. Особенности лицензирования кредитных организаций, осуществляющих валютные операции………………………………………………………………………………………….26
5. Заключение…………………………………………………………………………………….33
6. Список литературы……………………………………………………………………………35
Анализ законодательства показывает, что полномочия органов валютного контроля несколько шире полномочий агентов валютного контроля. Первые, т. е. органы валютного контроля, в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации. Вторые таким правом не наделены.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право: 1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; 2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; 3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
К исключительной компетенции органов валютного контроля Законом от 10 декабря 2003 г. отнесено право: 1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; 2) применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
К исключительной компетенции агентов валютного контроля (ч. 4 ст. 23) отнесено право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе документы, удостоверяющие личность физического лица, о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; документы, удостоверяющие статус юридического лица (для нерезидентов), документ о государственной регистрации юридического лица (для резидентов); свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество; таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, и т. д.
Органы валютного контроля определяют порядок учета и отчетности, формы документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Законом подробно урегулированы права и обязанности резидентов и нерезидентов при осуществлении валютного контроля. Так, резиденты и нерезиденты, осуществляющие в России валютные операции, а также нерезиденты, осуществляющие операции с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ, имеют право: а) знакомиться с актами проверок; б) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля; в) на возмещение реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в России валютные операции, обязаны: а) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, запрашиваемые в соответствии с положениями Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»; б) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора; в) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений.
Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
По действующему банковскому законодательству, ликвидация кредитной организации может быть добровольная или принудительная. Добровольная ликвидация кредитной организации осуществляется по инициативе учредителей (участников) кредитной организации. Принудительная ликвидация кредитной организации проводится решением суда по инициативе Банка России.
Лицензионные отношения в Российской Федерации складывались в известной мере стихийно, опираясь в основном на заимствование западного опыта лицензирования отдельных видов деятельности. При этом следует отметить, что такого рода заимствования осуществлялись без должного подкрепления исследованиями отечественных ученых-административистов.
В результате на сегодняшний день не существует единого подхода к пониманию правовой сущности, целей и задач лицензирования деятельности кредитных организаций, противоречива и не полностью соответствует современным реалиям законодательная основа лицензионных отношений, в том числе регламентирующая процедуры лицензионного производства. В этой связи практика лицензирования постоянно сталкивается со многими не решенными вопросами, что свидетельствует о недостаточной степени развития института лицензирования.
Принимая во внимание то, что в условиях рыночных отношений именно банковский сектор играет ключевую роль в развитии национальной экономики, ведущий специалист Всемирного банка по России Джон Литвак в своем девятом докладе об экономике России отметил необходимость капитализации кредитных организаций.
Это подразумевает вывод из банковского сектора или недопущение в него финансово не надежных кредитных организаций. Данная тенденция уже наблюдается в ряде принятых Центральным банком РФ решений. Например, в установлении Центральным банком РФ требования обязательного страхования вкладов.
Исследование института лицензирования кредитных организаций вызвано тем, что в юридической науке этому институту уделялось мало внимания. В начале 1990-х годов были сделаны попытки теоретического обоснования понятия лицензирования и оснований его введения.
Вместе с тем многие вопросы лицензирования деятельности кредитных организаций остаются на сегодняшний момент не рассмотренными.
- характеристика
актов применения норм права,
принимаемых на различных
- разработка
предложений по устранению
Методологическую основу исследования составляют диалектический метод научного познания и системный анализ. Общая теоретическая концепция, изложенная в диссертации, базируется на основополагающих позициях отечественных ученых в области права.
В диссертационном исследовании использованы различные специальные методы исследования: системно-функциональный анализ, статистический, социологический, метод экспертных оценок. Изучена практика лицензирования деятельности кредитных организаций, литература по теории права и государства, административному праву, финансовому праву и другим отраслям права. Кроме того, использованы приемы формальной логики и лексико-грамматического анализа, с помощью которых осуществлена трактовка юридических понятий и терминов.
Научная новизна исследования. Несмотря на целый ряд научных работ, в том числе и монографического характера, проблемы административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций оставались малоисследованными. Диссертация ориентирована на восполнение данного пробела.
В работе предпринята попытка рассмотреть механизм административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций, с точки зрения не только содержания и характера воздействия на банковскую сферу, но и с точки зрения их фактической реализации. В этой связи на основе законодательства России проводится комплексное исследование общетеоретических и процессуальных проблем, возникающих при лицензировании деятельности кредитных организаций.
Новыми являются выводы о содержании механизма административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций:
а) определена сущность и содержание деятельности кредитных организаций;
б) исследован статус Банка России как субъекта лицензионных отношений;
в) проведен анализ состояния правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций, в рассматриваемой сфере выявлены проблемные ситуации в российском законодательстве;
г) определено содержание механизма административно-правового регулирования лицензирования деятельности кредитных организаций;
д) сформулированы цели и задачи лицензирования деятельности кредитных организаций и раскрыто их содержание;
е) исследовано состояние законности при лицензировании деятельности кредитных организаций;
ж) сформулированы с учетом потребностей правоприменительной практики предложения по совершенствованию законодательства, регламентирующего механизм лицензирования деятельности кредитных организаций.
Положения, выносимые на защиту:
1. Кредитная организация обладает нормативно установленными общими признаками юридического лица, а также специальными признаками, связанными с характером деятельности (осуществление банковских операций), специальным режимом получения допуска к ее осуществлению (регистрация кредитной организации в Центральном банке РФ, получение лицензии на осуществление банковских операций в Центральном банке РФ), обособленными источниками правового регулирования института лицензирования деятельности кредитных организаций (Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России», специальная система подзаконных нормативных правовых актов).
2. Кредитные
организации представлены
3. Критериями, обусловливающими осуществление лицензирования деятельности кредитных организаций, следует признать: наличие опасности нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации; невозможность регулирования такой деятельности иными методами, кроме как лицензированием; распространение данного вида деятельности на неограниченный круг лиц; повышенная доходность такой деятельности; регламентированность деятельности федеральными законами; наличие выработанной совокупности мероприятий, обеспечивающих соответствие поведения определенных субъектов с управленческими целями в области лицензирования.
4. Лицензированию
в соответствии с банковским
законодательством подлежит не
деятельность кредитных