Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 16:45, контрольная работа
Данная тема комплексной контрольной работы актуальна. Эффективное решение задач в сфере экономики и политики на этапе перехода к рынку возможно только в условиях стабильности и устойчивости национальной валюты. На реализацию стоящих задач направлено установление определенного валютного режима.
Принято различать три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом:
1) режим государственной валютной монополии, т.е. исключительное право государства на совершение всех валютных сделок, существовавший ранее в нашей стране;
1. Введение…………………………………………………………………………………………3
2. Понятие и правовая основа валютного регулирования и валютного контроля………….....4
3. Органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля. Их виды и полномочия………………………………………………………………………………………14
4. Особенности лицензирования кредитных организаций, осуществляющих валютные операции………………………………………………………………………………………….26
5. Заключение…………………………………………………………………………………….33
6. Список литературы……………………………………………………………………………35
Сделки, осуществляемые кредитной организацией, представляют собой классический вид гражданско-правовых сделок, которые могут совершаться не только кредитными организациями. Совершая сделки, кредитная организация рискует собственными средствами, что не может восприниматься как угроза безопасности личности, общества и государства. Именно поэтому использование механизма лицензирования как средства противодействия источнику угрозы личной, общественной и государственной безопасности в данном случае не требуется.
5. Объектом лицензирования
является деятельность
6. Банковское законодательство необоснованно регулирует общественные отношения, которые признаны объектом регулирования соответствующих профильных законов. Кроме того, Центральный банк РФ наделен совокупностью полномочий, которые не обусловлены объективными потребностями и возложенными на него задачами. В связи с отмеченными обстоятельствами представляется необходимым принятие следующих правовых решений:
- Правовое регулирование лицензирования деятельности кредитных организаций следует признать предметом регулирования Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором должна быть учтена специфика лицензирования деятельности кредитных организаций. В настоящее время указанный закон не распространяется на деятельность кредитных организаций.
- Распространить на деятельность Банка России по принятию нормативных правовых актов Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009.
- Исключить из Федеральных, законов «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» норм, предусматривающих административную ответственность за нарушение банковского законодательства, в том числе норм института лицензирования деятельности кредитных организаций, порядок реализации такой ответственности, а также мер обеспечения производства в связи с ее реализацией. Отмеченная группа норм должна быть перемещена в КоАП РФ.
- Главу 23 КоАП РФ «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» дополнить ст. 23.68 «Органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере деятельности кредитных организаций». Во вновь вводимой статье определить перечень видов административных правонарушений, посягающих на общественные отношения в сфере банковской деятельности, в том числе и те, которые связаны с осуществлением лицензирования деятельности кредитных организаций. Необходимо предусмотреть полномочия Банка России в области рассмотрения дел об административных правонарушениях в банковской сфере в соответствии с его функциями и статусом органа банковского надзора.
- Главу 5 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» дополнить ст. 5.57 «Нарушение правил лицензирования деятельности кредитных организаций уполномоченными должностными лицами», в которой предусмотреть ответственность за обозначенный вид противоправного деяния, совершаемого должностными лицами, уполномоченными осуществлять лицензирование деятельности кредитных организаций.
7. Предлагается
дополнить ФЗ «О банках и
банковской деятельности»
- ч. 5 ст. 1: «Специальное разрешение (лицензия) Банка России - это разрешение на деятельность кредитной организации по осуществлению банковских операций и других сделок в соответствии с настоящим законом» ч. 6 ст. 1: «Лицензирование деятельности кредитной организации - это процесс получения специального разрешения (лицензии) Банка России на осуществление кредитной организацией банковских операций и сделок с соблюдением обязательных лицензионных требований и условий».
8. Предлагается
дополнить ФЗ «О банках и
банковской деятельности»
«Статья 11.3 «Основные цели лицензирования деятельности кредитных организаций»
Основными целями лицензирования деятельности кредитных организаций являются:
- обеспечение стабильности банковской системы и эффективности функционирования банковского сектора;
- защита интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
- поддержание и развитие конкурентной среды в банковской системе Российской Федерации».
При принятии решения о регулировании лицензирования деятельности кредитных организаций Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» названные положения должны быть изъяты из Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и перемещены в профильный закон о лицензировании отдельных видов деятельности.
9. Механизм административно-
Заключение.
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цели и задачи, объект и предмет исследования, раскрывается новизна выносимых на защиту положений, показывается теоретическая и практическая значимость полученных выводов и сделанных предложений, указываются сведения об апробации результатов исследования.
Рассмотрение нормативного закрепления основных элементов валютного контроля позволяет сделать вывод, что в этой сфере действует в целом сложившаяся совокупность правовых норм, создающих правовую основу контрольной деятельности государства. Однако данной части валютного законодательства присущи определенные недостатки: во-первых, преобладающее значение имеют нормы подзаконных правовых актов; во-вторых, нормы, регулирующие валютный контроль, рассредоточены в огромном массиве неупорядоченного и некодифицированного законодательства.
Такие недостатки в определенной степени влияют на эффективность системы валютного контроля, но в первую очередь их следствием является отсутствие эффективных гарантий законности деятельности субъектов контроля, а также гарантий защиты участников валютных отношений от ведомственного произвола.
Таким образом, исследуя контрольную работу, сделала следующие выводы о том, что под валютой принято понимать денежную единицу конкретной страны (национальная валюта). Под валютой также понимают денежные знаки иностранных государств (наличная валюта), а также другие платежные и кредитные средства, выраженные в иностранных денежных единицах.
Переход России к рыночным отношениям способствовал ликвидации валютной монополии Российского государства и либерализации валютных отношений. Однако, учитывая непосредственную связь указанных отношений с экономическим суверенитетом Российского государства, оно, отказавшись от жестких командных методов управления в этой сфере, оставило за собой функции по регулированию и контролю. Регулирование является ведущей функцией управленческого процесса. Оно осуществляется путем: 1) установления на нормативном уровне для всех субъектов и объектов управленческих отношений наиболее общих правил-программ; 2) внесения в них изменений и дополнений в соответствии с изменившимися обстоятельствами в сфере управления; 3) контроля за исполнением управленческих решений и применением мер по устранению выявленных нарушений. Таким образом, валютное регулирование выражается в деятельности государства по регламентированию порядка совершения валютных операций и международных расчетов.
Валютное регулирование включает в себя возможность уполномоченных государственных органов издавать в пределах компетенции нормативно-правовые акты в области валютного законодательства. Оно осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.
Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объект которых - общественные отношения, связанные с валютой, а предмет - валюта и валютные ценности.
Индивидуально-правовое регулирование - применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретных валютных правоотношений.
Основным источником правового регулирования отношений в сфере валютного контроля является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Помимо него, в этой сфере действуют нормы федеральных законов «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О банках и банковской деятельности», ТК РФ.
Достаточно обширен и массив подзаконных нормативных актов, которые в той или иной степени затрагивают отношения в сфере валютного контроля.
Список используемой литературы.
1. Лаврушин О.И. «Банковское дело» 2006 г.
2. Жарковская Е.П. «Банковское дело» 2006 г.
3. Глушкова Н.Б. «Банковское дело» 2005 г.
4. Владимирова М.П. « Деньги кредит банки» 2005 г.
5. Челноков В.А. «Деньги кредит банки» 2003 г.
6. Семенов С.К. «Деньги кредит банки» 2005 г.
7. Жуков Е.Ф. «Деньги кредит банки» 2004 г.
8. Крашенинник В.М. «Валютное регулирование
в системе государственного
9. Хаменушко М.В. «Валютный контроль в РФ» 2001 г.
10. Мальцев В.А. Налоговое право: Уч. - М: Академия, 2004
11. Бюджетный кодекс РФ.- М.:Юрайт - Издат,2007
12. Налоговый кодекс РФ: Ч.1,2. - М: Юрайт-Издат, 2007