Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 10:06, реферат
Цель работы: изучить особенности мониторинга муниципального хозяйства
Задачи работы:
1. Рассмотреть общие положения о мониторинге
2. Проанализировать содержание мониторинга муниципального хозяйства.
Введение 3
1. Общие положения о мониторинге муниципального хозяйства 4
2. Содержание мониторинга 14
Заключение 19
Список использованных источников 20
Содержание
Актуальность. В новых условиях хозяйствования в России все большее внимание уделяется реформированию экономических и социальных отношений, которые неразрывно связаны с основами управления развитием субъектов местного самоуправления.
Приоритетными задачами органов местного самоуправления в системе экономики муниципального образования являются: создание условий для стабильного экономического развития хозяйствующих субъектов, действующих на территории; поддержание необходимого уровня жизни и социального обеспечения населения; решение экологических проблем.
Главная задача социальной муниципальной политики состоит в том, чтобы устранить или сгладить те диспропорции, которые появились вследствие отстранения от решения социальных проблем в предшествующие годы неэффективного управления социальными процессами, в том числе и на муниципальном уровне. Современный подход к решению социальных проблем в муниципальном образовании направлен на создание достойных условий жизни людей. Именно от эффективности координации и обоснованности принимаемых решений по социально-экономическому развитию субъектов местного самоуправления во многом зависят уровень экономического развития, в том числе уровень жизни населения, состояние социальной сферы и своевременность решения экологических проблем. Разработка стратегических направлений развития муниципального образования, формирование задач, необходимых для достижения стратегических целей является одним из главных этапов реализации стратегического подхода к управлению. Это необходимо для конкретных видов деятельности, для определения основных направлений, позволяющих достигать желаемого эффекта в долгосрочной перспективе. Устойчивое развитие муниципального образования во многом зависит от правильности, целесообразности формирования стратегических целей развития и от того, насколько принимаемые управленческие решения, направленные на решение краткосрочных задач, будут согласованы с этими стратегическими целями.
Цель работы: изучить особенности мониторинга муниципального хозяйства
Задачи работы:
1. Рассмотреть общие положения о мониторинге
2. Проанализировать содержание мониторинга муниципального хозяйства.
Муниципальное хозяйство имеет целью решение местных вопросов, т.е. вопросов местного значения. Результатом такой деятельности пользуются все жители муниципального образования, они выступают «заказчиками» услуг, оказываемых с помощью муниципального хозяйства. В основе данного процесса находится осуществление собственных полномочий органами местного самоуправления1 (рис. 1).
Рис. 1. Система муниципального хозяйства
Муниципальное хозяйство состоит из различных хозяйствующих субъектов, деятельность которых определяет и координирует соответствующий орган местного самоуправления. Исходя из этого, можно выделить три элемента в системе муниципального хозяйства: органы местного самоуправления, осуществляющие нормативное и экономическое регулирование деятельности хозяйствующего субъекта на территории муниципального образования, при этом целью такого регулирования является удовлетворение коллективных потребностей населения муниципального образования; предприятия, учреждения и организации, находящиеся в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок их деятельности; регулируют цены и тарифы на их продукцию, утверждают их устав, назначают и увольняют их руководителей; a предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности. Их взаимоотношения с органами местного самоуправления построены на договорной основе, что дает право органам местного самоуправления координировать деятельность этих субъектов в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования, устанавливать в определенных случаях ограничения на их деятельность2. Можно рассмотреть трактовку субъектов муниципального хозяйства, предложенную Ю.В. Филипповым и Т.Т. Авдеевой. Они также выделяют три элемента муниципального хозяйства:
Весь мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективно работают отнюдь не муниципальные предприятия, а предприятия, находящиеся в частной собственности, поэтому целесообразно заинтересовать их в производстве товаров и услуг, направленных на удовлетворение общественных потребностей населения муниципального образования. Сделать это органы местного самоуправления могут с помощью муниципального заказа, льгот, предоставляемых таким предприятиям.
Проблема эффективности любого вида производства и обслуживания, любой человеческой деятельности и, пре- О жде всего, управления является в наше время сверхактуальной, жизненно необходимой с точки зрения перспек- Q тив развития и в то же время крайне слабо проработанной теоретически и совсем мало освоенной практически. О Доктор юридических наук, профессор, Григорий Васильевич Атаманчук, заведующий кафедрой государственного управления и правообеспечения государственной службы РАГС в своей книге «Управление: сущность, ценность, эффективность» приводит сразу несколько трактовок понятия эффективности. По его мнению, рассматривая термин «эффективность», большинство ограничивается смыслом латинского термина «effectus» - действие (какой-либо причины, силы, результата, следствия чего-либо), а также «effectivus» - производительный, действенный и сводит, как правило, его проявление к области экономики.
Экономическая эффективность3
разница между результатами экономической деятельности (продуктом в стоимостном отношении) и затратами, произведенными для их получения и использования; это - прибыль; наоборот - ущерб, убыток;
разница между исходной и достигнутой «абсолютной» экономической эффективностью рассматриваемой экономической системы при ее изменении или изменении условий ее существования.
Аналитики Всемирного банка применительно к государству так трактуют эффективность: под потенциалом государства понимается способность эффективно производить и пропагандировать коллективные мероприятия; эффективность - это результат использования данного потенциала для удовлетворения спроса общества на соответствующие блага4.
Эффективность управления5 - достижение наилучших результатов в возможно короткий срок с наименьшими затратами материальных ресурсов и управленческой энергии. А так как управление направлено на достижение какого-либо результата, оно должно быть результативным6. Результативность использования
бюджетных ресурсов государства является заботой не только молодой, становящейся демократии в России, но и стран-ветеранов демократии, таких как Великобритания, Франция, Швеция, США и др.
Системы управления расходами складывались в течение многих лет, отражая растущие задачи государства и, следовательно, его бюджет. На ранних этапах бюджет рассматривался как финансовый план, в котором особое внимание уделялось механизмам платежей, учета и отчетности. Позднее были признаны его экономические аспекты и сам бюджет стал восприниматься как основное орудие экономического планирования, макроэкономической стабилизации и роста. А с относительно недавнего времени бюджет воспринимается, помимо всего прочего, в качестве всеобъемлющего процесса распределения ресурсов и распоряжения ими, при котором особое внимание уделяется сопоставлению затрат с результатами. Управление расходами - сложный процесс, способствующий своевременному и действенному принятию решений относительно использования государственных средств. Оперативная основа управления расходами состоит из трехступенчатого административного процесса.7
определения политики, целей и необходимых для их достижения ресурсов;
распределения ресурсов, необходимых для реализации поставленных целей;
обеспечения выполнения конкретных задач экономным, эффективным и действенным образом. В практической плоскости эти этапы соответствуют составлению финансового плана (мыслительный процесс), разработке бюджета (создание оперативно-правовой основы) и исполнению бюджета (процесс действий).
Если рассматривать проблему эффективности расходов в целом, то эффективность расходов бюджетных средств во многом определяется8.
1) целевым расходованием средств бюджетополучателями;
2) эффективность расходов непосредственно зависит от своевременности выделения бюджетных средств;
3) от качества контроля за использованием средств по назначению.
В федеральном законодательстве до недавнего времени не содержалось четкого определения терминов, относящихся к эффективности в бюджетной сфере. Хотя эффективность бюджетного процесса упоминается в нормативных документах последних лет настолько часто, что само это понятие многими воспринимается как вполне очевидное, не требующее каких-либо дополнительных разъяснений.
Эффективность связана с эффектом через затраты ресурсов, необходимых для осуществления процесса, в результате которого был получен эффект (результат).
Проектируя и исполняя бюджет, приходится решать все ту же основную задачу экономики - получение максимального объема благ в условиях ограниченности ресурсов. Понятно, что если для получения всех или большинства общественно востребованных благ (полезных эффектов) располагаемых средств бюджета недостаточно, необходимо делать выбор, от каких благ пока отказаться, а на какие выделить финансирование. На практике этому соответствует «конкурсный отбор» программ и мероприятий, претендующих на бюджетное финансирование.
Показатели эффективности необходимо использовать на всех стадиях бюджетного процесса. Поэтому показатели эффективности должны содержаться как в материалах, представляемых одновременно с проектом бюджета, программы или мероприятия, так и в материалах, содержащих информацию об исполнении бюджета. Одним из таких материалов является «Сводный доклад о результатах мониторинга эффективности органов местного самоуправления...» субъектов РФ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. № 1313-р ежегодно проводится анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районо всех субъектов Российской Федерации (далее - органов местного самоуправления) по следующим сферам: экономическое развитие (дорожное хозяйство и транспорт, развитие малого и среднего предпринимательства, улучшение инвестиционной привлекательности), доходы населения, здоровье, дошкольное и дополнительное образование детей, образование (общее), физическая культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, доступность и качество жилья, организация муниципального управления.
Формирование Сводного доклада о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов производится в несколько этапов.
Первый этап: представление докладов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов субъектов РФ за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период главами муниципальных образований.
Второй этап: проведение органами исполнительной власти субъектов РФ верификации значений показателей для оценки эффективности деятельности муниципальных образований, приведенных в докладах.
Представление органами исполнительной власти субъектов РФ целевых и нормативных значений показателей для оценки эффективности деятельности муниципальных образований края.
Третий этап: подготовка Сводного доклада и его размещение на официальном информационном Интернет-портале органов государственной власти субъектов РФ.
Мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления на основании докладов глав городских округов и муниципальных районов, корректировки и оценки показателей экспертной группой позволяет
не только определить зоны, требующие приоритетного внимания органов местного самоуправления, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления, в том числе по снижению неэффективных расходов, выявить внутренние ресурсы (финансовые, материально-технические, кадровые и другие) для повышения качества и объема предоставляемых населению услуг и увеличения заработной платы работников бюджетной сферы, но также и определить эффективность расходования бюджетных средств, динамику изменения показателей, характеризующих качество жизни, уровень социально-экономического развития муниципальных образований, степень внедрения методов и принципов, обеспечивающих переход к более результативным моделям муниципального управления.
В Российской Федерации зарегистрировано 1 773 городских поселения, 1 780 муниципальных районов, 521 городской округ и т.д.9 Основная масса российского социума проживает в городах, процесс «демографического сжатия» сопровождается их укрупнением. В городах концентрируются ресурсы для инновационного развития: знания, трудовые ресурсы, производственный потенциал. Они выступают в качестве центров роста и инновации, составляют каркас «России развития» - такого актуального состояния России, которое характеризуется устойчивым динамичным ростом10. Развитие городов и повышение качества управления на местном уровне в конечном итоге будут являться одними из важных условий для развития всей страны.
Информация о работе Особенности мониторинга муниципального хозяйства