Особенности мониторинга муниципального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 10:06, реферат

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности мониторинга муниципального хозяйства
Задачи работы:
1. Рассмотреть общие положения о мониторинге
2. Проанализировать содержание мониторинга муниципального хозяйства.

Содержание

Введение 3
1. Общие положения о мониторинге муниципального хозяйства 4
2. Содержание мониторинга 14
Заключение 19
Список использованных источников 20

Вложенные файлы: 1 файл

особенности мониторинга муниципального хозяйства.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Программа развития муниципального образования позволяет увязать действия участников производственного процесса, а также учесть финансовые, материальные и трудовые ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели.

Целевые программы можно классифицировать по нескольким признакам:

характеру проблем и целей (социально-экономические, экологические, организационно-хозяйственные);

времени (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);

уровню и составу сферы влияния и сферы реализации (государственные, межотраслевые, отраслевые, региональные, муниципальные).

Следует отметить, что программы взаимосвязаны между собой. В частности, социально-экономические выступают целевыми, а организационно-хозяйственные - обеспечивающими условия реализации целевых программ.

К основным показателям социально-экономического развития муниципального образования можно отнести следующие:

увеличение бюджетообеспеченности населения с целью качественного предоставления гарантированных услуг;

повышение уровня жизни населения;

увеличение средней продолжительности жизни населения в муниципальном образовании;

естественный прирост населения;

сокращение детской смертности и смертности населения в трудоспособном возрасте;

обеспеченность населения жилой площадью по категориям жилья и уровню его благоустройства;

динамика уровня удовлетворения других социально-культурных и бытовых потребностей населения.

Программно-целевой подход является необходимым инструментом управления таким сложным объектом, как муниципальное образование, формой и средством подчинения различных хозяйствующих субъектов целям экономического и социального развития.

По мнению А.Г. Воронина, процесс формирования целевой программы должен включать ряд обязательных этапов:

этап аналитический - проводится всесторонний анализ проблемных ситуаций, возникших в рамках стратегических приоритетов муниципального образования; формулируется цель предполагаемых изменений;

этап определения стратегии - определяется долговременное направление или комбинация направлений, на которых следует искать пути достижения цели;

этап формирования программы - выделяются основные задачи и мероприятия по их реализации; определяется основные временные периоды;

этап оценки финансовых и ресурсных возможностей - оцениваются финансовые возможности реализации целевой программы и определяются возможные источники погашения затрат (бюджеты различных уровней, привлеченные средства и ресурсы).

Разработка целевой программы начинается с описания проблемной ситуации, уточнения формулировки проблемы и обоснования необходимости целевой программы для ее решения.

Целевые программы должны иметь следующую структуру:

целевой блок, показывающий, какой из стратегических приоритетов реализует данная программа;

структурный блок, характеризующий основные мероприятия для достижения социальных целей;

ресурсный блок, конкретизирующий потребность в материальных и финансовых ресурсах для выполнения мероприятий программы;

блок технико-экономических обоснований, в котором составляются балансы, необходимые для обеспечения потребностей за счет собственных ресурсов муниципального образования, привлечения средств инвесторов и средств населения17.

Одной из сложных задач при разработке и реализации целевых программ является прогнозирование результатов, оценка и анализ эффективности этих программ. Эту задачу должен решать мониторинг целевых программ, направленный на достижение максимальной социально-экономической эффективности их реализации. На наш взгляд, мониторинг необходим: для отбора тех целевых программ, которые оказывают наибольшее положительное воздействие на социально-экономическую ситуацию при ограниченности бюджетных средств на их реализацию; координации взаимодействия руководителей целевых программ; осуществления систематического контроля за ходом выполнения программ; получения и обобщения информации о финансировании мероприятий; определения степени достижения целей программ; обеспечения городских органов представительной и исполнительной власти информацией о выполнении целевых программ.

Объектами мониторинга целевых программ являются предложения о разработке целевых программ, проекты целевых программ, а также утвержденные представительным органом и принятые к финансированию социальные и экономические программы.

Мониторинг включает программный анализ и программную оценку.

В основе программного анализа лежит сопоставление предполагаемых затрат с ожидаемыми результатами альтернативных вариантов реализации анализируемой программы. По результатам анализа, который включает проведение независимой экспертизы проектов целевых программ, в соответствии со специальной формой следует подготавливать заключение, которое передается в представительный орган местного самоуправления. Представительный орган должен изучить заключение и принять решение об утверждении проекта целевой программы, объемов финансирования, сроках и порядке отчетности о ходе реализации программы.

Оценка исполнения целевых программ должна проводиться ежеквартально по сведениям, представляемым руководителями этих программ. Она предусматривает использование методов финансового и административного контроля. Результаты оценки исполнения целевых программ обобщаются в специальных формах.

В настоящее время десятки российских городов развиваются согласно принятым комплексным программам социально-экономического развития, одобренным местными органами власти. Однако при их реализации чаще всего осуществляют лишь контроль выполнения принятых решений и реализации намеченных мероприятий, в то время как эффект от выполнения программ оценивается крайне редко. Мониторинг выполнения принятых программ с целью выявления на ранних стадиях отклонений от намеченного хода реализации и последующей корректировки чаще всего сводится к замеру степени выполнения намеченных целей по окончании календарного плана. При этом в качестве индикаторов используются необходимые показатели, объективно отображающие реальный эффект от выполнения программных мероприятий, и те параметры, которые проще и легче измерить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе новейших кардинальных общественных преобразований и трансформаций города, в связи с принятием нового Федерального закона №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в связи с этим возросшей ролью местного самоуправления в решении вопросов местного значения городской сектор экономики занял особое место в системе национальной экономики. Получив достаточно прав и возможностей для самостоятельногохозяйствования и развития, органы местного самоуправления столкнулись с проблемой разработки и осуществления контроля за реализуемыми стратегиями и программами социально-экономического развития муниципальных образований.

Эффективность проводимой на муниципальном уровне политики, ее своевременная корректировка, объективно зависят от оперативности и достоверности поступающей информации, которая должна реально отражать все изменения, происходящие в экономической и .социальной сферах муниципальных образований. Наличие полной, своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельностимуниципального образования, является необходимым условием организации эффективного управления его развитием. Решение данной проблемы обеспечивает организация в муниципальном образовании системы мониторинга социально-экономического развития. Ситуация осложняется тем, что в большинстве регионов РФ мониторинг на уровне муниципальных образований носит поверхностный характер и не удовлетворяет в полной мере потребности органов местного самоуправления в информации о ходе социально-экономических процессов.

В современных условиях исследования в области организации мониторинга экономического и социального развития в сфере региональной экономики являются важными и своевременными, поскольку проблемы оценки экономической деятельности муниципальных образований решаются в России выборочно (в лучшем случае наотраслевом уровне).

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Закон РФ № 115-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
  2. Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность. Культура, 2006.
  3. Балобанов А., Саламатов В. Понимание эффективности муниципального управления в городах России и Украины (сравнительное инструментальное исследование) // http://emsu. ru/um/default.asp?c=1089&p=1
  4. Васильев М.В. Генезис и логика развития местного хозяйства в условиях рыночной трансформации российской экономики. Ростов н/Д, 2011.
  5. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2007.
  6. Глазычев В.Л. Город без границ // http://www.glazychev.ru/books/gorod_bez_ gran/gorod_bez_gran.htm
  7. Горный М.Б., Иванова В.Н., Ошурков А.Т., Скрябина Н.И. Основы муниципальной экономики. М.: «Весь Мир». 2010.
  8. Ковалева Т.М., Браулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации. М.: Кнорус, 2006.
  9. Кордонский С. Россия. Поместная Федерация. Административно-территориальное деление России в «реальности» и «на самом деле» - М. : Европа, 2010.
  10. Маркин В.В. Диалог с регионами: опыт анализа //Социологические исследования, 2008, № 7.
  11. Самаруха В.И., Шодорова Н.М. Выработка управленческих решений в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований Байкальского региона. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011.
  12. Хольцер М. Управление государственными расходами как сложный процесс. Эффективность управления. М.-Фонд «За экономическую грамотность» / Под ред. С.А. Батчикова, И.С. Глазьев. 2008
  13. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. Юрист, 2003.

1 Васильев М.В. Генезис и логика развития местного хозяйства в условиях рыночной трансформации российской экономики. Ростов н/Д, 2011. С. 89

2 Горный М.Б., Иванова В.Н., Ошурков А.Т., Скрябина Н.И. Основы муниципальной экономики. М.: «Весь Мир». 2010. С. 63.

3 Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность. Культура, 2006. С. 388

4 Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность.Культура, 2006. С. 389

5 Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. Юрист, 2003.С. 21

6 Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. Юрист, 2003.С. 11

7 Хольцер М. Управление государственными расходами как сложный процесс. Эффективность управления. М.-Фонд «За экономическую грамотность» / Под ред. С.А. Батчикова, И.С. Глазьев. 2008. С. 38

8 Ковалева Т.М., Браулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации. М.: Кнорус, 2006. С. 126

9 Кордонский С. Россия. Поместная Федерация. Административно-территориальное деление России в «реальности» и «на самом деле» - М. : Европа, 2010.

10 Глазычев В.Л. Город без границ // http://www.glazychev.ru/books/gorod_bez_ gran/gorod_bez_gran.htm

11 Балобанов А., Саламатов В. Понимание эффективности муниципального управления в городах России и Украины (сравнительное инструментальное исследование) // http://emsu. ru/um/default.asp?c=1089&p=1

12 Балобанов А., Саламатов В. Понимание эффективности муниципального управления в городах России и Украины (сравнительное инструментальное исследование) // http://emsu. ru/um/default.asp?c=1089&p=1

13 Глазычев В., Щедровицкий П. Россия: принципы пространственного развития // http:// www.glazychev.ru/projects/2004_ProstRazv/2004_ DocladProstRazv_oglav.htm

14 Маркин В.В. Диалог с регионами: опыт анализа //Социологические исследования, 2008, № 7, с. 132.

15 Самаруха В.И., Шодорова Н.М. Выработка управленческих решений в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований Байкальского региона. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010.С. 17

16 О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Закон РФ № 115-ФЗ // СПС Консультант Плюс.

17 Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2007.С. 128

 


 



Информация о работе Особенности мониторинга муниципального хозяйства