Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 10:06, реферат
Цель работы: изучить особенности мониторинга муниципального хозяйства
Задачи работы:
1. Рассмотреть общие положения о мониторинге
2. Проанализировать содержание мониторинга муниципального хозяйства.
Введение 3
1. Общие положения о мониторинге муниципального хозяйства 4
2. Содержание мониторинга 14
Заключение 19
Список использованных источников 20
Программа развития муниципального образования позволяет увязать действия участников производственного процесса, а также учесть финансовые, материальные и трудовые ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели.
Целевые программы можно классифицировать по нескольким признакам:
характеру проблем и целей (социально-экономические, экологические, организационно-хозяйственные);
времени (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);
уровню и составу сферы влияния и сферы реализации (государственные, межотраслевые, отраслевые, региональные, муниципальные).
Следует отметить, что программы взаимосвязаны между собой. В частности, социально-экономические выступают целевыми, а организационно-хозяйственные - обеспечивающими условия реализации целевых программ.
К основным показателям социально-экономического развития муниципального образования можно отнести следующие:
увеличение бюджетообеспеченности населения с целью качественного предоставления гарантированных услуг;
повышение уровня жизни населения;
увеличение средней продолжительности жизни населения в муниципальном образовании;
естественный прирост населения;
сокращение детской смертности и смертности населения в трудоспособном возрасте;
обеспеченность населения жилой площадью по категориям жилья и уровню его благоустройства;
динамика уровня удовлетворения других социально-культурных и бытовых потребностей населения.
Программно-целевой подход является необходимым инструментом управления таким сложным объектом, как муниципальное образование, формой и средством подчинения различных хозяйствующих субъектов целям экономического и социального развития.
По мнению А.Г. Воронина, процесс формирования целевой программы должен включать ряд обязательных этапов:
этап аналитический - проводится всесторонний анализ проблемных ситуаций, возникших в рамках стратегических приоритетов муниципального образования; формулируется цель предполагаемых изменений;
этап определения стратегии - определяется долговременное направление или комбинация направлений, на которых следует искать пути достижения цели;
этап формирования программы - выделяются основные задачи и мероприятия по их реализации; определяется основные временные периоды;
этап оценки финансовых и ресурсных возможностей - оцениваются финансовые возможности реализации целевой программы и определяются возможные источники погашения затрат (бюджеты различных уровней, привлеченные средства и ресурсы).
Разработка целевой программы начинается с описания проблемной ситуации, уточнения формулировки проблемы и обоснования необходимости целевой программы для ее решения.
Целевые программы должны иметь следующую структуру:
целевой блок, показывающий, какой из стратегических приоритетов реализует данная программа;
структурный блок, характеризующий основные мероприятия для достижения социальных целей;
ресурсный блок, конкретизирующий потребность в материальных и финансовых ресурсах для выполнения мероприятий программы;
блок технико-экономических обоснований, в котором составляются балансы, необходимые для обеспечения потребностей за счет собственных ресурсов муниципального образования, привлечения средств инвесторов и средств населения17.
Одной из сложных задач при разработке и реализации целевых программ является прогнозирование результатов, оценка и анализ эффективности этих программ. Эту задачу должен решать мониторинг целевых программ, направленный на достижение максимальной социально-экономической эффективности их реализации. На наш взгляд, мониторинг необходим: для отбора тех целевых программ, которые оказывают наибольшее положительное воздействие на социально-экономическую ситуацию при ограниченности бюджетных средств на их реализацию; координации взаимодействия руководителей целевых программ; осуществления систематического контроля за ходом выполнения программ; получения и обобщения информации о финансировании мероприятий; определения степени достижения целей программ; обеспечения городских органов представительной и исполнительной власти информацией о выполнении целевых программ.
Объектами мониторинга целевых программ являются предложения о разработке целевых программ, проекты целевых программ, а также утвержденные представительным органом и принятые к финансированию социальные и экономические программы.
Мониторинг включает программный анализ и программную оценку.
В основе программного анализа лежит сопоставление предполагаемых затрат с ожидаемыми результатами альтернативных вариантов реализации анализируемой программы. По результатам анализа, который включает проведение независимой экспертизы проектов целевых программ, в соответствии со специальной формой следует подготавливать заключение, которое передается в представительный орган местного самоуправления. Представительный орган должен изучить заключение и принять решение об утверждении проекта целевой программы, объемов финансирования, сроках и порядке отчетности о ходе реализации программы.
Оценка исполнения целевых программ должна проводиться ежеквартально по сведениям, представляемым руководителями этих программ. Она предусматривает использование методов финансового и административного контроля. Результаты оценки исполнения целевых программ обобщаются в специальных формах.
В настоящее время десятки российских городов развиваются согласно принятым комплексным программам социально-экономического развития, одобренным местными органами власти. Однако при их реализации чаще всего осуществляют лишь контроль выполнения принятых решений и реализации намеченных мероприятий, в то время как эффект от выполнения программ оценивается крайне редко. Мониторинг выполнения принятых программ с целью выявления на ранних стадиях отклонений от намеченного хода реализации и последующей корректировки чаще всего сводится к замеру степени выполнения намеченных целей по окончании календарного плана. При этом в качестве индикаторов используются необходимые показатели, объективно отображающие реальный эффект от выполнения программных мероприятий, и те параметры, которые проще и легче измерить.
В ходе новейших кардинальных общественных преобразований и трансформаций города, в связи с принятием нового Федерального закона №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в связи с этим возросшей ролью местного самоуправления в решении вопросов местного значения городской сектор экономики занял особое место в системе национальной экономики. Получив достаточно прав и возможностей для самостоятельногохозяйствования и развития, органы местного самоуправления столкнулись с проблемой разработки и осуществления контроля за реализуемыми стратегиями и программами социально-экономического развития муниципальных образований.
Эффективность проводимой на муниципальном
уровне политики, ее своевременная корректировка,
объективно зависят от оперативности
и достоверности поступающей информации,
которая должна реально отражать все изменения,
происходящие в экономической и .социальной
сферах муниципальных образований. Наличие
полной, своевременной и достоверной информации
о процессах, происходящих в различных
отраслях и сферах жизнедеятельностимуниципальног
В современных условиях исследования в области организации мониторинга экономического и социального развития в сфере региональной экономики являются важными и своевременными, поскольку проблемы оценки экономической деятельности муниципальных образований решаются в России выборочно (в лучшем случае наотраслевом уровне).
1 Васильев М.В. Генезис и логика развития местного хозяйства в условиях рыночной трансформации российской экономики. Ростов н/Д, 2011. С. 89
2 Горный М.Б., Иванова В.Н., Ошурков А.Т., Скрябина Н.И. Основы муниципальной экономики. М.: «Весь Мир». 2010. С. 63.
3 Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность. Культура, 2006. С. 388
4 Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность.Культура, 2006. С. 389
5 Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. Юрист, 2003.С. 21
6 Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. Юрист, 2003.С. 11
7 Хольцер М. Управление государственными расходами как сложный процесс. Эффективность управления. М.-Фонд «За экономическую грамотность» / Под ред. С.А. Батчикова, И.С. Глазьев. 2008. С. 38
8 Ковалева Т.М., Браулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации. М.: Кнорус, 2006. С. 126
9
Кордонский С. Россия. Поместная Федерация.
Административно-
10
Глазычев В.Л. Город без границ //
http://www.glazychev.ru/books/
11 Балобанов А., Саламатов В. Понимание эффективности муниципального управления в городах России и Украины (сравнительное инструментальное исследование) // http://emsu. ru/um/default.asp?c=1089&p=1
12 Балобанов А., Саламатов В. Понимание эффективности муниципального управления в городах России и Украины (сравнительное инструментальное исследование) // http://emsu. ru/um/default.asp?c=1089&p=1
13
Глазычев В., Щедровицкий П. Россия: принципы
пространственного развития // http://
www.glazychev.ru/projects/
14 Маркин В.В. Диалог с регионами: опыт анализа //Социологические исследования, 2008, № 7, с. 132.
15 Самаруха В.И., Шодорова Н.М. Выработка управленческих решений в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований Байкальского региона. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010.С. 17
16 О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Закон РФ № 115-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
17 Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2007.С. 128
Информация о работе Особенности мониторинга муниципального хозяйства