Особенности рынка труда и безработицы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 08:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение основных причин безработицы, выявление социально-экономических последствий безработицы, исследовать деятельность государства в сфере занятости населения.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ трудовой занятости населения.
2. Раскрыть сущность безработицы.
3. Исследовать ее особенности в России.
4. Рассмотреть государственную политику в решении вопросов, связанных с безработицей и трудовой занятостью.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы исследования безработицы.
1.1 Основные понятия и характеристики безработицы
1.2 Виды безработицы
1.3 Уровень безработицы, как он измеряется
Глава 2. Биржа труда, методы регулирования безработицы.
2.1 Социальные последствия безработицы и политика занятости
2.2 Меры регулирования занятости
2.3 Государственная служба занятости населения и ее функции
Глава 3 Особенности рынка труда и безработицы в России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 69.01 Кб (Скачать файл)

Контрактная  теория занятости (М. Бейли, Д. Гордон, К. Азариадис) представляет собой концепцию, основанную на синтезе неоклассических представлений с кейнсианскими. С одной стороны, авторы принимают кейнсианский тезис о жесткости денежной заработной платы и полагают, что приспособления на рынке труда происходят за счет изменения физических объемов производства и занятости, а не цен. С другой стороны, сама эта жесткость выводится из оптимизирующего поведения индивидов, действующих в собственных экономических интересах. В основе данной теории лежит положение о том, что предприниматели и рабочие вступают между собой в долгосрочные договорные отношения. Между предпринимателя и работниками возникает соглашение – «имплицитный контракт», который соблюдается ими не потому, что этого требует юридический договор, а потому, что это экономически обоюдно выгодно. Фирма в период спада производства не снижает оплату труда, а в период подъема резко не повышает оплату труда квалифицированным работникам. Динамика денежной заработной платы оказывается сглаженной. Во время падения производства она не опускается, а во время подъема не слишком поднимается, возрастая плавно и равномерно. Уровень заработной платы становиться в определенной мере фиксированным, как экономически целесообразный результат оптимизирующего поведения индивида.

Концепция гибкого рынка  труда (Р. Буае, Г. Стэндинг) получение распространение в конце 70-х годов, когда в наиболее развитых странах Запада происходила структурная перестройка экономики. За ее основу взято положение о необходимости дерегламентации рынка труда, перехода к более гибким, функционально индивидуализированным и нестандартным формам занятости (частичная занятость, неполный рабочий день или неделя, краткосрочные контракты). Такой подход призван обеспечить уменьшение издержек структурной перестройки экономики и достигается за счет многообразия и гибкости форм найма, увольнения работников; гибкости регулирования заработной платы на основе более дифференцированного подхода; гибкости методов и форм социальной защиты работников, а так же адаптирования объема, структуры, качества и цены рабочей силы к колебаниям спроса и предложения на рынке труда.

В целом концепция гибкого  рынка труда предполагает формирование многообразных форм взаимоотношений  предпринимателей и работников и  направлена на рационализацию  совокупных затрат, повышение прибыльности и  поддержание высокого динамизма  рынка труда.

Обычно под занятостью понимается деятельность трудоспособных (экономически активных) граждан в системе народного хозяйства с целью получения трудового дохода (заработной платы) и удовлетворения личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству страны. Существует понятие вторичной занятости, которая предполагает осуществление трудовой деятельности или на основном месте работы путем удлинения рабочего дня (на том же предприятии) или за пределами основной работы на новом рабочем месте (на другом предприятии или дома). Самозанятость означает самостоятельный поиск и осуществление трудовой деятельности с целью получения постоянного или временного дополнительного дохода. Самозанятость используется в таких сферах, как малый бизнес, мелкая торговля (челноки), народные промыслы, надомный труд.

Следует иметь в виду, что количество незанятых всегда больше числа граждан, официально признанных безработными, на число лиц, которые  по разным причинам не имеют работы, не ищут ее не готовы приступить к ней в ближайшее время. В соответствии с законом РФ «О занятости населения в РФ» различение между незанятыми и безработными осуществляется в соответствии с рядом признаков: обращением неработающего гражданина в государственную службу занятости, регистрации его и присвоением ему органами занятости официального статуса «безработный» с выплатой пособия по безработице.

Принято выделять численность  и структуру той группы лиц, положение  которых на рынке труда особенно неблагоприятно. Последние занимают особенную неустойчивую зону (сегмент) на рынке труда. «Критическая зона рынка труда» охватывает ту часть экономически активного населения , которая оказалась в сложном материальном положении из-за полного или частичного отсутствия работы или низкого уровня ее оплаты. В ее структуре выделяют следующие субзоны по контингентам лиц:

  • лица, имеющие официальный статус безработного;
  • неработающие лица, не имеющие официального статуса безработного, с душевым доходом в семье ниже прожиточного минимума;
  • лица, работающие в режиме неполной занятости и не имеющие дополнительно заработка, с душевым доходом в семье ниже прожиточного минимума;
  • лица, занятые полный рабочий день, не имеющие дополнительного дохода, с заработной платой ниже прожиточного минимума;

При проведении государственной  политики в области обеспечения  занятости населения следует  особое внимание уделять тем контингентам лиц, которые попадают в критическую  зону рынка труда.

 

 

2.2. Подходы к регулированию занятости.

 

В целях снижения безработицы  государство располагает различными методами, связанными с разработкой  способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом:

  • активные;
  • пассивные.

Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров в соответствии с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

Активный метод включает:

  • мероприятия по профилактике увольнения рабочих и скоращения рабочих мест;
  • обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу;
  • активный поиск и подбор рабочих мест;
  • финансирование создания новых рабочих мест;
  • организация новых рабочих мест через систему общественных работ – работы по улучшению и развитию дорожной сети, благоустройство и озеленение территорий, сохранение и развитие лесопаркового хозяйства, развитие социальных услуг (уход за престарелыми и инвалидами, больными, детьми); временные и разовые работы на строительстве жилья, в жилищно-коммунальном хозяйстве, на промышленных предприятиях, участие в проведении общегосударственных кампаний (выборы, социологические опросы, микропереписи населения). [A]

Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

В настоящее время в странах  с развитой рыночной экономикой идет поиск наилучшего сочетания пассивных  мер с активными мероприятиями, которые осуществляет государство  на рынке труда, расширяя сеть агентств, оказывающих содействие населению  при трудоустройстве.

Основными методами государственного обеспечения занятого населения являются:

  • прямые методы – законодательное регулирование условий найма и использования рабочей силы (коллективные договоры, трудовое законодательство);
  • косвенные методы – государственная финансовая политика (ассигнования и субсидии), монетарная политика регулирования денежного обращения, фискальная политика изменений налоговых ставок и др.

В соответствии с действующим законодательством  о занятости населения, можно  выделить основные направления государственной  политики России по содействию занятости  населения на рынке труда:

  • осуществление мер по предупреждении высвобождения работников, смягчению последствий массовых высвобождения на основе проведения предупредительных консультаций по вопросу трудоустройства;
  • дальнейшее развитие системы профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных граждан и занятого населения в целях обеспечения конкурентоспособности и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда;
  • создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях, оказание адресной поддержки при трудоустройстве граждан;
  • проведение мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных и повышения адресности пособий по безработице;
  • поощрение работодателей, создающих новые рабочие места для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  • сочетание самостоятельности органов власти субъектов Федераций , органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;
  • координация и согласование объектов и профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих и специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования всех уровней с потребностью территориальных рынков труда;
  • координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов, работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и соответствующего контроля;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует  определить, какие виды политики непосредственно  воздействуют на уровень безработицы  в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной  политики:

  • социальная;
  • макроэкономическая;
  • политика в сфере занятости населения.

 

Данные виды политики государства  тесно взаимосвязаны между собой  и в совокупности определяют влияние  на уровень занятости населения.

Обращаясь к методам минимизации  безработицы в России, рассмотрим возможные методы, прибегая к вышеуказанной  классификации.

Макроэкономическая политика: создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.  Способами увеличения спроса являются:

  • стимулирование роста экспорта (с помощью регулирования ставок таможенных пошлин и тарифов);
  • льготное налогообложение;
  • поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий;
  • льготное кредитование  (например, Национальный проект развития сельского хозяйства) и т.п.

 

Социальная политика:

  • Выплата пособия по безработице признанным безработными;
  • Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих;
  • Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат);

Политика в сфере занятости  населения:  

    • Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др;  
    • Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов); 
    • Развитие самозанятости населения. Самозанятость населения – это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны; 
    • Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д;
    • Организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен; 
    • Создание и поддержка нетрадиционных форм занятости (надомничество, в т.ч. электронное надомничество). К надомничеству обращаются квалифицированные работники, располагающие персональными компьютерами, терминалами, современными средствами связи. Распространение «электронного надомничества»[3] создает гибкие рабочие места, снижает для предпринимателей расходы на помещения, отопление, освещение. Вместе с тем подобные сдвиги в структуре занятости создают новый стиль жизни: труд обогащается, возрастают самостоятельность и ответственность работника;
    • Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса; 
    • Информационная помощь безработным. Конвенция МОТ № 88 от 1998 г. предполагает, что службы занятости должны располагать информацией о рынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных отраслей;
    • Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда  (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).

Рассмотрим подробнее  возможность минимизации безработицы  с помощью биржи труда. В настоящее  время функции биржи труда  выполняют в основном государственные  биржи труда, так называемые государственные  службы занятости населения, подчиненные  министерствам труда. В задачу государственных  служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при  трудоустройстве безработных и  лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей  силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные  биржи труда ведут учет безработных  и производят выплату пособий  по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный  лишается такого пособия.

Для реализации государственной  политики в области занятости  населения и обеспечения гражданам  соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

Законодательство предусматривает  обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это  один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и  государства на рынке труда: не государство  выявляет неработающих, а незанятый  гражданин сам обращается за помощью  к государству, в Государственную  службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого  момента у государства наступает  обязанность в течение 10 календарных  дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода  предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное  пособие.

С 2001 года завершилось реформирование службы занятости, в связи с порядком финансирования мероприятий по осуществлению  политики в сфере занятости, изменилась технология работы по вопросам занятости  в плане предоставления и организации  услуг населению по содействию в  трудоустройстве и занятости. В  таблице 1 рассмотрены функции государственных  органов и территориальных структур службы занятости населения.

Региональные программы  разрабатываются при участии  региональных служб занятости являющимися  основными исполнителями политики занятости. Обычно региональные программы  занятости населения делятся  на 3 уровня:

  1. Республиканские программы занятости населения, которые охватывают мероприятия, реализуемые только на уровне республики;
  2. Областные программы, определяющие мероприятия по занятости населения в рамках данного уровня (например выделение городов приоритетного развития);
  3. Районные (городские) программы занятости, включающие мероприятия, направленные на решение проблем отдельных участков рынка труда.

Информация о работе Особенности рынка труда и безработицы в России