Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 08:14, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение основных причин безработицы, выявление социально-экономических последствий безработицы, исследовать деятельность государства в сфере занятости населения.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ трудовой занятости населения.
2. Раскрыть сущность безработицы.
3. Исследовать ее особенности в России.
4. Рассмотреть государственную политику в решении вопросов, связанных с безработицей и трудовой занятостью.
Глава 1. Теоретические основы исследования безработицы.
1.1 Основные понятия и характеристики безработицы
1.2 Виды безработицы
1.3 Уровень безработицы, как он измеряется
Глава 2. Биржа труда, методы регулирования безработицы.
2.1 Социальные последствия безработицы и политика занятости
2.2 Меры регулирования занятости
2.3 Государственная служба занятости населения и ее функции
Глава 3 Особенности рынка труда и безработицы в России
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом региональное регулирование занятости позволяет учитывать особенности развития регионов и на их основе разрабатывать конкретные мероприятия по созданию условий занятости в зависимости от форм собственности, размеров предприятия и т.д.
Программы трудоустройства,
реализуемые региональными
Перспективное развитие государственной службы занятости – расширение возможностей самостоятельного поиска вакансий для людей в активном трудоспособном возрасте. Освоение новых форм работы способствует повышению эффективности трудоустройства.
Социальная эффективность политики занятости может быть оценена по формуле:
(2.1)
гдеЭ – социальная эффективность политик занятости в течении определенного календарного периода; - численное количество безработных, снятых с учета по всем основаниям в течении календарного периода; – численность безработных на конец календарного периода.
Говоря о государственной политики в области занятости населения , необходимо рассмотреть, какие гарантии предоставляет государство в обеспечении занятости населения. Закон «О занятости населения в РФ» выделяет три виды гарантий обеспечения занятости:
Для решения проблем занятости в долгосрочной перспективе необходимо формирование системы социальных гарантий личности в трудовой сфере, системы эффективным мер по предотвращению вынужденной безработицы или ее перерастания в хроническую форму, а также по скорейшему возвращению граждан , потерявших работу, в сферу занятости. [Б]
2.2. Меры регулирования занятости.
Становление рыночных отношений
всегда затрагивает одну из важнейших
сфер экономики – занятость трудовых
ресурсов. В дореформенный период
обеспечение занятости
Отличительной особенностью рыночной экономики является то, что человек самостоятельно принимает решение о том, работать ему или нет. Государство не вправе заставить его трудиться, что закреплено в “Законе о занятости”.
Стремление обеспечить практически
стопроцентную занятость
Анализ состояния в трудовой сфере и современного рынка труда свидетельствует, что развитие сферы занятости отстает от экономического реформирования. Поэтому рынок труда продолжает находиться на начальной стадии своего развития, проявлением чего является высокий уровень скрытой безработицы, деформированная связь между трудовым вкладом работника и его доходами, сохранением масштабов невыплат заработной платы и т. д.
Общий анализ рынка труда
показал, что процессы движения рабочей
силы во многом повторяются: активация
найма рабочей силы сменяется
ростом ее выбытия с практически
идентичной цикличностью по периодам.
Таким образом, несмотря на сохраняющиеся
довольно значительные масштабы движения
рабочей силы, рынок труда с
его занятыми, официальными и неофициальными
безработными сохраняется почти
неизменным и фактически не продвигается
вперед к новой, более эффективной
структуре занятости. Однако относительное
снижение оборота перемещение рабочей
силы в последнее время
Сейчас высвобождение происходит, главным образом, из-за падения объема производства, по экономическим причинам, в связи с не своевременной выдачей зарплаты, в том числе не связанной с деятельностью самого предприятия (в связи с необеспеченностью предприятий сырьем, комплектующими изделиями).
В дальнейшем формирование рынка труда будет происходить за счет:
работников, высвобождаемых из различных отраслей народного хозяйства;
молодежи, которая впервые вступает в трудовую деятельность;
женщины, имеющих малолетних детей;
лиц, высвобождаемых из мест лишения свободы;
текучесть кадров;
временно незанятого населения;
пенсионеров по возрасту, инвалидов;
военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил.
Ограниченность возможностей
органов труда и занятости
проявилась в оценке перспектив включения
в круг их работы проведения мероприятий
по выявлению и регистрации
В заключении хотелось бы отметить,
что в рамках Государственной
программы занятости населения
необходимо отработать механизм поиска
“золотой середины” между
Определенные надежды
на расширение в будущем возможности
занятости связаны с
Заключение.
Путь выхода из кризиса определяется, прежде всего, стратегией развития государства и пределом социальной терпимости общества. Наиболее сложным в переходный период является поддержание доверия населения к проводимым реформам. Между тем государство в настоящее время, похоже, своеобразно цитируя М. Фридмена, считает, что население должно само о себе позаботиться.
Для кардинального решения
проблем безработицы надо в корне
менять политику занятости. И в особенности
федеральный закон. Нельзя сегодня
пассивно сдерживать безработицу. Нельзя
допустить, чтобы при переходе в
XXI век фигурировала катастрофически
большая величина безработицы. Только
целенаправленное активное повышение
уровня занятости населения на действующих
и на вновь создаваемых
Давно назрела необходимость
пересмотреть идеологию федерального
Закона “О занятости населения”. Законодательство
должно ориентировать на расширение
современных сфер приложения труда,
на повышение его
В безработицу все в большей мере втягиваются как мужчины, так и женщины. А это означает, что все больше становится детей и подростков, растущих в такой обстановке, когда они не видят, чтобы их отцы и матери когда-либо ходили на работу.
Растет число убыточных производств. Это создает предпосылку “залпового” выброса рабочей силы. К числу “выдавленных” работников прибавим выпускников учебных заведений. Требования, предъявляемые работодателями к претендентам на имеющиеся вакантные места (стаж работы, высокая квалификация), не позволяют выпускникам техникумов, училищ быть достаточно конкурентоспособными.
Проблема существует - это факт. Но первые шаги к ее преодолению уже сделаны. Государственная программа уже принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и нуждается в активной государственной поддержке. Принятый курс новых реформ, нововведений, ориентированны в основном на молодежь. Ведь именно нам, кому в будущем придется взять на себя все бразды правления государством, и нужно будет решать уже на сегодняшний день ставшие неотложными проблемы.
Особую актуальность приобретают
в настоящее время вопросы
совершенствования
Забота государства о
достижении в стране наиболее полной
и эффективной занятости как
важной социальной гарантии для экономически
активного населения является важнейшим
аспектом государственного регулирования
рынка труда, механизм формирования
которого будет постоянно
Наименование органа или структуры |
Функции |
Министерство здравоохранения и социального развития РФ |
Финансирование мероприятий по вопросам занятости; Анализ состояния рынка
труда и направление в Разработка нормативных и правовых документов для осуществления социальной политики в этом направлении. |
Департаменты (республиканские, краевые и областные) |
Распределение и контроль использования финансовых средств на реализацию программ занятости. Оказание координационных, методических услуг центрам занятости; Установление контрольных цифр для регионов; Издание приказов и распоряжений на основе имеющейся нормативной документации. |
Территориальные органы по вопросам занятости (центры занятости) |
Заключение соглашений с администрацией о разработке и совместном финансировании региональных программ занятости; Заключение договоров о реализации мероприятий активной занятости и совместном финансировании общественных работ, временной занятости, организация обучения персонала по заказу предприятия; Заключение договоров на финансирование содержания центров занятости, выплату пособий , для реализации мероприятий активной политики занятости. |
Комиссии по содействию трудоустройству |
Участие в разработке и осуществлении программ содействия занятости и развития человеческих ресурсов; Принятие решений по вопросам определения максимальной величины пособий по безработице (на основе средней заработной платы в регионе); Контроль за расходованием средств местных бюджетов на проведение активной политики занятости. |
Список использованной литературы.
Б. «Рынок труда» Шлендер стр. 128
1.. «Человек и труд» – №1, с. 37-46, 20045. Вечканов Г. С. Миграция трудовых ресурсов в СССР.
2. Бородянский Э., Кузьмин В. «Реальный путь противодействия безработице»– «Человек и труд» – №9, 2000.
Информация о работе Особенности рынка труда и безработицы в России