Особенности социальной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - углубленное изучение сущности социальной политики государства, выделение особенностей социальной политики Республики Беларусь на современном этапе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность социальной политики государства;
показать основные принципы и направления социальной политики;
изучить понятия уровня и качества жизни населения;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….
3
Содержание, принципы и основные направления социальной политики государства……………………………………………………………………………

5
2. Уровень и качество жизни населения ……………………………………………….
8
3. Особенности социальной политики Республики Беларусь…………………………
24
Заключение……………………………………………………………………………….
38
Список использованных источников ……….…

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ доделаная.doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

Кривая Лоренца — кривая, которая показывает, какую часть совокупного денежного дохода страны получает каждая доля низкодоходных и высокодоходных семей, то есть отражает в процентах распределение дохода между семьями с разным достатком.

Кривая Лоренца наглядно показывает, насколько фактическое распределение доходов между разными семьями отличается от равномерного распределения.

По оси Х отмечается в процентах количество семей, получающих определённую долю денежного дохода страны, по оси Y - доход в процентах. Прямая которая отражает зависимость 25%-25%, 50%-50% и т.д. до 100%-100% показывает абсолютное равенство. Оттягивающаяся тетива - показатель неравенства. Чем ближе тетива придвигается к оси X, тем ниже стимул населения к труду (Рисунок 1).

доход, %

Кол-во семей, %

 

                    

Рисунок 1. Кривая Лоренца

 

   Коэффициент Джини (индекс Джини) — статистический показатель, свидетельствующий о степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку (к примеру, по уровню годового дохода — наиболее частое применение, особенно при современных экономических расчётах).

Рассчитывается как площадь области между кривой Лоренца, которая описывает реальное распределение, и идеальной прямой равномерного распределения. Максимально возможная площадь принимается за единицу измерения. Коэффициент Джини G может принимать значения от нуля до единицы (0÷1). G = 0 означает равномерное распределение, G = 1 — предельный случай, когда признаком обладает только один человек. Индекс Джини — коэффициент Джини, выраженный в процентах (Рисунок 2).

 

Рисунок 2. Графическое изображение индекса Джинни

 

  1. Показатели, характеризующие уровень и распределение низких доходов (бюджет прожиточного минимума, величина прожиточного минимума, минимальный потребительский бюджет, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, дефицит дохода, индекс глубины бедности, индекс остроты бедности).
  2. Баланс денежных доходов и расходов населения (доходы и их структура, расходы и их структура, превышение расходов над доходами или превышение доходов над расходами).

Однако вышеприведенная система оценки уровня жизни, по мнению некоторых ученых, является неполной, т.к. в ней отсутствуют важнейшие индикаторы, оценивающие состояние социальной сферы и окружающей среды, а также характеризующие общий экономический рост и подходы к межрегиональным сравнениям. Поэтому некоторыми учеными предлагается дополнить принятую статистическую систему оценок показателями по блокам "Система социальной защиты", "Социальная сфера", "Окружающая среда", "Валовой региональный продукт" [11, c.51].

Качество жизни  - категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека.

Государственная работа по определению и реализации заданного качества жизни ведется через законодательное введение стандартов (индексов) качества жизни, которые обычно включают три блока комплексных индикаторов.

Первый блок индикаторов качества жизни характеризует здоровье населения и демографическое благополучие, которые оцениваются по уровням рождаемости, продолжительности жизни, естественного воспроизводства.

Второй блок отражает удовлетворенность населения индивидуальными условиями жизни (достаток, жилища, питание, работа и др.), а также социальная удовлетворенность положением дел в государстве (справедливость власти, доступность образования и здравоохранения, безопасность существования, экологическое благополучие). Для их оценки используются социологические опросы представительных выборок из населения. Объективным индикатором крайней неудовлетворенности служит уровень самоубийств.

Третий блок индикаторов оценивает духовное состояние общества. Уровень духовности определяется по характеру, спектру и числу творческих инициатив, инновационных проектов, а также по частоте нарушений общечеловеческих нравственных заповедей: «не убий», «не укради» , «почитай отца и мать своих», «не сотвори себе кумира» и др. В качестве единиц измерения используются данные официальной статистики о социальных аномалиях, которые считаются «грехом» - нарушением соответствующих заповедей: убийства, грабежи, тяжкие телесные повреждения, брошенные пожилые родители и дети, алкогольные психозы. Там, где такие проступки встречаются чаще, уровень нравственного состояния хуже.

Качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную. В соответствии с этим оценка качества жизни проводится d двух формах:

  • степень удовлетворения научно обоснованных потребностей и интересов;
  • удовлетворенность качеством жизни самих людей.

Критерием объективной оценки качества жизни служат научные нормативы потребностей и интересов людей, по соотношению с которыми можно объективно судить о степени удовлетворения этих потребностей. Более того, отклонение полученных объективных оценок по каким-либо качественным характеристикам от научно обоснованных норм потребностей (интересов) свидетельствует о неблагополучной ситуации либо возникшей проблеме, решение которой требует адекватного государственного регулирования.

С другой стороны, потребности и интересы людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей, их личных мнениях и оценках.

Субъективный характер оценок числа и свойств основных категорий "качества жизни" вызывает определенную сложность построения обобщающей характеристики данной категории. В результате субъективных оценок набор составляющих категории "качество жизни" может быть бесконечно разнообразным. Поэтому при построении обобщающего индикатора качества жизни следует исходить из того, что набор базовых компонентов, определяющих качество жизни населения, должен быть достаточно устойчив во времени и пространстве. Могут лишь меняться удельные веса влияния каждого фактора на обобщающий индикатор качества жизни.

Оценка качества жизни населения осуществляется на базе существующих источников статистической информации, а также результатов специальных обследований населения и опросов экспертов.

Прежде всего, это показатели, исчисляемые в рамках систем национальных счетов; данные статистики труда и социального обеспечения, демографии, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунальной отрасли, физической культуры, туризма; данные, характеризующие качество окружающей и социальной среды; результаты всевозможных выборочных обследований населения, массовых опросов, интервьюирования и т.п.

В современных условиях социально-экономического развития стран мирового сообщества в рамках международных сопоставлений особую актуальность приобретают международные источники информации. Среди них: ежегодные доклады о развитии человека, издаваемые Организацией Объединенных Наций, ежегодные доклады Международного Института Развития Менеджмента по сравнительному анализу пятидесяти стран мира и др.

Уровень жизни населения как интегральное свойство аккумулирует в себе целый комплекс более частных свойств, характеризующих степень удовлетворения материальных и духовных потребностей населения:

  • реальные доходы населения, их структура, покупательная способность доходов, дифференциация доходов населения; реальная заработная плата; реальные расходы населения, их структура; уровень потребления продуктов питания; показатели минимальных социальных гарантий - минимальные заработная плата, потребительский бюджет, пенсия;
  • показатели экономической активности (уровень экономической активности населения, соотношение занятых в экономике и общей численности населения, уровень безработицы);
  • обеспеченность населения мощностями здравоохранения, образования, культуры и искусства, отдыха, инфраструктуры (система показателей, характеризующих деятельность учреждений образования, культуры и искусства; выпуск книжной, журнальной и печатной продукции; статистика здравоохранения, заболеваемости населения, инвалидности; система показателей развития и использования сети санаторно-курортных учреждений, учреждений отдыха и туризма, спортивных сооружений; обеспечение населения коммунальными, бытовыми, транспортными, правовыми и другими услугами);
  • обеспеченность населения жильем и другой собственностью (комплекс показателей, характеризующих наличие, состав и состояние жилищного фонда, жилищные условия населения);
  • показатели социальной защиты населения (комплекс показателей, характеризующих социальное обеспечение, систему предоставления пенсий, пособий, материальной помощи больным, престарелым, детям). Модельный набор социальных индикаторов уровня жизни населения представлен в таблице 1 [11, с. 56-57]

 

Модельный набор социальных индикаторов уровня жизни населения

Таблица 1.

Модельный набор социальных индикаторов уровня жизни населения

Официальные данные по РБ, 2008-2009 гг.

1

2

3

1.

Интегральные индикаторы уровня жизни

 
 

1.1

X. 1 .

Макроэкономические показатели

 
   

реальные располагаемые доходы домашних хозяйств (темпы роста)

102,9 %

(янв-авг. 2009)

   

      > расходы на конечное потребление домашних хозяйств

      > фактическое конечное потребление домашних хозяйств

      > фонд заработной платы

      > среднемесячная заработная плата (номинальная и реальная)

-

 

 

 

 

 

 

 

 

977,8 тыс. руб. /

-

 

1.2.

Демографические показатели

 
   

      > динамика численности постоянного населения

      > ожидаемая продолжительность жизни при рождении

      > уровень младенческой, детской и материнской смертности

      > уровень образования населения

-0,3 %

68,8 года

 

 

4,1; 5,7 на 1000 детей; 2,8 на 100 тыс. детей.

0,97

 

1.3.

Показатели экономической активности

 
   

      > уровень экономической активности населения

     > соотношение занятых в экономике и общей численности населения

     > уровень безработицы

99,1%

48 %

 

0,8 %

 

 

1.4.

Показатели пенсионного обеспечения населения

 
   

      > численность пенсионеров (всего, в том числе по возрасту)

      > суммы назначенных месячных пенсий (всего, в том числе по возрасту)

      > средний размер назначенных месячных пенсий по возрасту и минимальный размер пенсий

2500 (ты. чел) (2105)

-

 

 

389,4  тыс. руб.,

234 тыс. руб.

2

Показатели материалЬной обеспеченности населения

 
 

2.1.

Доходы домашних хозяйств

 
   

      > совокупные  и денежные номинальные и реальные доходы домашних хозяйств (общие и располагаемые):

          Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц;

Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году.

      > покупательная способность доходов домашних хозяйств 
      > индекс потребительских цен

 

 

 

648,2

 

 

111,8

 

 

 

 

113,3

 

2.2.

Неравенство в распределении доходов между отдельными группами населения

 
   

     > децильный коэффициент дифференциации доходов населения

     > коэффициент концентрации доходов (индекс Джини)

-

 

-

3.

Личное потребление (уровень и структура)

 
   

     > стоимость минимальной продовольственной корзины

     > динамика и структура потребительских расходов домашних хозяйств в текущих и сопоставимых ценах

     > доля затрат на питание в располагаемых доходах и потребительских расходах домашних хозяйств

> среднедушевое.потребление основных продуктов пита 
ния, в том числе в пересчете на взрослого потребителя

385 тыс. руб.

 

-

 

47,3 %

4.

Жилищные условия населения

 
   

      > обеспеченность населения жильем (размер общей и жилой площади в расчете на одного жителя страны)

      >доля расходов на оплату жилья в потребительских расходах населения

25 кв. м. на человека

 

10,1 %

5.

Показатели социальной напряженности

 
   

> коэффициент преступности

1,3 тыс. ед. на 100 тыс. населения


Источник: Социальная политика / БГУ, Факультет управления и социальных технологий, Кафедра социальной работы. – Мн.: БГУ, 2002. – с. 56-57, Официальные данные Министерства статистики и анализа и Национального статистического комитета Республики Беларусь

 

Другие показатели уровня жизни и качества жизни населения Республики Беларусь представлены в Приложении  А [16]

На основе вывода о том, что категории качества, уровня жизни должны не противопоставляться, а дополнять друг друга, перечисленную систему показателей уровня жизни, отражаемую в количественном измерении, следует дополнить качественными характеристиками [7, С. 28-34; 3, С. 15-19; 11, С. 49-61]:

  • состояние здоровья - физические и умственные возможности людей, их самочувствие, длительность и тяжесть болезней;
  • качество питания - его состав, ценность (в калориях, граммах белков, количестве витаминов), а также вкусовые качества, свежесть и экологическая чистота продуктов, регулярность питания;
  • состояние образования и культуры - уровень обучения, степень овладения научными знаниями, нравственное содержание и художественный уровень литературы, доступность библиотек, телевидения, музеев и т.п.;
  • качество жилья - удобство планировки и благоустройство населенных пунктов, обустройство и обстановка жилища;
  • условия и характер труда - напряженность и эффективность, уровень производственного травматизма, соответствие личным склонностям и индивидуальным способностям людей, свобода в выборе профессии и специальности, моральное удовлетворение трудом, микроклимат в коллективе, материальная и общественная оценка труда;
  • качество свободного времени и условия отдыха - разнообразие занятий в свободное время, характер просмотра телепередач, наличие и характер хобби, время на самообразование, смысл свободного времени, удовлетворенность свободным временем, различия в качестве свободного времени для людей с высокими и низкими доходами, достаточная продолжительность отдыха, доступность домов отдыха, санаториев, учреждении культуры и спорта, возможности туристических и экскурсионных поездок, самочувствие людей в процессе отдыха и после него;
  • благополучие семейной жизни - ощущение личного счастья и удовлетворенности жизнью.

Важнейшим социальным нормативом, предназначенным для анализа и прогнозирования уровня жизни населения, обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий, является бюджет прожиточного минимума (Закон Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» № 239-3 от 06.01.1999). Прожиточный минимум — минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Прожиточный минимум включает набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг индивидуального и общесемейного пользования. При формировании набора продуктов используются нормы потребления, разработанные учеными и специалистами соответствующих республиканских органов государственного управления. Прожиточный минимум утверждается правительством и пересматривается не реже одного раза в пять лет.

Информация о работе Особенности социальной политики Республики Беларусь