Особенности социальной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - углубленное изучение сущности социальной политики государства, выделение особенностей социальной политики Республики Беларусь на современном этапе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность социальной политики государства;
показать основные принципы и направления социальной политики;
изучить понятия уровня и качества жизни населения;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….
3
Содержание, принципы и основные направления социальной политики государства……………………………………………………………………………

5
2. Уровень и качество жизни населения ……………………………………………….
8
3. Особенности социальной политики Республики Беларусь…………………………
24
Заключение……………………………………………………………………………….
38
Список использованных источников ……….…

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ доделаная.doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

Государственные социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, фиксирующей обязанности и ответственность как государства перед гражданами, так и граждан перед государством, а также согласием между властью и населением по вопросам соотношения между потреблением и накоплением, темпами роста оплаты и производительности труда.

Минимальные социальные гарантии образуют первый уровень системы социальных стандартов и предназначаются для удовлетворения потребностей за счет бюджетов. Другим уровнем являются стандарты, обеспечиваемые за счет собственных средств населения, а при их недостатке — за счет адресной социальной помощи. Социальные стандарты определяют минимально необходимую потребность бюджетных средств для реализации основных конституционных прав граждан. Нормативы используются для определения размера финансовой помощи.

Сегодня в Республике Беларусь разработана собственная система социальных стандартов. Их 44. Они определяют виды и качество важнейших социальных услуг в образовании, здравоохранении, в физической и духовной культуре, в жилищно-коммунальном хозяйстве, торговле, на транспорте, в связи, бытовом обслуживании. Эти стандарты должны выполняться повсеместно, их выполнение находится под жестким контролем со стороны государственных органов власти. Это государственная гарантия для каждого человека.

 Государственный минимальный социальный стандарт — минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат.

Согласно Закону Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» (№ 322-3 от 11.11.1999), в систему государственных минимальных социальных стандартов включаются:

  1. в области оплаты труда: минимальная заработная плата (МЗП) — ее размер определяется исходя из минимального потребительского бюджета; республиканские тарифы оплаты труда, определяемые по единым коэффициентам Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и тарифной ставки первого разряда;
  2. в области пенсионного обеспечения: минимальные размеры пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца;
  3. в области образования: перечень бесплатных и общедоступных образовательных услуг;
  4. в области здравоохранения: нормативы бюджетного финансирования расходов на здравоохранение в пересчете на одного жителя страны;
  5. в области культуры: перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг, которые устанавливаются государственными учреждениями культуры;
  6. в области жилищно-коммунального обслуживания: нормы общей площади жилого помещения, перечень и объем коммунальных услуг, которые предоставляются гражданам, а также максимально допущенная доля оплаты платежей за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами. При этом гражданам, нуждающимся в социальной защите, гарантируется предоставление бесплатного жилья или жилья по доступным ценам;
  7. в области социальной поддержки и социального обслуживания: государственная помощь в связи с рождением ребенка и воспитанием детей. Для оказания материальной поддержки малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации предусмотрены пособия, единовременные выплаты и иная материальная помощь, а также установлены нормы и нормативы материального, кадрового и технического обеспечения государственных учреждений социального обслуживания.

Нормы государственных минимальных социальных стандартов устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь совместно с республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов. Государственные минимальные социальные стандарты пересматриваются не реже одного раза в пять лет, если иное не предусмотрено законодательством.

Тенденция снижения уровня жизни населения, проявившаяся в ходе экономических преобразований, становится одной из главных проблем обеспечения социальной и экономической стабильности в республике. В настоящее время это особенно актуально, так как почти 70% населения находится в состоянии бедности или приближается к ней. Резкое снижение ВВП с 1991г. повлияло на реальные доходы: по сравнению с 1990 г. количество бедных увеличилось более чем в 20 раз, причем доходы на уровне или ниже черты бедности имеют не только одинокие пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, но и часть трудоспособного населения. Основная причина бедности обусловлена ограниченной возможностью трудоспособного населения в получении дохода, обеспечивающего удовлетворение основных потребностей.

Социальная политика на период выхода экономики из кризиса ставит своей целью стабилизацию уровня жизни и повышение трудовой мотивации населения, создание предпосылок для последующего роста благосостояния народа Республики Беларусь. На заседании Президиума Совета Министров была одобрена Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. В документе изложены модель социально-экономического развития нашей страны, которая определена как социально ориентированная рыночная экономика (последнюю не следует путать с рыночным социализмом), и механизмы осуществления стратегии устойчивого развития. Приоритетным направлением социальной политики в 2000–2010 гг. должен стать переход от социальной поддержки малообеспеченных слоев и групп населения к повышению жизненного уровня всего населения республики.

 Исходя из нормативно-правовых документов Республики Беларусь можно выделить следующие основные направления социальной политики нашего государства:

 

  1. Политика доходов населения, которая направлена на создание условий, позволяющих активной части населения зарабатывать необходимые средства. Она предусматривает повышение значения заработной платы в составе доходов населения; восстановление роли минимальной заработной платы как важнейшего социального норматива (ее уровень не должен опускаться ниже 35-40% от средней заработной платы); рост реальных доходов населения на 4-6% в год; доведение доли заработной платы в составе валового национального продукта до 36-40% и др.;

Не смотря на тот факт, что по уровню заработной платы Беларусь занимает 3-е место среди стран СНГ, уступая только России и Казахстану, уровень покупательской способности снижается. Заработная плата теряет свои позиции как основного источника формирования  денежного дохода, нет баланса между уровнем зарплаты и производительностью труда.

В области оплаты труда в ближайшем будущем необходимо:

обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;

формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;

поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету;

совершенствование структуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;

регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;

развитие социального партнерства на всех уровнях управления;

усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.

В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается увеличение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП, рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике.

Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение в Республике Беларусь следует осуществлять по мере роста эффективности производства, имея в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, в дальнейшем – к минимальному потребительскому бюджету. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30 – 40%, что соответствует параметрам, существующим в экономически развитых странах.

  1. Социальная политика защиты граждан, которая предусматривает государственную поддержку социально уязвимых групп населения (пенсионеры, инвалиды, безработные); развитие негосударственных пенсионных фондов; разработку программ оказания помощи беднейшим группам населения; проведение активной социальной политики в области защиты от риска (болезни, инвалидности, ухода на пенсию, потери кормильца и безработицы) через систему гибких социальных программ, увязанных с доходами и продолжительностью работы;

Пенсионное обеспечение – важнейшее направление социальной политики. На нынешнем этапе развития национальная пенсионная система Республики Беларусь столкнулась с целым рядом внутренних и внешних проблем. Дефицит средств и проблемы экономики затрудняют возможности поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения и должной дифференциации пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Отрицательное влияние оказывает старение населения и, как следствие, рост пенсионеров при сокращении численности занятых в экономике.

Основной целью социальной политики Республики Беларусь в области пенсионного обеспечения является повышение уровня жизни пенсионеров через создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям.

Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы.

Механизм расчета пенсий, при котором их повышение осуществляется вслед за ростом заработной платы, принятый в Республике Беларусь, признается в мировой практике самым благоприятным для пенсионеров. За 2001-2007 годы трудовые пенсии повышались 16 раз, ежеквартально пересматривался минимальный размер пенсий и надбавок. За истекшее пятилетие реальная пенсия увеличилась вдвое. При этом минимальная пенсия достигла бюджета прожиточного минимума пенсионера.

Социальная защита граждан в Беларуси предполагает создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, а также предоставление им дополнительных прав и гарантий.

В республике успешно реализуется Комплексная программа до 2010 года по совершенствованию системы социального обеспечения одиноких граждан пожилого возраста.

Особое внимание государством уделяется проблемам малообеспеченных семей,  а также проблеме  сиротства. За последние 5 лет значительно сократилось количество малообеспеченных граждан. Количество граждан с доходами ниже бюджета прожиточного минимума уменьшилось в 2 раза.

Новым аспектом социальной политики белорусского государства в 2008 г. стал отказ от весьма громоздкой и затратной системы льгот, базировавшейся  на  неких формальных основаниях.  Многие  граждане, имевшие льготы, не пользовались ими, в результате чего государство теряло огромные средства. Сегодня в Беларуси действует механизм, который позволяет помогать абсолютно всем, кто в этом нуждается в независимости от того, относится человек к той или иной льготной категории, упорядочение системы льгот дало ряд положительных результатов:

1) более чем в три раза увеличилась  численность получателей адресной  социальной помощи, которая оказывается  на принципах справедливости, равнодоступности и прозрачности любому гражданину Республики Беларусь, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Адресная помощь в нынешних условиях должна помочь защитить наиболее малообеспеченные слои белорусского общества от последствий мирового финансового кризиса;

2) упорядочение льгот дало возможность высвободить, часть средств республиканского бюджета. Они направляются на финансирование бесплатного питания детей, на выплату пособий нуждающимися, на создание современной медицинской базы для диагностики и лечения граждан Беларуси и т. д.;

3) вопросы о предоставлении льгот, об оказании адресной помощи, о других государственных гарантиях переданы в ведение местных органов власти, которые, работая непосредственно с населением, знают нужды и проблемы граждан и могут точно определить, куда направить государственные средства.

По официальным данным, только в январе-феврале текущего года за предоставлением государственной адресной социальной помощи (ГАСП) обратились свыше 14,1 тысяч белорусских семей. Этот вид господдержки назначен 11 156 семьям, в составе которых - более 30,1 тысяч человек.

Общий размер помощи составил почти 5,5 миллиардов рублей. Средний размер ежемесячного социального пособия на 1 марта 2009 года был 60 900 рублей на человека, его получателями стали 29 тысяч человек. Размер единовременного социального пособия равнялся 171 500 рублей, его получили за два месяца нынешнего года 1 150 человек.

По-прежнему основными получателями ГАСП являются многодетные и неполные семьи - именно эти категории семей по объективным причинам являются малообеспеченными, а значит, нуждающимися в государственной поддержке. Так, ГАСП в январе-феврале назначена 1 760 многодетным семьям (в их составе - свыше 9,1 тысяч человек) и 3,9 тысячи неполных семей (9,4 тысяч человек). В числе получателей этого вида господдержки - 195 семей, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, свыше 1,1 тысячи одиноких пенсионеров, 324 одиноких инвалида первой и второй группы.

Смысл эффективной адресной социальной защиты состоит в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики будет ее дальнейшая муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень: помощь должна быть приближена к потребителю. Предполагается переход от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:

Информация о работе Особенности социальной политики Республики Беларусь