Особенности социальной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - углубленное изучение сущности социальной политики государства, выделение особенностей социальной политики Республики Беларусь на современном этапе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность социальной политики государства;
показать основные принципы и направления социальной политики;
изучить понятия уровня и качества жизни населения;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….
3
Содержание, принципы и основные направления социальной политики государства……………………………………………………………………………

5
2. Уровень и качество жизни населения ……………………………………………….
8
3. Особенности социальной политики Республики Беларусь…………………………
24
Заключение……………………………………………………………………………….
38
Список использованных источников ……….…

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ доделаная.doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

Бюджет прожиточного минимума — стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. Бюджет прожиточного минимума определяется по основным социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) и в среднем на душу населения, ежеквартально рассчитывается и утверждается Правительством Республики Беларусь в ценах последнего месяца каждого квартала.

Назначение бюджета прожиточного минимума как социального норматива проявляется и в том, что он является основным критерием признания граждан (семей) малообеспеченными. Последними признаются граждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума. Признание граждан (семей) малообеспеченными служит основанием оказания им государственной социальной помощи.

Бюджет прожиточного минимума является основой для установления минимальных государственных социально-трудовых гарантий: минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий по возрасту, стипендий, пособий. Минимальные государственные социальные гарантии повышаются поэтапно с учетом экономического развития республики до уровня бюджета прожиточного минимума, а в дальнейшем — до уровня минимального потребительского бюджета соответствующих социально-демографических групп населения. На сегодняшний день бюджет прожиточного минимума составляет 261 320 рублей.

Минимальный потребительский бюджет — это расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека (потребительской корзины). Его величина больше бюджета прожиточного минимума в среднем на 30%. В Беларуси он составляет 376 920 рублей. Минимальный потребительский бюджет используется для получения одноразовых безвозмездных пособий и льготных кредитов на строительство жилья, бесплатного питания на детей, первого рожденного ребенка, для аналитических расчетов соотношения заработной платы с минимальным потребительским бюджетом, прогнозирования уровня оплаты труда.

Цивилизованный минимальный потребительский бюджет включает в себя достаточно полный набор товаров и услуг. Как правило, эти товары и услуги группируются в следующие крупны блоки: 1) продовольственные товары, обеспечивающие полноценное питание и восстановление способности к труду и воспроизводству; 2) одежда и обувь (с установлением срока износа); 3) предметы санитарии и гигиены, лекарства; 4) мебель; 5) предметы хозяйственного и бытового обихода; 6) культтовары (телевизоры, часы, стиральные машины и т.д.); 7) услуги жилищно-коммунального хозяйства; 8) услуги культурно-просветительского характера; 9) услуги службы быта (парикмахерские, прачечные, фотоателье, ремонт обуви, одежды и др.); 10) услуги при пользовании транспортом; 11) услуги связи; 12) садово-огородный инвентарь; 13) семена, корма, скот, птица и т.д. (для сельских жителей); 14) услуги детских дошкольных учреждений и т.д [7, С. 28-34; 3, С. 15-19; 11, С. 49-61].

К сожалению, мы вынуждены признать, что большинство из перечисленных услуг и товаров ныне недоступно для значительной части населения.

Регулирование уровня жизни населения является одним из основных направлений деятельности любого политического режима. Правда, надо сразу подчеркнуть, что это регулирование осуществляется разными путями, с различной отдачей и неодинаковыми последствиями. Как правило, главную роль здесь играют отмеченные выше два фактора: состояние экономики страны и содержание социальной политики.

Если раньше регулирование уровня жизни населения осуществлялось централизовано, то сейчас данную проблему решают новыми методами. Главными из них являются индексация и компенсация.

Индексация как механизм автоматической корректировки доходов призвана частично или полностью возместить возросшую стоимость жизни.

Зарубежная и отечественная практика показывает, что индексация осуществляется двумя способами: 1) путем увеличения доходов на определенный процент через определенное время (раз в год, раз в квартал); 2) путем корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент.

Как правило, индексируются все виды денежных доходов граждан (заработная плата, пенсии, пособия, стипендии, другие виды социальных выплат, за исключением единовременных). Индексации не подлежат доходы от собственности (акций, паев, недвижимости).

Выплаты по индексации осуществляются за счет государственного и местного бюджетов, за счет средств общественных организаций и средств предприятий и учреждений, работающих на коммерческой основе, что должно быть предусмотрено при подписании коллективных договоров.

Другим методом регулирования уровня жизни людей является компенсация. Она означает возмещение расходов тех или иных слоев и групп населения органами власти вследствие наступающего или ожидаемого повышения цен, межнациональных конфликтов (последний пример - Чечня), катастроф (землетрясения, наводнения и т.д.). В отличие от индексации, компенсация не предусматривает постоянной, систематической поддержки людей. Исполнительные органы оказывают такого рода социальную помощь, исходя из наличия финансовых средств.


Каждый из этих способов регулирования доходов населения имеет свои плюсы и минусы. Предпочтение одному из них отдается в зависимости от сложившейся ситуации в стране, экономических (финансовых) возможностей, целей и задач проводимой государством социальной политики.

В странах развитых рыночных отношений и стабильной экономики имеется опыт того, какие социальные группы и слои должны защищаться государством в первую очередь (не имеющие возможности к самообеспечению), какова должна быть доля социальных отчислений из фонда оплаты труда, чтобы это не повлияло на мотивацию труда людей. Согласно расчетам, эта доля в нынешних условиях не должна превышать 25% от фонда оплаты труда.

Оказывая материальную (финансовую) помощь, надо учитывать также имущественное положение семьи (наличие жилья, автомобиля, гаража, холодильника и других предметов жизнеобеспечения). В каждом случае требуется конкретный, или адресный, как ныне говорят, подход к решению вопросов оказания социальной помощи.

В числе мер, осуществляемых государством по социальной защите малообеспеченных граждан, важнейшими являются следующие:

    • льготное налогообложение;
    • предоставление бесплатных или льготных услуг (в здравоохранении, на транспорте, в коммунальном обслуживании и т.д.);
    • пособия на детей и по безработице, пенсии и др [7, С. 28-34; 3, С. 15-19; 11, С. 49-61].

Рассмотрим, как экономисты характеризуют уровень и качество жизни населения в Республике Беларусь.

Социально-экономическую ситуацию в Республике Беларусь определяет во многом то обстоятельство, что социальные расходы государства растут быстрее доходов. Из-за существенного недофинансирован государством социальной сферы уровень жизни и здоровья населения ухудшается. Низкий уровень реальной заработной платы не позволяет передоложить значительную часть налогового бремени на население и существенно сократить налоги на предприятия и организации. Это препятствует переходу на накопительные пенсии за счет средств населения в дополнение и государственным, а также возмещению расходов на жилье и коммунальные услуги из доходов граждан.

В структуре расходов населения Республики Беларусь подавляющая часть (65-75%) заработанных средств тратится на приобретение продуктов питания и непродовольственных товаров, в то время как население развитых стран расходует на те же цели 25-30%. Высокая зарплата в развитых странах побуждает предприятия к поиску резервов повышения производительности труда, в результате чего увеличиваются возможности для нового повышения зарплаты.

Низкая зарплата на фоне сохранения на предприятиях и в организациях излишней численности работников препятствует повышению эффектности производства и уровня жизни. Существует несколько вариантов ускорения роста реальной заработной платы и первый из них - за счет распределения добавленной стоимости. Второй вариант связан с ростом производительности труда: чем она выше, тем больше пространство для роста реальной заработной платы.

Отрицательно отражается на динамике реальной заработной платы то обстоятельство, что потребительские цены в Республике Беларусь длительное время росли быстрее, чем цены производителей. В таких условиях пространство для роста реальной заработной платы сужается. Когда растет производительность, предприятия могут повышать номинальную зарплату, хотя бы в меру роста оптовых цен производителей. И это не оказывает давления на прибыль и издержки, но номинальная зарплата будет обгонять рост потребительских цен.

По данным некоторых исследований, располагаемые доходы домашних хозяйств в Республике Беларусь лишь на 55% объясняют колебания их текущего потребления, а 45% приходится на влияние прочих факторов [1, С. 45; 12, С. 126].

О низком уровне жизни населения в Республике Беларусь свидетельствуют и приведенные в таблице 1 и Приложении 1 статистические данные основных показателей уровня жизни. При высоком уровне образования, достаточно высоких медицинских показателей мы имеем очень низкие показатели уровня реальной заработной платы и показатели потребления.

Содержательной характеристикой уровня жизни населения является структура фонда потребления. С этой целью была привлечена информация межотраслевого баланса в системе национальных счетов (МОБ СНС). Результаты расчетов на основе МОБ СНС по данным за 2006-2008 гг. свидетельствуют, что большая часть (47,3%) ресурсов потребления (без учета коллективных потребностей, таких, как оборона, управление и др.) тратилась обществом на приобретение продуктов питания, что свидетельствует о низком жизненном уровне населения. Закономерность такова: чем ниже жизненный уровень населения, тем большая часть ресурсов потребление расходуется на приобретение предметов первой необходимости. В странах с развитой рыночной экономикой доля продуктов питания, например, в два раза (а в некоторых случаях и более) ниже, чем в Республике Беларусь. Однако это вовсе не означает, что Беларусь превосходит эти страны по потреблению продуктов питания, так как душевой фонд потребления в Республике Беларусь в несколько раз меньше, чем в развитых странах [12, С.128-129; 13; 14].

Существенным резервом повышения заработной платы является рост ее доли в производительности труда. Анализ страновых различий выявил значительное отставание по этому показателю Республики Беларусь, России и некоторых стран с переходной экономикой (Венгрия, Чехия) от стран с развитой рыночной экономикой. Доля стоимости труда (часовой заработной платы) в Беларуси в 2007-2008 гг. составляла всего лишь 37%, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой диапазон ее значений варьировал от 57 до 82%  [13,14].

Таким образом, из приведенных выше данных можно сделать вывод о том, что уровень жизни белорусского государства за последние несколько лет значительно снизился по отношению, например, к 2001, 2002 году как по количественным показателям (основные социально-экономические показатели уровня жизни населения), так и по качественным (показатели образования, здравоохранения и т.д.) и пока не достигнуты многие показатели 1991 года. Однако наметились определенные положительные тенденции в области жилищной политики, медицины, пенсионного обеспечения, образования.

Основные направления социальной политики Республики Беларусь на ближайшие пять лет мы опишем в следующей главе.

3. Особенности социальной политики Республики Беларусь

 

Приоритетной задачей национальной экономики Республики Беларусь является необходимость приближения по уровню и качеству жизни населения нашей страны к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.

В соответствии с социально-экономическим курсом Главы государства, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг. социальная политика нашего государства имеет яркую направленность на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни населения [10, 15].

Главной целью социальной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения. Для реализации этой цели основными направлениями социальной политики в Республике Беларусь должны являться:

создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;

обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;

повышение уровня пенсионного обеспечения, повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания.

Инструментами социальной политики являются государственные социальные гарантии, социальные стандарты, потребительские бюджеты и другие рычаги.

Информация о работе Особенности социальной политики Республики Беларусь