Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 13:36, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что созданные вне федерального бюджета государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ, предназначены для реализации конституционных прав граждан на:
1) социальное обеспечение по возрасту;
2) социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;
Оглавление
Переход России на рыночные принципы ведения хозяйства привел к децентрализации и ослаблению роли государства в системе экономических отношений. Переход к рынку коренным образом изменил содержание и организационную структуру всего хозяйственного механизма экономики и социальной сферы, что потребовало модернизации финансово-бюджетной системы.
Произошло деление государственного бюджета на систему бюджетов, в том числе выделение в их составе и за их рамками специальных бюджетных фондов со своими источниками финансирования и статьями расходов: в рамках бюджетов - целевых фондов и фондов министерств и ведомств, а за рамками бюджетов внебюджетных фондов. [7, с.261]
В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий, населения во всех странах и создаются внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлеченных государством для финансирования некоторых общественных потребностей. [12, с.49]
Актуальность темы заключается в том, что созданные вне федерального бюджета государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ, предназначены для реализации конституционных прав граждан на:
1) социальное обеспечение по возрасту;
2) социальное
обеспечение по болезни, инвалидности,
в случае потери кормильца, рождения
и воспитания детей и в других
случаях, предусмотренных
3) социальное
обеспечение в случае
4) охрану
здоровья и получение
Целью курсовой работы является анализ деятельности существующих социальных внебюджетных фондов РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Внебюджетные фонды - это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, предназначенные для решения социально-экономических задач на уровне государства, муниципалитетов и отраслей экономики, обеспечивающие дополнительными источниками финансирования приоритетные направления развития общества.
По классификации внебюджетные фонды бывают:
1)Государственные (социальные)
2)Общеэкономические
3)Межотраслевые
В зависимости от зоны действия в образовании внебюджетных фондов могут участвовать: все субъекты экономической деятельности (федеральные социальные и экономические внебюджетные фонды); субъекты экономической деятельности, зарегистрированные или проживающие на определенной территории (территориальные внебюджетные фонды); субъекты, занимающиеся определенным видом экономической деятельности (отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды). [13, с.57]
Высокую социальную и экономическую значимость в настоящее время имеют государственные внебюджетные фонды, которые представляют собой целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со ст. 144 Бюджетного кодекса РФ внебюджетными фондами являлись: Пенсионный фонд РФ (далее ПФР); Фонд социального страхования РФ (далее – ФСС); Фонд обязательного медицинского страхования РФ (далее – ФФОМС); Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (далее – ГФЗН).
При помощи внебюджетных фондов государство решает важнейшие экономические и социальные задачи:
• социальную защиту населения;
• повышение жизненного уровня населения;
• сохранение и улучшение здоровья населения;
• оказание социальных услуг населению.
Впервые внебюджетные фонды стали создаваться в России в 1991 г. и в настоящее время регулируются федеральными законами:
- «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в
- «О финансовых
основах местного
- Бюджетным кодексом РФ.
Решение об образовании федеральных внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а территориальных фондов - представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, в принципе не включаются в бюджетную систему и создаются под конкретные программы, имеющие общегосударственное, региональное и местное значение, для реализации которых недостаточно бюджетных средств и необходимы дополнительные финансовые ресурсы. [7, с.263-264]
Статьи расходов внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их целевым предназначением и утвержденным законом. Доходы и расходы внебюджетных фондов образуют их бюджеты.
Федеральный закон от 16.10.2010 №272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» предусматривает уточнение размера предельной величины базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. [2]
Отчеты об исполнении бюджета федеральных внебюджетных фондов составляются органом управления фонда и представляются Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Контроль за использованием бюджетов внебюджетных фондов возлагается на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов бюджетной системы РФ. [7, с.265]
Источниками формирования внебюджетных фондов являются:
Наиболее весомым источником средств государственных социальных внебюджетных фондов является единый социальный налог. Являясь федеральным налогом, он поступает в федеральный бюджет, а затем в соответствии с утвержденными Налоговым кодексом РФ ставками распределяется между фондами и федеральным бюджетом. Средства государственных и территориальных (региональных и местных) внебюджетных фондов находятся соответственно в федеральной, региональной и муниципальной собственности.
Проекты бюджетов внебюджетных фондов составляются органами соответствующих фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение представительных органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собрание РФ в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления фондов и представляются Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию РФ в форме федерального закона.
Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.
Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение их представительных органов одновременно с проектами законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год.
Отчеты об исполнении бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов составляются органами управления фондов и представляются органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение представительному органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.
Бюджеты муниципальных внебюджетных фондов составляются, исполняются муниципальными органами исполнительной власти в соответствии с принимаемыми ими решениями, касающимися формирования и использования средств этих фондов.
Во внебюджетные фонды мобилизуется значительный объем финансовых ресурсов, имеющихся в государстве. В настоящее время доля средств, поступающих в государственные внебюджетные фонды, в финансовых ресурсах государства составляет примерно 12 %. [13,с. 57]
Внебюджетные фонды многообразны, они различаются по цели своего создания, объему ресурсов, концентрируемых в них, времени функционирования, механизму формирования и использования средств и т.п.
По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно представить в виде двух групп:
1)Государственные
социальные внебюджетные фонды.
Эти фонды аккумулируют
2)Отраслевые
и территориальные
По уровням управления (определяются государственным устройством страны)
1)федеральные
2)региональные
3)местные
В федеральных внебюджетных фондах аккумулируются средства, необходимые для обеспечения социально-экономических расходов, имеющих общегосударственное значение (финансирование отдельных конституционных прав граждан, строительство и содержание важных экономических объектов и т.п.); региональные внебюджетные фонды создаются для финансирования части расходов региональных органов власти в соответствии с возложенными на них полномочиями; из местных внебюджетных фондов финансируются некоторые потребности местных сообществ (строительство муниципального жилья, отдельных природоохранных мероприятий и т.п.)
Как и бюджет, внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть текущего ВНП перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для обеспечения воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития. Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянно сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики.
Роль внебюджетных фондов в общественном развитии в современном мире достаточно велика и определяется результатом действия их функций. Фонды позволяют в определенной степени преодолеть крупный недостаток рыночной системы – неравное распределение дохода. Внебюджетные социальные фонды являются тем методом вмешательства правительства в рыночную экономику, который позволяет более эффективно и справедливо распределить произведенный ВНП, а также способствует более динамичному и качественному воспроизводству трудовых ресурсов.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами, относится к государственным внебюджетным фондам.
Бюджет Пенсионного Фонда утверждается Государственной Думой отдельным законом наряду с принятием Федерального бюджета.
Главная цель ПФР – обеспечение человека определенным уровнем жизненных благ с помощью отчислений от заработанных им денежных средств. Сегодня ПФР выплачивает пенсии около 40 миллионам пенсионеров, социальные выплаты свыше 20 миллионам льготников, а также ведет учет пенсионных прав застрахованных лиц. [20]
Информация о работе Особенности социальных внебюджетных фондов