Особенности социальных внебюджетных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что созданные вне федерального бюджета государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ, предназначены для реализации конституционных прав граждан на:
1) социальное обеспечение по возрасту;
2) социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Kursovaya_2007_pravilnaya-2.docx

— 56.21 Кб (Скачать файл)

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. №442-1

Пенсионный фонд РФ — юридическое лицо, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием; выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности. Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности РФ.

Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. [9, с.53]

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

- учет  страховых средств, поступающих  по обязательному пенсионному  страхованию;

- назначение  и выплата пенсий. Среди них  трудовые пенсии (по старости, по  инвалидности, по случаю потери  кормильца), пенсии по государственному  пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;

- назначение  и реализация социальных выплат  отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие  военной травмы, Героям Советского  Союза, Героям Российской Федерации  и др.;

- компенсационные  выплаты неработающим трудоспособным  лицам, осуществляющим уход за  нетрудоспособными гражданами, получающими  трудовые пенсии;

- выплаты  пособий по уходу за ребенком  в возрасте от 1,5 до 6 лет;

- выплаты  пособий одиноким матерям, на  детей, инфицированных вирусом иммунодефицита;

- выплаты  пособий пострадавшим от аварии  на Чернобыльской АЭС;

- выплаты  социальных пособий на погребение  и оказание услуг по погребению;

- социальную  помощь престарелым и нетрудоспособным;

- взаимодействие  с работодателями - плательщиками  страховых пенсионных взносов. Информация  о гражданах, застрахованных в  пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

- выдачу  сертификатов на получение материнского (семейного) капитала с 2007 года;

- управление  средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой  пенсии, которое осуществляется  через государственную управляющую  компанию (Внешэкономбанк) и частные  управляющие компании;

- реализацию  Программы государственного  софинансирования  пенсии.

Пенсионный фонд обеспечивает:

- целевой  сбор и аккумуляцию страховых  взносов, а также финансирование  соответствующих расходов;

- организацию  работы по взысканию с работодателей  и граждан, виновных в причинении  вреда здоровью работников и  других граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие  трудового увечья, профессионального  заболевания или по случаю  потери кормильца;

- капитализацию  средств Пенсионного фонда РФ, а также привлечение в него  добровольных взносов (в том числе  валютных ценностей) физических  и юридических лиц;

- контроль  с участием налоговых органов  за своевременным и полным  поступлением в Пенсионный фонд  страховых взносов, а также контроль  за правильным и рациональным  расходованием его средств;

- организацию  и ведение индивидуального учета  застрахованных лиц в соответствии  с Федеральным законом «Об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного  пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионные фонд РФ;

- межгосударственное  и международное сотрудничество  РФ по вопросам, относящимся к  компетенции Фонда; участие в  разработке и реализации в  установленном порядке межгосударственных  и международных договоров и  соглашений по вопросам пенсии  и пособий;

- изучение  и обобщение практики применения  нормативных актов по вопросам  уплаты в Пенсионный фонд страховых  взносов и внесение в Верховный  Совет РФ предложений по ее  совершенствованию;

- проведение  научно-исследовательской работы  в области государственного пенсионного  страхования;

- разъяснительную  работу среди населения и юридических  лиц по вопросам, относящимся  к компетенции Фонда. Пенсионный  фонд может принимать участие  в финансировании программ социальной  защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. [9, с.54]

Кроме того средства Фонда направляются на:

- расходы  на доставку и пересылку пенсий  и пособий;

- финансовое  и материально-техническое обеспечение  текущей деятельности ПФР и  его органов.

 

2.2 Фонд социального страхования Российской Федерации

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации, предназначенный для оказания социальной помощи и социальных услуг.

С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. ФСС действует в соответствии с Указом Президента от 7 августа 1992 г. № 822 и Положением о Фонде социального страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101. ФСС управляет средствами государственного социального страхования РФ.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ). Фонд социального страхования РФ с точки зрения организации фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ, имеющим региональные отделения. Его имущество является собственностью государства, которое передано фонду в оперативное управление. [7, с.279]

Фонд формируется на страховой основе. Денежные средства Фонда социального страхования являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет данного фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты его региональных и центральных отраслевых отделений и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда социального страхования утверждаются его председателем. [9, с.56]

В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы:

- региональные  отделения, управляющие средствами  государственного социального страхования  на территории субъектов Федерации;

- центральные  отраслевые отделения, управляющие  средствами государственного социального  страхования в отдельных отраслях  хозяйства;

- филиалы  отделений, создаваемые региональными  и центральными отраслевыми отделениями  данного фонда по согласованию  с его председателем.

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации. Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.

Задачами фонда являются:

- обеспечение  гарантированных государством пособий  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние  сроки беременности, при рождении  ребенка, по уходу за ребенком  до достижения им возраста  полутора лет;

- обеспечение  государством пособий на погребение  или возмещение стоимости гарантированного  перечня ритуальных услуг, а также  санаторно-курортное обслуживание  работников и их детей;

- участие  в разработке и реализации  государственных программ охраны  здоровья работников, мер по совершенствованию  социального страхования и мер, обеспечивающих финансовую устойчивость  фонда;

- разработка  предложений о размерах тарифа  страховых взносов на государственное  социальное страхование;

- организация  работы по подготовке и повышению  квалификации специалистов для  системы государственного социального  страхования;

- международное  сотрудничество по вопросам социального  страхования работников. [7, с.280]

Средства Фонда социального страхования направляются на:

- выплату  пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние  сроки беременности, при рождении  ребенка, по уходу за ребенком  до достижения им возраста  полутора лет, а также социального  пособия на погребение или  возмещение стоимости гарантированного  перечня ритуальных услуг;

- оплату  дополнительных выходных дней  по уходу за ребенком инвалидом  или инвалидом с детства до  достижения им возраста 18 лет; оплату  путевок для работников и их  детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории  РФ, а также на лечебное (диетическое) питание;

- частичное  содержание находящихся на балансе  страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право  занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение  и медикаменты, заработную плату  работников, культурно-массовое обслуживание);

- частичную  оплату путевок в детские загородные  оздоровительные лагеря, находящиеся  на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;

- обеспечение  текущей деятельности, содержание  аппарата управления Фонда социального  страхования;

- проведение  научно-исследовательской работы  по вопросам социального страхования  и охраны труда;

- осуществление  иных мероприятий в соответствии  с задачами Фонда, включая разъяснительную  работу среди населения, поощрение  внештатных работников, активно  участвующих в реализации мероприятий  по социальному страхованию;

- в 2000 году  Фонд социального страхования  начал выплаты по возмещению  вреда пострадавшим на производстве  в рамках обеспечения нового  вида страхования, введенного Федеральным  законом РФ от 24 июля 1998 года №125-ФЗ  «Об обязательном социальном  страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний; [4]

- с 1 января 2005 года на Фонд возложена задача  по реализации федерального закона  от 22.08.2004 №122-ФЗ в части обеспечения  граждан получателей социальных  услуг путевками на санаторно-курортное  лечение, а также их бесплатного  проезда к месту лечения и  обратно за счет средств федерального  бюджета;

- участие  в финансировании программ международного  сотрудничества по вопросам социального  страхования.

 

2.3 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является частью государственного медицинского страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи и предоставлении ее за счет средств обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование строится на основе соответствующих программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программой обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование осуществляется за счет средств предприятий и личных средств граждан путем заключения договора между страхователем и медицинским учреждением, в котором устанавливается размер страховых взносов. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным. [7, с.283-285]

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ОМС) - самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, обеспечивающее реализацию государственной политики в области организации и финансирования системы ОМС на всей территории РФ. Федеральный фонд ОМС подотчетен Правительству и Законодательному Собранию РФ.

Главными задачами фонда является гарантированное получение медицинской помощи гражданами за счет накопленных средств, достижение социальной справедливости и равенства граждан в получении медицинской помощи определенного объема и качества, проведение профилактических мероприятий среди населения страны и обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема медицинской помощи гражданам на всей территории РФ.

Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление Федерального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Фонды подотчетны соответствующим органам законодательной и исполнительной властей.

Информация о работе Особенности социальных внебюджетных фондов