Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 20:47, курсовая работа
Цель работы: анализ теневой экономической деятельности.
Основные задачи: Выяснить, что такое теневая экономика, каковы методы по её изучению, измерению, какие причины повлекли к образованию данного вида экономической деятельности; провести анализ социологического опроса и на основе результатов сделать общий вывод.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Сущность теневой экономики 5
1.1 Понятие теневой экономики 5
1.2 Основные секторы теневой экономики 11
1.3 Причины развития теневого сектора 14
1.4 Последствия развития теневого сектора 18
Глава 2. Методы измерения теневой экономики 26
2.1 Микрометоды измерения теневой экономики. 27
2.2 Макрометоды измерения теневой экономики. 31
2.3 Оценка методов измерения теневой экономики 34
Глава 3. Особенности теневых отношений в Российской экономике 40
Заключение 43
Список используемой литературы 45
По данным Центробанка России на 1 января 1994 г. в обращении на территории страны было 13,3 трлн руб., а Госкомстат РФ сообщил, что на руках у населения на эту же дату находилось 7,8 трлн руб. Разница в 5,5 трлн руб. (41% всех наличных денег) представляет собой оборотные средства юридических лиц, не находящиеся на их банковских счетах. Поскольку данные Центробанка России определили сумму средств, находящихся на 1 января 1994 г. на расчетных счетах предприятий и организаций в 8,5 трлн руб., то становится очевидным, что почти 2/3 наличных денег (5,5 трлн руб.) практически находятся вне государственного, в том числе и налогового, контроля.
Эксперты не случайно обратили особое
внимание на результаты 1993 г., так как
в течение этого года уровень
не контролируемого государством оборота
налично-денежного обслуживания производства
по сравнению с предшествующим 1992
г. вырос почти вдвое, и тем
самым удельный вес ушедшей “в
тень” экономики также
Подобные расчеты нетрудно сделать и по другим годовым периодам, и все они подтвердят последовательное возрастание удельного веса теневой экономики в ВВП. Если в “застойном” 1973 г. доля теневой экономики в производстве ВВП составляла лишь 3%, то в 1990 г. она достигла уже 10%, в 1991 г. — 11, в 1992 г. — около 20, в 1993 г. — 35,3, в 1994 г. — 39, в 1995 г. — 45, а в 1996 г. — 46%. В 1997 и 1998 гг. по разным оценкам объем теневой экономики составлял от 50 до 70% ВВП России[19].
Широко распространенным в мире является метод технологических коэффициентов, представляющий собой способ примерного определения динамики промышленного производства на основе наблюдения за производством и потреблением электроэнергии, перевозок грузов транспортом и других косвенных показателей, поддающихся достаточно простому учету, для сравнения полученных данных с официальными данными. Если цены являются регулируемыми и не отражают действительной стоимости энергии или существует возможность длительное время не оплачивать потребление электроэнергии ввиду имеющихся социальных и иных льгот, то динамика потребления электроэнергии может значительно отличаться от динамики промышленного производства не только по величине, но даже и по вектору. Это же относится и к грузовым перевозкам. Поэтому в современных российских условиях этот метод неприменим[18].
По мнению Госкомстата России, хорошие результаты может дать использование известных косвенных индикаторов для оценки необходимых параметров. Можно рассчитать искомый показатель, если связь между ним и имеющейся косвенной информацией легко определима. Однако между рассчитываемым показателем и косвенным индикатором может не существовать функциональной связи. В этом случае следует выявить статистическую взаимосвязь путем построения математических моделей, описывающих соотношения между ними, сложившиеся в прошлый период. Помимо методов специфических индикаторов для оценки масштабов теневой экономической деятельности используют еще три группы методов.
2. Метод мягкого моделирования (оценка детерминантов) связан с выделением совокупности факторов, определяющих теневую экономику, и направлен на расчет ее относительных объемов.
3. Структурный метод основан на использовании информации о размерах теневой экономики в различных отраслях производства.
4. Смешанные методы предполагают, в частности, использование метода скрытых переменных и комплекса различных методов при оценке разных сфер теневой экономической деятельности. Основная идея метода скрытых переменных заключается в построении модели, учитывающей большое число как детерминантов, так и индикаторов теневой экономики, т. е. величин, зависящих от ее объема.
Результаты расчетов показывают, что прямые методы дают достаточно надежные, однако несколько заниженные результаты. Их основные недостатки: сложность сбора данных и преднамеренное искажение информации, полученной при опросах населения.
Косвенные методы очень разнородны. Некоторые из них, особенно монетарные, могут применяться только при полном развитии денежных отношений. Кроме того, гипотезы, лежащие в основе монетарных методов, в определенной мере условны. Методы, связанные с анализом рынка труда, характеризуются временным разрывом между событиями и их измерением. В целом косвенные методы, а также методы скрытых переменных, мягкого моделирования, структурный метод дают завышенную оценку теневой экономики.
Российской статистикой из всех зарубежных методов был прежде всего апробирован так называемый “итальянский” метод. Госкомстат России уже несколько лет сотрудничает с Итальянским институтом статистики по проблемам теневой экономики. В результате совместной работы российских и итальянских специалистов был согласован и подготовлен проект ТАСИС “Определение параметров теневой экономики”. Первоначально исследование планировалось провести в 1996 г., но из-за длительных согласований и задержек финансирования проект удалось реализовать только в 1998 г. Расчет объемов продукции и услуг проводился по Брянской и Московской областям, Республике Татарстан.
По результатам применения “итальянского метода” специалистами были сделаны следующие выводы[17].
1. Наряду с некоторыми
2. Удовлетворительные результаты
по расчету объема выпуска
продукции и услуг с
Кроме того, работы по оценке объемов
производства с учетом ненаблюдаемой
экономики выявили
3. Важным фактором, влияющим на
результаты сопоставлений,
4. Не всегда представительны
данные в региональном разрезе
о распределении работающих по
месту работы и статусу
5. Обеспечение представительных
итогов по показателям с
С каждым годом теневой
сектор разрастается и так тесно
переплетается с легальным
Население и деловые люди России стремились вступать с чиновниками, прежде всего в неформальные отношения, как с частными лицами, а с государством иметь дело не как с формальной организацией, призванной выполнять властные функции, а как с множеством частных лиц, каждое из которых обладает определенной властью и может оказать частные услуги. Эта атмосфера, в свою очередь, благоприятствовала развитию теневой экономики и явилась следствием определенных особенностей реализованной в России реформы. Выделим из них шесть важнейших.
Первая особенность - возникновение делового тандема чиновника и предпринимателя. Преобразования были проведены так, что предприниматели попали в зависимость от чиновников.
Важная особенность рыночных преобразований в России состоит в том, что чиновники используют свои рабочие места как один из ресурсов для частного предпринимательства.
Вторая особенность - чрезмерно большая роль государства в экономике. Она находит свое выражение в двух формах. Во-первых, в сохранении значительного государственного сектора без прежних экономических и правовых ограничений. Во-вторых, в чрезмерном и практически бесконтрольном вмешательстве государства в экономическую деятельность. К ней относится создание государственных, полугосударственных или негосударственных «уполномоченных» компаний, через которые частные фирмы обязаны выполнять какие-либо насущные функции. Функционирование компании подобного типа - источник теневой активности, так как предприниматели, стремясь получить разрешение на свою деятельность или желая обойтись без «уполномоченных», вынуждены им платить.
Другой источник теневых отношений - лицензирование разных видов хозяйственной деятельность. Оно ставит частные фирмы в зависимость от органов власти и отдельных чиновников и дает последним большие возможности для извлечения теневых доходов. Достаточно распространенная практика - выдача лицензий на какую-нибудь деятельность частным фирмам (например, аптекам) так, что получившие их становятся монополистами в одном из районов города.
Вмешательство государственных органов в экономику всегда ведет к искусственному неравенству в положении различных частных фирм, всегда приносит выгоды одним и приводит к потерям у других.
Третья особенность-сохранение прежних (характерных для советской системы) форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как государство сохранило прямой контроль за работой ряда секторов экономики, это создает монополизм, порождающих теневую активность.
Четвертая особенность - чрезвычайно
высокий уровень налоговых
Пятая особенность - асоциальный характер рыночных преобразований в России.
Шестая особенность - внеправовой характер экономических преобразований, обусловленный тем, что реальное поведение населения и властей в период реформ лишь в малой степени регулируется формальными законами. В эффективной работе правоохранительной системы не заинтересованы, прежде всего, правящие группировки.
Итак, разрастание теневого сектора в России обусловлено, прежде всего, ломкой старой системы госконтроля, неразвитостью новой рыночной инфраструктуры и культуры поведения, низким уровнем управления, нестабильность политической и экономической ситуации в стране.
Теневая экономика - проблема, с которой сталкиваются все страны мира на протяжении многих лет. В настоящий момент борьба с ней стала еще более актуальной, поскольку наблюдается рост теневой экономики даже в тех странах, в которых уже довольно долгий срок отмечалась стабильная тенденция к ее снижению. Причиной этому стал мировой финансово-экономический кризис последних лет.
Масштабы теневой экономики во всем мире отличаются, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Теневая экономика – это явление, до сих пор не имеющее чёткого научного определения, давно являющееся предметом интереса исследователей.
На мой взгляд, предпочтительным представляется термин «теневая экономика», которым логично обозначать экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей.
Доходы от таких видов деятельности как сокрытие доходов, неуплата налогов, отмывание денег, контрабанда, фиктивные финансовые операции, поистине огромны. Они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу. Вот почему данные процессы, происходящие в каждом государстве, необходимо тщательно изучать, и лишь затем принимать хорошо проработанные меры по их устранению.
К сожалению, полностью уничтожить теневой бизнес невозможно. Если есть открытая экономика, будет и скрытая. Другое дело, что снизить ее объемы можно. Но для этого нашей стране необходима постоянная, долгосрочная, целенаправленная работа. В отношении теневой экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней бороться, а это функция налоговых и правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. С другой – привести теневую деятельность к стандартным масштабам посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу белорусской экономике. Чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования малого бизнеса и всего предпринимательства в целом.
Рассчитывать на позитивные
сдвиги можно лишь при условии
устранения причин, порождающих теневую
активность, принятия взаимосвязанного
комплекса мер в области
Информация о работе Особенности теневых отношений в Российской экономике