Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 15:41, отчет по практике
Целью исследования является изучение организационно-экономической характеристики, а также производство мяса КРС в СПК «Королевский». Для достижения поставленных целей в работе использованы следующие методы: диалектический, монографический, метод анализа и синтеза. Источниками работы послужили годовые отчеты СПК «Королевский», бизнес-план, анализ производственно-финансовой деятельности предприятия, первичная документация и другие.
Вывод: Из таблицы 4.1 видно, что денежные доходы в 2013 году составили 15437 млн.руб., что на 10,8 % больше, чем в 2012 году. Это произошло за счет увеличения доходов по текущей деятельности на 1499 млн. руб., а также за счет увеличения доходов по инвестиционной деятельности на 4,8% (или 21 млн.руб)
Главным источником формирования валового
дохода предприятия является выручка
от реализации продукции (работ, услуг).
Реализация продукции – завершающая стадия
кругооборота средств предприятия, имеющая
первостепенное значение для нормального его функционирования.
Реализованной продукцией считается готовая
продукция, отпущенная потребителям или
вывезенная ими со складов предприятия-изготовителя,
в оплату которой полностью поступили
средства на счет поставщика.
Выручка от реализации продукции (работ,
услуг) является важнейшей финансовой
категорией. Она представляет собой сумму
денежных средств, поступивших на счет
предприятия за реализованную продукцию
и оказанные услуги. Косвенные налоги
не входят в состав выручки от реализации
продукции и учитываются отдельно.
«Выручка от реализации продукции означает
завершение производственного цикла предприятий,
определенную стадию кругооборота денежных
средств, возврат авансированных на производство
средств предприятия в денежную форму
и начало нового витка оборотных средств.
Она характеризует воспроизводственный
процесс предприятия в количественном
и качественном отношении. С количественной
стороны дается представление об объемах
производства в натуральном и денежном
выражении. Качественная сторона проявляется
в потребительских свойствах продукции
и услуг, так как они находят своих потребителей.»1
Существуют разные точки зрения о понятии
реализованной продукции. Экономическая
теория исходит из того, что в основу определения
сущности реализации продукции (работ,
услуг) должны быть положены, во-первых,
смена форм стоимости, во-вторых – смена
субъектов собственности. После оплаты
покупателем товара товарная форма сменяется
денежной. До оплаты товара субъектом
собственности является его производитель,
а после оплаты – покупатель. Совокупность
этих двух процессов (смены форм стоимости
и субъектов собственности) является экономической
сущностью понятия реализованной продукции.
К сожалению, на практике не всегда исходят
из научно-теоретических понятий. Сейчас,
например, широко распространены бартерные
операции (товарообмен), которые, по существу,
не могут быть квалифицированы реализацией
продукции. Совершение таких сделок следовало
бы запретить, так как они наносят вред
денежному обращению, искажают многие
экономические и финансовые показатели
предприятия, позволяют уходить от налогообложения.
Размер выручки от реализации продукции
зависит от количества, ассортимента,
качества реализуемой продукции, цены
и расчетно-платежной дисциплины. Количество
реализованной продукции зависит от объема
производства (товарной продукции) и переходящих
остатков нереализованной продукции на
начало и конец периода реализации (месяца,
квартала, года).
Рис. 1 Методы планирования выручки от реализации продукции
Рис. 2 Планирование выручки от реализации
Рис. 3 Особенности планирования остатков на начало периода
5. Прибыль и рентабельность предприятия
В рыночной экономике выживают и успешно функционируют только те предприятия, которые соизмеряют свои доходы с затратами и величиной вложенного капитала, которые производят конкурентоспособную продукцию и не производят больше, чем можно продать. Ориентация деятельности только на «вал», на выполнение намеченных программ любой ценой - это заведомый путь к банкротству. Для успешного функционирования каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала, увеличения прибыльности производства, улучшения качества реализуемой продукции.
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.
На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности.
На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков, отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.
Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.
Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.
Экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов, Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ [4, с. 98-101].
Любая целесообразная деятельность человека связана с проблемой эффективности. В любом случае эффективность определяется значительностью, экономичностью хозяйствования и измеряется результатами, полученными от каждой единицы использованного ресурса (фактора) производства.
Для выяснения сущности экономической эффективности производства, определения ее критерия и показателей необходимо различать содержание понятий «эффективность» и «эффект».
Эффект - абсолютная величина, обозначающая достигаемый результат какого-либо процесса. Экономический эффект - это результат человеческого труда, создающего материальные блага. Безусловно, результат сам по себе очень важен, но не менее важно знать, какими затратами он достигнут. Поэтому соизмеримость эффекта и затрат на его достижение является основой экономической эффективности. Помимо абсолютной величины эффекта необходимо знать и его относительную величину, исчисляемую посредством деления общего результата (эффекта) на затраты ресурсов, обусловивши получение [10, c. 152].
Для оценки уровня эффективности функционирования предприятия чаще всего используют относительные показатели - показатели рентабельности (доходности, прибыльности).
На основании изучения бухгалтерской отчетности предприятия (Форма № 2 - Отчет о прибылях и убытках) за два смежных года проанализирован порядок формирования прибыли предприятия, оценить ее динамику, а также рассмотрен порядок распределения и использования прибыли. Данные представлены в таблицах 5.1- 5.2.
1Таблица 5.1 – Формирование и динамика прибыли предприятия
В миллионах рублей
Показатели |
2013 год |
2012 год |
Отклонение, (+;-) |
Темп роста, % |
|
12756 |
12070 |
686 |
105,68 |
|
13704 |
10260 |
3444 |
133,57 |
|
-948 |
1810 |
-2758 |
-52,38 |
|
910 |
921 |
-11 |
98,81 |
|
- |
- |
- |
- |
|
-1858 |
889 |
-2747 |
-209,0 |
|
2222 |
1409 |
813 |
157,70 |
|
341 |
441 |
-100 |
77,32 |
|
23 |
1857 |
-1834 |
1,24 |
|
-1,2 |
102,6 |
-103,6 |
х |
|
459 |
438 |
21 |
104,79 |
|
183 |
- |
- |
- |
|
- |
17 |
- |
- |
|
215 |
135 |
80 |
159,26 |
|
61 |
320 |
-259 |
19,06 |
|
-3,3 |
17,7 |
-21,0 |
х |
|
- |
- |
- |
- |
|
- |
- |
- |
х |
|
84 |
2177 |
-2093 |
3,86 |
Вывод: Из данной таблицы видно, что Валовая прибыль уменьшилась на 2758 млн. руб. в 2013 году по сравнению с 2012 годом, это произошло за счет увеличения себестоимости реализованной продукции на 33,57 % и не значительном увеличении выручки от реализованной продукции. В свою очередь управленческие расходы в 2013 году составили 910 млн. руб., что на 11 млн.руб. меньше, чем в 2012 году. Прибыль от текущей деятельности на 1834 млн.руб. в 2013 году меньше, чем в 2012. Прибыль по инвестиционной и финансовой деятельности в 2013 году составила 61 млн. руб., что меньше в пять раз, чем в 2012 году. Прибыль до налогообложения в 2012 и 2013 гг. составила 84 млн.руб. и 2177 млн.руб. соответственно.
Таблица 5.2 – Распределение и использование прибыли на предприятии
В миллионах рублей
Показатели |
2013 год |
2012 год |
Отклонение, (+;-) |
Темп роста, % |
|
84 |
2177 |
-2093 |
3,86 |
|
- |
- |
- |
- |
|
- |
- |
- |
- |
|
- |
- |
- |
- |
|
- |
- |
- |
- |
|
84 |
2177 |
-2093 |
3,86 |
|
84 |
2177 |
-2093 |
3,86 |
- на накопление |
29 |
761 |
-732 |
2,76 |
- на пополнение резервного фонда |
25 |
653 |
-625 |
3,83 |
- на выплату дивидендов |
- |
- |
- |
- |
- на иные цели |
30 |
763 |
-733 |
3,93 |