Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:30, курсовая работа
С конца ХХ века и по настоящее время в связи с развитием международной торговли очень большое внимание производителей пищевых продуктов и контролирующих организаций уделяется повышению качества и конкурентоспособности пищевых продуктов отечественного производства.
Введение
1 Анализ конкурентоспособности чая и молочных консервов на российском рынке
1.1 Состояние и перспективы развития чая и молочных консервов
1.2 Конкурентоспособность товаров на российском рынке
1.3 Оценка конкурентоспособности чая и молочных консервов
2 Анализ конкурентоспособности чая и молочных консервов на примере магазина «Продукты»
2.1 Характеристика магазина
2.2 Оценка конкурентоспособности чая в магазине
2.3 Оценка конкурентоспособности молочных консервов
3. Выводы и предложения
Список литературы
Но, несмотря на действующие нормативные документы, пищевых продуктов низкого качеств, не отвечающих требованиям стандарта, а зачастую и опасных для здоровья потребителей, еще очень много. Поэтому вопрос о повышении качества для России в настоящий момент актуален.
Наличие большого количества импортной продукции на рынке нашей страны свидетельствует о том, что продовольствия отечественного производства либо не хватает, либо оно не конкурентоспособно. Поэтому в сложившихся на данный момент условиях конкурентоспособность пищевых продуктов отечественного производства можно рассматривать как фактор национальной и, прежде всего, экономической безопасности. В условиях открытой экономики высокая конкурентоспособность производимой отечественной продукции позволяет, с одной стороны, поставлять ее на мировые рынки в таком объеме, который обеспечивает поступление иностранной валюты в размерах, достаточных для оплаты растущего импорта. Большая широта ассортимента экспортируемой продукции – одно из условий экономической независимости. С другой стороны, большую опасность для страны представляет ситуация, когда на два–три вида товара приходится более половины экспорта. Из мирового опыта известно, что такая структура при серьезном ухудшении конъюнктуры мирового рынка ставит страну на грань катастрофы. Достаточно указать на огромную зависимость экономики России от колебаний цен на нефть.
Для того, чтобы устоять в условиях
открытого рынка и
1.3 Оценка конкурентоспособности чая и молочных консервов
Современный рынок чайной продукции имеет свои особенности: выделяются уже не отдельные страны-производители, а конкретные марки чая.
Российский рынок чая сегодня значительно консолидирован. В четверку производителей, лидирующих по объему продаж (рис. 3), входят два российских оператора: ООО "Орими Трэйд" (Санкт-Петербург) и ОАО "Компания "Май"" (Москва) - а также две международные компании: Ahmad Tea Ltd. (Великобритания) и Unilever (Великобритания - Нидерланды). Марки чая крупнейших производителей представлены в таблице 4 [16].
Таблица 4. Марки чая крупнейших производителей
Компания |
Марки чая |
Краткая характеристика сортов |
Орими Трейд |
Принцесса Гита |
Гранулированный и листовой
индийский, цейлонский чай |
Unilever |
Lipton, Brook Bond, Беседа |
Черный индийский и цейлонский листовой гранулированный чай высокого качества |
Май |
Майский чай |
Крупнолистовой, листовой и гранулированный индийский и цейлонский чай |
Ahmad |
Ahmad tea |
Листовой и ароматизированный чай высшего качества |
Рисунок 3 - Продажи чая
Конкуренция на российском рынке чая
сегодня очень высока. Помимо различных
международных брендов и
Очень трудно решить, какую марку чая купить, когда перед глазами два, а то и три десятка пачек. Как правило, выбирают то, что уже когда-то было попробовано и понравилось, а к новым маркам относятся с осторожностью.
Проблема современного чайного рынка заключается в том, чтобы привлечь внимание потребителя в сложных условиях борьбы с конкурентом: на рынке представлено большое количество чайных марок, при этом рынок характеризуется единообразием дизайнерских решений в области упаковки и идей продвижения чайной продукции.
Основываясь на опыте успешных марок, пути решения проблемы следующие:
1) создание сильного бренда;
2) формирование уникального
3) продвижение продукции с помощью рекламных коммуникаций. ATL и BTL: выбор наиболее эффективного способа продвижения основываясь на опыте конкурентов и используя их слабые стороны;
4) активная работа чайных бюро, пресс-конференции, выставки и т.д.
Производство молочных консервов в мире непрерывно растет. В России с 2007 по 2009 год наблюдалась тенденция увеличения объемов производства молочных консервов, но в 2010 г. производство практически стабилизировалось и даже имел место незначительный спад, который составил -0,3% к 2009 году [10]. Однако главным в сложившейся ситуации является тенденция ухудшения качества молочных консервов. По результатам проверки качества сгущенного молока в российских розничных магазинах Общенациональной ассоциацией генетической безопасности было установлено, что 80% исследованной продукции не соответствует стандартам качества [5]. Согласно данным опросов, почти 85% россиян из числа покупавших молочные консервы в последние два года хотя бы раз сталкивались с проблемой их невысокого качества. Сегодня указание на этикетке ГОСТа, в соответствии с которым произведен продукт, не исключает опасности приобретения некачественной продукции.
В последнее время в развитии молочноконсервной отрасли страны и мира в целом наблюдается тенденция увеличения объемов выработки сгущенного молока с сахаром по новой технологии: методом смешения компонентов (сухого цельного и обезжиренного молока, сухой сыворотки и др.) с частичной заменой молочного жира на растительные масла [8].
Вышеуказанная тенденция обусловлена, прежде всего, дефицитом молока-сырья, его высокой стоимостью и стремлением производителей снизить себестоимость готовой продукции.
Преимущество новой технологии заключается в том, что она позволяет расширить ассортимент, исключить сезонность производства и установки энергоемкого дорогостоящего оборудования (вакуум-выпарные аппараты), снизить производственные площади.
Десятку лидеров по производству молочных консервов на федеральном уровне представляют следующие регионы России: Белгородская, Смоленская, Орловская, Омская области, Краснодарский край, Тюменская, Курганская, Курская, Кемеровская, Воронежская области.
Суммарная доля этих регионов в общероссийском объеме производства молочно-консервной продукции составляет 80 %.
В настоящее время конкуренция на молочном рынке носит олигополистический характер, при этом продолжается концентрация производства. Лидирующие позиции на рынке занимают компании, имеющие в своем составе по два и более молочно-консервных комбинатов: ГК «Ренна», ООО «ВТО Эрконпродукт», «Юнимилк» (Москва). Большое влияние на рынок продолжают оказывать украинские и белорусские производители.
По мнению экспертов ИАМ, в ближайшей перспективе будет происходить дальнейшее разделение рынка молочных консервов между группами сильнейших игроков. Значительные инвестиционные вложения в строительство новых комбинатов молочных консервов не прогнозируются. Увеличение конкурентных возможностей будет происходить за счет расширения ассортимента продукции. Еще одной особенностью рынка в настоящее время является развитие молочно-консервными предприятиями параллельных производств и выпуск совершенно новых для них продуктов. Так, например ООО «Нижнекисляйский молочно-консервный комбинат» (Воронежская область) с 2005 года освоило производство овощных и мясорастительных консервов. ОАО «Ялуторовскмолоко» (Тюменская область), являясь одним из основных производителей молочно-консервной продукции, при инвестиционной поддержке компании «Юнимилк» в 2006 году начало выпуск полного ассортимента молочной продукции под ТМ «Простоквашино» [12].
2 Анализ конкурентоспособности чая и молочных консервов на примере магазина «Продукты»
2.1 Характеристика магазина
ООО «Альянс» представляет собой торгово-розничную сеть магазинов, реализующих широкий спектр продовольственной продукции и небольшую часть непродовольственных товаров. Исходя из существующей классификации торгово-розничной сети классифицируется по следующим признакам:
Магазин «Продукты» относится к
типу универсального магазина – т.е.
предприятие розничной
Материально-техническая база магазина состоит из помещений:
Общая площадь магазина – площадь всех помещений магазина в том числе всех туннелей, коридоров, подъездных путей = 117 м2.
Площадь торгового зала, включая установочную площадь магазина, площадь контрольно кассового узла и площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. В магазине «Продукты» площадь торговая = 73,5 м2
Ассортимент магазина сформирован с учетом привычек покупателей. В основном – это товары повседневного спроса, рассчитанные на широкий круг потребителей.
Товары размещены по следующим принципам:
Размещение товаров на полках строится на следующих факторах:
Погрупповая разбивка товаров произведена в зависимости от:
Ассортимент товаров, представленный в сети магазинов ООО «Альянс», относится к товарам народного потребления широкого спроса с высокой оборачиваемостью; цена, установленная на эти товары, рассчитана на людей достаток которых равен средней заработной плате., что делает такую продукцию доступной для большинства потребителей. Цены варьируются в зависимости от спроса и предложения, от цен на товары, установленных поставщиком, а также от количества конкурентов на рынке данных товаров.
Структуру ассортимента магазина выразим с помощью диаграммы (рис. 4):
Рисунок 4 - Структура ассортимента магазина «Продукты»
2.2 Оценка конкурентоспособности чая в магазине
Ассортимент любого товара характеризуется его широтой, глубиной, насыщенностью, устойчивостью, полнотой, степенью обновления.
Рассмотрим ассортимент чая, представленный в магазине с учетом этих свойств.
1. Широта ассортимента характеризуется количеством имеющихся товарных групп, видов товаров. Так как существует несколько видов классификации чая. Рассмотрим понятие ширины и глубины ассортимента в рамках каждой из этих классификаций.