Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 23:04, дипломная работа
Цель дипломной работы – разработка мероприятий по внедрению мотодоставки и оценка ее экономической эффективности. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
изучить теоретические основы оценки экономической эффективности;
проанализировать экономические и финансовые показатели хозяйственной деятельности узла связи;
разработать комплекс мероприятий по внедрению мотодоставки;
провести оценку экономической эффективности внедрения мотодоставки.
Введение………………………………………………………………………………………….. 8
1 Методические вопросы оценки экономической эффективности…………………………... 10
1.1 Оценка экономической эффективности оказания услуг связи…………………........ 10
1.2 Понятие услуг связи, их характеристики, виды услуг почтовой связи…………….. 15
1.3 Структура сети почтовой связи……………………………………………………….. 21
1.4 Развитие услуг почтовой связи за рубежом………………………………………...... 22
2 Анализ экономических и финансовых показателей хозяйственной деятельности узла связи за 2009-2011 гг…………………...……………………………………………………..
28
2.1 Краткая характеристика Полоцкого РУПС Витебского филиала РУП «Белпочта»…...………………………………………………………………………….
28
2.2 Анализ объема услуг связи……………………………………………………………. 36
2.3 Анализ выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг и доходов от услуг связи по видам в фактических и сопоставимых ценах……………………......
38
2.4 Анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и себестоимости 100 руб. выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг
43
2.5 Анализ показателей прибыли и рентабельности…………………………………...... 50
2.6 Анализ трудовых ресурсов……………………………………………………………. 54
3 Разработка мероприятий и оценка экономической эффективности внедрения мотодоставки в Полоцком РУПС Витебского филиала РУП «Белпочта»…………….….
60
3.1 Мероприятия по внедрению мотодоставки……………………………………………. 60
3.1.1 Выбор внутрирайонного маршрута и доставочных участков для внедрения мотодоставки……………………………………………………….………………
61
3.1.2 Анализ сети объектов почтовой связи и организация передвижного отделения почтовой связи ……………...……………………...……………….…
68
3.1.3 Разработка проекта расписания маршрута передвижного отделения почтовой связи……...…………………………………………………………………………
75
3.1.4 Расчет экономического эффекта внедрения мотодоставки……………………. 75
3.2 Оценка экономической эффективности внедрения мотодоставки…………………… 78
4 Охрана труда………………………………………………………………………………...… 84
4.1 Организация системы управления охраной труда в Полоцком РУПС Витебского филиала РУП «Белпочта»………………………………………………..………………
84
4.2 Идентификация и анализ вредных и опасных факторов……………………..………... 86
4.3 Организационные, технологические и иные решения по устранению опасных и вредных факторов в планово-экономическом отделе………………………………….
88
4.4 Оценка условий труда по показателям напряженности трудового процесса……....... 92
Заключение………………………………………………………………………………………... 95
Литература.……………………………………………………………………………………....... 99
Приложение А Структурная схема Полоцкого РУПС Витебского филиала РУП «Белпочта»………………………………………………………...........
101
Приложение Б Внутрирайонный маршрут Полоцк – Кушлики…….……………………... 102
Приложение В Зоны обслуживания доставочных участков ОПС Кушлики и ОПС Грамощье……..………………………………………………………...
103
Приложение Г Зоны обслуживания новых доставочных участков ОПС Кушлики и ОПС Грамощье…………………………………………………………….....
104
Приложение Д Первоначальная схема внутрирайонного маршрута Полоцк – Кушлики... 105
Приложение Е Новая схема внутрирайонного маршрута Полоцк – Кушлики………….... 106
Приложение Ж Проект расписания движения автомобиля с почтой по внутрирайонному маршруту Полоцк – Кушлики…………..………...…………………………
107
Приложение З Политика РУП «Белпочта» в области охраны труда…………………….… 108
Приложение И Реестр факторов опасности…………….……………………………………. 109
Приложение К Результаты оценки напряженности трудового процесса……………….…. 111
Большая территория Республики Беларусь приходится на сельскую местность, где низкая плотность населения, и, соответственно, большая протяженность почтовых маршрутов снижают производительность труда почтовых работников. Средний уровень потребления услуг почтовой связи на человека в сельской местности в 1,5 – 3 раза ниже, чем в городах, что также приводит к увеличению себестоимости услуг в сельской местности [6].
Несмотря на низкую прибыль (а в некоторых случаях и вовсе отсутствие рентабельности) отделений почтовой связи в отдельных сельских районах, традиционные почтовые услуги здесь продолжают оказываться, т.к. для жителей сельской местности почта иногда является единственной структурой, оказывающей профильные услуги, выступая в качестве одного из основных средств связи и информации.
Для почтовой связи, отличительными чертами которой являются сетевой характер построения и всеобщность потребления услуг, большое значение имеет соблюдение пропорций в развитии отдельных звеньев сети, а также пропорций между уровнем развития производственного потенциала связи и производительных сил регионов и страны в целом.
1.4 Развитие услуг почтовой связи за рубежом
Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» создано распоряжением Правительства от 5 сентября 2002 года. 13 февраля 2003 года проведена государственная регистрация предприятия, принят Устав [9].
На базе разрозненных управлений почтовой связи создана сеть филиалов ФГУП «Почта России», внедрена принципиально новая система управления региональными структурами почтовой связи на основе единых учетных принципов бухгалтерского, налогового и управленческого учетов.
Всего Почта России предлагает своим клиентам свыше 80 почтовых, финансовых, инфокоммуникационных и прочих услуг. Через почтовые отделения осуществляется доставка пенсий и пособий, а также подписных печатных изданий. В отделениях почтовой связи можно оплатить коммунальные услуги, получить и погасить банковский кредит, обналичить денежные средства с пластиковых карт, оформить страховку, приобрести лотерейные, железнодорожные, авиа- и театральные билеты, а также товары народного потребления. Кроме того, в Пунктах коллективного доступа желающие могут выйти в Интернет, отправить и получить электронную почту, распечатать документ и т.д.
Почта России активно работает не только над расширением спектра услуг, оказываемых населению, но и над повышением их качества. С 2005 года на предприятии реализуется проект по разработке и внедрению системы менеджмента качества. В настоящее время уже почти половина всех филиалов Почты России получили сертификаты о соответствии требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000 в отношении оказания почтовых (письменная корреспонденция, посылки, экспресс-почта) и финансовых (почтовые переводы, доставка пенсий, прием платежей) услуг[9].
В результате проведенных
структурных изменений
Почта России имеет одну из самых больших сетей отделений почтовой связи в мире – более 41900 отделений. При этом в 2010 году из-за несбалансированности сети и неэффективности бизнес-процессов рентабельными были менее 20% отделений. В сельской местности только 7% отделений были рентабельными и 93% генерировали убытки. Общая рентабельность классов сельских отделений лежит между -32% для класса 3 и -124% для класса 4. Большинство классов городских отделений прибыльны или находятся на уровне безубыточности[10].
Почтовый оператор увеличивает число передвижных отделений почтовой связи (ОПС) в регионах России. В целом же Почта России планирует развивать перспективные формы обслуживания населения на базе передвижных офисов во всех федеральных округах, в первую очередь, такой подход эффективен в сельской местности и удаленных районах.
Использование передвижных офисов способствует решению важной стратегической задачи национального почтового оператора – обеспечение равного доступа к услугам почтовой связи клиентов на всей территории страны, в том числе в удаленных регионах.
По функциональности передвижные офисы Почты России – это полноценные почтовые отделения, по технической оснащенности равноценные городскому отделению почтовой связи. На базе таких отделений предприятие оказывает весь спектр современных сервисов: в пакет услуг подобных отделений входит прием и доставка почтовых отправлений (включая экспресс- и ускоренную почту), оформление подписки, розничная продажа товаров, финансовые операции, включая прием платежей, таких как оплата коммунальных услуг, за телефон и Интернет [10].
На данный момент времени Россия имеет в распоряжении самый большой в мире парк передвижных отделений и средств сельской доставки – 78245 единиц.
Почтовый сектор для региона Европы и СНГ включает в себя 31 страну-члена ВПС, которые считаются развивающимися странами. 12 из них – страны СНГ, и 19 – страны Юго-восточной Европы; некоторые из последних недавно вступили или готовятся к вступлению в Европейский союз. Европейский регион включает в себя также 19 промышленно развитых стран
Общая территория стран Европы и Содружества независимых государств (Европа и СНГ) составляет 24246,721 кв. км, а население их к 2007 году составило около 472 млн. человек
В регионе стран Европы и СНГ по данным за 2007 г. Насчитывается 110935 почтовых отделений, что составляет 16,9% от их общемирового количества. По сравнению с 2006 годом в 2007 году количество постоянных почтовых отделений в регионе увеличилось на 0,4%, а общемировой прирост за этот же период составил 0,1%. Количество почтовых отделений в регионе в период с 1980 по 1990 гг. выросло с 133939 до 162320, а затем сократилось до нынешнего уровня. В период 2002-2007 гг. показатель этот снизился на 0,1%. В регионе на одно почтовое отделение приходится 4326 жителей (самый низкий показатель из всех регионов мира), каждое из почтовых отделений обслуживает в среднем площадь в 219 кв.км.
Общее число служащих в странах региона Европы и СНГ составляло в 2007 году 955089 человек. Количество почтовых служащих, которое в восьмидесятых годах прошлого столетия насчитывало 1,1 млн. человек, в результате процесса объединения неуконо снижалось, пока в начале второго тысячелетия не достигло минимального уровня в 860000 человек. В период с 2002 по 2007 гг. количество почтовых служащих в регионе увеличилось на 1,9%, при этом общемировой показатель составил 1,2%. В регионе насчитывается 17,2% от общего числа почтовых служащих во всем мире. В регионе стран Европы и СНГ один почтовый служащий обслуживает в среднем 503 жителя, что является самым низким показателем по всем регионам после промышленно развитых стран (среднемировой показатель: 1200 чел.).
Самые последние из имеющихся данных за 2007 год показывают, что все население региона пользуется почтовыми услугами. Почти все население региона стран Европы и СНГ получает почтовые отправления на дом, и только 2,1% населения забирают свои почтовые отправления в почтовых отделениях.
На рисунке 1 показан доступ к почтовой услуге во всех регионах мира. Из графика видно, что в регионе стран Европы и СНГ самый высокий показатель доставки на дом по сравнению со всеми другими регионами - даже выше, чем в развитых странах[11].
Рисунок 1 – Доставка почтовых отправлений в регионе Европы и СНГ в 2007 году
По данным Всемирного почтового союза за период с 1980 по 2009 год, на территории 142 почтовых администраций мира для обслуживания населения, где нет стационарного отделения почтовой связи, использовались передвижные почтовые отделения, в том числе транспортные средства сельской доставки. Количество таких средств, находящихся в распоряжении той или иной администрации, менялось в разные годы. В настоящее время передвижные почтовые отделения обслуживают районы без стационарных почтовых отделений. Эта категория включает персонал сельской доставки, предоставляющий услуги, аналогичные таковым в стационарном почтовом отделении. С помощью передвижных почтовых отделений клиенты могут отправлять посылки, письма или предметы срочной доставки, а также осуществлять платежи [12].
Почтовая служба США ((англ. United States Postal Service, сокращённо - USPS) - независимое агентство Федерального правительства США, оператор почтовых услуг на территории Соединённых Штатов Америки. Одна из крупнейших организаций мира по количеству сотрудников. В USPS эксплуатируется крупнейший гражданский автопарк в мире — около 260000 транспортных средств. Некоторые сельские почтальоны используют для работы личные автомобили[13].
Конкуренция со стороны электронной почты и частных операторов, таких как United Parcel Service (UPS) и FedEx, вынудила USPS скорректировать свою бизнес-стратегию и модернизировать свои продукты и услуги. В ответ на негативные тенденции USPS ежегодно с 2000 по 2007 год увеличивала производительность за счет большей автоматизации, оптимизации и консолидации[14].
Вне зависимости от рыночной ситуации, государство обязывает Почту США поддерживать определённый уровень услуг и тем самым сильно ограничивает в средствах экономии. Сокращения остаются фактически единственным разрешённым приёмом.
Из 3700 отделений, подлежащих закрытию, больше 80% нерентабельны: как правило, это мелкие точки в сельских и удалённых районах, работающие по два-три часа в день. С середины 1990-х годов США значительно увеличили свой парк передвижных отделений и транспортных средств доставки в сельской местности [13].
По состоянию на май 2007 года, для обычных абонентов оказывались следующие почтовые услуги [15]:
Для определённых видов отправлений
дополнительно могут
Таким образом,
обобщая все выше сказанное, можно
сделать следующий вывод: почтовая связь - это вид
связи, представляющий собой огромную
действующую сеть объектов почтовой связи,
единый производственно-
Основной потенциал повышения эффективности почтовой связи заложен в улучшении хозяйственной деятельности предприятия. Поскольку основой рыночной экономики и предпринимательства является прибыль, доход, то в качестве первичного критерия экономической эффективности выступает максимизация прибыли на единицу затрат и ресурсов при высоком качестве услуг, обеспечения их конкурентоспособности.
В качестве инструментов повышения эффективности почтовой связи могут выступать: совершенствование организационной структуры; совершенствование системы управления персоналом; повышение научно-технического уровня производства и качества оказываемых услуг.
2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЗЛА СВЯЗИ ЗА 2009-2011 ГГ.
2.1 Краткая характеристика Полоцкого РУПС Витебского филиала РУП «Белпочта»
Республиканское унитарное предприятие почтовой связи «Белпочта» создано в соответствии с приказом Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 07.07.2004 года №190 и является правопреемником прав, обязанностей Республиканского государственного объединения «Белпочта» в соответствии с передаточным актом и правоприемником прав и обязанностей областных унитарных предприятий “Минскоблпочта” “Гомельоблпочта”, “Брестоблпочта”, “Гроднооблпочта”, “Витебскоблпочта” и “Могилевоблпочта”.
Витебский филиал РУП «Белпочта» создан приказом РО «Белпочта» от 09.07.2004 г, № 298 в процессе реорганизации путем присоединения к РУП «Белпочта». В состав филиала входят 22 районных узла почтовой связи.
Полоцкий РУПС является структурным подразделением Витебского филиала РУП «Белпочта». Фирменное название узла почтовой связи на русском языке:
Полное: Полоцкий районный узел почтовой связи Витебского филиала Республиканского унитарного предприятия почтовой связи «Белпочта».
Краткое: Полоцкий РУПС Витебского филиала РУП «Белпочта».
Местонахождение РУПС: ул. Октябрьская, 38 211400 г. Полоцк Витебской области.
Узел связи в своей
деятельности руководствуется
Информация о работе Оценка экономической эффективности внедрения мотодоставки в Полоцком РУПС