Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 20:52, контрольная работа
Изучение первобытного хозяйства важно тем, что изучая современную экономику, необходимо знать, как начиналось хозяйство и экономика. Не зря такая наука как экономическая история изучает экономику от истоков. В центре внимания экономической истории находится эволюция хозяйства. Этим объясняется актуальность данной темы.
Введение………………………………………………………………………………3
Периодизация эпох первобытного общества………………………...………4
Палеолит……………………………………………………………………..…5
Мезолит…………………………………………………………………………9
Неолит……………………………………………………………….….....…..11
Тестовые задания……………………………………………………..………19
Заключение……………………………………………………………………..……20
Список используемой литературы…………………………………………………21
4. Неолит
Неолит (8–3 тыс. лет до н.э.) характеризуется более высокой техникой обработки камня, переход во многих районах от присваивающих к производящим формам хозяйства.
В настоящее время трудно назвать
единичный фактор, который бы привел к
освоению новых природных ресурсов и переходу
к производящему хозяйству. Существовавшие
в мезолите техническое вооружение и способы
охоты были достаточно продуктивны, чтобы
обеспечить существование земледельческих
общин. Другое дело, что охотничье хозяйство
по природе своей нестабильно. Оно подвержено
спадам из-за перемен в природной обстановке,
обуславливающих нарушение экологических
ниш и резкое падение численности промысловых
животных, чревато поэтому периодическим
наступлением голода, иногда продолжающего
несколько лет. Это обстоятельство было
сильнейшим стимулом поиска новых источников
пищи и до какой-то степени может рассматриваться
как экономический стимул перехода к производящему
хозяйству. Но, несомненно, не меньшую
роль должно было играть хорошее знакомство
с миром животных и растений, приобретенное
в процессе многотысячелетней охоты и
собирательства. Зоологи обратили внимание
на то, что человек смог приручить только
тех животных, которые имели в своем собственном
поведении предпосылки для одомашнивания
– отсутствие боязни человека, смирный
нрав. Знание повадок животных и продуктивных
свойств растений, а также мест их возможного
обнаружения образовала другой фактор
или стимул перехода к производящему хозяйству,
который можно назвать производственно-
При использовании семян и плодов диких растений какая-то часть их оставалась неиспользованной и давала всходы вблизи жилища. Переход от этого в культуру – дело времени. Более того, сразу же начинался процесс, описанный еще Дарвином – бессознательный отбор, когда человек начинал выращивать рядом с жилищем наиболее крупные семена так же, как он сохранял на племя крупных животных. Приручение их, конечно, начиналось с ловли молодняка, содержания его в неволе и подкармливания, в процессе которого животные привыкали к человеку.
Возникновение земледелия и скотоводства сопровождалось сдвигами в развитии производительных сил. Прежде всего значительно прогрессировала техника изготовления каменных орудий труда. Еще более усовершенствовалась техника отжимной ретуши. Местами известные уже в мезолите шлифование, или полирование, а также пиление и сверление камня в неолите получили намного большее распространение, так как для расчистки леса под поля и огороды потребовались более эффективные топоры и тесла. Наряду с прежними стали обрабатываться новые, более твердые породы металлов – нефрит, жадеит, обсидиан. Началась разработка подземных отложений камня, появились крупные «мастерские» каменных орудий, распространявшихся далеко от места своего производства. Нужды земледелия потребовали усовершенствования не только топоров, но и других орудий труда. Применявшиеся собирателями палки-копалки и примитивные жатвенные ножи эволюционировали в настоящие мотыги и серпы, а зернотерки и ступки с пестами широко вошли в хозяйственный быт. местами стали практиковаться простейшие приемы мелиорации почв.
Ранние земледелие и скотоводство чаще всего были как мужским, так и женским занятием, причем на долю мужчин обычно приходились наиболее тяжелые, а на долю женщин – наиболее кропотливые работы. В высокоспециализированном присваивающем хозяйстве почти всегда мужчина был охотником и рыболовом, а женщина – собирательницей. изготовление орудий труда, средств передвижения, предметов обихода по большей части считалось делом мужчин, и только в изготовлении керамики лидирующая роль чаще принадлежала женщинам. Зато такие домашние работы, как доставка воды и топлива, приготовление пищи, ухо за детьми, неизменно оставались за женщинами. Разделение труда по возрасту заметнее всего сказывалось в том, что молодым мужчинам чаще доставались более трудные и опасные, пожилым – более сложные работы. Некоторые общинники, выделявшиеся своим опытом и умением, как бы специализировались в некоторых сферах деятельности, но эта специализация обычно еще не предполагала особых знаний, не передавалась по наследству и в принципе не освобождала от других работ.
Там, где развивалось высокоспециализированное
охотничье-рыболовческо-
Переход к производящему или высокоспециализированному присваивающему хозяйству совершался там, где уже к концу предыдущей стадии развития была достигнута относительная оседлость, и, в свою очередь, упрочивал эту относительную оседлость. Поэтому теперь примитивные хижины стали сменяться более долговременными землянками или полуземлянками, а затем и прочными наземными домами. Одежда в разных широтах варьировала от набедренной повязки до глухого мехового комбинезона; с появлением в неолите прядения и простейшего ткачества стала появляться также одежда из растительного волокна, а позднее и шерсти. Домашняя утварь пополнилась одним из крупных нововведений – изобретенной теперь керамикой. Обожженная огнеупорная посуда позволила улучшить способы приготовления пищи и расширить ассортимент пищевых продуктов.
Основные производственные достижения на стадии позднепервобытной общины - становление земледелия и скотоводства, усовершенствование техники обработки камня, изобретение керамики, ткачества и т. п. – свидетельствуют о значительном расширении опыта и навыков человечества. Эти достижения требовали также дальнейшего совершенствования организации труда. Труд по-прежнему оставался простой кооперацией, но его разделение стало уже не только половозрастным. Новый производственный уровень сделал возможной дальнейшую индивидуализацию и специализацию в некоторых областях деятельности.
Дальше продвинулось межобщинное и межплеменное разделение труда. Это было подлинно общественное разделение труда, т. е. закрепление определенных занятий за определенными группами людей, не связанное с их половозрастным делением. До конца XIX века считали, что первым крупным разделением труда было выделение пастушеских племен. Позднее выяснилось, что скотоводство не старше земледелия, но на стадии позднепервобытной общины действительно произошло первое крупное разделение труда – выделение племен с производящим хозяйством из общей массы других племен. Это способствовало развитию обмена между ранними земледельцами или земледельцами-скотоводами и охотниками-рыболовами, как низшими, так и высшими. Наряду с сырьевыми ресурсами и изделиями стали обмениваться скот и пищевые продукты.
Зарождение производящего хозяйства уже на стадии позднепервобытной общины сделало возможным его прогрессирующее развитие в эпоху классообразования. Сложились различные системы земледелия, комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства и скотоводства.
В земледелии развились такие формы, как обработка постоянных участков и перелог, возделывание неполивных и поливных земель, а также некоторые другие. Вопрос о их хозяйственных возможностях не может быть решен однозначно: многое зависело не только от природных условий, но и от уровня агротехники. Так, одно дело, примитивная обработка постоянных участков благодаря их особому плодородию и высокому уровню стоянии подпочвенных вод и другое – благодаря внесению в такие участки удобрений. Одно – простейший перелог на основе подсечно-огневого земледелия и другое – на основе севооборота. Поэтому эволюцию первобытного земледелия чаще видят в переходе от ручных орудий к пахотным и соответственно от ручного (палочно-мотыжного) земледелия к пашенному, предполагающему использование тягловых животных.
Как именно совершился этот переход – в точности неясно. До недавнего времени одни пахотные орудия возводили к мотыгам или заступам, другие – к палкам с сучьями, использовавшимся в качестве бороны. Теперь преобладает мнение, что пахотные орудия восходят к так называемым бороздовым орудиям, универсально служившим и для прокладывания борозд, и для боронения поля. Они засвидетельствованы и археологически, и этнологически. Это были те же палки или заступы, но тяжелее обычных; их волочили по уже взрыхленному полю силой двух-трех человек. Отсюда было недалеко до превращения такого ручного рала в упряжное, влекомое ослом или быком. Производительность упряжных рал была в несколько раз более высокой, чем производительность ручных орудий обработки почвы.
Развитие земледелия позволяло использовать часть выращенного продукта для прокорма скота и тем самым способствовало развитию скотоводства. Особенно это относится к пашенному земледелию, требовавшему тягловой силы и прямо стимулировавшему разведение пригодных для тягла животных. Важной причиной роста скотоводства в эпоху классообразования были также нужды обмена.
Рост стад постепенно все больше
опережал кормовые ресурсы оседлых земледельцев-скотоводов.
По мере увеличения поголовья скота его
владельцам приходилось все шире использовать
подножный корм и там, где это было возможно,
передвигаться в поисках пастбищ. Часть
оседлых племен перешла к полукочевому
земледельческо-скотоводческому (иногда
земледельческо-рыболовческо-
Наряду с развитием производящего хозяйства в эпоху классообразования продолжалось развитие высокоспециализированного присваивающего хозяйства. Роли последнего в эту эпоху разные исследователи придают неодинаковое значение. Одни всячески подчеркивают его теперь уже совсем второстепенное значение и существование только на немагистральных, периферийных путях исторического развития. Другие указывают, что, как бы то ни было, большинство населения мира продолжало пока еще вести присваивающее хозяйство и многие племена на основе его высокоспециализированных форм вступили на путь классообразования. Обе приведенные точки зрения содержат рациональное зерно. Высокоспециализированное присваивающее хозяйство действительно лежало в стороне от магистрального пути развития, так как ни одно из живших им обществ не перешагнуло порога классообразования. Но оно сыграло свою роль в социально-экономических процессах эпохи, хотя бы уже потому, что стимулировало межплеменные обменные отношения и тем самым способствовало быстрейшему продвижению обществ с производящей экономикой.
Первым производством стало гончарное ремесло. Глиняная посуда позволила человеку значительно улучшить приготовление и хранение пищи. Гончарный горн – печь для обжига глиняных изделий – впервые появился на Востоке. Гончарный круг известен с IV тысячелетия до н.э. Он вручную приводился в движение. Его появление значительно повысило производительность труда и позволило улучшить качество глиняной посуды. Развитие получило ткачество. Ткани изготавливались из льняных нитей на ткацком станке.
К. Маркс о первобытном производстве: «Этот первобытный тип кооперативного или коллективного производства был, разумеется, результатом слабости отдельной личности, а не обобществления средств производства». [10, 23]
Вот что говорит о первобытном ремесле Юрий Семенов: «На мой взгляд, вполне возможно использование слова «рукоделие» в качестве научного термина, обозначающего всевозможные разновидности деятельности по созданию вещей в первобытном и предклассовом обществе. Это производство было действительно ручным. Оно было рукоделием в буквальном смысле слова».
В VI–IV тысячелетиях до н.э. на территориях современной Индии, Египта, Передней Азии зародилось металлургическое производство. Первым металлом, который привлек внимание людей, была медь, наверное, самородная. Она уступала в твердости камню, но при нагревании из нее можно было сделать иглы, шилья, рыболовные крючки. Из меди делали украшения – бусы, подвески, кольца, браслеты. В III тысячелетии до н.э. кроме меди начали использовать ее сплав с другими металлами (свинец, олово), придававшими ей твердость, – бронзу. Вскоре она распространилась по всему Старому Свету, но по-прежнему была неизвестна в Америке. Процесс производства медных изделий гораздо менее трудоемок, чем изготовление орудий труда из кремня. Первоначально металлы выплавлялись путем обжига руды на костре, затем ее нагревали в смеси с древесным углем в плавильных печах.
Каменная техника была представлена шлифованием, пилением, сверлением. Каменные орудия – мотыги, зернотерки, ступки, лезвия для серпов, ножей, кинжалы – изготавливались из кремня, трудно обрабатываемых пород камня типа полудрагоценных нефрита, жадеита и других. Иглы, шилья, ложки делались из кости, в том числе слоновой.
Медные орудия, так же как и изделия из других металлов, представлены топорами, кинжалами, наконечниками копий, рыболовными крючками, иглами, гвоздями. Медная мотыга с деревянной ручкой и лопата широко использовались в земледелии.
Увеличение количества сельскохозяйственных и ремесленных продуктов труда способствовало расширению обмена, сначала возникшего на границе земледельческих и скотоводческих племен. Внутри общины обмен осуществлялся в натуральной неэквивалентной форме, в порядке уравнительного распределения произведенных продуктов. Обмен между специализированными общинами становился более регулярным. Однако всеобщего эквивалента, тем более в денежной форме, хозяйственная практика пока еще не выработала. Можно говорить лишь о зарождении товарного производства, создании отдельных продуктов в количествах, превышавших потребности семьи и общины и предназначенных для обмена с другими общинами, о формировании рыночных отношений, хотя и в примитивной форме. Развитие обмена стимулировало совершенствование производительных сил.
Информация о работе Первобытнообщинное хозяйство. Этапы эволюции и их особенности