Переходная экономика: основные концепции и закономерности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. В настоящее время изучение переходной экономики несомненно является актуальным, так как в конце XX века начался процесс системного перехода бывших социалистических стран от командно-административной к рыночной экономике, который является одним из величайших и интереснейших. Население стран бывшего СССР в полной мере почувствовало прямое воздействие переходного процесса на экономическую, социальную, политическую, культурную сферы своей жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… ……….4
1 Общая характеристика переходной экономики…………………………… .......6
1.1 Понятие и основные черты переходной экономики … ..……..6
1.2 Главные задачи переходной экономики и пути их решения……. ..…...........9
1.3 Роль государства в трансформационной экономике……………… ….........11
2 Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в
отдельных странах…………………………………………………………….……15
2.1 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных
странах………………………………………………………………………………15
2.2 Модель шоковой терапии……………………………… ………………..……18
3 Особенности трансформационной экономики
Республики Беларусь……………………………………………………………….23
3.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь………………....23
3.2 Белорусская модель перехода к рынку………………..………….....………...29
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

пример курсовой.docx

— 181.95 Кб (Скачать файл)

4) Переходная экономика характеризуется  количественным и качественным  изменением состава элементов.  В ней "по наследству" остались  структурные элементы предыдущей  системы. Но эти элементы функционируют  в качестве иной, преобразующейся  экономической системы, и поэтому  изменяют как своё содержание, так и свои функции, связанные  с зарождением принципиально  новой экономики. Вместе с тем  в экономике появляются новые,  не свойственные старой системе  элементы. Например, для рыночной  экономики характерно наличие  предпринимательских структур различных  форм собственности, негосударственных  предприятий, бирж, коммерческих  банков, негосударственных пенсионных, страховых и других фондов, фермерских  хозяйств.

5) При равенстве исходного и  конечного пунктов преобразований  в тех или иных странах неизбежна  в наиболее существенных моментах  общность способов, методов, последовательности, темпов преобразований, хотя национальные  особенности и уж тем более  различия исторических эпох придают  им весьма существенную специфику. [8, с.21]

Характерным признаком переходной экономики также является институциональная  неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка (рынка земли, фондового рынка  и т.д.). Рассмотрим эти явления  на примере перехода от административно-командной  к рыночной экономике. Основной трудностью переходного периода является создание институтов рыночной экономики. Институты  в широком смысле представляют собой  правила экономического поведения  и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без  которых не может нормально функционировать  рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность  хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.

Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период, некоторые носят  необходимый, неизбежный характер и  поэтому могут рассматриваться  как закономерности. Наглядно общие  закономерности могут быть представлены на рисунке 1:

 


 

Рисунок 1 ― Общие закономерности перехода к рыночной экономике

Примечание ― Источник: [6, с.116]

 

Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений  в институциональной структуре  общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института  частной собственности, либерализацию  экономики, создания пакета рыночных законов  и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.). Рассмотрим основные задачи переходной экономики и пути их решения.

 

 

Главные задачи переходной экономики  и пути их решения

 

 

Основной целью переходной экономики  является экономическая свобода  и создание на этой основе социально-ориентированной  хозяйственной системы, способной  обеспечить динамичное развитие экономики  и достойный уровень благосостояния гражданам страны, преодолев отставание от других стран. [6, с.116]

На основе анализа перехода от административно-командной  системы к рыночной можно выделить следующие главные задачи переходной экономики:

1) Преодоление кризисных явлений,  углубившихся после вступления  общества в переходную экономику.

2) Формирование рыночных отношений  и рыночной инфраструктуры.

3) Реформирование отношений собственности  как основы экономической системы.

4) Создание условий экономической  свободы для всех субъектов  хозяйствования.

5) Создание развитой системы  социальной защиты и социальных  гарантий, ограждающих население  от тяжёлых последствий реформирования  экономики.

Таким образом, всё многообразие разноплановых  проблем и задач, которые следует  решить в переходный период, можно  свести к трём группам. Это, во-первых, задачи чрезвычайного характера, связанные  с кризисным состоянием экономики  и других сфер общественной жизни; во-вторых, задачи перехода от плановой системы  хозяйствования к рыночной; в-третьих, задачи перспективного стратегического  развития в направлении создания социально ориентированной экономики. Сочетание этих задач определяет своеобразие содержания переходной экономики и определяет следующие  направления  рыночных преобразований:

1) Осуществление финансово-кредитной  стабилизации экономики посредством  ограничения бюджетных расходов, проведение сдерживающей фискальной  и жёсткой денежно-кредитной политики  с целью сдерживания инфляции и стабилизации обменного курса рубля. В этой связи, прежде всего, следует обеспечить действенный контроль над кредитной эмиссией, использовать для финансирования бюджетного дефицита неинфляционные источники, добиться снижения убыточности аграрного сектора и жилищно-коммунального хозяйства.

2) Разгосударствление и приватизация  экономики и развитие на этой  основе предпринимательства и  конкуренции. От темпов преобразования  отношений собственности зависит  процесс развития конкуренции  в переходной экономике. Поэтому  именно в результате приватизации  должно установиться многообразие  форм собственности: государственной,  коллективной и частной. 

3) Демонополизация экономики, являющаяся  важнейшей предпосылкой для развития  рыночной конкуренции. Ее эффективное  проведение в рамках переходной  экономики предполагает:

- разработку системы ограничений  на слияния и иные межфирменные  соглашения, ведущие к существенному  росту уровня монополизации и  ослаблению конкуренции;

- проведение разукрупнения сложившихся  предпринимательских монополий;

- создание конкуренции в монополизированных  отраслях, поощрение действующих  предприятий в других отраслях  к производству монополизированных  видов продукции, поощрение импорта  такой продукции и др.

4) Либерализация цен, переход  к их формированию в соответствии  с рыночным механизмом. Существуют  два основных способа перехода  к рыночному ценообразованию:

- радикальный, т.е. быстрая и  широкомасштабная, полная либерализация  цен, выступающая основным элементом  реализации так называемых шоковых  экономических реформ;

- постепенный, т.е. поэтапная  и рассчитанная на длительный  период времени либерализация  цен.

5) Формирование рыночной инфраструктуры  – системы экономических институтов (предприятий и организаций), призванных  постоянно обслуживать развивающийся  механизм рыночных связей производства  и потребления. В соответствии  с особенностями той или иной  рыночной сферы в переходной  экономике появляются обслуживающие  их элементы инфраструктуры:

- сфера товарного обращения  – от розничной торговой сети  до бирж;

- сфера рынка труда, представленная  различными бюро по трудоустройству,  центрами по переподготовке кадров, образовательными учреждениями  и биржей труда;

- сфера обращения капитала через  фондовые и валютные биржи,  банки и небанковские инвестиционные  учреждения.

6) Создание сильной системы социальной  защиты населения, обеспечивающей  каждому члену общества гарантии  определённого уровня жизни, минимально  необходимого для развития и  использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных), и обеспечивающей его при утрате  тех или иных способностей (старики,  больные, инвалиды, дети и т.д.).

7) Достижение социальной переориентации  экономики на основе активной  структурно-инвестиционной политики  в направлении опережающего развития  производства потребительских товаров и услуг.

8) Проведение реструктуризации  экономики и отдельных предприятий,  включающей мероприятия по санации  производства, приведение структуры  народного хозяйства в соответствие  с требованиями современной рыночной  экономики и потребностями страны, перестройкой технической базы  предприятий на основе передовых,  высокоэффективных технологий.

9) Интеграция национальной экономики  в систему мирохозяйственных  связей, становление экономики открытого  типа. Для этого нужно осуществить  либерализацию внешней торговли, дать надёжную правовую и экономическую  защиту иностранных инвестиций.

Особая роль в рыночных преобразованиях  отводится государству.

 

 

1.3 Роль государства в трансформационной  экономике

 

 

Экономическая теория и практика убедительно  доказывают, что нет и не может  быть эффективной, социально ориентированной  рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. [1, с.57]

Мировое развитие экономики в XX в. свидетельствует о чередовании периодов усиления рыночного и государственного регулирования. Соответственно в экономической теории и политике преобладала то концепция усиления роли государства в экономике (кейнсианство, господствовавшее как в экономической теории, так и практике хозяйственного регулирования вплоть до конца 70-х гг.), то концепция неограниченных возможностей рыночных регуляторов экономического развития (монетаризм, неолиберализм, связанный с именами М. Тэтчер и Р. Рейгана.) Данная концепция была направлена на высвобождения рыночных сил из-под усиленного участия государства. В начале 1990-х посредством Объединенного Венского института МВФ неолиберальная теория стала внедряться в управленческом аппарате органов экономического регулирования стран с переходной экономикой. [22, с 16-17]

Что касается бывшего СССР и большинства  социалистических стран, то в них  государство определяло практически  все социально-экономические процессы путем разработки и реализации директивных  планов, использования административно-командных  методов управления.

Таким образом, Страны с переходной экономикой сталкиваются с необходимостью пересмотра соотношения государственной и рыночной составляющей в механизме регулирования национальной экономики. Пересечение концепций экономического дирижизма (от франц. «dirigir» - управлять) и экономической либерализации приводит к разработке промежуточной системы регулирования, которая позволила бы сократить  переходный период и восстановить равновесие в социально-экономической сфере. Дилемма выбора между дирижизмом и либерализацией неоднозначна для всех государств, в том числе для стран с переходной экономикой. Разрешением сложившегося противоречия является формирование «сбалансированного общества», в котором частная деятельность в сочетании с общественным и государственным контролем могли бы обеспечить равновесие между свободой личности и вмешательством общества. При этом сильное государство, регулирующее экономические отношения, должно оставаться гарантом индивидуальной свободы. [22, с 18]

Следовательно, государственное регулирование  экономики представляет собой систему  мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

Главная задача государственного управления в экономической сфере — обеспечение  роста материального производства с целью удовлетворения все возрастающих потребностей населения.

Необходимо отметить, что чисто  рыночной экономики нет ни в одной  стране мира, степень государственного вмешательства в экономику в разных странах неодинакова. Например, в Швеции или Нидерландах государство намного активнее влияет на экономические процессы, чем в США или Канаде.[16,с.275]

Государство в трансформационной  экономике выполняет те же функции, что и в любой другой экономической системе:

- повышение эффективности и  конкурентоспособности национальной экономики;

- поддержание экономического роста;

- рациональное использование внутренних ресурсов;

- развитие науки и инновационной  деятельности;

- формирование оптимальной структуры  хозяйственного комплекса;

- обеспечения занятости населения  и т.д.

Вместе с тем при переходе к рыночной экономике выполняемые  государством функции в экономических  процессах объективно должны постепенно сокращаться, для чего требуется  правильно определить приоритеты государственного управления. Роль государства сводится к выполнению следующих функций:

 

 

                         Рисунок 2 ― Роль государства в переходной экономике

Примечание ― Источник: [6, с. 119, 12, с.603]

 

Особая форма государственного регулирования — разработка прогнозов  и программ. В целом выделяются два основных подхода к прогнозированию и планированию в странах с рыночной экономикой:

1) Один из них предполагает  использование более либеральных  методов государственного регулирования  при всемерном поощрении рыночных механизмов хозяйствования. Этот подход характерен для таких стран как США, Великобритания и др. В прогнозе определяются главным образом не конкретные показатели экономического роста, а условия, наиболее благоприятствующие развитию процесса воспроизводства в соответствующей политической и социально-экономической ситуации.   

2) Более жесткая система планирования, применяемая в странах с достаточно  большой долей государственной  собственности в сфере производства, предполагает использование административных  рычагов воздействия на экономику. Наиболее яркий пример использования такого подхода продемонстрировала Франция, добившись весьма заметных успехов, что подтверждается достаточно высоким уровнем ее социально-экономического развития по сравнению с многими другими странами.

Информация о работе Переходная экономика: основные концепции и закономерности