Переходная экономика: основные концепции и закономерности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. В настоящее время изучение переходной экономики несомненно является актуальным, так как в конце XX века начался процесс системного перехода бывших социалистических стран от командно-административной к рыночной экономике, который является одним из величайших и интереснейших. Население стран бывшего СССР в полной мере почувствовало прямое воздействие переходного процесса на экономическую, социальную, политическую, культурную сферы своей жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… ……….4
1 Общая характеристика переходной экономики…………………………… .......6
1.1 Понятие и основные черты переходной экономики … ..……..6
1.2 Главные задачи переходной экономики и пути их решения……. ..…...........9
1.3 Роль государства в трансформационной экономике……………… ….........11
2 Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в
отдельных странах…………………………………………………………….……15
2.1 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных
странах………………………………………………………………………………15
2.2 Модель шоковой терапии……………………………… ………………..……18
3 Особенности трансформационной экономики
Республики Беларусь……………………………………………………………….23
3.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь………………....23
3.2 Белорусская модель перехода к рынку………………..………….....………...29
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

пример курсовой.docx

— 181.95 Кб (Скачать файл)

 

Примечание ― Источник: [19, с.32]

 

Благодаря постепенному переходу к более жесткой денежно-кредитной  политике в сочетании с мерами ценового регулирования произошли  позитивные сдвиги по финансовой стабилизации и укреплению доверия к белорусскому рублю, существенно снижены темпы инфляции и девальвации. Если в 2000 году снижение обменного курса белорусского рубля к доллару США составило 269%, то за 2005 год произошло номинальное его укрепление. Кроме того, Национальному банку практически удалось обеспечить выполнение целевого значения обменного курса белорусского рубля к доллару США на уровне 2155 рублей в 2005 году. В базисном пятилетии обеспечена стабильность потребительского рынка. Прирост индекса потребительских цен в 2005 году составил 8 % по сравнению с 107,5 % в 2000 году. [19, с.45]

В 2006 году успешно стартовала реализация Программы социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы. В прошедшем 2007 году объем валового внутреннего продукта увеличился по сравнению с 2006 годом в сопоставимых ценах на 8,2%. Денежные доходы населения составили 47,2 трлн. рублей и увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 24,2% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 7,9%. В результате реальные денежные доходы (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) увеличились на 15,2% при прогнозе роста на год - на 7,5-8,5%; реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом налогов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен) - на 15,4%. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников республики в 2007 г. составила 688 тыс. рублей, увеличилась на 3,5%.Реальная начисленная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-октябре 2007 г. по сравнению с январем-октябрем 2006 г. увеличилась на 9,8%.

Численность безработных зарегистрированных в органах по труду и занятости и социальной защите, наконец, 2007 г 45,2 тыс. человек, что на 14% меньше, чем в 2006 г. [14] Более подробные данные о безработице в разрезе СНГ представлены в приложении Б.

Вместе с проведением государственной  политики повышения заработной платы  и доходов, высокий рост в трудоемких секторах обеспечил использование  результатов экономического роста  на благо широких слоев населения. Результатом стало быстрое снижение уровня бедности, показатель неравенства  которого остается стабильно низким. По данным Мирового Банка коэффициент  Джини составил 0,262 в 2006 году.  Уровень бедности снизился с 41,9 процентов населения в 2000 году до 11,1 процентов в 2006 году. В 2007 году уровень бедности снизился еще больше (7,7%), коэффициент Джини увеличился лишь незначительно (до 0,274), а уровень зарегистрированной безработицы достиг рекордно низкого уровня (1% экономически активного населения).[15]

Сравнение Республики Беларусь со странами с переходной экономикой по основным макроэкономическим показателям наглядно представлено в приложении В.

В первой половине текущего года экономика  Республики Беларусь характеризовалась  устойчивой положительной динамикой, обеспечивалось достижение важнейших  параметров прогноза социально-экономического развития на 2008 год. Это можно увидеть, проанализировав и сопоставив прогнозируемые и достигнутые показатели важнейших  параметров социально-экономического развития на 2008 год в таблице 4.

По данным Министерства Статистики и анализа Республики Беларусь численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец сентября 2008 г. составила 39,8 тыс. человек, что на 14,4% меньше, чем в сентябре 2007 г. Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,9% от экономически активного населения. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников республики в январе-августе 2008 г. составила 846 тыс. рублей, в том числе в августе 938,3 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с июлем 2008 г. на 1,6 % или на 15 тыс. рублей.

 

Таблица 4 – Выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год

 

Показатели

Прогноз на январь-сентябрь 2008 года(%)

Выполнение прогноза на январь-сентябрь 2008года(%)

Валовой внутренний продукт

108-109

110,7

Продукция промышленности

107,5–108,5

113,1

Продукция сельского хозяйства

106–107,5

106,9

Инвестиции в основной капитал

115–117

123,2

Производство потребительских  товаров

108,5–109,5

113,0

Объем внешней торговли товарами и услугами

108,8–109,8

131,9

Реальные денежные доходы населения

108–109

111,8


 

Примечание ― Источник: собственная  разработка на основе [15]

 

Таким образом, анализ социально-экономической  ситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные  тенденции, в экономике имеется  ряд нерешенных проблем. Основными  из них являются:

- недостаточная эффективность  производства;

- высокий уровень физического  и морального износа основных  средств, высокая материало- и  энергоемкость производства, сильная  зависимость его от конъюнктуры  цен на импортируемые топливно-энергетические  и сырьевые ресурсы;

- ограниченность инвестиционных  ресурсов и инновационных возможностей

- высокий уровень налоговой  нагрузки, сдерживающий деловую  активность и развитие частного сектора;

- недостаточное развитие малого  предпринимательства.

Решение этих проблем будет способствовать макроэкономической стабилизации и создаст надежную основу для устойчивого социально-экономического развития страны.

 

3.2 Белорусская модель перехода  к рынку.

 

 

Магистральный путь, избранный в  Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы, – построение социально ориентированной рыночной экономики, вхождение в мировое рыночное хозяйство. Эта модель отличается от других моделей тем, что в её основе лежит широкий плюрализм форм собственности, причём значительное место в экономике занимает госсектор. Государство здесь играет активную роль в обеспечении и повышении эффективности экономики, регулировании доходов населения и занятости.

Фундаментом построения модели является действующая национальная экономическая  система республики; ориентиром –  стратегические цели устойчивого развития страны; предпосылками и условиями – ресурсный потенциал и общесистемные характеристики мировоззренческого, идеологического, политического характера или институционально-правовое пространство.

Белорусская модель развития формируется  в течение последних 10-15 лет с  началом перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям. Выбор модели социально ориентированной рыночной экономики был не простым заимствованием зарубежного опыта, а стратегическим решением, основанным на учёте специфических особенностей Беларуси, её истории, национального характера и менталитета народа, традиций хозяйствования и опыта развитых рыночных стран. Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы:

1) Длительная принадлежность к  социалистической системе однозначно  обусловила социальную ориентацию рыночной экономики,

2) Историческая вера в необходимость  сильного государства; 

3) Традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси обусловили взвешенный подход к рыночным реформам;

4) Неприятие народом ложных ценностей  определило отказ от массовой  приватизации, неправедного обогащения  немногих за счёт большинства  населения.

Также разработан будущий образ  белорусской экономики, содержащийся в таких стратегических документах, как Национальная стратегия устойчивого  развития до 2010 года и Концепция  социально-экономического развития Республики Беларусь. Белорусская модель включает следующие принципы и направления государственной политики:

- общую социальную ориентацию  общества, государства, экономической  системы;

- построение политических и  идеологических структур конституционно  закреплённого социально демократического правового государства;

- формирование развитого гражданского  общества и самоуправления;

- переход на инновационный ресурсосберегающий  тип воспроизводства;

- повышение эффективности производства  и страновой конкурентоспособности;

- интенсивное внедрение высоких  наукоемких технологий информационного общества;

- следование экологическому императиву.

Таким образом, социально ориентированная  рыночная экономика – это высокоэффективная  экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным  государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наёмных работников – в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение – нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми, эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод – всем гражданам.

Социально ориентированная рыночная экономика базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии её неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоёв населения, социального партнёрства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.

Эти базовые принципы белорусской  модели показывают, что наша страна выбирает свой путь построения будущей  экономической системы с сильным  государством, эффективным рыночным механизмом и его социальной ориентацией.

Социальная ориентация рыночной экономики  предполагает смягчение таких черт модели чистого рыночного хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная дифференциация и др. Она осуществляется посредством Конституции и других законов.

Главная идея пятилетия 2006-2010 - повышение  уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, ее девиз  –  «человек – инновации – благосостояние». Способность адаптироваться к международной конкуренции в современном мире, который быстрыми темпами идет по пути глобализации, становится важнейшим условием успешного и устойчивого развития. Для того чтобы выжить в этой жесткой конкурентной борьбе, необходимо создать эффективную, гибкую, быстро реагирующую на изменения внешних условий экономическую систему. А это смогут осуществить лишь высокообразованные, физически здоровые и всесторонне развитые люди, выступающие как генераторы новых идей и главные источники их реализации.

Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей. Основные приоритеты экономического развития представлены на рисунке 4.

 

 

Рисунок 4 ― Приоритеты экономического развития на 2006-2010 гг.

Примечание ― Источник: собственная  разработка на основе [2, с.8]

 

Устойчивое повышение уровня и  качества жизни населения должно производиться на основе роста денежных доходов, развития системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения. Прогнозируется обеспечить сбалансированный рост доходов и заработной платы на основе роста ВВП, производительности труда и улучшения качественных параметров экономики. Предполагается, что заработная плата одного работника на конец 2010 года в долларовом эквиваленте должна составить не менее 500 долларов США.

Динамика роста ВВП наглядно представлена на рисунке 5

 


Рисунок 5 ― Динамика ВВП в Беларуси ( 2005, 2008, 2010 гг.)

Примечание ― Источник: собственная  разработка на основе [11]

 

Для достижения этих прогнозов необходимо обеспечить:

- рост реальных денежных доходов  населения, в том числе заработной  платы, пенсий, стипендий, пособий  и других социальных выплат;

- работу органов государственного  управления в интересах человека  в целях удовлетворения его  потребностей;

- благоприятные условия для  интеллектуального, творческого,  трудового, профессионального и физического совершенствования человека;

- опережающее развитие сферы  услуг и, прежде всего, образования,  здравоохранения, культуры – основы совершенствования человеческого капитала;

- внедрение повышенной системы  социальных стандартов во всех  сферах жизни общества;

- осуществление мер по улучшению  демографической ситуации в стране;

- повышение эффективности агропромышленного  комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;

- инновационную направленность  развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;

- расширение взаимовыгодных экономических  связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;

- национальную безопасность страны. (Приложение Г)

Информация о работе Переходная экономика: основные концепции и закономерности