Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 00:08, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании рынка ценных бумаг и его становлении в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
– рассмотрены сущность и механизм функционирования рынка ценных бумаг;
– проведен анализ рынка ценных бумаг в Республике Беларусь;
– выявлены перспективы и направления развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
4
ГЛАВА 1
СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ……………….………………..
1.1 Понятие и экономическая природа ценных бумаг, их характеристика и виды…………………………………..……
6
6
1.2 Структура и участники рынка ценных бумаг…….….… 1.3 Деятельность фондовой биржи как эмитента регулируемого рынка ценных бумаг……..…………………..
12
16
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…..……………………………………………….
2.1 Анализ выпуска ценных бумаг………………………….
2.2 Состояние и структура рынка ценных бумаг в Республике Беларусь………………………………………..
21
21
25
ГЛАВА 3
ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.………...
3.1 Основные проблемы рынка ценных бумаг…..………....
3.2 Перспективы и пути становления рынка ценных бумаг в Республике Беларусь……….……………….……………..
29
29
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
В Республике Беларусь биржевой рынок представлен главным образом открытым акционерным обществом «Белорусская валютно-фондовая биржа» (ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»), которая была создана 29 декабря 1998 г. во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 20.07.1998 г. № 366 «О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг» путем преобразования государственного учреждения «Межбанковская валютная биржа». Указ № 366 утратил силу 28.04.2006 г. во исполнении Указа Президента Республики Беларусь № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг».
Для многих ценных бумаг ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» является единственным допустимым местом торгов. К таким бумагам, в частности, относятся: государственные кратко- и долгосрочные облигации, краткосрочные облигации Национального банка Республики Беларусь, облигации местных займов и ценные бумаги открытых акционерных обществ, прошедшие оценку качества и надежности (листинг) и допущенные к обращению на бирже.
В феврале 2001 г. ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» стала членом Международной ассоциации бирж стран СНГ, основной целью деятельности которой, является содействие формированию единого биржевого пространства с использованием передовых технологий биржевой торговли [25, c. 434].
Государственное регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
К основным целям регулирования рынка ценных бумаг относятся:
– создание необходимых условий для работы всех участников рынка;
– защита участников рынка, в том числе инвесторов, от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций;
– обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
– создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности;
– создание новых инструментов для расширения и совершенствования существующего рынка ценных бумаг, а также, при необходимости создание новых рынков;
– воздействие на рынок для достижения каких-либо общественных целей (например, снижение инфляции, рост экономики) [22, c. 189].
Различают внутреннее и внешнее регулирование. Под внутренним регулированием понимается подчиненность деятельности данной организации ее собственным внутренним нормативным документам, например, устав акционерного общества. Внешнее регулирование осуществляется государственными органами, организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг и обществом в целом.
Можно выделить две основные модели регулирования фондового рынка. В первом случае регулирование осуществляется преимущественно государственными органами и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством саморегулируемым организациям. Для второй модели характерна передача максимально возможного объема полномочий саморегулирующим организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, при этом государство сохраняет за собой основные контрольные функции, возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования.
Государство через законодательную базу и свои органы управления регулирует рынок ценных бумаг напрямую — административно, и косвенно — экономически. Административное регулирование государства заключается в установлении обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг, регистрации всех видов ценных бумаг, лицензировании профессиональной деятельности по ценным бумагам, обеспечении гласности и равной информированности всех участников рынка. Косвенное управление рынком ценных бумаг государство осуществляет посредством экономических рычагов, в число которых входят налогообложение, определение уровня ставки рефинансирования, проведение центральным банком операций на открытом рынке, изменение нормы обязательного резервирования [24, c. 167-168].
Департамент по ценным бумагам осуществляет вневедомственный финансовый контроль за соблюдением участниками рынка ценных бумаг законодательства о ценных бумагах.
Таким образом, в заключение 1 главы, можно сделать следующие выводы:
1. Ценная бумага по своей сути имеет двойственную природу. Иными словами, ценная бумага, с одной стороны, представляет собой имущественное право, а с другой – документ, удостоверяющий наличие этого имущественного права, т.е. вещь (движимое имущество), и следовательно, имеет характеристики, свойственные вещи.
2. Рынок ценных бумаг в общем смысле рассматривается как совокупность двух взаимосвязанных и взаимодополняющих составных структурных элементов: первичного и вторичного рынка ценных бумаг.
3. Участники рынка ценных бумаг – это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним; это те, кто вступает между собой в определенные экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг.
4. Основной целью деятельности биржи, является создание благоприятных условий для широкомасштабной и эффективной торговли ценными бумагами.
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ выпуска ценных бумаг
По состоянию на 01.01.2010 количество акционерных обществ увеличилось по сравнению с 01.01.2009 на 90 и составило 4291, из них 1892 – открытых акционерных обществ, 2399 – закрытых акционерных обществ.
Объем эмиссии акций действующих эмитентов по состоянию на 01.01.2011 увеличился по сравнению с 01.01.2010 на 23,2 % и составил 40,6 трлн. рублей, в том числе 29,87 трлн. рублей – эмиссия акций открытых акционерных обществ, 10,76 трлн. рублей – закрытых акционерных обществ.
Общая сумма изменения эмиссии акций акционерных обществ за 2010 г. составила 9,6 трлн. рублей (в 2009 г. – 14,7 трлн. рублей), в том числе: приватизируемые предприятия – 5,9 трлн. рублей; банки – 0,8 трлн. рублей; страховые – 0,2 трлн. рублей; прочие – 2,7 трлн. рублей [15, с. 48].
Данные по зарегистрированным выпускам акций в 2010 году в разрезе регистрирующих органов представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Данные по зарегистрированным выпускам акций в 2010 году
в разрезе регистрирующих органов
Область | ОАО Сумма в млрд. руб. | ЗАО Сумма в млрд. руб. | Общая сумма в млрд. рублей |
1 | 2 | 3 | 4 |
Брестская область | 838,9 | 15,4 | 854,3 |
Витебская область | 349,3 | 0,3 | 349,6 |
Продолжение таблицы 2.1
1 | 2 | 3 | 4 |
Гомельская область | 330,3 | 5,6 | 335,9 |
Гродненская область | 607,4 | 16,2 | 623,6 |
г. Минск | 3 008,3 | 750,7 | 3 759,0 |
Минская область | 2 215,1 | 6,6 | 2 221,7 |
Могилевская область | 544,8 | 105,0 | 649,8 |
Департамент по ценным бумагам | 635,8 | 175,6 | 811,4 |
Итого | 8529,9 | 1075,4 | 9 605,3 |
Примечание – Источник: [18, с. 121]
Для наглядности удельный вес выпусков АО по объему эмиссии, зарегистрированных в областях и Департаменте по ценным бумагам, в общем объеме зарегистрированных выпусков представим на диаграмме (рисунок 2.1).
Рисунок 2.2 - Удельный вес выпусков АО по объему эмиссии, зарегистрированных в областях и Департаменте по ценным бумагам, в общем объеме зарегистрированных выпусков
Как видно из таблицы 2.1 и диаграммы 2.1, наибольший объем эмиссии акций акционерных обществ (40 %) зарегистрирован в г. Минске.
В 2010 г. зарегистрировано 176 выпусков корпоративных облигаций 53 эмитентов (16 банков, 37 небанковских организаций) на общую сумму эмиссии 7 747,81 млрд. рублей (из них допущено к обращению без государственной регистрации на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» биржевых облигаций – 16 выпусков 5 эмитентов на сумму эмиссии 1 432,35 млрд. рублей).
Из общего объема зарегистрированных выпусков облигаций облигации банков составляют 94,23 % (7 300,48 млрд. рублей), небанковских организаций – 5,77 % (447,33 млрд. рублей).
Всего за год зарегистрировано 84 выпуска облигаций небанковских организаций, в том числе таких предприятий как ОАО «Гродно Азот», РУП «Белпочта», РУП «Витебскэнерго», ОАО «Белсчеттехника», РУП «Гомельский завод литья и нормалей», ОАО «Гродненский мясокомбинат», ООО «Заславский лакокрасочный завод», ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Универмаг Гомель» и др.
В то время, как в 2009 г. зарегистрировано 126 выпусков корпоративных облигаций 32 эмитентов (13 банков, 19 небанковских организаций) на общую сумму эмиссии 2 148,03 млрд. рублей, в том числе облигации банков – 1 973,33 млрд. рублей, небанковских организаций – 174,7 млрд. рублей.
По состоянию на 01.01.2010 в обращении находилось 272 выпуска корпоративных облигаций 59 эмитентов (19 банков, 40 небанковских организаций) на общую сумму эмиссии 8 241,38 млрд. рублей (из них биржевые облигации – 10 выпусков 5 эмитентов на сумму эмиссии 802,35 млрд. рублей).
Из общей суммы эмиссии облигаций, находящихся в обращении, облигации банков составляют 92,56 % (7 627,93 млрд. рублей), небанковских организаций – 7,44 % (613,45 млрд. рублей).
По состоянию на 01.01.2011 в обращении находилось 160 выпусков корпоративных облигаций 32 эмитентов (14 банков, 18 небанковских организаций) на общую сумму эмиссии 2 340,53 млрд. рублей, в том числе облигации банков – 2 146,73 млрд. рублей, небанковских организаций – 193,8 млрд. рублей. В разрезе валют информация представлена на диаграмме (рисунок 2.2).
| Корпоративные облигации в обращении на 01.01.2011 г. |
Информация о работе Перспективы и направления развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь