Перспективы развития рынка государственных краткосрочных облигаций в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 03:52, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе проводится анализ современных процессов накопления и мобилизации денежных средств в государственных краткосрочных облигаций; организационно-функционального механизма рынка государственных ценных бумаг и их эмиссии; показывает его роль в движении фиктивного капитала, развитии рынка ссудных капиталов; роль Центрального Банка в этой сфере.

Содержание

Введение 3
1 Экономическая сущность и роль ГКО в экономике России 7
1.1 История российского рынка ГКО 7
1.2 Условия выпуска ГКО и участники рынка ГКО 9
1.3 Первичное и вторичное размещение ГКО 15
2 Анализ российского рынка ГКО 21
2.1 Функции Центрального банка на рынке ГКО 21
2.2 Анализ ожиданий участников на рынке ГКО и влияние политических рисков на рынок ГКО 23
2.3 Исследование влияния ГКО на российский рынок ценных бумаг 29
3 Перспективы развития рынка ГКО в РФ 33
3.1 Влияние финансового кризиса на государственные облигации 33
3.2 Оценка рынка ГКО в России 35
3.3 Определение перспективных направлений развития рынка ГКО 39
Заключение 42
Список использованных источников 46

Вложенные файлы: 1 файл

Мой курсач РЦБ.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

 Обращение облигаций  может осуществляться только  в результате заключения договоров купли-продажи. Переход права собственности от одного владельца к другому наступает в момент перевода облигаций на счет “депо” их нового владельца. Московская межбанковская валютная биржа за проведение операций на рынке ГКО взимает комиссию в размере 0,1 % от суммы каждой сделки, кроме операций по погашению облигаций. В ходе функционирования рынка ГКО могут возникать следующие ситуации:

1. проводится аукцион по размещению ГКО без погашения предыдущих выпусков;

2. проводится аукцион по размещению ГКО с одновременным погашением предыдущих выпусков, и выручка от реализации облигаций больше суммы погашения;

3. проводится аукцион по размещению ГКО с одновременным погашением предыдущих выпусков, и выручка от реализации меньше суммы погашения;

4. происходит погашение выпусков ГКО без проведения первичного аукциона.

Действия Министерства финансов РФ и Банка России в этих случаях обговорены специальным  договором № 5-2-1 “О размещении и  обслуживании выпусков государственных  краткосрочных бескупонных облигаций” от 6 мая 1993 г.

  В первом случае Банк России обязан зачислить полученную выручку в пятидневный срок после проведения аукциона в республиканский бюджет.

Во втором случает  Банк России из выручки от реализации облигаций покрывает расходы  по погашению предыдущих выпусков и оставшиеся средства направляет в республиканский бюджет.

 В третьем случае  могут возникать две ситуации. Если объем размещаемого выпуска  превосходит параметры погашаемых, но в результате аукциона получена  меньшая сумма, то Банк России  обязан приобрести облигации размещаемого выпуска по средневзвешенной цене в объеме, обеспечивающем полное покрытие недостающих сумм, но в пределах лимита, установленного для кредитования Банком России федерального бюджета. В случае если этих мер будет недостаточно, Министерство финансов РФ направляет на выполнение своих обязательств бюджетные средства [7].

Основными субъектами рынка  ГКО являются: Минфин РФ — эмитент  ГКО,  который определяет объем  выпуска и формирует цену отсечения  при первичном размещении облигаций на аукционе, а также средневзвешенную цену аукциона.

Центральный банк РФ —  уполномоченный агент Минфина РФ по размещению ГКО. Центральный банк по поручению Минфина организует и проводит аукцион по первичному размещению ГКО, принимает активное участие на вторичных аукционах, выставляя на продажу недоразмещенные выпуски, а также проводит операции на открытом рынке [6].

Дилер — профессиональный участник рынка ценных бумаг, заключивший  договор с Центральным банком РФ по обслуживанию операций с ГКО. Дилер на рынке ГКО может совершать сделки от своего имени и за свой счет, а также выполнять функции брокера, т. е. заключать сделки от своего имени, но за счет и по поручению клиентов.

Инвестор — юридическое  или физическое лицо, не являющееся дилером и приобретающее облигации на основании заключенного с дилером договора. В договоре определяются порядок приобретения, владения и продажи инвестором ГКО, а также права, обязанности и ответственность сторон.

Депозитарии, В связи  с тем что ГКО выпускаются  в безналичной форме, учет облигаций ведется на счетах-депо в системе депозитариев. Для обслуживания рынка ГКО создана двухуровневая система депозитариев: головной депозитарий и субдепозитарий. Головным депозитарием является организация, заключившая договор с Центральным банком РФ на ведение депозитарной деятельности по учету ГКО и переводу их по счетам-депо на основании сделок купли-продажи, совершаемых дилерами. В качестве организаций, которые имеют возможность получить статус головного депозитария, могут быть инвестиционные институты, банки, биржи, клиринговая палата. В головном депозитарии счета депо открываются только на дилеров. Каждый дилер имеет два счета: счет «А» и счет «В». На счете «А» учитываются ГКО, принадлежащие дилеру, т. е. приобретенные им за свой счет и для себя. На счете «В» суммарно учитываются облигации,  принадлежащие инвесторам,  обслуживаемым данным дилером. Головной депозитарий не может быть дилером или инвестором [5].

Функции субдепозитария выполняет дилер, который ведет  счета-депо по облигациям, принадлежащим ему, и облигациям, принадлежащим инвесторам, с которыми у него заключены договоры на обслуживание. Каждый инвестор в субдепозитарии имеет только один счет. Инвестор может иметь несколько счетов, открывая их в различных субдепозитариях на основании договоров на обслуживание, заключаемых с различными дилерами. Инвестор имеет право переводить ГКО со своего счета из одного субдепозитария на свой счет в другой субдепозитарий. Это позволяет инвестору подобрать дилера, который наилучшим образом выполняет его поручения и обеспечивает наиболее качественное обслуживание.

В головном депозитарии, кроме счетов «А» и «В», Центральный  банк имеет счет «Z», предназначенный  для учета процедур размещения и  погашения ГКО. При выпуске очередной  серии ГКО Центральный банк зачисляет на свой счет весь выпуск облигаций. При погашении очередного выпуска Центральный банк дает поручение головному депозитарию на списание со счета «Z» погашаемых облигаций на весь объем их выпуска.

 

Таблица1.1 -  Права и обязанности разных групп дилеров на рынке ГКО

 

Группа

Обязанности

Права

Возможные льготы

I  “первичные

 

дилеры”

Выставлять на аукционе заявки в  объеме не менее 1% эмиссии; выкупать на аукционах в течение действия договора не менее 1% от общего объема эмиссии. При участии на вторичном рынке обязан соблюдать правила по минимальному объёму подаваемой заявки (500 млн.руб. по каждому выпуску); поддерживать двухсторонние котировки на вторичном рынке, соблюдая величину СПРЭДА - 1% (разница между наивысшей ценой покупки и ценой продажи с точки зрения торговой системы)

Выставлять котировки облигаций  на вторичных торгах, а также подавать конкурентные заявки с сохранением  в котировках

 Первоочередное ломбардное кредитование ЦБ и участие в операциях “репо”; процент выставляемых на аукцион неконкурентных не ограничен.

II Официальные дилеры

Нет

Выставлять котировки облигаций  на вторичных торгах; подавать неконкурентные заявки в установленных Минфином объемах

Нет


 

 

1.3 Первичное и вторичное размещение ГКО

 

Первичное размещение ГКО. Размещение ГКО осуществляется на аукционах, проводимых Центральным банком РФ по поручению Министерства финансов РФ [6]. Для организации первичного размещения и проведения вторичных торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) создана Торговая система, которая организует проведение торгов, осуществляет регистрацию сделок, обеспечивает составление расчетных документов по совершенным сделкам, представляемых в расчетную систему и депозитарий.

Не позднее чем за 7 дней до проведения аукциона Центральный банк объявляет дату аукциона, объем выпуска по номиналу, размер лимита по неконкурентным заявкам, ограничения на потенциальных владельцев и другие параметры выпуска. На основе этой информации инвесторы подают заявки дилерам на приобретение ГКО. Дилеры обобщают поданные заявки и в день аукциона с 10 до 13 часов в месте проведения аукциона сдают две заявки на покупку облигаций. Одна из заявок подается дилером на приобретение ГКО от своего имени и за свой счет (заявка дилера) и содержит собственные предложения дилера на покупку. Другая заявка объединяет все предложения инвесторов на приобретение ГКО (заявка инвесторов). Она подается дилером на покупку облигаций за счет средств инвесторов [2].

Инвестор, владеющий свободными денежными средствами и желающий принять участие в аукционе по продаже ГКО, имеет возможность подать несколько заявок различным дилерам, с которыми у него заключены договоры на обслуживание на рынке ГКО. Каждая из поданных заявок может содержать одно неконкретное предложение и неограниченное число конкурентных предложений.

В каждом конкурентном предложении  потенциальный покупатель указывает  цену, по которой он готов приобрести соответствующее число ГКО [4]. Цена за одну облигацию указывается в процентах до сотых долей от номинальной стоимости ГКО. Подавая конкурентное предложение, инвестор определяет для себя предельную цену, по которой он готов приобрести ГКО и получить соответствующий доход при погашении облигации. Цена конкурентного предложения формируется под влиянием инфляционных ожиданий инвестора, уровня доходности операций на других сегментах финансового рынка, соотношения валютных курсов и других факторов. Однако ожидания инвестора могут не совпадать с позицией Минфина РФ. Если цена конкурентного предложения окажется ниже цены отсечения, устанавливаемой Минфином РФ по результатам обобщения поданных на аукционе заявок, то заявка с данным предложением не удовлетворяется [5].

Неконкурентное предложение  не содержит четкого указания покупателя, по какой цене он готов купить облигации. В таком предложении указывается общее количество ГКО, которое готов приобрести покупатель на условиях средневзвешенной цены аукциона. Таким образом, покупатель, подавая заявку с неконкурентным предложением, соглашается с той ценой, которая сложится на аукционе по результатам торгов. Центральный банк РФ может установить предельное число облигаций, указываемых в неконкурентном предложении каждым покупателем.

Обычно этот лимит  составляет 30% от общего объема заявок, поданных дилером. Покупатели об этом оповещаются заранее при публикации извещения об очередном аукционе по продаже  ГКО [1].

Ввод заявок в Торговую систему осуществляется в следующем  порядке. Перед началом аукциона дилеры переводят денежные средства со своих текущих счетов на «торговые» субсчета для оплаты приобретаемых на аукционе ГКО. На период проведения аукциона и расчетов по нему данный субсчет блокируется. Таким образом обеспечивается полная гарантия оплаты облигаций, приобретенных на аукционе согласно поданным заявкам.

Сумма средств, необходимая для удовлетворения конкурентных предложений, определяется по ценам этих предложений, а неконкурентных — по сумме, указанной в заявке. Рассчитанные таким образом суммы увеличиваются на комиссионные вознаграждения ММВБ. Для инвестора дополнительно учитывается комиссионное вознаграждение, уплачиваемое дилеру.

В 13 часов по московскому  времени прием заявок от дилеров  прекращается, и вся информация по данным заявкам передается в Министерство финансов РФ, которое определяет минимальную  цену продажи ГКО (цену отсечения) и средневзвешенную цену аукциона. Среди конкурентных заявок удовлетворяются только те предложения, по которым указанная цена превышает цену отсечения. Предложения с ценой ниже цены отсечения не удовлетворяются [4].

Особенностью рынка ГКО является то, что заявки удовлетворяются по американской системе, т. е. покупатели приобретают облигации по ценам, указанным в заявках. Таким образом, покупатели получают облигации по разным ценам в отличие от «голландского аукциона», когда все заявки удовлетворяются по единой средневзвешенной цене, сложившейся в результате конкурентных торгов.

Американский метод  проведения аукциона дает некоторые  преимущества эмитенту. Во-первых, инвесторы  несут ответственность более  высокого уровня, так как при подаче заявки с конкурентным предложением уже определена цена облигаций. Во-вторых, уровень доходности, установленный по результатам такого аукциона, сравнительно ниже, чем при голландской системе, что ведет к снижению издержек по оплате государственного займа [5].

Центральный банк РФ играет активную роль на рынке ГКО. Ему предоставлено  право при размещении выпуска  приобретать ГКО на основании  отдельного соглашения с Минфином РФ, а также осуществлять дополнительную продажу ГКО, не реализованных в  процессе проведения аукциона.

 Условиями выпуска  ГКО установлено, что выпуск  считается состоявшимся, если в  период размещения было продано  не менее 20% предлагавшихся к  выпуску облигаций.

Обращение ГКО на вторичном  рынке. Рынок ГКО представляет собой  четко организованную систему биржевой торговли. Внебиржевого рынка ГКО не существует, в результате этого инвесторы не могут напрямую продать облигации друг другу [3]. Обращение облигаций на вторичном рынке происходит путем совершения сделок купли-продажи ГКО только через Торговую систему, которая создана в рамках ММВБ. Вторичные торги проводятся ежедневно, за исключением дней, когда проходит аукцион по первичному размещению ГКО.

Перед началом торгов Торговая система запрашивает у  дилеров их намерения по купле-продаже  облигаций. Для того чтобы эти намерения были подкреплены реальными активами, дилеры обязаны зарезервировать ГКО для продажи и денежные средства для покупки облигаций.

Дилеры-продавцы до начала торгов должны в депозитарии перевести  с основных счетов «А» и «В» на торговые субсчета облигации, предназначенные для продажи. Таким образом формируется позиция дилера по ГКО в Торговой системе (позиция «депо»).

Информация о работе Перспективы развития рынка государственных краткосрочных облигаций в Российской Федерации