Планирование деятельности предприятия: типы и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 15:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы подчеркивается тем, что в условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого предприятия может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование - это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……7
1.1. Сущность и функции планирования………………………………….7
1.2. Принципы и методы плановой деятельности………...……………10
1.3. Виды планов предприятия, их взаимосвязь……………………..….13
ГЛАВА 2. ОСНОВНАЯ СУЩНОСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ….17
2.1. Понятие бизнес-проекта. Классификация его разновидностей…….17
2.2. Процесс бизнес-планирования…………………………………...…….19
2.3. Функции и принципы бизнес-планирования………………………….20
2.4. Последовательность разработки бизнес-плана………………….……23
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ…………………………………………………………25
3.1. Необходимость внутрифирменного планирования…………………25
3.2. Ограничения и причины неудач внутрифирменного планирования..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

курсавая работа по экономике фирмы. Конева анатолия Э-121.docx

— 107.95 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Беловский институт (филиал) федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика фирмы (организации)»

тема: Планирование деятельности предприятия: типы и формы

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы Э-121

Конев Анатолий Анатольевич

Научный руководитель:

к.с.н., Уткина А. Н.

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

допущена к защите

«___» __________ 2013г.

(дата)                      (подпись)

Курсовая работа

защищена

«___» __________ 2013  г.

(дата)

с оценкой ______________

          (подпись)


 

 

 

Белово, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Теоретическая часть

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4

ГЛАВА 1. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……7

    1. Сущность и функции планирования………………………………….7
    2. Принципы и методы плановой деятельности………...……………10
    3. Виды планов предприятия, их взаимосвязь……………………..….13

ГЛАВА 2. ОСНОВНАЯ СУЩНОСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ….17

2.1. Понятие бизнес-проекта. Классификация его разновидностей…….17

2.2. Процесс бизнес-планирования…………………………………...…….19

2.3. Функции и принципы бизнес-планирования………………………….20

2.4. Последовательность разработки бизнес-плана………………….……23

ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ…………………………………………………………25

     3.1. Необходимость внутрифирменного планирования…………………25

     3.2. Ограничения и причины неудач внутрифирменного планирования..30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...35

  1. Расчётная часть

ЗАДАНИЕ №1

ЗАДАНИЕ №2

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы курсовой работы подчеркивается тем, что в условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого предприятия может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование - это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности предприятия.

Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.

Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата. Утвержденный руководителем план предприятия имеет силу приказа для указанных в нем лиц и структурных единиц. В нем предельно четко и подробно указываются:

  • цель деятельности предприятия и его структуры на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей (с указанием конкретных видов выпускаемой продукции и характера работ);
  • средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые);
  • правила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период действия плана;
  • этапы и сроки выполнения работ;
  • исполнители плана по срокам и видам работ;
  • методы, этапы и средства контроля выполнения плана.

Практически вся система хозяйственного управления и регулирования производства строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать все этапы производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно.

Целью данной курсовой работы является изучение планирования деятельности на предприятии.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) рассмотрение сущности  планирования и требования к  нему;

2) изучение принципов  планирования;

3)рассмотрение видов планирования;

4) анализ планирования  деятельности предприятия.

Теоретической базой при написании данной работы являлись учебные пособия и книги по планированию деятельности на предприятии. В современной литературе данная тема описана в работах таких авторов, как «Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование » , Алексеева М.М. «Планирование деятельности фирмы», Волков О.И., Скляренко В.К. «Экономика предприятия» и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

    1. Сущность и функции планирования

 

В современных рыночных отношениях планирование деятельности всех предприятий является важной основой их развития, так как действующие цены на продукты и ресурсы свободно устанавливаются самими конкурирующими производителями и потребителями, и каждое предприятие самостоятельно решает, какие товары и в каких количествах им следует производить в предстоящем плановом периоде. В результате этого в процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения предприятиям. При этом производители сами стремятся к наиболее полному удовлетворению своей продукцией и услугам всех существующих потребителей, рыночные запросы которые становятся по существу будущими планами производства предприятий.          Сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей развития и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуги становления таких показателей их производства, распределения и потребления ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных и количественных результатов. 1       Понятие «планирование деятельности предприятия» имеет два смысла. Первый – общеэкономический, второй – конкретно-управленческий2.   С общеэкономической точки зрения планирование – это механизм, который заменяет цены и рынок. В рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников являются цены. Именно они выделяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления товаров. Предприятие как участник рыночной системы также вынужденно подчиняться ценовому механизму, закона спроса и предложения. Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы механизм цен вытеснен сознательными действиями и решениями руководителей этих единиц. Они осознанно определяют основные направления хозяйственной деятельности своего предприятия, принимая необходимые плановые решения, учитывая внутреннюю природу предприятия.         Планирование с конкретно-управленческой точки зрения является основной функцией менеджмента, в которой на основе определения целей деятельности выявляются необходимые для их достижения средства, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. Сущность планирования в данном случае проявляется в конкретизации целей развития предприятия и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.        Планирование – это начальный этап управления. Практика показывает, что в американских компаниях планы составляются, как правило, в производственных подразделениях: около 2/3 американских компаний планируют «снизу вверх», 1/3 – на основе взаимодействия всех уровней управления, планирование «снизу вверх» вообще отсутствует. Процесс принятия  стратегических решений в японских компаниях осуществляется либо «сверху вниз», либо «взаимосвязано высшим и низовым уровнями управления». В постсоветской России планы не носят директивный характер, а меняются в соответствии с конкретной ситуацией.3      На основе выше сказанного можно дать следующие определения.  План – это образ чего-либо, модель будущего, система мер, направленная на достижения поставленных задач.     План предприятия – заранее разработанная система мероприятий, предусматривающая цели, содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов, объем, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации той или иной продукции или оказанию услуг. Планирование – это процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации плана создания, развития и функционирование предприятия.          Планирование предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Пирамида планирования: миссия предприятия – принципы работы предприятия – поставленные цели и задачи долгосрочного планирования работы – планируемые параметры эффективности – стратегия – способы достижения заданных параметров – тактика – средства реализации стратегии.  На нынешнем этапе развития большинства российских предприятий главной целью планирования провозглашается получение максимальной прибыли. А основными средствами для ее достижения могут быть выбраны два способа роста доходов предприятия: первый – ориентация на планирование снижения затрат, второй – на повышение результатов производства.            Таким образом, рыночное планирование внутрихозяйственной деятельности служит основой современного производственного менеджмента, маркетинга и в целом всей экономической системы хозяйствования. Это означает, что процесс планирования должен реализовываться на базе системного подхода к решению возникающих на предприятии производственно-экономических проблем. А он включает: выбор целей, определение ресурсов, организацию процессов, контроль исполнения, мотивацию персонала и т.д. В этой работе участвуют многие категории персонала: руководители всех уровней управления, экономисты менеджеры, плановики-исполнители и др., обеспечивая технико-экономическое обоснование плана, вплоть до разработки частных комплексных бизнес-планов.

 

    1. Принципы и методы плановой деятельности

 

Планирование – это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей. Рыночное планирование производственной деятельности изучает законы, принципы, положения и методы научно обоснованного выбора и рационального использования экономических ресурсов на различных предприятиях.4            Процесс планирования проходит обычно в несколько стадий (этапов). Принято выделять четыре основных этапа планирования: разработка общих целей, определения конкретных задач, выбор основных путей и средств их достижения, контроль за их исполнением.       При планировании обоснование принимаемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы. Еще А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действия: единство, непрерывность, гибкость, точность. Р. Акофф позже обосновал еще один принцип планирования - принцип участия.         Принцип единства предполагает, что планирование на предприятии должно носить системный характер. Понятия «система» означает : существование совокупности элементов взаимосвязанных между собой, и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели. Основные понятия системы при планировании можно описать используя категории «координация» и «интеграция».       Объектами планирования на предприятии являются отдельные подразделения и отдельные части процесса планирования. Взаимосвязь между подразделениями осуществляется на основе координации на горизонтальном уровне, т.е. на уровне функциональных подразделений. Координация плановой деятельности выражается в том, что деятельность не одной части предприятия нельзя планировать эффективно, если такой процесс не связан с плановой деятельностью отдельных единиц данного уровня, и всякие изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других. Таким образом взаимосвязь и одновременность главные черты координации планирования.       Единое направление плановой деятельности, общность целей всех элементов предприятия становится возможными в рамках вертикального единства подразделений, их интеграции.        Принцип участия тесно связан с принципом единства. Принцип участия означает, что каждый член предприятия становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. Планирование, основанное на принципе участия. Называют партисипативным.           Смысл принципа непрерывности заключен в том, что: процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно в рамках установленного; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу.  Процесс планирования должен быть непрерывным исходя из следующих важных предпосылок:

  • неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений делают необходимой постоянную корректировку ожиданий предприятия относительно внешних условий и соответственно исправления и уточнения планов;
  • изменяются не только фактические предпосылки, но и представления предприятия о своих внутренних ценностях и возможностях. Если предприятие не будет учитывать такие изменения, запланированный и полученный результат может оказаться невостребованным.

Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.            Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.     Каждый план должен составляться с заданной степенью точности, адекватной неопределенности внешней среды. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в кокой позволяют условия деятельности предприятия.       В зависимости от целей, исходной информации, нормативной базы, способов согласования плановых показателей принято различать методы внутрихозяйственного планирования: научные, экспериментальные, нормативные, балансовые, системно-аналитические, программно-целевые, экономико-математические, инженерно-экономические, проектно-          вариантные и т.п. Каждый метод обладает преобладающими признаками основного планируемого результата. Например, научный метод базируется на широком использовании глубоких знаний о предмете планирования, экспериментальный – на анализе и обобщение опытных данных, нормативный – на применении исходных нормативов и т.д. На практике ни один из перечисленный выше метод не применяется в чистом виде. Поэтому процесс эффективного внутрихозяйственного планирования должен включать обоснованную совокупность методов.

 

    1. ВИДЫ ПЛАНОВ ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

 

Признаками, определяющими тип планирования, являются:

  • степень неопределенности в планировании;
  • временная ориентация идей планирования;
  • горизонт планирования;
  • метод реализации.

В зависимости от степени неопределенности плановой деятельности систему планирования на предприятии можно разделить на два типа. Первый – это те, которые действуют в полностью предсказуемой среде и не имеют недостатка в информации. Этот тип называют детерминированным. Но каждое предприятие в рыночной экономике действует в условиях неопределенности, поэтому в чистом виде данный тип не применяют. Другой тип систем планирования предполагает недостаток в определенности во внешней среде и дефицит информации для принятия решений.    Систему планирования, не дающую полной предсказуемости результата, называют вероятностной(стохастической). Практически каждое предприятие, осуществляя общее планирование своей деятельности, сталкивается с неопределенностью результатов. Но степень неопределенности может варьироваться в зависимости от уровня экономического развития, исторического периода и других факторов.   Вариантами вероятностных систем планирования являются следующие:

Информация о работе Планирование деятельности предприятия: типы и формы