Планирование деятельности предприятия: типы и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 15:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы подчеркивается тем, что в условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого предприятия может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование - это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……7
1.1. Сущность и функции планирования………………………………….7
1.2. Принципы и методы плановой деятельности………...……………10
1.3. Виды планов предприятия, их взаимосвязь……………………..….13
ГЛАВА 2. ОСНОВНАЯ СУЩНОСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ….17
2.1. Понятие бизнес-проекта. Классификация его разновидностей…….17
2.2. Процесс бизнес-планирования…………………………………...…….19
2.3. Функции и принципы бизнес-планирования………………………….20
2.4. Последовательность разработки бизнес-плана………………….……23
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ…………………………………………………………25
3.1. Необходимость внутрифирменного планирования…………………25
3.2. Ограничения и причины неудач внутрифирменного планирования..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

курсавая работа по экономике фирмы. Конева анатолия Э-121.docx

— 107.95 Кб (Скачать файл)
  • планирование, основанное на системе жестких обязательств. Такое планирование подходит для ситуации, в которой присутствует высокая степень уверенности в исходе событий;
  • планирование под личную ответственность. Этот вид приемлем для противоположной первому типу ситуации – ситуации полной неопределенности;
  • планирование, приспособленное к случайным обстоятельствам. Этот вид планирования является промежуточным между первыми двумя: с одной стороны, он сталкивается с постоянной неопределенностью в деятельности предприятия, а с другой – учитывает возможные варианты действий в неопределенной среде и тем самым увеличивает их предсказаемость.5

Типы планирования различаются также в зависимости от того, ориентированы ли основные идеи плановика в прошлое, настоящее или будущее. В этом смысле выделяют четыре типа планирования: реактивное (ориентированное на прошлое), инактивное (приспосабливающееся только к настоящему), преактивное ( предпочитающее смотреть только в будущее) и интерактивное (основанное на взаимодействии трех предыдущих типов планирования).          Основной метод реактивного планирования – это генетический подход. То есть всякая проблема исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития. Найти в прошлом причину проблемы, подавить ее или сдержать – и проблема исчезнет. То есть реактивное планирование опирается на предшествующий опыт и осуществляется «сверху вниз». Первоначально выясняются нужды низших подразделений, которые оформляются в планы этих подразделений. Собранные материалы передаются руководству следующего уровня, которое корректирует, редактирует и передает на следующий уровень – до окончательного выбора и подготовки сводного проекта. Вторично общий план нижестоящими (в иерархии) подразделениями не корректируется.        При инактивном планировании (инертность) не считается нужным возвращаться в прошлое и в месте с тем стремиться к движению вперед. Этот тип планирования воспринимает существующие (нынешние) условия как достаточно хорошие, как приемлемые.        Преактивное планирование (упреждение) ориентировано в основном на будущие изменения, поиск оптимальных решений. Из нескольких вариантов развития преактивисты выбирают тот, который представляется экономически наиболее выгодным.           В зависимости от горизонта (периода) времени планирования разделяют на три типа: 6

  • долгосрочное (от 10 до 25 лет);
  • среднесрочное (5 лет);
  • краткосрочное (до 1 года).

Все три типа планирования должны увязываться между собой, не противоречить друг другу.          Весь процесс планирования на предприятии можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности предприятия (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное, тактическое планирование).   По методам реализации планы могут подразделиться на директивные и индикативные. Директивные планы предназначаются для без условного исполнения (планы для производственных подразделений предприятия). Идикативные планы представляют собой ориентиры экономического развития и могут варьироваться в зависимости от условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНАЯ СУЩНОСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

 

2.1 Понятие бизнес-проекта. Классификация его разновидностей

 

Бизнес-план – это программа осуществления бизнес-операций, действия фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.  Многообразие бизнес-планов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут существенно различаться сферой приложения, составом предметной области, масштабом, деятельностью, составом участников, степенью сложности, влиянием результатов и т.д. 7         Множество разнообразных бизнес-проектов может быть классифицировано по различным основаниям:

  • тип проекта – технический, организационный, экономический, социальный, смешанный;  
  • класс проекта – по составу и структуре проекта и его предметной области;
  • масштаб проекта – по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир;
  • длительность проекта – по продолжительности периода осуществления проекта;
  • сложность проекта – например, по степени финансовой, технической или другой сложности;
  • вид проекта – по характеру предметной области проекта.

По предложенным основаниям можно выделить основные разновидности бизнес-планов:

    • тип проекта – технический, организационный, экономический, социальный, смешанный;
    • класс проекта – моно-, мульти-, мегапроект.

Как следует из названия каждого из трех классов проектов:

  • монопроект – это отдельный проект различного типа, вида и масштаба;
  • мультипроект – это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления;
  • мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно и мультипроектов.8

Масштабы проекта могут быть мелкими, средними, крупными и очень крупными. Это деление проектов очень условное. Масштабы проектов можно рассматривать в более конкретной форме – межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.         Бизнес-план является основной составляющей делового проекта. Он составляется для принятия обоснованного решения и плана действий, что и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности бизнес-проекта. Бизнес-план является главным документом для кредиторов и основным инструментом для исполнителей. От правильности составления этого документа зависят получение одобрения проекта и его жизнеспособность.        При составлении бизнес-плана даются ответы на вопросы:

  • Так ли уж хороша идея?
  • На кого рассчитан новый продукт, услуга?
  • Найдет ли этот продукт, услуга своего покупателя?
  • С кем придется конкурировать?

 

2.2 Процесс бизнес-планирования

 

Основными элементами бизнес-плана являются:

  • титульный лист
  • вводная часть (резюме);
  • аналитический раздел;
  • содержательный раздел (сущность проекта);
  • разделы внутрифирменного планирования.

Ключевые моменты бизнес-планирования – это оценка инициаторами проекта:

  • возможности, необходимости и объема выпуска продукции (услуг);
  • потенциальных потребителей;
  • конкурентоспособности продукта на внутреннем и внешнем рынках;
  • своего сегмента рынка;
  • показателей различных видов эффективности (коммерческой, региональной, бюджетной);
  • достаточности капитала у инициатора бизнес-идеи и возможных источников финансирования;

Из перечисленного выше можно сделать вывод, что бизнес-план – это:

  • изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта;
  • определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия;
  • предвидение рисков предпринимательской деятельности;
  • конкретизация перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;
  • развитие перспективного (стратегического) взгляда на компанию и ее рабочую среду путем получения ценного опыта планирования.9

Процесс бизнес-планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками .

 

2.3 Функции и принципы бизнес-планирования

 

Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:10

  • инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
  • прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
  • оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
  • координация и интеграция – учет взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
  • безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
  • упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
  • контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
  • воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
  • окументирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде.11 1) Необходимость. Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может.            2) Непрерывность. Процесс планирования должен осуществляться постоянно путем последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов и скользящего планирования.          3) Эластичность и гибкость. Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем введения плановых резервов по основным показателям, применение эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных, использование оперативных планов для учета возникающих изменений среды; использование альтернативных планов.                        4) Единство и полнота (системность). Системность достигается тремя основными способами: наличием единой экономической цели, составлением общего сводного плана социально-экономического развития, включением в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений.  5) Точность и детализация. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели.    6) Экономичность. Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами. Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений.           7) Оптимальность. На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений. Оптимальность выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.          8) Связь уровней управления. Достигается тремя способами: детализацией планов «сверху - вниз», укрупнением планов «снизу-вверх», частичным делегированием полномочий.                9) Участие. Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения. Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других.       Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой в конечном счете ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально-экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.        Кроме перечисленных базовых принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др.

Информация о работе Планирование деятельности предприятия: типы и формы