Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:42, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении планирования и анализа ассортимента и структуры продукции.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить понятие ассортимента;
- рассмотреть планирование ассортимента;
- выявить методы планирования ассортимента.
Введение 3
1. Планирование ассортимента продукции как основная часть формирования производственной программы предприятия 5
1.1. Понятие ассортимента 5
1.2. Планирование ассортимента 9
1.3. Методы планирования ассортимента 13
2. Содержание планирования ассортимента продукции на предприятии 21
2.1. Изменение ассортимента продукции 21
2.2. Метод ранжирования ассортимента на основе матрицы БКГ 23
2.3. Метод линейного программирования 27
3. Анализ влияния структуры ассортимента продукции на прибыль предприятия 30
Заключение 36
Список литературы 38
«Определенные проблемы имеет фирма и с товарами «Собаки». Несмотря на достаточно длительное присутствие на рынке, ему не удалось привлечь к себе достаточное количество потребителей, и он существенно отстает от конкурентов по сбыту, образу, структуре издержек и т. д. Компания, имеющая такое подразделение, может попытаться выйти на специализированный рынок; извлечь прибыль посредством ликвидации до минимума обеспечивающего обслуживания или уйти с рынка.
Матрица хозяйственного портфеля БКГ приносит несомненную пользу для принятия решения о характере стратегии для каждого отдельного вида деятельности (бизнеса).
Матрица БКГ выдвигает на первый план финансовое взаимодействие внутри хозяйственного портфеля, показывает виды финансовых решений, которые должны приниматься, и объясняет, почему приоритеты распределения ресурсов внутри корпорации различны для разных хозяйственных подразделений.
Она также предлагает
удачные способы рационализации
как для стратегии инвестирован
Объект исследования: коммерческое предприятие ОАО «Радуга» специализируется на производстве канцелярских товаров. В ассортимент входят три вида продукции: ручки, карандаши и линейки.
Для определения направлений изменения ассортиментной политики необходимо провести сравнительный анализ рентабельности различных групп изделий, прекратить выпуск нерентабельной продукции и наращивать объем продаж более рентабельной. С этой целью производится анализ выпускаемой продукции при заданных исходных данных рентабельности изделий.
Изделие А – 12,6 %
Изделие В – 33,2 %
Изделие С – 25 %
На основе проведенного анализа предприятие решает полностью прекратить выпуск наименее рентабельной продукции и сосредоточить свое внимание на производстве изделий В и С.
Валовая моржа2 = постоянные издержки + прибыль – зарплата мастера;
валовая моржа2 = 15270 – 2500 + 3871 = 16641;
Валовая маржа 2 (В)= 16641 – 2985 = 13656 (руб)
Выручка от реализации изделия В в новых условиях будет равна:
Выручка от изделия В =
Тогда выручка от реализации продукции всего предприятия составит
Выручка всего = 26000 + 35819 = 61819руб.
Для оценки совокупного риска деятельности предприятия при реализации предложенных стратегий необходимо рассчитать уровень сопряженного эффекта. Поскольку предприятие убыточное, необходимо взять деньги чтобы вывести его из этого состояния. С целью выхода из кризисной ситуации руководство предприятия берет кредит в банке, процент за который составит 500 рублей.
Увеличение выручки от реализации :
(1) = (3871+500)/3871=1,13
(2) = 19141/3871= 4,94
сопряженный экономический эффект =1,13 * 4,94 = 5,58
Увеличение выручки и снижение расходов:
(2) = 18141/3871= 4,69
сопряженный экономический эффект =1,13 * 4,69= 5,58
Таблица 2.1
Оценка различных направлений
преодоления кризисной
Направление выхода из кризиса |
Выручка от реализации (руб) |
Валовая маржа |
Сила операционного рычага |
Сопряженный эффект финансового и операционного рычага | |
(руб) |
% к выручке | ||||
1. Увеличение выручки от |
68117 |
19141 |
28 |
4,94 |
5,58 |
2. Увеличение выручки и снижение расходов |
64559 |
18141 |
28 |
4,69 |
5,29 |
3. Изменение ассортиментной |
61819 |
19141 |
30 |
4,94 |
5,58 |
Уровень сопряженного экономического эффекта дает возможность оценить совокупный риск предприятия, связанный с учетом обязательств по выплате процентов за взятый кредит. Из расчетов следует, что наименьшим риском обладает вторая стратегия выхода из кризиса, по которой сопряженный экономический эффект будет равен 5,29.
Графическое определение пороговой выручки от реализации при разработке мероприятий кризисной ситуации
19141
18141
15270
0
Рис.2.1 Графическое определение пороговой выручки от реализации при разработке мероприятий кризисной ситуации
Таблице 2.2 представлена группировка ассортимента предприятия с точки зрения глубины, широты, насыщенности.
Таблица 2.2
Группировка ассортимента предприятия с точки зрения глубины, широты, насыщенности
широта |
насыщенность |
глубина |
ручки |
Шариковые
Гелевые
Перьевые |
Синие Зелены Красные Черные Синие Зелены Красные Черные Синие Красные Черные |
карандаши |
Конструкторские
Цветные |
Твердые Мягкие Твердо-мягкие
Твердые Мягкие Твердо-мягкие |
линейки |
Пластиковые
Деревянные |
Транспортир Треугольник Мерная Автофигуры
Транспортир Треугольник Мерная |
При разработке программы выпуска необходимо обеспечить максимальный совокупный доход, что предполагает отбор и включение в план выпуска наиболее доходных видов продукции.
Произведем анализ плановых показателей продукции по доле продаж каждого вида продукции и его рентабельности. Присвоим каждому виду продукции ранг, исходя из того, что вид продукции, имеющий самую большую долю продаж и самую высокую рентабельность имеет первый ранг.
Таблица 2.3
Показатели продаж и рентабельности каждого вида продукции.
Изделие |
Годовой спрос, шт |
Доля продаж |
Рентабельность | ||
% |
ранг |
% |
ранг | ||
А |
52200 |
23 |
III |
12.6 |
III |
В |
101500 |
45 |
I |
33.2 |
I |
С |
72500 |
32 |
II |
25 |
II |
Сумма |
226200 |
Таким образом, самым высоким рангом обладает продукция В, а самым низким – А. Проанализировав ранги каждого вида продукции целесообразно исключить из программы выпуска вид продукции, обладающий низким рангом.
Для более точного определения
значимости каждого вида продукции
построим график эффективности выпуска
продукции в координатах
Матрица БКГ строится на том экономическом предположении, что чем больше доля продукции на рынке, тем ниже относительные издержки и выше прибыль в результате экономии от объемов производства.
«Звезды» занимают лидирующее положение на рынке (высокая доля, быстрый рост). Они дают значительную прибыль, но одновременно требуют значительных объемов ресурсов для финансирования, продолжающегося роста или удержания доли рынка, а также жесткого контроля за этими ресурсами.
Основная задача заключается в поддержании отличительных преимуществ продукции фирмы в условиях растущей конкуренции.
«Дойные коровы» занимают лидирующее положение в относительно стабильном или сокращающемся рынке. Поскольку сбыт относительно стабилен без каких-либо дополнительных затрат, то эта группа товаров приносит прибыли больше, чем требуется для поддержания их доли на рынке.
«Трудный ребенок» незначительно воздействует на рынок в развивающемся производстве. Для поддержания доли на рынке в условиях сильной конкуренции нужны значительные средства. Предприятие должно решить вопрос, следует ли увеличивать расходы на продвижение товара или улучшение его характеристик или снизить цены.
«Собаки» имеют на рынке малую долю при сокращающемся или медленном росте. Для этого товара характерны чрезмерные издержки и незначительные возможности роста. Стратегия на рынке: ослабление усилий на рынке или ликвидация производства этого товара.
Чем выше доля продукции на рынке, тем меньше удельные издержки и выше прибыль в результате относительной экономии от объема производства. Для предприятия ОАО «Радуга» продукция вида А приносит убытки, поэтому целесообразно отказаться от ее выпуска и сосредоточить внимание на производстве продукции В и С.
В процессе планирования номенклатуры (будущего ассортимента) возникает необходимость принятия оптимальных плановых решений, под которыми понимают достижения в заданных условиях максимальных результатов или минимальных издержек производства.
Оптимизация объемов производства двух видов продукции В и С, обеспечивающих получение максимальной прибыли при следующих ограничениях
B – 14,5 кг
C – 23,2 кг
B – 29 чел. час.
C – 14,5 чел. чаc.
Лимит соответствующих ресурсов на предприятии равен 10150 кг, 17400 чел./ час.
Планируемая прибыль: В – 30 рублей, С – 20 рублей.
Применим метод линейного программирования.
Составим следующие системы уравнений:
14,5x1 + 23,2x2 = 11200
29x1 +14,5x2 = 19200
Находим по уровню ресурсов координаты точек для построения графика оптимизации выпуска продукции В и С.
A : x1 = 0; x2 = 437,5
B : x1 = 700; x2 = 0
C : x1 = 0; x2 = 1200
D : x1 = 600; x2 = 0
По полученным координатам точек A, B, C, D строим график ограничений ресурсов и находим область свободных решений, заключенную между линиями AO (лимит материальных ресурсов) и OD (лимит трудовых ресурсов). Точки AOD определяют максимально возможный выпуск соответствующих товаров.
Рис. 2.3. График ограничения ресурсов
Вычисляем координаты точки О, решая совместно систему уравнений
16 x1 + 25,6 x2 = 11200
32 x1 + 16 x2 = 19200
x1 = 554,4
x2 = 91
Проверяем решение уравнения по выбранному критерию оптимальности:
30 x1 + 20 x2 = 30·554,4 + 20·91 = 16632 + 1820 = 18452
кроме того, можно обеспечить при данных ограничениях выпуск изделий С и В (например: 600 – В и 437 – С). В этих условиях прибыль составит:
для изделия В : 30 x1 = 30 · 600 = 18000(руб);
для изделия С : 20 x1 = 20 · 437 = 8740 (руб).
Информация о работе Планирование и анализ ассортимента продукции на промышленном предприятии