Планирование и анализ ассортимента продукции на промышленном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении планирования и анализа ассортимента и структуры продукции.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить понятие ассортимента;
- рассмотреть планирование ассортимента;
- выявить методы планирования ассортимента.

Содержание

Введение 3
1. Планирование ассортимента продукции как основная часть формирования производственной программы предприятия 5
1.1. Понятие ассортимента 5
1.2. Планирование ассортимента 9
1.3. Методы планирования ассортимента 13
2. Содержание планирования ассортимента продукции на предприятии 21
2.1. Изменение ассортимента продукции 21
2.2. Метод ранжирования ассортимента на основе матрицы БКГ 23
2.3. Метод линейного программирования 27
3. Анализ влияния структуры ассортимента продукции на прибыль предприятия 30
Заключение 36
Список литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Планирование и анализ ассортимента продукции на промышленном предприятии.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

Следовательно, при плане  выпуска 554 изделия В и 91 изделие  С будет обеспечена наибольшая прибыль, равная 18452 рубля, так как два других возможных варианта выпуска этих товаров принесут меньшую прибыль.

Методом линейного программирования мы определили, что оптимизация объемов производства двух видов продукции В - 554 изделия и С – 91 изделие, обеспечивают получение максимальной прибыль в размере 18452 рублей.

Примером ABC анализа ассортиментной политики может послужить установление приоритетов выполнения управленческих задач. Важнейшие задачи (А-группа), которыми менеджер занимается каждый день, занимают около 15% его общего рабочего времени. Их ценность, в смысле вклада в достижение целей, находится в пределах 65%. Задачи средней значимости (В-группа) занимают около 20% времени и имеют долю в результате также около 20%. Малозначимые задачи требуют, напротив, около 65% времени и обеспечивают лишь примерно 15% достижения целей.

 

 

3. Анализ влияния структуры ассортимента продукции на прибыль предприятия

 

Коммерческое предприятие ОАО «Радуга» специализируется на производстве промышленных товаров.

ОАО «Радуга» в настоящее время при объеме реализации 72058 рублей несет убытки 1520 рублей.

Таблица 3.1

Расходы предприятия

1.

Переменные издержки

- сырье и материалы

- заработная плата производственная

- начисления на Фонд Оплаты  Труда

- прочие переменные расходы

35250

18300

10820

4330

1800

2.

Постоянные издержки

- заработная плата АУП

- начисления на Фонд Оплаты  Труда

- аренда

- амортизационные отчисления

- прочие постоянные расходы

15270

6000

2400

800

600

5470


В состав постоянных расходов по заработной плате входит заработная плата контрольных мастеров в  размере 2500 рублей, включая отчисления.

Конъюнктурные исследования показали, что аналогичные предприятия, работающие в тех же условиях, имеют прибыль на уровне 7,9 % от оборота.

С целью достижения этого  результата руководство фирмы наметило альтернативные выходы из кризисной  ситуации: увеличение объема реализации, сокращение издержек, одновременное увеличение реализации и сокращение издержек, изменение ориентации реализации (выбор наиболее рентабельных).

Проведем анализ чувствительности по каждому из направлений увеличения рентабельности, используя данные по основным видам продукции.

Таблица 3.2

Структура затрат

Показатель

A

B

C

Итого

Выручка от реализации (без налогов)

14000

9000

26000

49000

Переменные издержки

- сырье и материалы

- производственная заработная  плата

- начисления на Фонд Оплаты  Труда

- прочие переменные расходы

11530

6030

3660

1465

375

5415

2960

1500

605

350

18305

9310

5660

2260

1075

35250

18300

10820

4330

1800

Постоянные издержки

- заработная плата АУП

- начисления на Фонд Оплаты  Труда

- аренда

- амортизационные отчисления

- прочие постоянные расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15270

6000

2400

800

600

5470

- заработная плата мастеров  с начислениями

700

600

1200

2500


 

(1)

 

(2)

 

(3)

 

(4)

 

(5)  

 

(6)

 

 

Таблица 3.3

Элементы операционного  рычага

Показатель

A

B

C

Итого

рубли

%

Объем реализации

Косвенный налог

     

72058

23058

 

Выручка от реализации (без налогов)

14000

9000

26000

49000

100

Переменные расходы

Валовая маржа 1

Процент к выручке

11530

2470

17.6

5415

3585

40

18305

7695

30

35250

13750

71.9

28.1

Отдельные виды постоянных расходов

700

600

1200

2500

5.1

Валовая маржа 2

Процент к выручке

1770

12.6

2985

33.2

6495

25

11250

23.0

Постоянные расходы

     

12770

26.1

Результат (убыток)

     

-1520

-3.1


 

(7):

Результатом расчетов могут  быть:

  1. ЗФП – положительное число, что свидетельствует о результативности деятельности;
  2. ЗФП – отрицательное число, что означает отсутствие у предприятия запаса финансовой прочности и нахождение его в зоне убытков.

Второй вариант расчета, при котором подтверждается отсутствие ЗФП в деятельности предприятия, предлагает дальнейшее исследование его  деятельности и нахождение возможных вариантов выхода из зоны убытков.

Увеличение объема продаж Конъюнктурные исследования показали, что среднеотраслевое значение рентабельности аналогичных предприятий составляет 7,9% от оборота, то есть целью деятельности предприятия является получение прибыли в размере

49000*7,9% =3871 (руб.)

Если переменные расходы  по отношению к объему реализации останутся на прежнем уровне, то есть процент валовой маржи не изменится, то объем выручки от реализации, который соответствует новому уровню валовой маржи, будет определяться по формуле:

(8)

(9)

новая валовая маржа  = 15720+3871= 19141 (руб)

.

Вывод. Для того, чтобы  предприятие смогло выйти из кризиса, необходимо выручить за продукцию 68117 руб. 

Сумма, на которую следует сократить расходы, должна покрыть убытки и принести заданную прибыль

1520 + 3871 = 5391(руб).

Предположим, фирме удалось  снизить постоянные расходы на 1000 рублей. Тогда убытки составят 520 рублей. Новая валовая маржа должна покрыть новый уровень постоянных расходов и дать прибыль в размере 3871 рублей.

(10): Новая валовая моржа  = валовая моржа1 + новые убытки + новая прибыль;

новая валовая моржа = 13750 + 520 + 3871 = 18141.

Тогда объем реализации должен составить (новая выручка):

Значит, чтобы предприятие  могло выйти из кризиса с помощью  понижения издержек и увеличения объема реализации, необходимо выручить за продукцию 64559 руб.  

В таблице 2.5 приведены объемы продаж и доля рынка каждой фирмы.

   Таблица 2.5

План производства и реализации продукции

Вид продукции

Планируемый объем производства, т

Планируемые продажи, т

Цена продукции, руб. за т.

Планируемая выручка от реализации молока, тыс.руб.

карандаши

1515

993

15590

357480

стреки

11604

2158

36686

910676

ручки

55543

55154

386078

122717650

линейки

30668

28737

431055

19771056

Итого:

*

*

*

1437568


Линейный тренд вместе с данными продаж 2-х длинных  рядов карандашей и ручек изображены на рис.2.1

Рис.2.4. Продажи карандашей и ручек (сплошные линии) вместе с линейными трендами (штриховые линии).

Планируемый объем производства продукции рассчитывается согласно договорам, которые предприятие заключило с другими организациями. Планируемая выручка от реализации продукции составила 143768 тыс. руб. Цена продукции была рассчитана исходя из средней цены предыдущего года и согласно установленных в договорах ценах реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Непосредственной задачей  анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации.

Если предприятие выпускает  продукцию  по  сортам,  и  произошло изменение  сортового  состава,  то  вначале   необходимо   рассчитать,   как изменилась средневзвешенная цена и  средневзвешенная  себестоимость  единицы продукции, а затем по приведенным алгоритмам  определить  влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

В заключении еще  раз хочется сказать, что важным  показателем   деятельности   промышленных   предприятий является качество продукции. Его  повышение  – одна  из  форм  конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий   уровень качества продукции способствует повышению спроса  на  продукцию и увеличению  суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Проведенные в курсовой работе расчеты подтвердили целесообразность планирования ассортимента продукции  как способа управления финансовыми  результатами предприятия. Были использованы методы операционного и финансового  рычага, метод ранжирования ассортимента на основе матрицы БКГ и метод линейного программирования.

В результате первого  метода — метода операционного и  финансового рычага — были исследованы  затраты производства, рассчитан  запас финансовой прочности —  –5342; он оказался отрицательным и  поэтому деятельность предприятия требовала дальнейшего исследования. С помощью сравнительного анализа рентабельности продукции было принято решение прекратить выпуск изделия А (рентабельность 12%). Из расчетов сопряженного экономического эффекта для оценки совокупного риска деятельности предприятия следует, что наименьшим риском обладает вторая стратегия выхода из кризисной ситуации, по которой сопряженный экономический эффект является наименьшим 5,29.

С помощью второго  метода — метода ранжирования ассортимента на основе матрицы БКГ — выяснено, что  для обеспечения максимального совокупного дохода необходимо включить в план выпуска наиболее доходные виды продукции. Анализ по доле продаж каждого вида продукции  его рентабельности определил, что наибольшим рангом обладает изделие В, а изделие А следует исключить из выпуска. Чем выше доля продукции на рынке, тем ниже удельные издержки и выше прибыль в результате относительной экономии объема производства, поэтому предприятию следует сосредоточить свое внимание на выпуске таких видов изделий как В и С.

Результатом третьего метода — метода линейного программирования — является необходимость принятия оптимального планового решения (максимизация результатов и минимизация издержек). С помощью ограничения расходов ресурсов на одно изделие и определение лимита ресурсов на продукцию, определен оптимальный план выпуска продукции, при котором прибыль является наибольшей (18452 руб.).

Исходя из этого, можно  сделать вывод, что наилучшим  методом планирования ассортимента является метод линейного программирования. Он наиболее четко определяет оптимальный план выпуска продукции и имеет меньше недостатков, по сравнению с другими методами.  Так как этот метод является чисто математическим, то он хорошо поддается автоматизации и расчету на современных компьютерах программами финансового анализа.

Список литературы

 

 

  1. Абрюшина М.С., Грачев А.В. Коммерческая деятельность. – М: ИКП «ДИС», 2007. –400 с.
  2. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Основы коммерческой деятельности. – М.: ИКП «ДИС», 2008. –314 с.
  3. Большаков С.В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода. - М. Финансы, 2007. - 240 с.
  4. Бороненкова С.А., Маслова Л.И., Крылов С.И. Основы коммерческой деятельности предприятия. Учебное пособие. – Екатеринбург: Урал, 2006 –200 с.
  5. Бочаров В.В. Основы коммерческой деятельности. – СПб: Питер, 2007. –240 с.
  6. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 2007.- 800  с.
  7. Вахрушина М.А. Управленческий анализ. - М.:Омега-Л,2008.-429с.
  8. Волков Н.Г. Коммерческая деятельность.- М.:Экономика,2008. –360 с.
  9. Гиляровской Л.Т.Экономический анализ: Учебник для вузов 2-е изд.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 422 с.
  10. Глазов М.М. Экономическая диагностика предприятий: новые решения. - С-Пб.: Экономика и финансы, 2007.- 195 с.
  11. Давидовская И.Л. Управленческий учет в организации. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 547с.
  12. Джерольд М. Соломон. Как согласовать работу финансовой службы и производства. – М.: Вершина, 2007. - 256с.
  13. Дитгер Хан, Харальд Хунгенберг. Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга. – М: Финансы и статистика, 2007. – 928с.
  14. Друри К. Управленческий и производственный учет. – М.: Юнити-Дана, 2007. -  1424с
  15. Дэвид Дойл. Коммерческая деятельность. Стратегическое руководство. – М.:   Волтерс Клувер, 2006. -  264с.
  16. Карпова Т.П. Управленческий учет. М.: ЮНИТИ, 2006. – 348 с.
  17. Керимов В.Э. Управленческий учет: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. Изд.2-е. М.: Дашков И. К., 2009-416с.  

Информация о работе Планирование и анализ ассортимента продукции на промышленном предприятии