Платёжный баланс и валютный курс Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Платежный баланс любого государства, независимо от его экономического развития, характеризует динамику стоимостных и ценовых закономерностей внешнеэкономической деятельности и участия страны в, международном разделении труда, а также объемы финансовых ресурсов, состояние национальной валюты, движение цен, наличие золотовалютных резервов.

Содержание

Введение 4
1 Платежный баланс: понятие, сущность и его регулирование 5
1.1 Понятие и сущность платежного баланса 5
1.2 Воздействие платежного баланса на экономику страны и основные
методы его регулирования 8
Валютный курс и его роль в экономике 14
Платежный баланс и валютный курс Республики Беларусь 22
Заключение 28
Список использованных источников 30

Вложенные файлы: 1 файл

платёжный баланс и валютный курс.docx

— 309.63 Кб (Скачать файл)

1.2  Воздействие   платежного баланса  на  экономику  страны  и основные методы его регулирования

Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами.

Во-первых, платежным  балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов влияет на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Стабильно положительное сальдо баланса но текущим операциям укрепляет позиции национальной валюты и одновременно позволяет иметь прочную финансовую базу для вывоза капитала из страны. Стабильно отрицательное же сальдо ослабляет позиций национальной валюты и подталкивает страну ко все большему привлечению иностранного капитала. Если подобный приток капитала осуществляется не через долгосрочные предпринимательские инвестиции (т.е. прямые и портфельные), а через долгосрочные государственные и частные банковские

 

займы и особенно посредством чрезвычайного финансирования и за счет роста внешних обязательств, то это ведет к быстрому увеличению внешнего долга страны и выплат по нему. Страна начинает жить в кредит.

Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х гг. XX столетия стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует крайне слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует проведения целенаправленных государственных мероприятий. [14, с. 600]

В-третьих, в условиях интернационализации  хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе  государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.

Материальной  основой регулирования платежного баланса служат:

  1. государственная собственность, в том числе официальные золо 
    товалютные резервы;
  2. возрастание доли (40—50%) национального дохода, перераспре 
    деляемого через государственный бюджет;
  3. непосредственное участие государства в международных эконо 
    мических   отношениях   как экспортера   капиталов,   кредитора,   гаранта, 
    заемщика;

4) регламентация    внешнеэкономических    операций   с    помощью 
нормативных актов и органов государственного контроля.

При регулировании  платежного баланса возникает проблема: какие страны (имеющие активное сальдо или дефицит) должны принимать меры по его выравниванию. Рассуждения теоретиков и требования практиков по этому вопросу различны. Обычно под давлением внутренних и внешних факторов проблема выравнивания платежного баланса наиболее остро встает перед странами, имеющими дефицит. Страны с активным балансом международных расчетов призывают их «навести порядок в собственном доме»: ограничить инфляцию, проводить дефляционную политику, стимулировать экспорт, сдерживать импорт товаров и т.д. Такие требования после Второй мировой войны США предъявляли к странам Западной Европы, имевшим хронический дефицит платежного баланса. В 60 — первой половине 80-х гг. XX в. положение изменилось: страны Западной Европы, прежде всего члены ЕЭС, выступали с аналогичными призывами к США. Страны с дефицитом платежного баланса обычно настаивают на том, чтобы их партнеры с активным балансом ослабили таможенные и иные ограничения импорта, расширили вывоз капитала. Так, с 70-х гг. США призывали ФРГ и Японию стимулировать импорт американских товаров.

Государственное регулирование  платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных, мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.   Существует   разнообразный   арсенал   методов   регулирования

 

платежного баланса, направленный либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.

Странами с  дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.

  1. Дефляционная политика. Такая политика направлена на сокращение 
    внутреннего  спроса.   Она  включает  ограничение  бюджетных  расходов 
    преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной 
    платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и 
    денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения 
    учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные 
    ограничения, установление пределов роста денежной массы. В условиях 
    экономического спада, наличия большой армии безработных и резервов 
    неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к 
    дальнейшему   падению   производства   и   занятости.   Она   связана   с 
    наступлением на жизненный уровень трудящихся и грозит обострением 
    социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры,
  2. Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на 
    стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров.

Однако роль девальвации  в регулировании платежного баланса  зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Что касается сдерживающего влияния девальвации на импорт, то в условиях интернационализации процесса воспроизводства и развития международной специализации страна зачастую не может резко сократить ввоз товаров. К Тому же не все страны проводят успешную политику импортозамещения.

Удорожая импорт, девальвация может привести к  росту издержек производства отечественных товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках, Поэтому она, хотя и может дать стране временные преимущества, во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса. Для получения желаемого эффекта девальвация должна быть достаточной по размеру. Иначе она лишь усиливает спекуляцию на валютных рынках, так как сохраняется возможность повторного пересмотра валютного курса. В то же время чрезмерный размер девальвации вызывает цепную реакцию снижения курса других валют, и тогда страна, девальвировавшая свою валюту, лишается конкурентных преимуществ, на которые она рассчитывала. [14, с. 603]

3. Валютные   ограничения.   Блокирование   инвалютной   выручки 
экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, 
сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены

 

на устранение дефицита платежного баланса путем  ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.

4. Финансовая   и   денежно-кредитная   политика.   Для   уменьшения 
дефицита    платежного    баланса   используются    бюджетные    субсидии 
экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена 
налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг 
в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика, особенно 
учетная политика и таргетирование денежной массы (установление целевых 
ориентиров ее ежегодного роста).

5. Специальные меры государственного воздействия на платежный 
баланс в ходе формирования его основных статей: торгового баланса, 
«невидимых» операций, движения капитала.

При активном платежном  балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы (финансовые, кредитные, валютные и др.), а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов.

Обычно применяется  компенсационное регулирование  платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей платежного баланса, но и его сальдо.

Неравновесие  платежных балансов, бывшее ранее  скорее исключением, стало характерной чертой нашего времени. Во второй половине XX в. темпы экономического роста мирового сообщества оказались, вероятно, рекордными за всю историю человечества. На этом фоне неравномерность экономического развития отдельных стран стала проявляться резче. Так, усиление позиций Японии и Германии в мировой экономике сопровождалось положительным сальдо текущего платежного баланса этих стран. Иначе говоря, резкое нарушение равновесия в мировой экономике вызывает резкое неравновесие в платежных балансах.

Неравновесие платежного баланса страны, будучи прежде всего регулятором внутриэкономических процессов, вызывает ряд последствий для ее экономики.

Методы регулирования  платежных балансов развивающихся  стран имеют некоторые особенности, хотя в своей основе они базируются подходах, заимствованных у промышленно развитых государств. Эти методы направлены на стимулирование экспорта, сдерживание импорта товаров, привлечение иностранных капиталов, ограничение вывоза капитала. К ним относятся:

11

 

1) дефляционная политика;

2) девальвация национальной валюты. Для обеспечения ее эффек 
тивности развивающиеся страны периодически вводят дифференцированные 
налоги, множественность валютного курса (иногда в форме двойного 
валютного рынка);

3) валютные ограничения;

4) финансовая и денежно-кредитная политика (используются бюд 
жетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение налога на 
импорт).

Для погашения  дефицита платежного баланса развивающиеся  страны традиционно используют временные методы — иностранные займы и ввоз капитала в форме субсидий, даров, кредитов. При этом они стремятся получить кредиты на еврорынке, однако доступ к этому источнику средств ограничен. Используя зависимость большинства развивающихся стран от международных кредитов, западные страны связывают приток внешней помощи с жесткими политическими и экономическими требованиями.

Важной целью  регулирования является преодоление  монокультурности экспорта и его диверсификации, ограничение импорта товаров, не являющихся предметами первой необходимости.

В целях регулирования  платежей и поступлений по «невидимым» операциям развивающиеся страны принимают следующие меры:

• привлечение иностранных туристов путем создания туристической 
инфраструктуры;

  • регулирование миграции рабочей силы;
  • уменьшение расходов по статьям «Транспорт», «Страхование» и др. 
    При анализе методов регулирования платежных балансов развивающихся 
    стран целесообразно разграничить их две основные группы.

Первая группа — это  большинство развивающихся стран  — импортеров нефти, платежные балансы которых хронически дефицитны. Эти страны для покрытия дефицита платежного баланса прибегают к импорту капиталов и кредитам банков развитых стран и международных кредитных и финансовых организаций.

Негативные последствия  широкого использования кредитов и  помощи промышленно развитых стран для покрытия дефицита платежного баланса проявляются в том, что платежи развивающихся государств по внешним долгам сравнялись, а затем превысили приток новых финансовых ресурсов из всех источников.

Стремясь предотвратить  дальнейшее ухудшение платежного баланса  и валютного положения, развивающиеся страны прибегают к валютным ограничениям по текущим и финансовым операциям, к дефляционной политике. Однако эта политика оборачивается ограничением импорта машин и оборудования, необходимых для экономического роста, и снижением жизненного уровня населения развивающихся стран. Таким образом, меры большинства стран — импортеров нефти по регулированию платежного

 

баланса оказываются  недостаточно эффективными в силу их зависимости и подчиненного положения  в мировом хозяйстве.

Вторая группа — это  развивающиеся страны-экспортеры нефти. Их платежные балансы, несмотря на накопление значительных валютных резервов, отличаются неустойчивостью. Крупное активное сальдо баланса их международных расчетов, характерное для 70-х гг. XX в., сменилось дефицитом в начале 90-х гг. в результате снижения спроса и цены на нефть. Сокращение доходов от экспорта нефти повлекло изъятие вкладов ряда стран — членов ОПЕК (Нигерия, Иран, Ирак, Ливия) из банков ведущих западных стран. [14, с. 607]

Баланс «невидимых» операций большинства развивающихся стран  — экспортеров нефти обычно пассивен (переводы прибылей по иностранным капиталам, кредитам, фрахт, страховое дело и др.).

Баланс движения капитала большинства нефтедобывающих  стран сводится со значительным активом, поскольку иностранные компании стремятся вложить в экономику этих стран свои капиталы из-за высоких прибылей.

Таким образом, нестабильность платежных балансов развивающихся стран имеет фундаментальные причины, вытекающие из особенностей их зависимого и неравноправного участия в международном разделении труда. Кроме того, важной причиной особенностей в методах регулирования платежных балансов этих государств является их острая потребность в валютных ресурсах в целях форсирования индустриализации и экономического роста.

 

2 Валютный курс  и его роль в экономике

Международные экономические  операции связаны с обменом национальных валют на валюты других стран. Этот обмен происходит по определенному соотношению, с учетом валютного курса. Данная стоимостная категория имеет особый характер в виду того, что валютный курс отражает взаимодействие сфер национальной и мировой экономики. Если основные характеристики каждой валюты складываются в рамках национальной экономики, то их количественное соизмерение происходит в ходе международных экономических операций.

При осуществлении  международных экономических связей имеет место сравнение двух видов цен — внутренних и мировых. Если первые образуются на основе различной национальной стоимости товаров, то вторые — на базе интернациональной стоимости. Товары отдельных стран, попадая во внешнеэкономический оборот, как бы "сбрасывают" с себя национальные цены и продаются в большинстве случаев по ценам мирового рынка. В отличие от национальных рынков, где деньги служат непосредственным соизмерителем товарных стоимостей, в ходе международного обмена соотношение цен, складывающихся в различных странах, выступает как соотношение национальных денежных единиц. Таким образом, валютный курс служит в косвенной форме соизмерителем национальной стоимости товаров через сравнение национальных денежных единиц, их относительной покупательной способности. [2, с. 222]

Информация о работе Платёжный баланс и валютный курс Республики Беларусь