Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 13:29, статья
Успех любого бизнеса в современных условиях зависит от степени его клиентоориентированности. Понятие «клиентоориентированность» до сих пор не имеет четкого определения и порой кажется, что это очередная маркетинговая уловка, красивое словосочетание, слоган, но никак не предмет для научного исследования. Однако, для того чтобы определиться с терминологией надо остановиться на причинах такого положения дел.
Во-первых, не надо забывать о том, что любой бизнес преследует простую и весьма чёткую цель – извлечение прибыли (чем быстрее и больше – тем лучше), поэтому рассматривая проблематику клиентоориентированности, надо понимать, что ориентация на клиента – это не следствие работы бизнеса, а причина его создания, ведь именно клиенты платят за товары и услуги
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СКОРОСТНОГО ПОЕЗДА «САПСАН» НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТИ
В.В. Бандуров
Успех любого бизнеса в современных условиях зависит от степени его клиентоориентированности. Понятие «клиентоориентированность» до сих пор не имеет четкого определения и порой кажется, что это очередная маркетинговая уловка, красивое словосочетание, слоган, но никак не предмет для научного исследования. Однако, для того чтобы определиться с терминологией надо остановиться на причинах такого положения дел.
Во-первых, не надо забывать о том, что любой бизнес преследует простую и весьма чёткую цель – извлечение прибыли (чем быстрее и больше – тем лучше), поэтому рассматривая проблематику клиентоориентированности, надо понимать, что ориентация на клиента – это не следствие работы бизнеса, а причина его создания, ведь именно клиенты платят за товары и услуги. В российской практике вопросы ориентации на клиента если и поднимаются, то только в условиях высокой конкуренции, когда клиенты почему-то отказываются от услуг и товаров компании; или в условиях кризиса, когда у клиентов просто нет денег и чтоб хоть как-то держаться на плаву – компания начинает пытаться понять потребителя и сделать свою работу, товары и услуги доступными и интересными для потребителя. Объясняется такое положение дел в российской экономике просто:
Во-вторых, очень часто клиентоориентированность путают с потаканием любым потребительским капризам. Желание предугадать эти капризы, предусмотреть всё, понравится всем и вся обычно приводит или к снижению рыночной доли компании или к снижению экономической эффективности её деятельности. Подобные примеры просто отпугивают менеджеров от самого понятия.
В-третьих, переход от товарноориентированной бизнес-модели к клиентоориентированной требует не только изменения рыночных реалий (например, превышение предложения над спросом, быстрой смены отраслевых технологий), но и изменение культуры, структуры и технологии бизнеса, изменения (вплоть до революционного разрушения) самого бизнеса, что оказывается не всегда возможным и весьма сложным.
Проявление
Именно поэтому клиентоориентир
За последние годы на российском рынке появилось много новых направлений и услуг, быстро меняются рыночные условия и предпочтения потребителей. Несмотря на это, российский рынок пассажирских перевозок на сегодняшний день представляется весьма несбалансированным, неразвитым и технологически отсталым, в целом ряде его сегментов наблюдается как избыточное предложение, так и полное его отсутствие. Объясняется это несколькими причинами:
Несмотря на особенности развития российского рынка транспортных услуг по перевозке пассажиров, направление, в котором ОАО «РЖД» запустило новый скоростной поезд «Сапсан» (Москва – Санкт-Петербург) является высококонкурентным и приоритетным для большинства участников рынка (основные конкуренты в этом направлении - авиакомпании), причём сама компания сталкивается с целым рядом проблем, связанных с развитием этого направления. Причем по набору потребительских свойств для самой компании и её потребителей поезд «Сапсан» - это конкурент её же скоростным поездам «Невский экспресс» (в эксплуатации с 2001 года) и ЭР-200 (находился в постоянной эксплуатации с 1984 по 2009 год, после ремонта планируется дальнейшая эксплуатация).
В чём же конкуренция? Расстояние от Москвы до Петербурга не превышает 650 км, его отечественный ЭР-200, ныне изъятый из эксплуатации, преодолевал за 4,5 часа со средней скоростью почти в 145 км в час, делая при этом несколько остановок. "Сапсан" по расписанию идет без остановок 3 часа 55 минут со средней скоростью 166 км в час, а с остановками - 4 часа 15 минут со средней скоростью 153 км в час. "Невский экспресс" с такими же остановками, но без снятия с дистанции других поездов, преодолевает этот путь всего на 15 минут дольше "Сапсана", а без остановок те же 3 часа 55 минут.
ЭР-200 мог проходить этот путь при некоторых изменениях в расписании других поездов за 3 часа 55 минут, что лишь на 10 минут дольше, чем следующего без остановок "Сапсана". Очевидно, "Невский экспресс", освободи ему дорогу, как "Сапсанам", смог бы двигаться столь же быстро. Ведь его максимальная скорость составляет 220 км в час. Возникает вопрос: чем «Сапсан» лучше или хуже для клиентов уже существовавших и существующих аналогов? Какой набор преимуществ у поезда имеется относительно основных конкурентов – «Невского экспресса» и авиаперелётов?
Попробуем ответить на этот
вопрос исходя из анализа не только
традиционно оцениваемых и
Начнём с традиционных: так, в табл.1 приведены ценовые предложения по рынку скоростных перевозок железнодорожным и авиационным транспортом по рассматриваемому направлению. Необходимо сказать, что у авиакомпаний в целом имеются более привлекательные по цене предложения (эконом-класс у авиакомпании «Сибирь», работающей под брендом S7 минимальное ценовое предложение ниже цены на самый низкий тариф «Сапсана» на 274 р. или 12,7%, у «Трансаэро» на 156 р. или 7,2%, у «Аэрофлота» на 29 р. или 1,3%), однако необходимо учесть, что эти преимущества перекрываются, как правило затратами на поездку до аэропорта (например, билет на «Аэроэкспресс» стоит 300 р., а в некоторых случаях до аэропорта «Шереметьево» ещё нужно будет заплатить за услуги маршрутного или обычного такси, минимум – 50 р.). Однако это не делает автоматически поездку на «Сапсане» выгоднее. Дело в том, что низкие тарифы у авиакомпаний встречаются гораздо чаще в расписании, чем у ОАО «РЖД», да и степень гибкости тарифной политики у них выше.
Таблица 1
Стоимость билета на поезда ОАО «РЖД» и регулярные авиарейсы по маршруту Москва – Санкт-Петербург (при заказе билетов в один конец через официальные сайты компаний по состоянию на вторую половину мая 2010 г., без учёта специальных предложений и акций, с учетов налогов и сборов), рублей
Поезда ОАО «РЖД» |
Авиакомпании | ||||||
«Сапсан» |
«Невский экспресс» |
«Авианова» |
«Аэрофлот» |
«Россия» |
«Сибирь» |
«Трансаэро» | |
Эконом-класс (2С) |
2165-3267* |
2940 |
2203- 6926* |
2136- 9336** |
2700- 7500** |
1891-5166** |
2009 |
Бизнес-класс (1С) |
4288-6147* |
5622 |
н/д |
12936-18936** |
12900** |
н/д |
7629 |
*- в зависимости от времени/даты вылета/отправления;
** - в зависимости от условий и набора дополнительных услуг.
Таблица 2
Суммарные затраты времени пассажиров при поездках на скоростных поездах ОАО «РЖД» и регулярных рейсах авиакомпаний по маршруту Москва – Санкт-Петербург), минут
Время |
Поезда ОАО «РЖД» |
Авиакомпании (SVO - а/п «Шереметьево», DME - «Домодедово») | |||||
«Сапсан» |
«Невский экспресс» |
«Авианова» (SVO) |
«Аэрофлот» (SVO) |
«Россия» (SVO) |
«Сибирь» (DME) |
«Трансаэро» (DME) | |
«АэроЭкспресс» до аэропорта |
30-35* |
30-35* |
30-35* |
40-50 |
40-50 | ||
Максимальное время в пути между терминалами |
20 |
20 |
20 |
||||
Время регистрации, посадки-высадки |
20-30 |
20-30 |
30-120** |
30-120*** |
30-120** |
25-120** |
25-120** |
В пути |
235-255*** |
235 |
70-80*** |
80-90*** |
90 |
90-95*** |
80-90*** |
От ст. метро «Московская» до а/п «Пулково» |
15-20 |
15-20 |
15-20 |
15-20 |
15-20 | ||
ИТОГО затраты времени: |
255-285 |
255-265 |
165-255 |
175-265 |
185-285 |
170-285 |
160-280 |