Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 20:16, курсовая работа
В настоящее время государственная экономика требует изменения акцентов государственной политики. Стратегическим направлением деятельности становиться работа, направленная на поддержание и формирование добросовестной конкуренции. Наличие реальных структурных предпосылок на развитие конкуренции на отдельных товарных рынках не всегда реализуется в силу слабого финансового - экономического положения многих хозяйственных субъектов. Структурные сдвиги в экономике все больше влияют рыночные силы, т.е. они, в основном будут определять перспективы развития отраслей. В то же время современная рыночная экономика представляет собой сложнейший хозяйственный механизм, состоящий из огромного количества производственных, коммерческих и иных структур, взаимодействующих на фоне разветвленных систем правовых норм бизнеса и объединяемых единым понятием - рынок.
ИП- индивидуальные предприниматель;
ЧП- частный предприниматель;
ООО - общество с ограниченной ответственностью;
АО - акционерное общество. В свою очередь АО бывают закрытыми (ЗАО) и открытыми (ОАО).
Отличие меду данными формами предприятия заключаются в том, что АО и ООО обязаны иметь собственный первоначальный капитал. В случае появления каких-либо финансовых проблем они несут ответственность перед государством в размере уставного капитала. Предприниматели в такой ситуации несут ответственность при помощи своего имущества.
. Индивидуальные предприниматели, в отличие от организаций, имеют возможность применять патентную систему налогообложения. Применение данной системы позволяет индивидуальному предпринимателю вместо представления массы налоговых деклараций и исчисления нескольких налогов по самостоятельным правилам прийти в свою налоговую инспекцию и приобрести патент на право заниматься определенным видом предпринимательской деятельности, который фактически представляет собой своеобразную разовую уплату всех налогов за определенный период деятельности.
Индивидуальный предприниматель - физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Индивидуальным предпринимателями могут быть:
1. Совершеннолетние граждане РБ (достигшие 18 лет), дееспособность которых не ограничена судом;
2. Несовершеннолетние граждане РБ, при наличии согласия родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности;
3. Иностранные граждане и лица без гражданства, временно или постоянно проживающие на территории РБ.
Индивидуальным предпринимателем не могут быть государственные и муниципальные служащие.
Подводя итоги, отметим следующее:
ИП - Позитивными сторонами являются простота регистрации, сниженные налоги, упрощена система отчетности и делопроизводства. Но при этом физическое лицо предприниматель отвечает по обязательствам всем своим имуществом. То есть в случае возбуждения процедуры банкротства такое лицо вынуждено будет погасить долги своей собственностью (недвижимостью, автомобилем, деньгами, и тому подобное). Именно этот момент и вынуждает предпринимателей избирать другие организационно-правовые формы.
Частное предприятие- это фактически то же ООО, только с самостоятельно установленным размером уставного фонда.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) Преимуществами ООО является то, что ООО - она достаточно детально регламентирует отношения с партнерами и третьими лицами. Потому эта форма наиболее актуальна для тех лиц, которые начинают бизнес с партнерами, или хотят выходить на серьезные рынки с последующей продажей компании. Таким образом, коммерческая деятельность - это вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является основой любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики. Коммерческая деятельность базируется на экономических законах рынка; динамизме потребительского рынка; иерархическом построении структуры управления.
1.3 Основные методы анализа коммерческой деятельности
Коммерческая деятельность предприятий торговли подразделяется:
-закупочная деятельность (материально-техническое обеспечение);
- логистика;
- сбытовая деятельность.
В связи с переходом на рыночные принципы деятельности, содержание материально-технического обеспечения предприятий существенно изменилось: вместо так называемой «реализации выделенных фондов», являющейся составной частью централизованного распределения материальных ресурсов, предприятия свободно закупают их у поставщиков и других субъектов товарного рынка. В этих условиях при закупке материальных ресурсов предприятия должны руководствоваться свободой ценообразования, максимальной инициативой и предприимчивостью, равноправием партнеров в коммерческих взаимоотношениях, принимать во внимание экономическую ответственность при закупке сырья и материалов, учитывать конкуренцию среди поставщиков и уметь выбрать экономически выгодного поставщика. При закупках материальных ресурсов предприятие должно изучать рынок сырья и материалов, знать динамику цен на этом рынке, расходы на доставку, возможности эффективной замены одних материалов на другие. Поэтому закупочная коммерческая деятельность на предприятиях складывается из следующих этапов:
- исследование рынка сырья и материалов и организация коммерческих связей с поставщиками;
- составление плана закупок материальных ресурсов;
- организация закупок материальных ресурсов;
- ведение расчетов с поставщиками за купленную продукцию;
- стоимостной анализ заготовительной сферы.
Сбытовая коммерческая работа является важнейшим аспектом коммерческой деятельности предприятия. Сбыт - это процесс реализации произведенной продукции с целью превращения товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителей. Только продав товар и получив прибыль, предприятие достигает конечной цели: затраченный капитал принимает денежную форму, в которой он может начать свой кругооборот.
Сбытовая коммерческая деятельность на предприятии многогранна и включает в себя такие направления, как исследование рынка, планирования ассортимента и сбыта продукции, установление коммерческих взаимосвязей с покупателями и конечными потребителями. Коммерческая деятельность предприятия по сбыту является составляющей всей системы его функциональной деятельности, комплексной функцией предприятия.
Коммерческая деятельность представляется совокупностью всей функциональной деятельности, осуществляемой после завершения производственной стадии (по окончании изготовления продукции) вплоть до непосредственной продажи товара покупателю, доставки его потребителю и послепродажного обслуживания. Логистический подход к организации функциональной деятельности предприятия обуславливает следующие определения цели, предмета, субъектов и объектов, характера и содержания коммерческой деятельности.
Цель коммерческой деятельности - доведение до конкретных потребителей конкретного товара требуемых потребительских свойств в необходимом количестве, в точное время, в определенном месте, с допустимыми затратами.
Предмет коммерческой деятельности - продукция, услуги торгового предприятия.
Субъекты коммерческой деятельности - торговые предприятия и посреднические сбытовые организации.
Объекты коммерческой деятельности - покупатели товара.
Необходимо отметить, что определение объектов коммерческой деятельности в данном случае дается исходя из конечной направленности коммерческой деятельности. Субъектов и объектов коммерческой деятельности не следует отождествлять с субъектами сделки (в частности, купли-продажи, аренды).
Роль и значение коммерческой деятельности состоят в следующем:
1. Коммерческая деятельность, являясь в определенном смысле продолжением производственной, не просто сохраняет созданную потребительскую стоимость и стоимость товара, а создает дополнительную, тем самым, увеличивая его общую ценность;
2. Коммерческая деятельность не только реализует корпоративную миссию, но и в известной мере определяет ее;
3. Коммерческая деятельность результативна, ибо в определенной мере обуславливает и в конечном итоге проявляет и реализует все экономические и финансовые результаты деятельности предприятия;
4. Коммерческая деятельность как вид функциональной деятельности предприятия во всей цепочке и системе создания товара является одним из источников его конкурентного преимущества как прямого (в пределах собственной организации), так и косвенного (в системе организации его хозяйственных связей и деловых отношений с партнерами) эффектов.
Содержание коммерческой деятельности предприятия определяется совокупным содержанием всех взаимосвязанных последовательных и целенаправленных функциональных действий по распределению, доведению и реализации товара покупателям.
Основной функцией коммерческой деятельности является непосредственно продажа продукции.
Вспомогательными функциями коммерческого характера являются маркетинг и юридические функции. Маркетинговые функции коммерческого характера заключаются в определении, изучении и формировании потребительской реакции на экономическое содержание предмета сбыта и включают две следующие основные группы: изучения и формирования спроса и коммуникационного продвижения. Первая группа функций предполагает изучение потребностей и спроса; поиск и выявление покупателей (потребителей); изучение конъюнктуры рынка; формирование спроса и др. Вторая группа функций предполагает, соответственно рекламную деятельность; связи с общественностью; личное продвижение; стимулирование сбыта. Юридические функции определяются процессами юридического обоснования и определения правового состояния экономического содержания коммерческой деятельности, юридического сопровождения и защиты. Основными функциями технологического характера являются также две группы относительно самостоятельных функций: хранения - складирования и распределения - доставки.
Функции первой группы могут осуществляться и самим предприятием.
Распределение непосредственно как функциональная деятельность, как функция коммерческой деятельности, предприятия заключается в осуществлении адресного товародвижения и доставки товара конкретным потребителям.
Вспомогательными функциями технологического характера являются функции предпродажной подготовки, послепродажного обслуживания. Эти функции определяются, процессами формирования вещественного воплощения предмета коммерческой деятельности, обусловливающими в результате его экономическое содержание (стоимость и потребительную стоимость).
Содержание коммерческой работы основывается на исследовании рынка; планировании коммерческой деятельности; организации и ведении оперативно-сбытовой деятельности; установлении коммерческих взаимоотношений с покупателями; разработке сбытовой программы; составлении графиков поставки продукции; ведении расчетов и т.п.
Собственная система коммерческой деятельности предполагает осуществление всех сбытовых функций субъектами (складскими, транспортными, торговыми и др.), в организационно-правовом, а также экономическом и административном отношениях зависимыми от предприятия - его непосредственными подразделениями, филиалами и т. п. Предприятие как их фактический владелец осуществляет управление их деятельностью. Независимая система сбыта предполагает осуществление сбытовых функций независимыми в правовом и экономическом отношениях посредниками.
Оценивая коммерческую деятельность торговли мы установили:
Коммерческая деятельность торговли в значительной степени активизировалась, произошло улучшение структуры товарооборота вследствие роста объема и изменения состава товарного предложения на основе расширения географии межрегиональных и международных связей. Повысилась степень удовлетворения покупательского спроса, как по объему, так и по структуре. Это связано с расширением, обновлением ассортимента и продвижением на рынок принципиально новых для населения области товаров и услуг. В ходе реформы за счет развития и углубления сферы деятельности субъектов принципиально изменился содержательный аспект коммерческой деятельности предприятий торговли. Сейчас значительная часть розничных предприятий сочетают оптовую и розничную продажу, а оптовые - розничную. Расширяют розничную торговлю и производственные предприятия. Тем самым обеспечивают маневренность товарных ресурсов, быстрое доведение товаров до потребителя и возвратность вложенных средств.
Отсутствие рыночной информации, данных оперативного анализа и неумение постоянно увязывать коммерческие решения с конъюнктурой рынка снижают эффективность труда специалистов торговли. Это особенно ярко проявляется в ослабленном внимании к работе по изучению спроса на товары непосредственно на торговом предприятии. Здесь ослаблена работа по формированию покупательского спроса с помощью необходимой информации и рекламы.
Мы пришли к убеждению о необходимости введения принципиально нового подхода к управлению коммерческой деятельностью. Этого можно достичь путем введения маркетинговых служб (или хотя бы их основных элементов) на каждом предприятии. Поскольку маркетинг является чисто рыночной концепцией управления коммерческой деятельностью предприятия, то он позволит наиболее гармонично сочетать рыночные интересы предприятия и потребителя. Практический маркетинг принесет реальную пользу предприятию лишь в том случае, когда его применение будет осуществлено квалифицированными специалистами, обладающими знаниями в области рыночной стратегии и тактики.
2 Характеристика организационно-экономических условий деятельности коммерческого предприятия и показатели ее оценки
2.1 Показатели оценки экономической эффективности коммерческого предприятия
Эффективность - сложная экономическая категория и для измерения ее уровня обычно используют обширный перечень разнообразных индикаторов. По своему экономическому содержанию все показатели эффективности представляют собой отношение результата к затратам или к ресурсам
С переходом к рыночной экономике изменяется трактовка и иерархия критериев эффективности, их содержание. Поскольку основной целью предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений является прибыль, то в качестве критерия экономической эффективности выступает максимизация прибыли на единицу затрат капитала (ресурсов) при высоком уровне качества труда и обеспечении конкурентоспособности продукции.
Поэтому, в качестве результата для оценки функционирования предприятия лучше всего подходит прибыль, получение которой является главной целью любого субъекта хозяйствования в условиях рыночной экономики.
При этом следует иметь в виду, что прибыль - это абсолютный финансовый эффект и сам по себе он не может характеризовать уровень эффективности работы предприятия без соотнесения с авансированными и потребленными ресурсами.
Оценить эффективность предприятия можно только по относительным показателям доходности или по соотношению темпов роста основных показателей: совокупных активов (Такт), объема продаж (ТVРП) и прибыли (ТП):
100% < Такт < ТVРП < ТП (1.2)
Первое неравенство (100 < Такт) показывает, что предприятие наращивает экономический потенциал и масштабы своей деятельности.
Второе неравенство (Такт < ТVРП) свидетельствует о том, что объем продаж растет быстрее экономического потенциала. Из этого можно сделать вывод о повышении интенсивности использования ресурсов на предприятии.
Информация о работе Повышение эффективности коммерческой деятельности предприятия