Политика занятости и ее влияние на рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – макроэкономическая нестабильность. Рынок труда и безроботица.
Цель работы – исследование уровня безработицы и ее влияние на макроэкономическую стабильность.
Метод исследования – количественный и качественный анализ уровня безработица. Актуальность темы. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства.

Содержание

Введение ................................................................................................................ 3.
Проблемы регулирования занятости ........................................... 6.
1.1 Рынок труда и его субьекты ............................................................................ 6.
1.2 Сущность и цели государственной политики занятости ............................ 10.
1.3 Политика занятости и ее влияние на рынок труда ...................................... 17.
Регулирование занятости в Украине .......................................... 23.
2.1 Динамика и структура безработицы в Украине .......................................... 23.
2.2 Основные проблемы занятости населения .................................................. 29.
2.3 Государственное регулирование занятости, органы службы занятости и их деятельность .......................................................................................................... 31.
3. Методы выхода из кризисной ситуации ...................................... 36.
3.1 Будущее украинской политики в области занятости .................................. 36.
3.2 Пути приодоления кризиса на рынке труда .................................................. 39.
Заключение ............................................................................................................ 43.
Список литературы ............................................................................................... 46.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что данный перечень основополагающих принципов политики занятости, с учетом анализа дефиниций данного понятия может быть расширен.

Политика занятости  в Украине реализуется на условиях:

  • прогнозирования на перспективу ситуации в сфере занятости населения с учетом закономерностей и особенностей ее реализации в будущем («обеспечить, насколько возможно в данных экономических условиях, максимально высокую занятость» [1, с. 119];
  • «сбалансирование интересов государства, граждан и работодателей» [4, с. 6].);
  • тактического и стратегического целеполагания – планы, стратегии, программы – принцип реализуется всеми субъектами политики занятости на различных уровнях («для достижения целей личности и общества »;
  • «с целью их участия в общественно полезном труде;
  • создание благоприятных условий для расширенного воспроизводства рабочей силы»;
  • избирательность – адресная направленность обусловленная эффективностью и целесообразностью (например, стимулирование эффективной деятельности ;
  • сохранению и укреплению существующего общественного и государственного строя;
  • «прямого и непрямого влияния на социально-экономическое развитие» [24, с. 4]);
  • ситуативность, адекватное и своевременное реагирование на изменения в сфере занятости населения («регулирует уровень занятости и ее эффективность» «регулирование предложения труда, спроса на труд, занятости и безработицы» [22, с. 21];)
  • так называемый принцип доминанты – удовлетворение основных в данный период времени потребностей.

Выделенные принципы характеризуют политику занятости  как гибкий организационно-экономический механизм с социально-экономической направленностью.

В обеспечении занятости  населения участвует не только государство, но и работодатели. Эту деятельность они призваны осуществлять в соответствии с законодательством Украины, содействовать  проведению государственной политики занятости. Это содействие осуществляется на основе:

– соблюдения условий договоров (контрактов), регулирующих трудовые отношения;

– реализации мер, предусмотренных законодательством Украины о труде, коллективными договорами и соглашениями о защите трудящихся в случае приостановки производства или высвобождения работников;

– оказание помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством Украины дополнительной материальной помощи, высвобождаемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;

– создание условий для профессиональной подготовки, повышения квалификации и подготовки работающих и.т.д.

Работодатели должны постоянно контактировать с органами службы занятости, профсоюзными органами и предоставлять им информацию возможных массовых увольнениях трудящихся. Кроме того, они обязаны информировать службу занятости о наличии важнейших мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. 
 
1.3.  Политика занятости и ее влияние на рынок труда 
 
      Современная ситуация в Украине характеризуется существованием значительных диспропорций в структуре занятости, ставок заработной платы на рынке труда и деформацией мотивационного механизма трудовой деятельности. Минимальная заработная плата в Украине в несколько десятков раз ниже установленной в США, а средняя по своей покупательной способности превратилась в минимальную и позволяет воспроизводство лишь работников низкой квалификации. Практически не стимулируется высококвалифицированный труд. Все это сопровождается снижением производительности труда. 
      Можно выделить следующие особенности развития рынка труда в Украине: 
      1. Рост безработицы. Следует учесть и тот факт, что среди высвобождаемых работников по разным причинам наметилось увеличение незанятости среди выпускников высших учебных заведений. 
      2. Изменение распределения рабочей силы по секторам экономики - значительным потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики. Относительно широкое распространение получила вторичная занятость, возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации. Но при этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями на пути поиска оптимальной численности работников, повышение эффективности их использования. 
     3. Трудовой потенциал общества используется все менее эффективно: объем производства сократился в гораздо большей степени, чем численность занятых, существовавший и ранее на многих предприятиях избыток рабочей силы стал еще более очевиден. 
      4. Неполная занятость, обусловленная не ее гибкостью, а простоями предприятий: 8,6% работающих имеют неполный рабочий день (неделю), 9,7 % - находились в вынужденных отпусках. 
     5. Глубокая территориальная дифференциация занятости - до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам объясняется степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности, на земле. 
     6. Низкий уровень пособий по безработице также выступает отличительной чертой  украинского рынка труда. 
     7. Размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости. В Украине сформирован и существует значительный сектор теневой экономики (порядка 40% производимого ВВП). Однако он достаточно криминализирован, нестабилен и поэтому для законопослушных граждан малопривлекателен. 
     8. Существенные различия между общей численностью и официально регистрируемой численностью безработных. 
      9. Финансово-банковская, торгово-посредническая сфера, а также сферы государственного управления имеют уже сложившийся сегмент рынка труда, который характеризуется высоким уровнем монополизации, высокими требованиями к квалификации работников и высоким уровнем заработной платы. Занятым в традиционном бюджетном секторе проникнуть в эти сектора достаточно трудно. 
     Особенно эффективно снижает безработицу и поддерживает высокий уровень занятости политика активных мер развития трудовых ресурсов,  которую  в  той или иной мере провидит практически каждая страна, выделяя на нее  обычно  30 - 40 % всех сумм по государственному финансированию программ рынка труда. Активная

 политика занятости  включает комплекс государственных действий, направленных на искоренение глубинных причин, вызывающих вынужденную безработицу (рис.1.3):

 
   
     Рис. 1.3. Основные направления деятельности активной политики 
 
 
     Таким образом, целью осуществления активной политики занятости является превращение реальной безработицы в естественную. Государство как субъект активной политики на рынке труда: предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе; регулирует спрос на рабочую силу в частном секторе; ограничивает предложение рабочей силы. 
     В развитии рынка труда экономики Украины прослеживаются следующие тенденции: 
      1. Для экономики характерен рост естественной нормы безработицы. Экономический спад обостряет проблему безработицы. Для традиционных рыночных экономик естественна реакция работодателей на падение объемов производства или чрезмерный рост заработных плат в виде сужения спроса на труд и высвобождения. В нашей экономике реакция оказалась иной - излишняя рабочая сила преимущественно осталась в трудовых коллективах. 
      2. Сохранение перегруженности рабочей силой большинства крупных и средних предприятий является важной особенностью российской модели реформ в отличие от восточноевропейской, где уже в первой фазе реформ безработица достигла уровня, количественно соответствовавшего примерно половине от общего падения производства. В Украине эта пропорция была в 3-4 раза ниже. «Придерживание» избыточной рабочей силы в первый период реформ, хотя и препятствовало росту производительности труда и формированию необходимого рынка труда, но, с другой стороны, способствовало снижению социальной напряженности в условиях низкого уровня дохода. 
     3. Такое удерживание занятости проявилось в скрытой безработице, что затрудняет реализацию системы регулирования отношений на рынке труда. 
      4. Усугубляется несоответствие между быстро изменяющейся структурой спроса на рынке труда и сложившейся ранее профессионально - квалификационной рабочей силы. Рынок труда Украины характеризуется высоким уровнем структурной безработицы. 
      5. Рынок определяет рациональную структуру занятости с точки зрения эффективного, по Парето, распределения ресурсов. Но его структура может быть неэффективна с социальной точки зрения, с позиции удовлетворения потребностей общества в материальных благах, создания условия расширенного воспроизводства. 
      Рынок труда в настоящее время, несмотря на достаточно жесткое регулирование, является наименее институциализированным элементом в структуре современной отечественной экономики. Институциональные преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов рынка труда. 
      Уровень безработицы, достигнутый в 2000-2011 годах, говорит о том, что кризис занятости будет продолжаться, по меньшей мере, в течение нескольких последующих лет. Возникнут различные социально-экономические диспропорции: резкие региональные различия в динамике занятости, сегментация и маргинализация рынка труда. Резкий рост безработицы запустит в действие механизм дополнительного снижения деловой активности: кроме сокращения потребительского и инвестиционного спроса рост безработицы будет определяться динамикой незанятости предыдущих периодов. По оценкам специалистов Министерства экономики, безработица будет самовоспроизводиться и обусловит продолжительный спад, вызванный долговременной, застойной незанятостью: это будет дезориентировать рациональное распределение трудовых ресурсов [19, с. 23-24]. 
     В Украине действует Государственный фонд содействия занятости населения (ГФСЗН), который формируется и используется на государственном и местном уровнях. Среди источников поступлений средств в фонд основным источником должны быть обязательные отчисления предприятий, организаций и учреждений. 
      Опыт стран с развитой экономикой свидетельствует, что инвестиции на человеческие ресурсы возрастают, поскольку являются необходимым условием модернизации производственных систем. 
      Такая политика проводится на уровне как государства, так и отдельных хозяйственных объектов. Во Франции, например, из государственного бюджета на занятость выделяют 6,8% средств, а отчисления предприятий, социальных учреждений, разные взносы по объему почти в 1,5 раза превышают поступление из бюджета. 
      В Украине доля фонда занятости в валовом внутреннем продукте составляет приблизительно 0,3%, что во много раз меньше, чем в странах с развитой экономикой. Отсюда можно сделать вывод, что в нашей стране финансовая база для разрешения проблем занятости недостаточная и не отвечает ситуации на рынке труда, которая резко обостряется через огромный потенциал безработицы [15, с. 57-58]. 
     Задачей современного этапа в сфере регулирования занятости Украины есть переход к активной политике на рынке труда, которая, к сожалению, не осуществляется сейчас. В основу должны быть положены модель управления, центральными элементами которой являются основные регуляторы рыночной организации работы: заработная плата как цена услуг труда, конкуренция на рынке труда, трудовая мобильность, уровень безработицы. Именно по этим параметрам осуществляется, с одной стороны, саморегулирование на рынке труда, а с другого – происходит вмешательство государства, которое реализует координирующую, стимулирующую или ограничивающую роль, в процесс управления. 
      В целях непрерывного наблюдения за ходом основных социально-трудовых процессов и устранения негативных тенденций в этой сфере правительством Украины введен порядок осуществления Всеукраинского мониторинга социально-трудовой сферы. Мониторинг регистрируемой безработицы является составной его частью. 
      Органы государственной службы занятости проводят работу по учету обратившихся к ним граждан по поводу устройства на работу, установлению статуса безработных, выплате пособий и материальной помощи нуждающимся, направлению на переобучение и повышение квалификации, выдаче рекомендаций по трудоустройству. Данные по перечисленным выше показателям формируются и накапливаются по дням, неделям, месяцам, кварталам, полугодиям и годам по каждому органу службы занятости, по территориям и в целом по Украине. Затем полученные статистические данные обобщаются, систематизируются и в дальнейшем используются при разработке программ занятости на различных уровнях реализации политики занятости. 
      Наряду с органами государственной службы занятости функционируют коммерческие негосударственные организации, занимающиеся трудоустройством и профессиональной подготовкой безработных. Но в их деятельности отсутствует четкая система учета и отчетности, поэтому невозможно сделать какой-либо обзор и анализ статистических данных. 
      Положение на рынке труда обусловлено общим социально-экономическим фоном в стране, изменениями демографической структуры населения, а так же миграцией трудоспособного населения (приток низкоквалифицированной рабочей силы из государств СНГ, отток специалистов из страны). Количество занятых среди экономически активного населения из года в год падает. При этом необходимо отметить неадекватную тенденцию изменения численности безработных, зарегистрированных в службе занятости. Это объясняется низким уровнем величины пособия по безработице и тем, что многие безработные, отчаявшись найти хорошую работу через службу занятости, занимаются поисками самостоятельно [11, с. 44-45]. 
      В завершении главы надо заметить что, сегодняшний рынок труда Украины характеризуется несбалансированностью и неравновесностью. Перспективы выхода экономики Украины из кризисного состояния во многом зависят от выбора модели занятости, применения эффективных методов регулирования рынка труда с целью устранения диспропорций и деформаций. 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РЕГУЛИРОВАНИЕ  ЗАНЯТОСТИ В УКРАИНЕ

   2.1.  Динамика  и структура безработицы в  Украине 

     Что касается состояния рынка труда в Украине, то нужно указать, что в Украине в 2011 году значительно активизировалось движение рабочей силы. 
      В государственную службу занятости за январь–апрель 2011 года по вопросу трудоустройства обратилось 282,3 тыс. граждан, не занятых трудовой деятельностью, что 37% больше, чем за предыдущие четыре месяца (сентябрь–декабрь) 2010 года. При содействии служб занятости в течении 2011 года трудоустроено 77,8 тыс. незанятых граждан, что на 13,6% больше, чем в соответствующем периоде 2010 года. 
      Рост объемов фиксированного рынка труда привел к углублению несбалансированности между предложением рабочей силы и спросом на нее. Так, если в течении  2010 года ежемесячно, в среднем, регистрировалось около 19,5 тыс. безработных, то в течении 2011 года, соответственно 42,4 тыс. 
    В то же время, число объявленных предприятиями вакансий сократилось на 2,7 тыс. мест: с 77,6 тыс. мест на начало января 2011 года до 74,9 тыс. мест на конец апреля 2011 года [28, с. 44]. 
      Среди безработных, которые находились на учете в службе

 занятости на конец 2011 года, женщины составляли 68,2%,  молодежь до 28 лет –  34,3%, и каждый четвертый – уволенный в связи с изменениями в организации производства. 
      Согласно  информации, которая поступила от хозяйственных субъектов, можно ожидать увеличение темпов освобождения работников почти во всех областях народного хозяйства, особенно в областях непроизводственной сферы. Так, в течении января–марта 2011 года из учреждений здравоохранения,  физкультуры и социального обеспечения уволено 2 тыс. человек, что в 4,1 раза больше, чем за соответствующий период в 2010 году,  из областей науки и научного обслуживания уволено соответственно 2,5 тыс. человек; из области  образования – 2,2 тыс. человек. Немного медленнее темпы сокращения отмечались в областях производственной сферы. Так, количество уволенных работников промышленности выросло на 80,1%, сельского хозяйства – соответственно на 62,7%, строительство – на 82%, торговли общественного питания – на 44,8%, транспорта и связи – на 42% [28, с. 44]. 
      В направлении центров занятости (учебных центров) в течении первого квартала 2011 года профориентиованные услуги предоставлены 74 тыс. граждан (на 92,3% больше, чем в соответствующем периоде 2010 года) [26, с. 48-49]. 
      Современная ситуация на рынке труда Украины существенно отличается от той, что была еще 4 года назад. За эти годы численность занятого населения сократилась на 9%. В настоящее время более 6,5 млн. человек не имеют занятия, но активно его ищут, и почти 2,5 млн. человек зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных. 
      В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемы занятости. 
      Интересна дифференциация регионов страны по составу безработных. Первоначально основную массу безработных в Украине составляли женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи. Таким образом, по составу безработных можно судить о продвинутости того или иного региона по остроте безработицы. В тех регионах, где преобладают ”высокообразованные женщины предпенсионного возраста”, можно говорить лишь о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы и напряженность на рынке труда в таких регионах как правило невелики, хотя расти они могут высокими темпами. В тех регионах, где среди безработных преобладает молодежь, мужчины, лица с низким уровнем образования, проблема безработицы очень остра, но численность безработных зачастую растет медленнее, чем в среднем по стране [28, с. 44]. 
     В общем случае все области Украины по остроте зарегистрированной безработицы можно разделить на несколько групп: 
- Первая группа – регионы с очень высокой безработицей. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше среднеукраинских), большой напряженностью на рынке труда. 
- Вторая группа – регионы с высоким уровнем безработицы и большой напряженностью на рынке труда (показатели превышают среднеукраинские). Но темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних. Многие из этих регионов отличаются повышенной вынужденной неполной занятостью. 
- Третья группа – уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже среднеукраинских, но темпы роста уровня безработицы выше среднеукраинских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя. 
- Четвертая группа – регионы с наименее острой безработицей в стране. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже среднеукраинских. 
      Итак, в Украине острая безработица имеется в регионах двух типов. 
      Во-первых, это районы с высоким естественным приростом населения. Здесь на рынок труда постоянно выходит большое количество молодежи, тогда как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается. В регионах данного типа безработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения. Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболее кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением объемов производства по сравнению с началом 90-х. 
      Важен также вопрос сельской безработицы в Украине. Сельская местность считается крайне трудодефицитной. Начиная с 1994 года, уровень безработицы среди сельского населения превышает аналогичный показатель для городского населения. Очень высока также напряженность на сельском рынке труда, так как свободных рабочих мест здесь практически нет. В основном сельская безработица наблюдается в регионах с высоким естественным приростом и в несельскохозяйственных регионах [2, с. 51-52]. 
      Итак, развитие безработицы в Украине на современном этапе существенно отличается от общемировых закономерностей. При резком сокращении объемов производства (более чем в 2 раза) уровень безработицы очень высок. При этом уровень безработицы в сельской местности выше, чем в городских поселениях. В причинах безработицы существует значительная региональная дифференциация. Существенными оказались и социальные причины (высокий естественный прирост, значительный миграционный отток), и экономические (резкий спад производства в одних отраслях, незначительный – в других). 
      Одной из глубинных причин роста безработицы становится усиливающаяся дифференциация населения по доходам. Элитные слои населения, в пользу которых перераспределяется сегодня национальный доход, не могут сформировать мощного спроса на предметы массового потребления отечественного производства, что способствует его стагнации и, как следствие, безработице.В 1994 – 2011 гг. дифференциация доходов продолжала расти. При сохранении этой тенденции мы уже через два года догоним латиноамериканские страны по глубине расслоения общества по доходам. 
      На данном этапе в Украине ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного (основной источник пополнения трудовых ресурсов) сократится с 5,1 млн. человек в 1993 году до 4,4 млн. человек в 2012 году (с 10,2% до 8,4%). Это приводит к необратимым измерениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, – словом, снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в ряде территорий Центральной и Западной Украины доля лиц пожилого возраста больше 30-40%, и имеется тенденция их роста. 
      Итак, в связи с вышеперечисленными показателями,  макроэкономический спад неизбежен. Только за счет демографического фактора ВВП сократился в 2000 году на 4,8%, а в 2011 году – на 7% [28, с. 44].  

В последнее время  наблюдаться уменьшение числа безработных  в стране. По данным Госкомстата Украины в 2010 году численность занятого населения, по сравнению с соответствующим периодом 2009 года, увеличилось на 74,5 тыс. человек и составила 20,3 млн. человек. Уровень занятости населения в среднем по Украине вырос с 64,7% до 65,6%.

Уровень безработицы по данным Госкомстата Украины в 2008–2009 гг. вырос на 2,5%. Уменьшение численности безработных произошло во всех регионах страны. Уровень безработицы населения, определенный по методологии Международной организации труда (МОТ), снизился с 8,8% до 8,5% экономически активного населения.

В 2011 году улучшению ситуации по росту занятости и сокращение безработицы способствовало увеличение объемов и повышение эффективности  социальных услуг, предоставляемых  населению и работодателям государственной  службой занятости, в том числе с помощью новейших информационных технологий (применение системы SMS-сообщений для подбора подходящей работы; введение Интернет-услуг для размещение собственноручно резюме соискателями и вакансий работодателями, размещение в школах по всей стране сети профориентационных терминалов, которые централизованно управляются с центрального сервера и т.д.) [7].

     В последние  месяцы стабилизировалась ситуация  по количеству имеющихся вакансий. В целом по Украине в январе-октябре  2011 года в базе данных государственной службы занятости насчитывалось 1 103,1 тыс. вакансий, что на 5,6% больше, чем в соответствующем периоде 2010 года. Из всех категорий граждан, состоящих на учете в службе занятости, трудоустроились 757,7 тыс. человек (включая лиц, трудоустроенных по направлению службы занятости и самостоятельно)[20].

На сегодня утвержден  проект Государственной программы  социального и экономического развития на 2012 год. Программа предусматривает  повышение эффективности рынка  труда путем создания новых рабочих мест, повышение качества занятости и качества предоставления государственных услуг в сфере содействия занятости населения, повысить конкурентоспособность рабочей силы на мировом рынке труда путем содействия предприятиям в осуществлении профессионального обучения работников в течение трудовой деятельности.

На основе Государственной  программы правительством был сформирован  прогнозный вариант количественных и качественных критериев эффективности  проведения данной социальной политики (табл. 2.1).

 

Таблица 2.1. Количественные и качественные критерии эффективности  социальной политики

Показатели

2010

2011

2012 (прогноз)

Уровень занятости в  возрасте 15–70 лет (по методологии МОТ), процентов

58,5

58,7

59,0

Уровень безработицы  населения в возрасте 15–70 лет (по методологии МОТ), процентов

8,1

8,1

7,2–7,7

Количество занятых  экономической деятельностью в  возрасте 15–70 лет, млн. человек

20,3

20,4

20,7–20,5

Количество безработных  в возрасте 15–70 лет (по методологии  МОТ), млн. человек

1,8

1,8

1,6–1,7

Производительность труда (в процентах к предыдущему  году) процентов

103,8

104,1

105,7

Информация о работе Политика занятости и ее влияние на рынок труда