Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:11, курсовая работа
Объект исследования – макроэкономическая нестабильность. Рынок труда и безроботица.
Цель работы – исследование уровня безработицы и ее влияние на макроэкономическую стабильность.
Метод исследования – количественный и качественный анализ уровня безработица. Актуальность темы. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства.
Введение ................................................................................................................ 3.
Проблемы регулирования занятости ........................................... 6.
1.1 Рынок труда и его субьекты ............................................................................ 6.
1.2 Сущность и цели государственной политики занятости ............................ 10.
1.3 Политика занятости и ее влияние на рынок труда ...................................... 17.
Регулирование занятости в Украине .......................................... 23.
2.1 Динамика и структура безработицы в Украине .......................................... 23.
2.2 Основные проблемы занятости населения .................................................. 29.
2.3 Государственное регулирование занятости, органы службы занятости и их деятельность .......................................................................................................... 31.
3. Методы выхода из кризисной ситуации ...................................... 36.
3.1 Будущее украинской политики в области занятости .................................. 36.
3.2 Пути приодоления кризиса на рынке труда .................................................. 39.
Заключение ............................................................................................................ 43.
Список литературы ............................................................................................... 46.
Государственная
политика занятости
Таким образом, в обсуждаемых сегодня
программах выхода экономики Украины
из кризиса безработица понимается как
результат и следствие экономической
политики, и, следовательно, борьбе с безработицей
не отводится стратегической роли в системе
мер государственного регулирования.
Между тем, безработица уже вышла на уровень,
в значительной степени предопределяющий
его грядущую динамику.
2.2 Основные проблемы занятости населения
Сегодня
государственная политика
1) Отсутствие чётко
выраженной государственной
2) Демографическая проблема. В стране ускоряется старение нации, снижается мобильность трудовых ресурсов.
3) усиливается дифференциация населения по доходам.
4) Недостаточный уровень
реформирования трудовой сферы,
5) Несоответствие между
спросом и предложением
6) Недостатки процессов
реформирования системы
7) Сложная ситуация
касающаяся трудоустройства
8) Наиболее важная
проблема, связанная с занятостью
населения – миграция рабочей
силы. Экспертные оценки дают основан
9) Исследование рынка
труда подтверждает
Что касается вопроса состояния занятости населения в отраслях, то в данный момент страдают экспортно-ориентированные отрасли экономики: производство минеральных удобрений, сельское хозяйство, металлургическая отрасль. Снижение объемов потребительского кредитования в 2008–2009 годах привело к падению продаж в магазинах электроники и бытовой техники. Крупнейшие торговые сети уволили не менее 20 – 30% сотрудников. «Под раздачу кризиса», прежде всего, попадали продавцы-консультанты и кассиры. Более менее на рынке труда ситуация оставалась стабильной для ИТ-специалистов, программистов, системных администраторов, менеджеров по продажам. И только сейчас, спустя два года после кризиса ситуация постепенно налаживается.
2.3 Государственное регулирование
занятости, органы службы
В зависимости от состояния экономики
и рынка труда предполагается осуществление
активных и пассивных мероприятий регулирования
занятости.
К активным мероприятиям
принадлежат:
• создание дополнительных
и новых рабочих мест путем реструктуризации
экономики, развития частного бизнеса,
особенно малого и среднего, создание
условий для иностранного инвестирования
и для самозанятости населения;
• профориентация, подготовка
и переподготовка кадров;
• организация общественных
работ;
• усиление территориальной
и профессиональной мобильности рабочей
силы;
• развитие службы занятости.
К пассивным мероприятиям
принадлежат: выплата помощи в связи с
безработицей и предоставление помощи
членам семей, которые находятся на содержании
безработных.
Каким бы не был общий уровень безработицы,
он неодинаково распределяется между
разными категориями трудоспособного
населения. В развитых странах с рыночной
экономикой в периоды подъема производства
количество безработных среди рабочих
превышает количество безработных среди
специалистов и служащих, безработных
среди молодых, как правило, больше, чем
среди взрослых людей, особенно среднего
возраста; женщины чаще попадают в число
безработных, чем мужчины.
Статистические данные
в Украине свидетельствуют, что мировые
тенденции в значительной мере повторяются
и в нашей экономике, за исключением того,
что уровень безработицы сейчас выше среди
специалистов и служащих, чем среди рабочих
[17, с. 54].
Ведущее место в разработке и реализации
программ обеспечения занятости населения
занимают органы службы занятости. Вместе
с ними в формировании программ и их исполнении
прямо или косвенно участвуют многие органы
и службы, функциональные обязанности
которых связаны с регулированием социально-трудовых
отношений.
Наряду с государственными
органами власти и органами местного самоуправления
в осуществлении политики занятости участвуют
негосударственные органы и организации.
Важным составным направлением
обеспечения занятости населения является
организационно-координирующая деятельность
и контроль выполнения мероприятий. Кроме
государственных органов в процессе разработки,
реализации и контроля выполнения программ
занятости и защиты интересов работников
принимают активное участие представители
профессиональных союзов. Среди основных
задач профсоюзных органов в сфере труда
и занятости следует отметить разработку
и реализацию конкретных мер по разъяснению
и осуществлению прав работников в этой
области, проведение профсоюзного контроля
за занятостью и соблюдение законодательства
в области занятости.
В процессе дальнейшего
совершенствования системы государственного
регулирования занятости предстоит выработать
научно-обоснованный механизм оценки
эффективности политики занятости как
на местном, так и на региональном и федеральном
уровнях и соответствующие стимулы и санкции.
Всестороннее изучение
и умелое применение опыта борьбы с безработицей
в периоды экономического спада во многих
странах мира будет способствовать скорейшему
формированию оптимального отечественного
механизма государственного регулирования
занятости населения Украины.
Формирование украинского
рынка труда предопределило острую необходимость
создания государственного органа, ведающего
вопросами занятости. Этим органом является
Государственная служба занятости [25,
с. 87].
К основным функциям
службы занятости Украины согласно Закону
Украины «О занятости населения» относятся:
1. Анализ и прогнозирование
спроса и предложения на рабочую силу,
информирование населения и работодателей
о состоянии рынка труда;
2. Учет свободных рабочих
мест и граждан, обращающихся по вопросам
трудоустройства;
Для эффективного осуществления
этих задач необходимо комплексное внедрение
автоматизации в процессы управления
занятостью. Она позволяет освободить
персонал от рутинной работы по переработке
информации, оставляет время для разбора
различных вариантов принимаемых решений.
Основным средством автоматизации является
вычислительная техника. Наиболее перспективным
также представляется создание распределительных
информационных систем, сети локальных
баз данных с обменом информацией между
ними по всем уровням службы занятости.
На местных уровнях системы целесообразно
создание персонифицированных банков
данных по гражданам, обратившимся в службу
занятости за помощью в трудоустройстве.
3. Консультация обращающихся
в службу занятости трудящихся и работодателей
о возможностях получения работы и обеспечения
рабочей силой, о требованиях, предъявляемых
к профессиям и работникам;
4. Оказание помощи гражданам
в выборе подходящей работы, а работодателям
– в подборе необходимых работников;
5. Для граждан, потерявших
работу и заработок, подходящей считается
работа, соответствующая их профессиональной
подготовке, учитывающая возраст, трудовой
стаж и опыт работы по прежней специальности,
транспортную доступность нового рабочего
места. Граждане имеют право на свободный
выбор работы путем прямого обращения
на предприятия, а не обязательно через
службу занятости.
6. Организация профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации граждан в учебных центрах
службы занятости или других учебных заведениях,
оказание помощи в развитии и определении
содержания курсов обучения и переобучения;
Служба занятости и соответствующие
органы по подготовке кадров, исходя из
потребностей административно-
7. Оказание услуг в профессиональной
ориентации и трудоустройстве высвобождаемым
работникам и другим категориям населения;
В связи с этим необходима
разработка новой концепции развития
системы профориентации, охватывающей
все категории населения, определения
статуса различных звеньев этой системы,
перспективы развития сети центров профориентации
и психологической поддержки. Профориентационные
услуги должны предоставляться не только
учащейся молодежи, но и рабочим гражданам,
желающим сменить профессию. Это требует
развитие сети профконсультационных подразделений,
входящих в службу занятости. В связи с
новыми функциями системы профориентации
изменяются и требования к работникам
службы занятости. Сейчас необходимы специалисты
для оценки ситуации в сфере занятости,
прогноза занятости, разработки программ
и организации общественных работ; по
профессиональной ориентации взрослого
населения и организации профобучения
безработных, финансовому обучению занятости;
инспекционной работе.
8. Регистрация безработных
и оказание им в пределах своей компетенции
помощи;
В законе определен статус
безработного, которым является вынуждено
незанятый человек, по отношению к которому
государство не смогло выполнить своих
обязательств, то есть не предоставило
работы. Однако не всякий незанятый человек,
желающий работать, получает статус безработного
и может рассчитывать на социальную помощь
или поддержку государства. Для этого
требуется соблюдать два условия. Во-первых,
гражданин должен быть трудоспособного
возраста и обладать способностью к работе
по какой-либо профессии. Если профессии
нет, то он обязан принять предложение
службы занятости о предварительной профессиональной
подготовке. Во-вторых, необходима его
желание трудиться.
9. Оплата стоимости профессиональной
подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство
которых требует получение новой профессии,
установление им на весь период обучения
стипендии;
10. Выдача в установленном
законе порядке гражданам пособия по безработице
и приостановление выплаты этих пособий;
11. Подготовка предложений
и заключений об использовании труда иностранных
рабочих, привлекаемых в Украину на
основе межправительственных
соглашений и лицензий .
3. МЕТОДЫ ВЫХОДА
ИЗ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ
3.1. Будущее украинской политики в области
занятости
Суть в том, что действенная политика
занятости должна в нынешних условиях
иметь предупреждающий характер и включать
целый комплекс мер государственного
регулирования, предотвращающих рост
безработицы и ее переход в застойную
форму. Немаловажно при этом опираться
на мировой опыт регулирования безработицы.
Вот наиболее важные
меры такого рода:
• Перераспределение
имеющегося спроса на труд путем стимулирования
перехода предприятий на неполный рабочий
день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие
предприятия должны получить налоговые
льготы, чтобы компенсировать затраты
на прием новых работников.
• Бюджетное
субсидирование дополнительной (по отношению
к фактическому уровню) рабочей силы на
действующих предприятиях. Оно может иметь
вид кредитования государством зарплаты
дополнительно нанятых рабочих. Предприятия,
расширяющие занятость по отношению к
ее уровню в прошлом году, могут получить
льготный кредит, соразмерный зарплате,
которая уплачена дополнительно занятым
на производстве.
•
Снижение фактического предложения рабочей
силы за счет снижения установленного
законом пенсионного возраста.
•
предоставление рабочих мест, не ориентированных
на получение прибыли, а связанных с работой
в интересах общества, например: работа
в области охраны окружающей среды и т.д.
• Переход к созданию системы социального
партнерства, в том числе создание механизма
выработки трехсторонних соглашений (работодатели
– профсоюзы – государство) с целью ограничить
рост заработной платы. С работодателей
следует взымать налог на средства, дополнительно
потраченные на заработную плату, и направлять
его на субсидирование занятости.
Расширение занятости
в будущем зависит и от иностранных инвестиций.
В целом инвестиции в реконструкцию и
технологическое переоборудование предприятий
будут иметь трудосберегающий эффект.
Но увеличение капитальных вложений означает
создание новых рабочих мест.
Решение проблемы "очаговой"
безработицы в районах, где в городе находится
одно-два предприятия, будет осуществляться
через стимулирование инвестиций и малого
бизнеса на уровне регионов и реализацию
региональных программ содействия занятости.
Значительно сократить
количество незанятых можно за счет структурных
изменений в оборонной промышленности.
Процесс конверсии обладает большим потенциалом
для увеличения занятости, ходя даже ее
стабилизация сегодня будет большим плюсом
в регулировании рынка труда.
Нельзя жалеть средства на борьбу
с безработицей.
Во-первых, потому что
ее предотвращение в начале потребует
гораздо меньше затрат, чем в будущем.
Во-вторых, потому что
борьба с безработицей может быть достаточно
эффективной.
В-третьих, потому что
финансовая стабилизация невозможна без
продуманного предотвращения ее негативных
последствий и приводит к дефициту госбюджета,
для сокращения которого она и создавалась.
За последние два года безработица
приобрела вид крупного макроэкономического
явления, превратившись в самостоятельный
фактор развития экономики. Тем не менее,
в Украине до сих пор не выработано такой
политики в области занятости, которая
способствовала бы успешности реформ.
Сегодня ясно, что роль безработицы как
неизбежного последствия финансовой стабилизации
была недооценена [9, с. 31].
В мире накоплен большой
теоретический и практический опыт по
регулированию рынка труда. Украина же
нуждается в особом, комплексном подходе.
Сегодня результативная политика занятости
должна идти чуть впереди реального развития
рынка труда и устранять те препятствия,
которые могут подхлестнуть безработицу.
Похоже, что еще несколько
лет нам придется мириться с высоким уровнем
безработицы. Сегодня основная цель –
снизить безработицу уже если не в среднесрочном,
то в долгосрочном периоде.
3.2. Пути преодоления
кризиса на рынке труда
Учитывая сложность ситуации на рынке
труда в Украине, большие масштабы скрытой
безработицы, превышение спроса над предложением
рабочих мест, необходимо: сосредоточить
внимание на решении следующих первоочередных
задач: разработать четкую политику и
программу реструктуризации экономики,
определить приоритетные инвестиционные
направления ее развития и разработать
на этой основе концепцию профессиональной
занятости и профессиональной
подготовки кадров на длительную перспективу.В условиях масштабной безработицы в Украине возникает необходимость в разработке государственных программ по защите трудоспособного населения. Поетому необходимо: качественно изменить действующий социально-экономический курс, пересмотреть приоритеты социально-экономической политики, чтобы основой сделать человека с его интересами. Только такая политика может стать основой для консолидации общества. В условиях посткризисной ситуации главная цель государственной политики должна заключаться в обеспечении гарантированного прожиточного минимума. Основные направления политики борьбы с безработицей: оптимизация занятости, развитие предпринимательства, содействие усилению способности работников к адаптации.
Поскольку задача разработки концепции профессиональной
занятости и профессиональной подготовки
кадров на длительную перспективу является
основополагающей, она должна быть признана
приоритетной. Надо попытаться исправить
положение, при котором подготовка специалистов
и рабочих кадров высокой квалификации
мало увязана с ситуацией на рынке труда,
и выпускники учебных заведений сразу
оказываются в положении безработных.
При этом необходимо учесть возрастной
и половой состав работающих специалистов
отдельных направлений, чтобы четче просматривались
масштабы возможного замещения и потребности
в нем в целом.
Необходимо определить проекты государственной
значимости, для которой в первоочередном
плане следует готовить специалистов
и квалифицированных рабочих, принимая
во внимание, что процесс их подготовки
длителен во времени и требует значительных
финансовых затрат. Такие проекты необходимо
определить и на региональном (областном),
и местном уровнях.
На основании указанных проектов и концепции
профессиональной занятости должны быть
определены масштабы обучения и профессиональная
направленность подготовки специалистов
и квалифицированных рабочих и выданы
соответствующие задания учебным заведениям,
которые, получив заказ на подготовку
кадров приоритетных профессий специалистов
и рабочих под проекты государственной
значимости, должны и финансироваться
в первую очередь. Целесообразно сократить
масштабы подготовки по тем профессиям,
по которым трудоустройство обучающихся
в местных условиях становится невозможным
или проблематичным и если требуемый резерв
предстоящего замещения незначителен.
Несмотря на всю сложность экономической
ситуации, начиная с предприятий и заканчивая
областью включительно должны быть составлены
программы высвобождения мало- и неквалифицированных
рабочих, а также подверженных тяжелым
физическим и вредным условиям труда,
которые подлежат первоочередному высвобождению.
Необходимо закончить создание полной
системы сбора, обработки и выдачи информации
Государственной службы занятости, предусмотрев
автоматическое поступление информации
от предприятий и организаций о каждом
освободившемся и свободном рабочем месте,
условиях работы на нем, размере заработной
платы. Следует в корне изменить философию
отношения к Государственной службе занятости,
сложившуюся сейчас. Необходимо четко
понять, что служба занятости – это в первую
очередь орган по оказанию услуг на рынке
труда, и ее работа чаще всего сводится
к организации перераспределения рабочей
силы на имеющиеся вакантные рабочие места.
Требовать, чтобы служба занятости создавала
новые рабочие места (или даже ставить
задачу), неразумно.
В части переобучения
или первичного обучения безработных
служба занятости со стороны работодателей
должна иметь социальный ориентир – заказ,
и под него из числа безработных подбирать
контингент обучающихся.
Необходимо создать максимально
благоприятные условия со стороны государства
для развития коллективной и индивидуальной
предпринимательской деятельности. Это
могло бы в значительной степени расширить
число рабочих мест и снизить напряженность
на рынке труда.
Следует упростить процедуру выезда
за рубеж на временное трудоустройство.
Это позволило бы уменьшить численность
безработных на рынке труда, улучшить
материальное положение как самих безработных
и членов их семей, так и увеличить возможные
поступления в республику валютных средств.
Целесообразно проработать, а возможно,
и в законодательном плане решить вопрос
об экономическом стимулировании (обязательном
с одновременной выплатой пособия) лиц,
готовых оставить производство за 2-3 года
до наступления пенсионного возраста
(при наличии трудового стажа для последующего
начисления пенсии). Это создало бы существенные
предпосылки для приведения численности
работающих в соответствие с фактической
потребностью и одновременно для трудоустройства
молодежи. Лица предпенсионного возраста,
ушедшие на льготную пенсию, могли бы более
широко использоваться на общественных
работах, куда молодежь в силу их непрестижности
идти не хочет.
Нужно последовательно проводить курс
на разукрупнение предприятий, что позволит
более оперативно решать вопросы ускорения
освоения новой продукции и увеличения
занятости, а также уменьшения влияния
узкой специализации отдельных рабочих
мест, требующей постоянной переподготовки
кадров при изменении технологического
процесса. В настоящее время именно безработные
с узкой специализацией (к тому же нередко
с продолжительным стажем работы по ней)
испытывают наибольшие затруднения при
трудоустройстве. В сложившихся экономических
условиях целесообразно ввести положение
(возможно, даже законодательно), при котором
преимущественное право на переподготовку
как внутри предприятия (оперативное или
опережающее переобучение), так и иным
образом (в учебных учреждениях через
систему Государственной службы занятости),
а также право первоочередного трудоустройства
должны получать женщины, воспитывающие
детей; главные кормильцы семьи; молодежь,
окончившая учебные заведения (право первого
места работы).
Необходим поиск решений процесса "выхода"
молодежи на рынок труда, развитие у нее
"предпринимательского чувства".
Иными словами, необходимо существенное
улучшение профессионального ориентирования
молодежи на выбор будущей профессии,
осознание ею того, что на протяжении трудового
пути профессию, возможно, придется менять
неоднократно.
Необходимо, особенно на местах, приступить
к разработке серьезных перспективных
программ по обеспечению занятости населения.
Инициативу в этом деле в первую очередь
должны проявить местные органы власти.
В разработке таких программ должны участвовать
самые квалифицированные специалисты,
хорошо знающие проблему, располагающие
достоверной информацией о перспективах
развития предприятий и отраслей региона,
развитии предпринимательского сектора.
На уровне регионов необходимо как можно
скорее осуществить расчеты численности
работников, подлежащих высвобождению
при различных экономических ситуациях.Учитывая,
что многие предприятия работают в режиме
неполной рабочей недели, целесообразно
организовать в нерабочие дни профессиональное
переобучение за счет средств предприятий
или Фонда содействия занятости по широкому
спектру профессий для повышения конкурентоспособности
работников на рынке труда, на котором
могут оказаться и часть из тех, кто сегодня
работает. Организация подобного переобучения
может быть осуществлена как на предприятиях
в привычных для работающих условиях,
так и через службу занятости с учетом
возможного спроса на перспективные профессии
на рынке труда. [20, с. 33-39].
Информация о работе Политика занятости и ее влияние на рынок труда