Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 16:03, курсовая работа
Проблему эффективности импорта можно считать одной из наиболее актуальных в стране и поэтому требующей скорейшего решения. Импортная деятельность оказывает решающее влияние на формирование ресурсов внутреннего рынка и, в первую очередь, розничного товарооборота. Импортные поставки играют важную роль в обеспечении производственного процесса многих отраслей и подотраслей, в том числе высокотехнологичного цикла. За время существования независимой Республики Беларусь общая сумма импорта товаров и услуг традиционно превышала их экспорт.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ……………………………………………………………………...5
1.1. Теоретические основы импортозамещения……………………………..5
1.2. Возникновение и суть политики импортозамещения…………………..7
1.3. Методы планирования импорта и экспорта…………………………….8
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ………………12
2.1. Финансовое регулирование политики импортозамещения…………...12
2.2. Реализация Государственной Программы импортозамещения………15
3. ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………17
3.1. Соответствие современной импортозамещающей политики Республики Беларусь нормам и требованиям ВТО……………………17
3.2. Формы и методы стимулирования экспорта в Республике Беларусь..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26
Список использованных источников………………………………………….27
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….27
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Представленная работа посвящена теме «Политика импортозамещения: цели, факторы, влияние на экономическую безопасность государства».
Проблему эффективности импорта можно считать одной из наиболее актуальных в стране и поэтому требующей скорейшего решения. Импортная деятельность оказывает решающее влияние на формирование ресурсов внутреннего рынка и, в первую очередь, розничного товарооборота. Импортные поставки играют важную роль в обеспечении производственного процесса многих отраслей и подотраслей, в том числе высокотехнологичного цикла.
За время
существования независимой
Помимо сильного,
а в отдельных случаях и
решающего влияния на формирование
товарных ресурсов внутреннего рынка,
структуру и стандарты
Исторически
так сложилось, что экономика
Республики Беларусь всегда
Для принятия обоснованных плановых решений особая значимость должна придаваться проведению прогнозных расчётов импорта и поиска решений его замещения. Эта проблема требует глубокого изучения и проработки.
Целью выполнения данной курсовой работы является:
Объектом исследования является политика импортозамещения в Республике Беларусь.
Предметом – результативность принятых мер государственных органов для повышения эффективности импортозамещения.
Задачи курсовой работы:
В процессе написания курсовой работы были изучены материалы по теоретическим вопросам импорта и импортозамещения посредством учебных пособий Н.Б. Антонова, Г.А. Кандаурова, Г.В. Турбан [1, 16, 21]. В своих работах авторы дают понятия внешнеэкономической деятельности и подробно описывают механизмы работы импорта. С юридической точки, изучены Государственные программы по импортозамещению, методы подхода государсва к регулированию импорта, а также статистические данные [5, 6, 7, 10, 11, 18].
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические, методические, и концептуальные положения сопровождаются ссылками на их авторов.
1. ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1. Теоретические основы ипортозамещения
Чрезмерный
рост импорта без соответствующего
увеличения экспортных поставок может
негативно сказаться на сбалансированности
внешней торговли, количестве валютных
поступлений и наполняемости
внутреннего рынка необходимыми
товарами. Как одно из средств улучшения
структуры платежного баланса, повышения
конкурентоспособности
Импортозамещение — уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичных товаров. Подобные товары называют импортозамещающими. В более широком смысле импортозамещение рассматривается как государственная экономическая политика и стратегия экономического развития [17].
На протяжении последних десяти лет в нашей республике ведутся разговоры о таком виде политики, как импортозамещение. Политика импортозамещения является одной из форм протекционизма. Её цель содействовать развитию местного производства, удовлетворяющих внутренний спрос на импортируемые в настоящее время товары.
В Республике Беларусь действует единая схема работы по импортозамещению, в соответствии с которой выделено три группы товаров.
Первая – это товары, аналоги которых производятся в Беларуси, но по качеству проигрывают импортным, либо востребованы, но производятся в недостаточных объемах. Задача министерств и регионов – повышать их конкурентоспособность, расширять действующие мощности.
Вторая – товары, которые не производятся в стране, не осваиваются в рамках госпрограмм и мероприятий. Под их производства создаются новые мощности. Это классический пример прямого импортозамещения.
Третья – товары, которые импортируются, так как их производство в Беларуси было признано нецелесообразным, а это 16% всего импорта. Такие товары относятся к т.наз. «критическому импорту» (это та импортная составляющая, без которой государственная экономика функционировать не может. Это определенный минимум нефти, газа, металлов, гербицидов и прочих товаров и ресурсов, необходимых как отдельным субъектам хозяйствования, так и экономической системе в целом) [4].
Существуют два основных пути импортозамещения:
Таким образом, главной целью государства в процессе формирования своих торговых отношений является эффективное использование собственного производственного потенциала, совмещая его с импортом товара таким образом, чтобы отечественное производство находилось постоянно на стадии развития и было в состоянии конкурировать с импортируемым товаром.
Всё
вышеперечисленное ведёт к
1.2. Возникновение и суть политики импортозамещения
Главная тенденция внешней торговли Беларуси последних пяти лет – постоянное увеличение объёма импортных закупок.
Сегодня Беларусь торгует со 186 странами. Товары экспортируются в 143 страны, импортируются из 166. В республике насчитывается 15 тыс. импортеров и столько же экспортеров.
Происходило это по той причине, что Беларусь наращивала промышленное производство. Высокая импортоёмкость белорусской промышленности приводила к тому, что для увеличения объемов выпуска продукции требовалось больше импорта — энергоносителей, сырья, комплектующих (около 70 процентов всего импорта). Беларусь также импортирует минеральное топливо, продукцию химпрома, черные металлы, пластмассы и изделия из них, транспортные средства, машины и оборудование. Большую часть нефти, природного газа и нефтепродуктов Белоруссия закупает в России [11].
Экспортирует - минеральное топливо, нефть и нефтепродукты, черные металлы, грузовые автомобили (МАЗ, БелАЗ), трактора (Беларус), дорожно-строительную и коммунальную технику (Амкодор), телевизоры (Горизонт, Витязь), холодильники (Атлант), химические волокна и нити (Полимир), калийные удобрения (Беларуськалий), продукцию текстильной и легкой промышленности. Основой белорусского экспорта в страны Евросоюза являются энергетические товары, такие как нефть, нефтепродукты, сжиженный газ. Также в ЕС экспортируются удобрения, черные металлы и древесина.
Однако при этом экспорт рос не такими быстрыми темпами, как импорт. В результате сложилось отрицательное сальдо торгового баланса [12].
Политика импортозамещения состоит:
Главной целью импортной политики является развитие, поддержка, стимулирование эффективного замещения импорта отечественным производством, позволяющие более полно использовать производственные мощности имеющихся отраслей, создавать рабочие места, выравнивать торговый и платежный балансы, увеличивать валютные резервы банковской системы, снижать затраты на производство и реализацию товаров, увеличивать доходы государства, а также проведение активной работы по повышению конкурентоспособности импортозамещающей продукции и продвижению её на внешние рынки.
Объектами импортозамещения выступает продукция отраслей, которые обладают максимальным потенциалом в замещении импортируемых товаров, обеспечены ресурсами и могут дать быстрый эффект при их ориентации на экспорт. Среди таких отраслей:
Товарным сегментом импортозамещения являются: продукция машиностроения и металлургии, химического комплекса, деревообрабатывающей отрасли, пищевой и табачной промышленности, товары лесной и целлюлозно-бумажной отрасли, аграрно-промышленного комплекса (АПК).
Реализация политики импортозамещения находит воплощение в выполнении инвестиционных проектов [15, c. 132].
В Республике Беларусь определена смешанная стратегия развития экспортоориентированного и импортозамещающего производства, позволяющая обеспечить сохранение национального хозяйственного комплекса, наращивание высокотехнологичного производства, создание экспортоориентированных кластеров, расширение экспорта, рационализацию импортных потоков.
Однако следует отметить, что проведение политики импортозамещения должно нацеливать производителя не только на внутренний спрос, но и на экспорт этой импортозамещающей продукции и выход её на внешние рынки. Как показывает мировой опыт, это обеспечивает экономический рост государства, укрепляет платёжный баланс, стабилизирует национальную валюту [15, c. 61-63].
Сегодня Правительство Республики Беларусь осуществляет мероприятия, направленные на стимулирование развития отраслей и производств, способных заменить своей продукцией импорт аналогичных товаров, защитить внутренний белорусский рынок и товаропроизводителей в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности и удорожания сырьевых ресурсов, рационализировать импорт по товарным группам и странам происхождения, уменьшить дефицит торгового баланса в стране.
1.3. Методы
планирования импорта и
Прогнозирование представляет собой процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии и альтернативных путях его достижения.
Прогнозирование внешнеэкономических связей позволяет осуществлять выбор наиболее эффективных вариантов развития экспорта и импорта, межгосударственной специализации и кооперирования, кредитного и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.