Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 16:03, курсовая работа
Проблему эффективности импорта можно считать одной из наиболее актуальных в стране и поэтому требующей скорейшего решения. Импортная деятельность оказывает решающее влияние на формирование ресурсов внутреннего рынка и, в первую очередь, розничного товарооборота. Импортные поставки играют важную роль в обеспечении производственного процесса многих отраслей и подотраслей, в том числе высокотехнологичного цикла. За время существования независимой Республики Беларусь общая сумма импорта товаров и услуг традиционно превышала их экспорт.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ……………………………………………………………………...5
1.1. Теоретические основы импортозамещения……………………………..5
1.2. Возникновение и суть политики импортозамещения…………………..7
1.3. Методы планирования импорта и экспорта…………………………….8
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ………………12
2.1. Финансовое регулирование политики импортозамещения…………...12
2.2. Реализация Государственной Программы импортозамещения………15
3. ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………17
3.1. Соответствие современной импортозамещающей политики Республики Беларусь нормам и требованиям ВТО……………………17
3.2. Формы и методы стимулирования экспорта в Республике Беларусь..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26
Список использованных источников………………………………………….27
Центральное место занимает прогноз внешней торговли, в процессе которого определяются: совокупный объем внешнеторгового оборота; объем и товарная структура экспорта и импорта как по всем, так и отдельным странам; спрос и предложение на отдельные товары и товарные группы на конкретных рынках; динамика и уровень цен мирового рынка в разрезе товарной номенклатуры, принятой для прогноза; внутренние издержки на товары, которые вовлекаются в сферу международного оборота. Результаты прогнозных расчетов служат основой для принятия аргументированных решений по развитию международных отношений.
Благодаря прогнозам становится возможным на различных уровнях управления составлять научно обоснованные перспективные планы экономического и социального развития, определять потребности внутреннего и внешнего рынков. В условиях рыночных отношений прогнозы дают возможность не только определить перспективу изменения общественных потребностей, но и предвидеть условия и факторы развития народного хозяйства, последствия различных направлений структурной, финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики. Они раскрывают картину будущего, положительные и отрицательные тенденции, альтернативы, противоречия и меры по их разрешению [16].
В Республике Беларусь прогнозирование в виде планов-прогнозов выступает как форма государственного регулирования социально-экономического развития на пути становления рыночных отношений [1, с. 112].
В нашей стране на макроуровне осуществляются прогнозные расчёты экономического потенциала, занятости, экспорта и импорта, производства импортозамещающей продукции, платёжного баланса, цен и др.
Прежде,
чем спрогнозировать объем
Таблица 1.1 - Основные показатели внешней торговли
(млн долларов США)
2010 |
2011 |
2012 | |
Объем внешней торговли товарами Республики Беларусь |
60 168 |
87 178 |
92 464 |
экспорт |
25 284 |
41 419 |
46 060 |
импорт |
34 884 |
45 759 |
46 404 |
сальдо |
-9 600 |
-4 340 |
-344 |
Как видно из статистических данных за последние анализируемые года импорт сократился одновременно с увеличением объёмов внешней торговли [18].
В ходе анализа внешнеэкономической деятельности производится оценка импорта и экспорта товаров, рассматриваемых для включения в перечень, а также рассчитывается эффективность их импорта.
Эффективность импорта продукции Эи определяется по формуле (1.1):
Эи = Зи / Ви (1.1)
где Зи – затраты на производство импортозамещающих товаров;
Ви – валютные расходы на приобретение импортных товаров.
Если результат окажется положительным и Эи > 1, то выгоднее использовать импортные товары. На основе расчётов эффективности импорта делается первоначальный вывод о целесообразности импорта товаров [16, с. 372].
Плановый объем импорта товаров определяется также с учётом его эффективности и возможностей развития импортозамещающих производств. За счёт импорта Республика Беларусь в большей мере должна удовлетворять потребности в прогрессивной технике, сырьё, топливно-энергетических ресурсах и товарах повседневного спроса. Это учитывается при разработке перспективных и текущих планов [13, с.216].
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
2.1. Финансовое регулирование политики импортозамещения
Основным предметом переговоров любой страны при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) является определение максимального уровня таможенных пошлин как основы политики импортозамещения. Тарифы в определенной мере должны защищать отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции, но не должны ущемлять производителей и потребителей, интересам которых отвечает снижение ввозных пошлин. Республика Беларусь пытается найти разумный баланс между протекционизмом и либерализацией во внешней торговле, основой которого является поэтапное открытие белорусского рынка, сохранение защиты так называемых чувствительных отраслей отечественного производства, создание условий для нормальной конкуренции в тех секторах экономики, в которых это необходимо и возможно.
Реализация политики импортозамещения осуществляется по нескольким направлениям: импортозамещение спроса (стимулирование потребления отечественной продукции), импортозамещение потребительских товаров (продовольственных и непродовольственных) за счет расширения объема и ассортимента, импортозамещение производственных ресурсов, продукции производственно-технического назначения и услуг. Количественный эффект реализации политики импортозамещения выражается в снижении импортной квоты, т.е. соотношения импортных товаров к ВВП.
Государство регулирует импорт посредством введения таможенных пошлин на ввозимые товары. Размер импортных пошлин в настоящее время в Республике Беларусь составляет 0, 5, 10, 15, 20, 25, 30 % от таможенной стоимости. В отношении импорта некоторых товаров, в основном потребительских, установлены комбинированные ставки [12].
Большинство товаров при импорте
в республику облагаются по ставкам
5—10 %. По ставкам 20—30 % облагаются товары,
аналоги которых в достаточном
количестве производятся в республике
(ковры, телевизоры, грузовые автомобили).
Ставки в размере 0 % установлены
в отношении некоторых
В результате реформ таможенный тариф Республики Беларусь постепенно приближается к уровню ведущих развитых стран, а в некоторых случаях является более прогрессивным. Это связано с существованием большого количества неадвалорных (твёрдых) ставок таможенных пошлин (особенно на сельскохозяйственную продукцию) [1].
Существую также и нетарифные методы регулирования импорта, такие как лицензирование, «технические» барьеры, которые ссылаются на безопасность, экологичность, противодействие ввозу и распространению поддельной продукции и т.п.
В настоящее время меры нетарифного регулирования экономического характера в Республике Беларусь установлены, исходя из необходимости:
На
практике в Беларуси в виде меры
нетарифного регулирования
Правовую
основу системы нетарифного
Согласно нормам и правилам ВТО, приоритет отдается мерам тарифного регулирования, а доля нетарифных ограничений должна быть сокращена. Поэтому сейчас на этапе вступления республики во Всемирную торговую организацию ведётся активная работа по сокращению списков товаров, попадающих под нетарифные ограничения, а также по сужению сферы действия нетарифных ограничений.
Тем
не менее, для ограничения импорта
товаров (в первую очередь, из России
и других стран Таможенного союза
и Союзного государства) в настоящее
время все более активно
Помимо косвенных инструментов импортозамещения, т. е. тарифных и нетарифных ограничений, в Республике проводится целенаправленная политика создания производств, непосредственно конкурирующих с импортом, основу которой составляют ежегодные государственные программы импортозамещения. В их рамках правительством в установленном порядке предоставляется ряд мер поддержки импортозамещающих проектов, а именно:
Выделение средств в рамках данных программ призвано обеспечить дополнительную загрузку производственных мощностей, увеличить число рабочих мест, объемы производства, экспорта и поступлений в доходную часть государственного бюджета, а также сократить объемы импорта и осуществить экономию валютных средств.
Тем не менее, большинство перечисленных выше мер государственной поддержки импортозамещающих производств, согласно правилам ВТО, попадает в категорию запрещенных субсидий, что делает проблематичным дальнейший рост экспорта таких предприятий. Критерии включения производств в программу импортозамещения являются размытыми, фактически закрепляют специфический характер предоставляемых субсидий и способствуют монополизации соответствующих рынков [13].
2.2. Реализация Государственной Программы импортозамещения
Основной
целью Государственной
Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:
В
настоящее время в рамках реализации
импортозамещающей политики в республике
осуществляется комплекс мер, предусматривающий
организацию производства конкурентоспособных
отечественных товаров и