Политика импортозамещения: цели, факторы, влияние на экономическую безопасность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Проблему эффективности импорта можно считать одной из наиболее актуальных в стране и поэтому требующей скорейшего решения. Импортная деятельность оказывает решающее влияние на формирование ресурсов внутреннего рынка и, в первую очередь, розничного товарооборота. Импортные поставки играют важную роль в обеспечении производственного процесса многих отраслей и подотраслей, в том числе высокотехнологичного цикла. За время существования независимой Республики Беларусь общая сумма импорта товаров и услуг традиционно превышала их экспорт.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ……………………………………………………………………...5
1.1. Теоретические основы импортозамещения……………………………..5
1.2. Возникновение и суть политики импортозамещения…………………..7
1.3. Методы планирования импорта и экспорта…………………………….8
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ………………12
2.1. Финансовое регулирование политики импортозамещения…………...12
2.2. Реализация Государственной Программы импортозамещения………15
3. ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………17
3.1. Соответствие современной импортозамещающей политики Республики Беларусь нормам и требованиям ВТО……………………17
3.2. Формы и методы стимулирования экспорта в Республике Беларусь..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26
Список использованных источников………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 22.docx

— 71.46 Кб (Скачать файл)

Анализ товарной структуры экспорта позволяет сделать вывод о  том, что Республика Беларусь сориентирована на выпуск энерго- и ресурсоемкой продукции. Экспорт в Польшу и Латвию - основные торговые партнеры Беларуси в дальнем зарубежье - состоит на 60 % и 76 % соответственно из нефти, нефтепродуктов и калийных удобрений. Наукоемкие товары занимают в структуре ввозимой в страны СНГ продукции не более 1 %. В экспорте же промышленно развитых стран эта доля приближается к 40 %.

Сдерживающее влияние на белорусский  экспорт в основном оказывают: - тяжелое  финансовое положение большинства  предприятий и, как следствие, отсутствие средств на модернизацию и обновление производственных мощностей, на инвестирование в перспективные, ориентированные  на экспорт проекты.

Задача  государственных органов управления внешнеэкономической сферой - создать систему мер защиты экономических интересов белорусских экспортеров, активно содействовать продвижению на зарубежные рынки конкурентоспособной белорусской продукции. Правительством Республики Беларусь предпринят ряд мер по стимулированию деятельности отечественных экспортеров: создан фонд поддержки экспорта, подписано соглашение между правительствами Беларуси и России об устранении двойного налогообложения НДС и акцизами взаимных поставок товаров [21].

Тем не менее все еще существуют проблемы, которые требуют консолидации усилий правительства и самих экспортеров. В качестве первоочередных шагов необходимо:

  • повысить качество продукции, улучшить ее упаковку и расфасовку;
  • увеличить удельный вес переработанной продукции в структуре экспорта страны;
  • формировать необходимую инфраструктуру, обеспечивающую изучение зарубежных рынков, продвижение и сбыт белорусской продукции на внешних рынках;
  • ускорить реализацию мероприятий программы импортозамещения.

Кроме того, при формировании экспортной политики Республики Беларусь следует  исходить из того, что экстенсивные факторы роста отечественного экспорта существенно ограничены. Поэтому  в стратегическом плане целесообразно  ориентировать производителей на экспорт прежде всего наукоемкой и высокотехнологичной продукции [11].

Не менее важной задачей является создание системы государственной  поддержки экспорта в форме страхования  экспортных кредитов, а также целевого кредитования экспорта.

Одним из сдерживающих факторов развития экспорта белорусских товаров и  услуг является относительно высокая  доля транспортных издержек в стоимости  экспортной продукции. Предлагается снизить  уровень тарифов на перевозки  сырья, используемого в экспортоориентированной продукции, что приведет к сокращению затрат на производство готовой продукции, к повышению ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Приоритетным направлением экспортной политики должно стать развитие таких  форм международного сотрудничества, от которых зависит технико-экономический  и технологический уровень производства. Это производственная кооперация, создание совместных предприятий, обмен технологиями и «ноу-хау», экспорт услуг, проведение совместных НИОКР, лизинг техники и оборудования, организация финансово-промышленных групп, свободных экономических зон. В связи с этим необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, содействующей внедрению данных форм в отечественную практику и позволяющей осуществлять деятельность в рамках недавно принятого Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». При формировании стратегии развития экспорта Беларуси необходимо учитывать, что прежде всего экономические методы являются действенным средством мобилизации экспортного потенциала.

Одной из главных проблем увеличения экспорта является повышение конкурентоспособности  производимой в республике продукции  за счет улучшения ее качества. Продажа  продукции по заниженным ценам не может привести к положительному результату в перспективе, да и в  настоящее время этот фактор уже  себя исчерпал. Повышение конкурентоспособности  напрямую связано с модернизацией  производства и внедрением новых  высокоэффективных технологий, так  как более половины предприятий  работают на устаревшем и на 60-70 % изношенном оборудовании[2].

В условиях отсутствия притока внешних  инвестиций необходимо создать предпосылки  для внутреннего инвестирования экспортоориентированных отраслей. Это может быть льготное налогообложение средств, инвестируемых в развитие и обновление производства продукции на экспорт.

Таким образом, для Республики Беларусь с ее высокой степенью открытости внешнему миру успех внешнеэкономической  деятельности во многом будет зависеть от решения главной проблемы: экспорт  должен стать выгоден экспортерам. Выполнение этого условия зависит  не только от самих экспортеров, но и от продуманной, целенаправленной политики государства по поддержанию  и стимулированию экспортной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вопрос  об импортозамещении стал животрепещущим в связи со стремительно нарастающим отрицательным сальдо внешнеторгового баланса.

Начнем  с того, что импортозамещение в Беларуси нередко таковым не является – конечный отечественный продукт во многих случаях производится на 80-100% из импортных комплектующих. Например, отечественные телевизоры, СВЧ-печи, пылесосы. Эффект для торгового баланса от такой сборки минимальный, а иногда даже отрицательный.

Если  у страны получается произвести что-то конкурентоспособное, оно сразу же уходит на экспорт, не достаточно удовлетворяя внутренний рынок, который заполняется импортом [14].

Импортозамещение является важнейшим элементом экономической политики и инструментом достижения главной задачи – выхода на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Поэтому каждый год республиканские и местные органы власти пересматривают программы действий по импортозамещению, тем самым подчёркивая товарные позиции, по которым ожидается снижение импорта, а так же указывая производителей, которые должны наращивать объёмы и модернизировать своё производство.

Вопрос  о вступлении Республики Беларусь в  ВТО до настоящего времени остаётся открытым. Естественно, что у белорусского потребителя появится более широкий  выбор товаров как по ассортиментному фактору, так и по ценовому. То есть на нашем рынке будет больше товаров из третьих стран – легковые автомобили, одежда, обувь, бытовая техника и другие наименования, причем как правило, многие из них дешевле отечественных аналогов. Однако рассмотрение вопроса о вступлении в ВТО рассматривается уже последние 10 лет. Белорусский рынок товаров не достаточно готов к принятию такого решения. Многие законодательные моменты не соответствуют нормам и требованиям ВТО (например таможенные пошлины и поддержка государства сельского хозяйства).

Для повышения эффективности функционирования экономики республики необходимо тщательно  прорабатывать перечень товаров, предназначенных  для замещения импорта. Учитывая опыт зарубежных стран, актуальным является решение проблемы оптимизации импорта  и импортозамещения. Необходимо больше внимания уделять вопросам прогнозирования затрат на производство импортозамещающей продукции и повышению точности результатов прогнозных расчетов показателей эффективности импортозамещения в процессе разработки импортозамещающих проектов и программ.

 

 

 

Список  использованных источников

 

  1. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие / Н.Б. Антонова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002
  2. В.Н. Шимова, Г.А. Короленка - Устойчивое развитие экономики Беларуси – Минск: БГЭУ, 2006.
  3. Введение в рыночную экономику. Под ред. А.Я.Лившица, И.Н.Никулиной. - M., 1999.
  4. Внешняя торговля: основные показатели внешней торговли. Министерство статистики и анализа Респ. Беларусь. Минск, 2008. www.belstat.gov.by.
  5. Государственная программа импортозамещения 2005 г. / Министерство экономики Респ. Беларусь. Минск, 2006.
  6. Государственная программа импортозамещения 2006 г. / Министерство экономики Респ. Беларусь. Минск, 2007.
  7. Государственная программа импортозамещения 2007 г. / Министерство экономики Респ. Беларусь. Минск, 2008.
  8. Козырев B.M. Основы современной экономики. - M., 2005.
  9. Маслова Г.Г. Рыночная экономика. - Мн., 2006.
  10. О введении временных ставок таможенных пошлин на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь товары: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 26 марта 2001 г. № 400: с изм. и доп. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2006.
  11. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Респ. Беларусь от 25 нояб. 2006 г. № 347-З // www.belstat.gov.by
  12. О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами: Закон Респ. Беларусь от 25 нояб. 2006 г. № 346-З // www.belstat.gov.by
  13. О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта товаров: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 8 апр. 2006 г. № 440: с изм. и доп. // www.belstat.gov.by
  14. Сажина Г.И. Экономическая теория. - M., 2005.
  15. Экономика Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей: учеб. пособие / Г.А. Шмарловская, Г.Г. Санько, Е.Н. Петрушкевич [и др.]; под общ. ред. Г.А. Шмарловской. – Минск: БГЭУ, 2006.
  16. Прогнозирование и планирование экономики: учеб. пособие / Г.А. Кандаурова и др.; под общ. ред. Г.А. Кандауровой, В.И. Борисевича. – Минск: Современная школа, 2005
  17. http://ru.wikipedia.org – Дата доступа: 12.11.2013;
  18. http://belstat.gov.by - Дата доступа: 14.12.2013;
  19. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического Развития Республики Беларусь на период до 2020 года // Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь / редколлегия: Я.М. Александрович и др. – Минск, 2004.
  20. Планирование национальной экономики отраслей и регионов, предприятий: справ. пособие / В. И. Борисевич [и др.]; под ред.                  В.И. Борисевича. – Минск: Современная школа, 2008;
  21. Турбан, Г.В. Экономика и управление внешнеэкономической деятельностью: учеб. пособие. / Г.В. Турбан. – Минск: БГЭУ, 2007.

 


Информация о работе Политика импортозамещения: цели, факторы, влияние на экономическую безопасность государства