Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 01:35, контрольная работа
Цель работы – проанализировать политику МВФ в Латвии.
Задачи работы:
Дать характеристику МВФ;
Рассмотреть сотрудничество МВФ с Латвией;
Рассмотреть оценки политики МВФ в Латвии.
Метод работы - теоретический анализ источников по теме.
1. Характеристика деятельности МВФ
1.1 Функции МВФ
1.2 Кредитные ресурсы МВФ
1.3 Направления деятельности МВФ
2. Сотрудничество Латвии с МВФ
3. Оценка политики МВФ Латвии
Заключение
Список использованных источников
МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе.
МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов. В Статье IV измененного Устава МВФ зафиксирована обязанность каждой страны «сотрудничать с Фондом и с другими странами-членами в целях обеспечения упорядоченных валютных механизмов и содействия поддержанию стабильной системы валютных курсов». Страна-член должна, в частности, «избегать манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке платежного баланса или получать несправедливые конкурентные преимущества перед другими странами-членами».
Вторая серия поправок к Уставу МВФ предоставила странам-членам возможность выбора: либо сохранять плавающий курс валюты, либо установить и поддерживать фиксированный курс валюты (центральный курс), который может быть выражен в единице СДР или иной международной счетной денежной единице, либо, наконец, «привязать» валюту (то есть установить твердое стоимостное соотношение) к другой национальной валюте или нескольким валютам (валютной корзине) по собственному выбору. При этом возможность выражения стоимости валюты в золоте исключается.
Важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья VIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не прибегать к множественности валютных курсов. С момента создания МВФ постоянно добивается от стран-членов устранения валютных ограничений и множественности валютных курсов. Однако значительная часть развивающихся, а также восточноевропейских стран все еще не имеет возможности установить в полном объеме свободную конвертируемость своих валют.
МВФ участвует
в регулировании международных
валютно-кредитных отношений
МВФ осуществляет
постоянный надзор и наблюдение за
макроэкономической политикой стран-участниц
и состоянием мировой экономики.
Он собирает огромный массив информации,
относящейся к отдельным
Политика надзора и оказание технической помощи. В первые годы все страны, вступая в МВФ, обязались применять один и тот же метод расчета стоимости своей валюты. Это была так называемая паритетная система. В то время Соединенные Штаты выражали стоимость доллара в золоте. Цена одной унции золота составляла ровно 35 долларов. Золотое содержание доллара обеспечивалось правительством США, которое в случае надобности обменивало золото на доллары именно по этому курсу. Вступая в МВФ, все остальные члены также должны были выражать стоимость своей валюты в золоте, а поскольку, если каждый из двух предметов равен третьему, то они равны между собой, стоимость всех валют для большего удобства было принято котировать в долларах США. Государства-члены поддерживали стоимость своих валют в пределах 1 процента данного паритета, и, если они считали, что изменение курса отвечает их экономическим интересам, они обсуждали предлагаемые изменения с другими странами в рамках МВФ и должны были получить их согласие на такие изменения. Однако она была отменена в начале 70-х годов, когда золотые запасы США оказались недостаточными для удовлетворения спроса всех желающих обменять доллары на золото: возможность получить унцию золота за 35 долларов представлялась слишком заманчивой сделкой.
После отмены паритетной системы государства-члены МВФ решили, что каждая страна будет иметь право самостоятельно выбирать метод определения стоимости валюты. Единственное требование - страны не должны больше определять стоимость валюты в золоте и должны точно информировать других членов, по какому методу устанавливается стоимость валюты. Существуют самые разнообразные методы. Многие крупные промышленно развитые страны используют плавающий валютный курс: деньги стоят столько, сколько за них готовы платить участники рынка. Другие страны привязывают курс валюты к одной из основных валют или группе валют, и тогда, например, при росте стоимости доллара США растет и курс их валют. Многие европейские страны поддерживают курс своей валюты по отношениям к другим валютам группы в определенном заранее установленном диапазоне8.
Кроме контроля за международной валютной системой и финансовой поддержки стран-членов, МВФ оказывает содействие путем подготовки кадров в своем учебном институте в Вашингтоне, предоставления технической помощи в некоторых специальных областях своей деятельности, а также выпуска разнообразных публикаций по вопросам международных денежно-кредитных отношений.
В 90-е годы решение стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза перейти от централизованного планирования к рыночной экономике и войти в международную валютную систему поставило перед МВФ необычайно сложные задачи по оказанию им технической помощи - об оказании специальной помощи в области бухгалтерского учета, подготовки бюджета, разработки денежно-кредитных инструментов, систем социального обеспечения и социальной защиты, формирования денежных рынков, банковского регулирования и надзора, статистики, исследовательской работы, законодательства, налоговой политики и управления.
Со времени
Бреттон-Вудса мировая
латвия международный
валютный фонд
2.
Сотрудничество Латвии
с МВФ
Начиная с 1992 года значительную роль в формировании финансовой политики латвийского руководства стал играть Международный Валютный Фонд (МВФ).
В 90-е годы решение перейти от централизованного планирования к рыночной экономике и войти в международную валютную систему поставило перед МВФ необычайно сложные задачи по оказанию Латвии технической помощи - об оказании специальной помощи в области бухгалтерского учета, подготовки бюджета, разработки денежно-кредитных инструментов, систем социального обеспечения и социальной защиты, формирования денежных рынков, банковского регулирования и надзора, статистики, исследовательской работы, законодательства, налоговой политики и управления.
Практически правительство и Банк Латвии принимают свои решения на совместных с экспертами МВФ заседаниях. Именно под влиянием МВФ возник и поддерживается до сих пор твердый без инфляционный курс Банка Латвии, который сегодня делает основную погоду в латвийской экономике. Такая политика делает латвийский рубль стабильным и дает руководству Банка Латвии поддержку МВФ.
C 1992 по 1997 год (после 97–го Латвия до 2009 года взаймы у МВФ деньги не брала) Латвии было выделено из средств фонда 175 миллионов долларов.10
Советник европейского отдела МВФ Кристоф Розенберг (Christoph Rosenberg), координатор работы МВФ в странах Балтии считает, что Латвия после вступления в ЕС испытала бум роста экономики, ВВП прибавлял более 10% в год. Но в этом была большая неустойчивость. Фактически МВФ наблюдал за Латвией долгое время и высказывал некоторые опасения. В 2005 году МВФ предупреждал правительство Латвии о возможном перегреве экономики. Рост объема выданных частному сектору кредитов сделал Латвию чрезвычайно уязвимой для кредитного кризиса. Глобальный кризис обозначился в Латвии резкой остановкой притока капитала, который ранее и создавал бум экономики. Все это в совокупности привело к нынешнему «идеальному шторму» в экономике Латвии. Ко всему этому добавилось потеря конкурентоспособности. Приток капиталов, стимулирующих практически весь рост экономики, был направлен в непроизводственные сектора, такие как недвижимость, розничная торговля и финансовые услуги. Рост зарплат в этих секторах спровоцировал рост зарплат в других сферах. Рост финансового сектора и сферы недвижимости был прогнозируемо краткосрочным, и в долгосрочной перспективе эти два сектора экономики не смогут показать доходность, достаточную для погашения долговых обязательств страны. Таким образом, будет необходима фундаментальная переориентация экономики и создание более конкурентоспособного уровня заработной платы.11
В 2008 году финансовый кризис больно ударил по Европе. Все страны континента с развитой экономикой находятся в рецессии, а несколько стран региона с быстро растущей экономикой и формирующимся рынком обратились к МВФ и Европейскому союзу (ЕС) за финансовой помощью. В течение нескольких месяцев МВФ утвердил чрезвычайные займы для Венгрии, Украины, Исландии, Беларуси и Латвии на сумму свыше 39 млрд. долларов. Исполнительный директор МВФ Д. Страс-Канн заявил, что если Латвии не оказать финансовую помощь, то дефицит в бюджете – 2009 достигнет 12% от ВВП! Хуже было только в 1991–1992 годах, когда дефицит превышал 35%!12
При этом ВМФ считает, что для содействия Европе в преодолении рецессии необходимы решительные действия в области экономической политики. Снижение активности в странах Европы с формирующимся рынком будет значительным. Краткосрочные меры в ответ на кризис не должны приниматься в ущерб решению проблем более долгосрочного характера.13
Страны Европы с формирующимся рынком прошли через крайне успешный период реформ, который привел к беспрецедентному прогрессу. Значительно возрос жизненный уровень, продолжительность жизни повысилось. МВФ должен гордиться, поскольку он был важной частью этого успеха. Но также необходимо помнить, что в условиях кризиса меньше возможностей для ошибок: меньше возможностей для неправильного управления государственными финансами, меньше возможностей для политических ошибок. Страны, которые могли развиваться, несмотря на ошибки в хорошие времена, были первыми, кто пострадал от последствий кризиса. Страны Центральной и Восточной Европы сейчас тесно экономически интегрированы с остальным миром, особенно с другими странами Европы. Одно из последствий такой открытости заключается в накоплении экономических дисбалансов, которые привели к крупным дефицитам счета текущих операций. Если до начала кризиса эти дисбалансы представлялись поддающимися контролю, хотя и нежелательными, как неоднократно подчеркивал МВФ, то сейчас они превратились в серьезную проблему. Но МВФ, работая в тесном контакте с ЕС, Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития и другими региональными партнерами, может оказать содействие. Возможно, улучшить ситуацию, как уже это сделано в Венгрии и Латвии. Страны Европы с формирующимся рынком, безусловно, пострадают от глобального снижения активности торговли, но цель МВФ состоит в том, чтобы помочь региону преодолеть этот сложный период, предложив внешнее финансирование странам, которые в нем нуждаются.14
Правильно ли поступает
Латвия, сохраняя текущую привязку
лата, и какие последствия это
решение имеет для других стран региона?
Правительство Латвии твердо привержено
поддержанию привязки и весьма недвусмысленно
об этом сообщило, когда оно обратилось
за помощью МВФ. Стабильность лата является
внушительным символом экономического
успеха страны, который в значительной
мере объясняется последовательностью
экономической политики. Правительство
Латвии хорошо осознает, что для обеспечения
успеха потребуются значительные меры
по стабилизации. Более того, большинство
жестких мер, включая сокращение номинальной
зарплаты в государственном секторе не
менее чем на 25 процентов, были предложены
самим правительством Латвии. Это показывает,
что экономика, в том числе рынок труда
и механизм установления зарплаты, является
очень гибкой, гораздо более гибкой, чем
в большинстве других стран, даже за пределами
Европы. МВФ поддерживает пакет мер правительства,
предоставив кредит на 2,4 млрд. долл., а
ЕС, Всемирный банк и ряд кредиторов на
двухстороннем уровне предоставляют дополнительное
финансирование. Кроме того, потенциальная
девальвация лата, возможно, не привела
бы к росту экспорта, особенно с учетом
текущего состояния мировой экономики.
В экономике Латвии доминирует финансовый
сектор и недвижимость, и в этой сфере
девальвация вызвала бы много трудностей.
Наконец, также учтен риск цепной реакции.
Если бы курс лата изменился, сохранилось
бы доверие к привязкам валют Эстонии
или Литвы? В конечном итоге успех программы
будет определяться тем, как он реализуется.
В случае Латвии имеется четко сформулированная
стратегия замены режима привязки курса,
а именно стратегия перехода на евро. И
действительно, если Латвия добьется успеха
в выполнении Маастрихтских критериев
в начале следующего десятилетия и перейдет
на использование евро, то это станет важным
успехом программы, поддерживаемой МВФ.15
3.
Оценка политики
МВФ в Латвии
И латвийские, и зарубежные эксперты утверждают, что Латвия оказалась к началу 2009 года на грани дефолта из-за неумелого управления и коррупции. По их словам, министерские портфели в республике раздавали не по профессиональному, а по партийному принципу, при решении экономических вопросов во главу угла зачастую ставились интересы политических группировок и национальные амбиции. Так корпоративно латвийские власти принимали решения, приведшие к перегреву экономики, самой высокой в ЕС инфляции и банковскому кредитному кризису. Местные налогоплательщики содержали один из самых крупных в Европе аппаратов чиновников - более 7,5 процентов всего трудоспособного населения. А когда Латвия оказалась на грани банкротства, в страну со спасательным кругом пришел Международный валютный фонд. Правда, бросать этот круг утопающим кредиторы не спешили. «В отличие от друга, у которого ты занимаешь, Международному валютному фонду недостаточно обещаний возврата долга», - указал депутат Сейма от правящей Народной партии Карлис Лейшкалнс. Он напомнил, что МВФ и Евросоюз увязывают предоставление кредитов с выполнением жестких условий. В частности, МВФ потребовал от правительства Латвии сократить расходную часть бюджета на 700 миллионов евро и снизить бюджетный дефицит на 2010 год до пяти процентов. И правительство начало урезать зарплаты, пособия и пенсии. Сокращение пенсий и детских пособий Конституционный суд признал незаконным. А вот учителя, врачи и другие бюджетники лишились более трети своих доходов. К тому же, выросли все налоги. Депутат Андрис Берзиньш из Союза зеленых и крестьян упрекнул правительство в том, что оно безоговорочно приняло жесткие условия МВФ. В свою очередь ведущий латвийский финансовый аналитик Андрис Вилкс надеется, что в будущем кредиторы не потребуют от Риги столь больших жертв. Он рассчитывает на «более гибкую поддержку со стороны кредиторов».16
Информация о работе Политика международного валютного фонда в Латвии