Политика международного валютного фонда в Латвии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 01:35, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать политику МВФ в Латвии.
Задачи работы:
Дать характеристику МВФ;
Рассмотреть сотрудничество МВФ с Латвией;
Рассмотреть оценки политики МВФ в Латвии.
Метод работы - теоретический анализ источников по теме.

Содержание

1. Характеристика деятельности МВФ
1.1 Функции МВФ
1.2 Кредитные ресурсы МВФ
1.3 Направления деятельности МВФ
2. Сотрудничество Латвии с МВФ
3. Оценка политики МВФ Латвии
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

mezdunarodnijValFond.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

В связи с  жесткими условиями кредита от МВФ  Советник европейского отдела МВФ К. Розенберг считает, что Латвийские власти сами разработали программу. План, принятый в декабре 2008 года, содержал условие защитить социальные расходы. Фактически, МВФ согласился с этим и позволил увеличить социальные расходы с 21% до 25% бюджета, или до 1,5% ВВП, приближая эти показатели к средним по ЕС. Но даже с учетом еще большего сокращения расходов бюджета МВФ советует правительству не касаться социальных расходов.17

Руководитель  миссии МВФ в Латвии Марк Гриффитс (Mark Griffiths) считает, что без помощи из ЕС, МВФ и других партнеров, Латвия была бы не в состоянии управлять бюджетным дефицитом вообще.18

Американский  Центр экономических и политических исследований (CEPR) и международная Reform Task Force Latvia19 подчеркивают, что условия, на которых Латвии помогают МВФ и  Еврокомиссия, не только не способствуют оздоровлению экономики, но и откровенно ей вредят. Эксперт CEPR Хосе Антонио Кордеро рассматривает ситуацию и перспективы трех стран, обратившихся за помощью к Международному валютному фонду, — Латвии, Венгрии и Украины. И хотя, по признанию самого автора исследования, у каждого из «просителей» есть свои характерные особенности, основной вывод для всех трех одинаков: требования МВФ скорее мешают быстрейшему восстановлению их экономики. В случае с Латвией Хосе Кордеро обращает внимание на проциклическую политику, проводимую нашим правительством с благословения международных кредиторов. Иными словами, действия государства идут вразрез с классическим представлением о том, что должны делать власти в кризис: вместо увеличения расходов производится их резкое сокращение. В комбинации с жестким курсом лата, считает эксперт CEPR, наиболее вероятный для нас сценарий — это усиление спада, благодаря чему объемы импорта будут идти вниз быстрее объемов экспорта, а также сокращение зарплат. Х.Кордеро указывает на схожесть политики МВФ в Латвии сегодня и в Аргентине в 2002 году, и это сравнение не внушает ему никакого оптимизма.

В частности, он проводит параллель со сравнительно недавними событиями в Аргентине. Там МВФ тоже выступал в качестве донора во времена глубокого спада в Аргентине 1998-2002 годов. Тогда не без одобрения кредитора Буэнос-Айрес решил сохранить твердый курс песо. В то же время Бразилия по наущению того же МВФ провела девальвацию своего реала, в результате чего конкурентоспособность аргентинской экспортной продукции резко ухудшилась, а в 2002 году песо рухнул. Тогда апогеем экономических невзгод стали настоящие бунты в 2001-м, в результате которых погибли десятки людей. Справедливости ради отметим, что до сих пор нет однозначного мнения о том, что же сыграло ключевую роль в аргентинской катастрофе — политика самого МВФ или непоследовательность местных властей.

В общем, заключает  эксперт, в Латвии настойчивость  властей в удержании привязки лата к евро только углубила уязвимость баланса и ситуаций с выплатами. Отмечает Кордеро и возможную причину такой политики: «В случае с Латвией, скорее всего, МВФ, ЕС и Швеция настаивают на сохранении привязки только для того, чтобы сократить потери шведских банков, доминирующих на рынке кредитования в странах Прибалтики. Все негативные последствия этого решения лягут на плечи латвийских граждан».

Фонд позволяет  повысить фискальный дефицит в рамках строгой монетарной политики. В результате расходы правительства не могут  оказать положительного эффекта на экономику. Как отмечает эксперт, в отношении всех вышеупомянутых трех стран можно было ожидать более разумной реакции на кризис, которая позволила бы избежать потери рабочей силы, производства, сокращения социальных расходов и политической нестабильности — все это сейчас происходит в результате спада.20

Также резко  отрицательную оценку политики МВФ 

в Латвии дает экономист  и профессор университета в Миссури  Майкл Хадсон участник RTFL: «Латвийскую  экономику похитила политика, осуществляемая Европейским союзом и Международным валютным фондом».

Хадсон является одним из международных экспертов, приглашенных в созванную премьер-министром  Валдисом Домбровскисом рабочую  группу высшего уровня, чтобы предоставить правительству свои предложения  о решениях в преодолении кризиса и планах развития государства.

Хадсон заявил на сайте рабочей группы, что политика ЕС и МВФ подчинила налоговую  политику и финансовую программу  Латвии интересам Швеции и других стран. Он описал сложившуюся ситуацию термином «стокгольмский синдром», при котором похищенный психологически подчиняется своему похитителю.

Он также подверг  жесткой критике действия министра финансов Эйнарса Репше и руководителя Центробанка Илмарса Римшевича, которые ныне осуществляемой политикой  только снижают зарплаты людям и содействуют тому, что люди уезжают из страны, а депрессия только усиливается.

Он также подверг  сомнению способность Латвии возобновить  экономический рост, так как заключенные  правительством соглашения с международным  кредитодателями являются невыгодными для Латвии.

Хадсон призывает  Латвию пересмотреть свою налоговую  политику — облегчить налогообложение  рабочей силы и усилить налогообложение  недвижимости.21

По мнению М.Хадсона, латвийская экономика сегодня стала  как раз такой заложницей зарубежных кредиторов, выдававших стране сомнительные займы и на данный момент пытаются принудить правительство Латвии взять на себя ношу, которая радикально помешает целой нации строить свое будущее. Кроме того, эти кредиторы, пишет эксперт, пытаются помешать и без того пораженной экономике страны расти и становиться конкурентоспособной.

М. Хадсон задался  вопросом о том, какая ответственность  за поддержку такой неправильной политики в Латвии лежит на Европейском  союзе и МВФ и пришел к выводу о том, что в данном случае можно говорить об одиозном долге. Это такой вид долга, когда долговые обязательства накладываются на страну с целью обмана для того, чтобы опустошить экономику, а вовсе не для того, чтобы служить ее развитию, развитию производства в стране и способствовать развитию экспортирующих предприятий, которые в свою очередь являются единственным источником иностранной валюты, необходимой для возвращения долга.

Вместо того, чтобы оказывать содействие независимости  Латвии, заключенное соглашение с МВФ, с включенной в него программой угрожает всем жителям Латвии и целому поколению стать рабами для выплаты этого займа. По его мнению, тот факт, что около 90% общего внутреннего долга Латвии деноминировано в иностранной валюте (главным образом в евро и фунтах стерлингов), означает, что выплаты кредитных процентов и амортизации на самом деле являются выплатами за границу. Такая политика идет вразрез с золотым законом управления экономикой: не брать заем в твердой валюте, если источники доходов и платежей потенциально находятся в мягкой внутренней валюте.

Не соблюдая этот принцип, любое государство  рискует тотальным и резким банкротством в случае наступления девальвации. М.Хадсон полагает, что министр финансов Эйнар Репше и глава Банка  Латвии Илмар Римшевич, обращаясь к МВФ за помощью, придерживаются дискредитированных неолибиральных принципов планирования экономии, число сторонников которых в мире в последнее время резко сократилось. Их цель, пишет экономист, усугубить депрессию в стране, ухудшить уровень жизни населения, урезать зарплаты, сузить внутренний рынок и оказать содействие более обширной эмиграции и утечке капитала.

Латвия действует  в соответствии с ошибочной экономической  моделью, в то время как другие страны бегут от планирования МВФ  как от чумы.22

Таким образом, можно сделать вывод, что позитивную умеренную оценку финансовой помощи МВФ Латвии дают в основном официальные  представители МВФ и Латвии, а  независимые эксперты и аналитики  дают резко негативную оценку политике МВФ в Латвии. Кроме того, независимые эксперты в качестве аргументов выдвигают аналогичную помощь МВФ в других странах и демонстрируют катастрофические последствия политики МВФ. 
 

Заключение 

Международный валютный фонд (МВФ) создан с целью  поддержания стабильности международной валютной системы.

С 1946 года МВФ  начал выполнять следующие функции: содействовать международной финансовой кооперации; способствовать развитию международной торговли; поддерживать стабильность на валютных рынках; и  оказывать финансовую помощь странам  на реструктуризацию платежного баланса.

Взносы по квоте, или членские взносы, являются основным источником денежных средств МВФ. Ресурсы  этого своеобразного кредитного кооператива на определенных условиях предоставляются странам, испытывающим трудности с платежным балансом.

Основными направлениями  деятельности МВФ являются: предоставление кредитов на реализацию экономических  программ, регулирование ликвидности  и курсовая политика, политика надзора  и оказание технической помощи.

Начиная с 1992 года значительную роль в формировании финансовой политики латвийского руководства стал играть Международный Валютный Фонд (МВФ).

В 90-е годы решение  стран Восточной Европы и бывшего  Советского Союза, в том числе  и Латвии, перейти от централизованного  планирования к рыночной экономике и войти в международную валютную систему поставило перед МВФ необычайно сложные задачи по оказанию им технической помощи - об оказании специальной помощи в области бухгалтерского учета, подготовки бюджета, разработки денежно-кредитных инструментов, систем социального обеспечения и социальной защиты, формирования денежных рынков, банковского регулирования и надзора, статистики, исследовательской работы, законодательства, налоговой политики и управления.

МВФ наблюдал за Латвией долгое время и высказывал некоторые опасения. В 2005 году МВФ предупреждал правительство Латвии о возможном перегреве экономики.

В связи с  кризисом Латвия в 2008 году обратилась в МВФ за финансовой помощью. Основанием для обращения страны к МВФ  с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма.

Получение кредита  от МВФ сопровождалось и сопровождается жесткими требованиями к финансовой и налоговой политике Латвии.

Позитивную умеренную  оценку финансовой помощи МВФ Латвии дают в основном официальные представители  МВФ и Латвии, а независимые  эксперты и аналитики дают резко  негативную оценку политике МВФ в Латвии. Кроме того, независимые эксперты в качестве аргументов выдвигают аналогичную помощь МВФ в других странах и демонстрируют катастрофические последствия политики МВФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

Андерсен К. Европа и финансовый кризис. Журнал «Обзор МВФ». imf/external/russian/pubs/ft/survey/so/2009/int011409ar.pdf.

Боутон Дж. 10 событий, сформировавших МВФ. МВФ in Focus. Приложение к «Обзору МВФ» т. 35 сентябрь 2006

Каленова Н. ЕС и МВФ вредят Латвии. Газета «Бизнес и Балтия» Сентябрь 2009 года

Коляко Н. Международный  эксперт Хадсон: экономику Латвии похитила политика ЕС и МВФ. Балтийский курс. 28.09.2009.

Обухов Н. П. Кредитный  рынок и денежная политика // Финансы. 1995. № 2

Романов А. Радикальные  меры правительства Латвии повысили напряженность в обществе. 23.12.2009. dw-world.de/dw/article/0,,5053217,00.html

Самуэльсон П. Экономика. М.: Изд. «Финансы»., 1992. Т. 1

Старрелс, Джон М. Государства Балтии в период перехода к рыночной экономике. 1993.

Функционирование МВФ. МВФ in Focus. Приложение к «Обзору МВФ» т. 35 сентябрь 2006

Хесин.Е. Финансовый кризис и европейская экономика., М., Из-во Академии наук РФ.,1999.

Что думают сотрудники МВФ, от которых во многом зависит  будущее Латвии? Они не скрывают, что 2009 год будет жестким. lcskrovla.lv/news/2009-05-30-228

Элкин А. 7,5 миллиарда  евро — на спасение ЛР! «Вести сегодня» 22.12.2008

Размещено на

1 Обухов Н.  П. Кредитный рынок и денежная  политика // Финансы. 1995. № 2, С. 28

2 Хесин.Е. Финансовый  кризис и европейская экономика.,М., Из-во Академии наук РФ.,1999., С.47

3 Функционирование  МВФ. МВФ in Focus. Приложение к  «Обзору МВФ» т. 35 сентябрь 2006 С. 13

4 Самуэльсон  П. Экономика. М.: Изд. «Финансы»., 1992. Т. 1, С. 97.

5 Самуэльсон  П. Экономика. М.: Изд. «Финансы»., 1992. Т. 1, С. 86.

6 Функционирование  МВФ. МВФ in Focus. Приложение к  «Обзору МВФ» т. 35 сентябрь 2006 С. 14

7 Старрелс, Джон  М. Государства Балтии в период  перехода к рыночной экономике. 1993, С. 97.

8 Старрелс, Джон  М. Государства Балтии в период  перехода к рыночной экономике. 1993 , С. 28.

9 Боутон Дж. 10 событий, сформировавших МВФ.  МВФ in Focus. Приложение к «Обзору  МВФ» т. 35 сентябрь 2006 С. 12

10 Элкин А. 7,5 миллиарда евро — на спасение  ЛР! «Вести сегодня» 22.12.2008

11 Что думают  сотрудники МВФ, от которых во многом зависит будущее Латвии? Они не скрывают, что 2009 год будет жестким. lcskrovla.lv/news/2009-05-30-228

Информация о работе Политика международного валютного фонда в Латвии