Политика охраны окружающей среды в Республике Беларусь: эффективность и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 00:36, курсовая работа

Краткое описание

В той ситуации, в которой сейчас находится наша страна, существует серьезная опасность сосредоточения на решении сиюминутных проблем в ущерб построению эффективной экономической системы, способной обеспечить быстрое и, в то же время, стабильное развитие Беларуси на долгосрочную перспективу. Проблема осложняется еще и тем, что в условиях пока еще формирующегося рынка в Беларуси механизм рыночных цен не обеспечивает отражения всех факторов производства, а уровень трансакционных издержек, приходящихся на каждую операцию, существенно превышает аналогичный уровень в западных странах. В данных условиях на экономическую науку возлагается серьезная ответственность за разработку механизмов, обеспечивающих минимизацию отрицательного воздействия внешних эффектов на развитие экономики.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..4

1 Система государственного регулирования в природоохранной сфере…………………………………………………………...........6
1.1 Теоретические основы внешних эффектов..…………………………………………………………………….6

Понятие и интернационализация внешних эффектов……………..7
1.2 Механизмы управления природопользованием и охраной окружающей среды………………………………………………………...14
2 Особенности государственной политики в области охраны окружающей среды на современном этапе……………………………….21
2.1 Обзор политики ЕС в отношении окружающей среды……………21
2.2 Эффективность государственной политики охраны окружающей среды………………………………………………………………………...23
3 Государственная политика Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, ее цели, принципы, направления…………………..25
3.1 Правовое регулирование охраны окружающей среды……………...25
3.2 Мероприятия, обеспечивающие охрану окружающей среды……….28
3.3 Предложения по совершенствованию государственной политики охраны окружающей среды………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………….....38
Список использованных источников……………………………………...39
Приложение А…………………………………………………………........41

Вложенные файлы: 1 файл

Политика охраны окружающей среды в Республике Беларусь.docx

— 911.60 Кб (Скачать файл)

При существовании отрицательного внешнего эффекта общее условие достижения эффективности может быть выражено следующим образом:

МРС + МЕС = MSC = MSB.

При суммировании предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек последние поднимаются до уровня предельных общественных издержек. В условиях свободной конкуренции и при наличии отрицательного внешнего эффекта происходит занижение цены в сравнении с эффективной и завышение объема производства в сравнении с эффективным:

Qp>Os;Pp<Ps.

Положительные внешние  эффекты – это благоприятные воздействия участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это полезность, не отраженная в ценах.

При положительном внешнем эффекте предельная общественная полезность превышает предельную индивидуальную полезность.

В связи с тем, что извлекающие внешние выгоды третьи лица не принимают участия в заключении и совершении сделок с данным товаром, их выгоды не берутся во внимание при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цены и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при подобном учете. Отсюда результатом положительных внешних эффектов являются недостаточный выпуск и занижение цены данного продукта, что приводит к снижению эффективности экономики. Поэтому, чтобы обеспечить эффективный объем выпуска, необходим такой механизм, благодаря которому третьи лица, использующие внешний эффект, вносили бы свой вклад в его получение и потребление. При этом одна часть вклада третьих лиц направлялась бы на снижение цены, уплачиваемой потребителями с тем, чтобы стимулировать рост их потребления, а другая часть использовалась бы для компенсации любого увеличения предельных издержек с тем, чтобы поощрять производителей увеличить выпуск продукции.

Выделяют следующие виды положительных  внешних эффектов.

Предельная индивидуальная полезность (МРВ) товара – предельная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу товара. Чтобы извлечь связанную с данным объемом товара предельную общественную полезность, необходимо к предельной индивидуальной полезности прибавить предельную полезность, извлекаемую третьими лицами.

Предельная внешняя полезность (МЕВ) товара это предельный выигрыш, извлекаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями данного товара.

Совокупная внешняя полезность (ТЕВ) равна произведению полезности единицы товара на количество потребленных единиц.

Положительный внешний эффект изображен на рисунке 1.2. На рисунке 1.1 и 1.2 потери обозначены заштрихованными площадями (DWL), что свидетельствует об отрицательном влиянии на экономику как положительных, так и отрицательных внешних эффектов.

Рисунок 1.2 –  Положительный внешний эффект

Примечание – Источник: [5, с.99]  

Подытоживая вышесказанное, обозначим  сущность проблемы внешних эффектов. Она заключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов и продуктов в экономике вследствие расхождения частных и социальных издержек, либо частной и общественной выгоды.

Принцип решения  проблемы внешних эффектов заключается  поэтому в достижении равенства  предельных общественных издержек предельной общественной выгоде: MSC=MSB [5, с. 99].

Поскольку MSC = MPC + MEC, a MSB = MPB + MEB, то

MPC + MEC=MPB + MEB

При отрицательных  внешних эффектах МЕВ=0 и МРВ = MSB, тогда решение проблемы негативных экстерналий в принципе выглядит так:

МРС + МЕС =MSB.

При положительных  внешних эффектах МЕС=0 и МРС = MSС, то решение проблемы позитивных экстерналий  в принципе таково:

MSC = MPB + MEB.

В экономической теории внешние  эффекты (экстерналии) классифицируют по следующим основным признакам:

По направлению действия: производственные, потребительские и смешанные (производство - потребление, потребление - производство).

"Производство - производство". Отрицательный внешний эффект: химзавод  спускает в реку свои отходы, которые мешают производству  расположенного ниже по течению  реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).

"Производство - потребление". Отрицательное воздействие: жители  прилегающих районов страдают  от вредных выбросов в атмосферу  промышленных предприятий. Положительное  воздействие: завод в маленьком  поселке ремонтирует дорогу, по  которой "заодно" ездят и местные  жители.

"Потребление - производство". Отрицательный эффект: в результате  семейных пикников возникают  лесные пожары, которые вредят  лесному хозяйству. Положительный  эффект: забор предприятия не  нужно охранять, если рядом проходит  людная улица и ни один воришка  не может перелезть незамеченным.

"Потребление - потребление". Отрицательный эффект: полезность  индивида уменьшается, если его  сосед ночью включает на полную  громкость музыку. Положительный  эффект: если вы разбили цветник  перед домом, то полезность ваших  соседей от созерцания красивых  цветов будет расти.

По характеру воздействия на субъект: технологические и денежные (пекуниарные).

Технологические внешние эффекты - это последствия экономической деятельности, которые не охватываются рыночными процессами. Для того, чтобы подчеркнуть нерыночный характер этих эффектов, используется их другое название - эффект соседства. Если выпуск одного предприятия сокращается при увеличении выпуска другого, то речь идет о негативной технологической экстерналии.

В отличие от технологических, денежные эффекты (косвенные) не приводят к осязаемой материальной потере или экономии. Они являются результатом изменения цен на факторы производства и приводят к внешней денежной экономии (снижение цен у поставщиков, рост цен спроса потребителей на продукцию). Кроме того, они могут приводить к денежным потерям, когда происходят обратные изменения.

По степени воздействия внешнего эффекта на воспринимающий субъект: предельные и интрамаржинальные.

Предельными называют внешние эффекты, которые при малом изменении в деятельности экономического субъекта, создающего эффект, приводят к значительным изменениям в производительности или полезности другого субъекта.

Интрамаржинальными называют внешние эффекты, которые практически не влияют на полезность или производительность воспринимающих их субъектов.

По характеру последствий: «Парето-непротиворечивые» и «Парето-противоречивые».

Первые - это внешние эффекты, ведущие  к улучшению экономического положения  субъекта без ухудшения положения  других. Сущность Парето-противоречи- вых эффектов заключается в реальных изменениях, не выраженных в денежной форме, обусловленных решениями других лиц.

По способам трансформации: внешние эффекты, которые могут устраняться только под воздействием государства, и внешние эффекты, устраняемые путем переговоров между производителем и получателем внешнего эффекта.

Некоторые экономисты выделяют особую форму внешних экстерналий - позиционные внешние эффекты, сетевые и несетевые.

Позиционные внешние эффекты имеют место тогда, когда деятельность носит соревновательный характер. Уровень издержек и выгод обусловливается не результатами деятельности, а позицией относительно друг друга.

В информационной сфере выделяют понятия «сетевые» и «несетевые» эффекты. Сетевые заключаются в возрастании выгоды для данного потребителя от роста числа других потребителей данного товара. Несетевые заключаются в потере выгоды от неучастия в потреблении данного блага другими потребителями [6, с.96-99].

Трактуя понятие внешних эффектов в широком аспекте, в зависимости  от различного типа воздействий (во времени, между секторами или регионами и пр.) можно выделить следующие их типы.

Темпоральные (временные, между поколениями) экстерналии. Этот тип экстерналий тесно связан с концепцией устойчивого развития. Современное поколение должно удовлетворять свои потребности, не уменьшая возможности следующих поколений удовлетворять свои собственные нужды. Порождая глобальные проблемы, исчерпывая невозобновимые ресурсы, загрязняя окружающую среду и т.д. в настоящем времени, современное человечество создает огромные экономические, социальные и экологические проблемы для потомков, сужая их возможности удовлетворять собственные нужды.

Здесь принципиальным экономическим  моментом является возложение дополнительных экстернальных затрат современным  поколением на будущие при сложившемся  техногенном развитии. Так, исчерпание в ближайшем будущем нефти, массовая деградация сельскохозяйственных земель создадут огромные энергетические и продовольственные проблемы для будущего, потребовав резкого роста затрат - по сравнению с современными - для удовлетворения первейших нужд. Налицо отрицательные темпоральные экстерналии.

Возможны и положительные темпоральные внешние эффекты. Технологические  прорывы, достижения научно-технической  революции современников создают  возможности по снижению затрат в  будущем.

Глобальные экстерналии. В масштабах планеты данный вид отрицательных экстерналий уже породил ряд конкретных проблем, например, связанных с переносом трансграничных загрязнений. Выбросы химических соединений в атмосферу, загрязнение рек и прочие экологические воздействия создают значительные эколого-экономические проблемы и дополнительные издержки у других стран. Особенно остры эти проблемы в контексте отношений промышленно развитых и развивающихся стран, когда негативное экологическое воздействие оказывают богатые страны, основные загрязнители и потребители природных ресурсов, а страдают от этого слаборазвитые бедные страны.

Существуют и положительные  межсекторальные экстерналии. Развитие одних секторов может дать значительный экономический эффект в других секторах. Например, развитие обрабатывающей промышленности за счет углубления переработки продукции и увеличения ее выхода может позволить уменьшить затраты на добычу первичных природных ресурсов.

Межрегиональные экстерналии. Этот вид экстерналий является уменьшенной копией глобальных экстерналий, только в рамках одной страны. Классическим примером здесь может быть река Волга, когда находящиеся в верхнем течении регионы своими загрязнениями создают дополнительные затраты на очистку воды у «нижних» регионов.

Локальные экстерналии. Данный случай экстерналий наиболее хорошо изучен в литературе. Обычно на ограниченной территории рассматривается предприятие и анализируются вызываемые его деятельностью внешние издержки у реципиентов (другие предприятия, население, природные объекты и пр.) [7].

 

 

1.2. Механизмы управления  природопользованием и охраной  окружающей среды

 

Природопользование представляет собой рациональное потребление природных ресурсов с их последующим возмещением и восстановлением. Перед всеми странами стоят колоссальные задачи по оздоровлению и охране флоры, фауны, разработке мер борьбы с деградацией почвы, защите озонового слоя атмосферы, сокращению выбросов в море и сжиганию ядовитых твердых и жидких отходов.

Главным инструментом построения природоохранной  деятельности выступают нормативы предельно допустимой концентрации (ПДК) загрязнителей в природных сферах и платежи за природопользование. Однако эти показатели не дают полной картины экономического ущерба от перегрузки природных систем и носят во многом условный характер. Исследования, проведенные на Западе, показали, что концепция экологической безопасности, ориентированная на предельно допустимые нормы концентрации загрязнителей, должна уступить место концепции экологического риска.

Согласно новому подходу задача состоит в том, чтобы обеспечить экономически и социально обоснованное сведение к минимуму отрицательного воздействия объектов на экосистему, включая человека. Поэтому сегодня необходимы исследования, направленные на определение величины прямого экономического ущерба от загрязнения природных систем в рамках обозримого экономического горизонта (15—20 лет).

Эколого-экономическая программа включает в первую очередь определение экологической емкости территории и реальных возможностей (технических и экономических) и границ допустимых суммарных нагрузок применительно к локальным зонам. В рамках допустимой суммарной нагрузки устанавливаются квоты – доля каждого предприятия в использовании соответствующего ресурса. К квотам "привязываются" платежи. Последовательно ужесточая лимиты, государство реализует курс на снижение нагрузки на природные системы. Кроме того, экономическая программа должна ориентироваться на установление стандартов качества технологии и последовательного запрещения устаревших технологий и включать разработку экологических паспортов, аттестацию технологий и установление стандарта качества технологий и платежей за их использование. Только с помощью этих мер общество сможет обеспечить последовательное снижение затрат ресурса на конечную продукцию.

Финансовые ресурсы  экологического назначения формируются из централизованных источников и за счет средств предприятий-природопользователей. На последних создаются целевые фонды охраны и воспроизводства природных ресурсов, которые целесообразно преобразовывать в экологические банки. Экологические фонды предприятий образуются за счет амортизационных отчислений на природоохранные объекты. В них должна направляться и часть балансовой прибыли предприятия, если без этого они не в состоянии поддерживать установленные лимиты воздействия на природную среду. Средства территориальных  экологических фондов образуются за счет платежей за загрязнение и расход природных ресурсов. Они расходуются на оплату услуг по улучшению экологической обстановки и на воспроизводство природных ресурсов. Под контролем местных  природоохранных органов может  осуществляться торговля лимитами на вредные воздействия на окружающую среду между предприятиями. Ведущим экономическим регулятором в системе государственного управления природопользованием являются платежи за природные ресурсы. Они регулируют интенсивность использования природных ресурсов их владельцами и обеспечивают накопление средств на их воспроизводство. В теории экономического регулирования рыночных процессов известна система экономических налогов на загрязнение. Плата за нормативно допустимое загрязнение учитывается в составе издержек продукции и поступает в экологические фонды. Если же предприятие превышает нормативно допустимое загрязнение, то штрафные платежи выплачиваются в местный фонд охраны природы из прибыли предприятия. Для рационального использования  экономических льгот и санкций в системе управления природопользованием необходимо создание системы экологического страхования, обеспечивающей усиление экологической ответственности и за счет формирования внебюджетных страховых фондов. Без этих фондов быстрая и полная компенсация экономических ущербов виновниками невозможна. Если же ущерб компенсируется только государством, то это приводит к снижению жизненного уровня всего населения. Основным источником формирования внебюджетных страховых экологических фондов являются страховые взносы предприятий, которые учитываются в издержках производства. Чтобы устранить внешние эффекты, необходимо чтобы лицо, порождающее этот эффект, считалось с внешними затратами или получало вознаграждение за внешние выгоды. Существуют несколько подходов к решению этой проблемы. Проблема эффективного распределения  ресурсов с учетом внешних эффектов ставит задачу их интернализации. Под  интернализацией понимается трансформация внешних эффектов во внутренние на основе приближения предельных частных затрат (выгод) к предельным общественным затратам (выгодам). Экономический субъект, деятельность которого порождает внешний эффект, должен нести издержки в полном объеме, а не перекладывать их на третьих лиц (в случае отрицательной экстерналии) или получать компенсацию за предоставление дополнительной полезности (в случае положительного эффекта).

Информация о работе Политика охраны окружающей среды в Республике Беларусь: эффективность и пути ее повышения