Политика охраны окружающей среды в Республике Беларусь: эффективность и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 00:36, курсовая работа

Краткое описание

В той ситуации, в которой сейчас находится наша страна, существует серьезная опасность сосредоточения на решении сиюминутных проблем в ущерб построению эффективной экономической системы, способной обеспечить быстрое и, в то же время, стабильное развитие Беларуси на долгосрочную перспективу. Проблема осложняется еще и тем, что в условиях пока еще формирующегося рынка в Беларуси механизм рыночных цен не обеспечивает отражения всех факторов производства, а уровень трансакционных издержек, приходящихся на каждую операцию, существенно превышает аналогичный уровень в западных странах. В данных условиях на экономическую науку возлагается серьезная ответственность за разработку механизмов, обеспечивающих минимизацию отрицательного воздействия внешних эффектов на развитие экономики.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..4

1 Система государственного регулирования в природоохранной сфере…………………………………………………………...........6
1.1 Теоретические основы внешних эффектов..…………………………………………………………………….6

Понятие и интернационализация внешних эффектов……………..7
1.2 Механизмы управления природопользованием и охраной окружающей среды………………………………………………………...14
2 Особенности государственной политики в области охраны окружающей среды на современном этапе……………………………….21
2.1 Обзор политики ЕС в отношении окружающей среды……………21
2.2 Эффективность государственной политики охраны окружающей среды………………………………………………………………………...23
3 Государственная политика Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, ее цели, принципы, направления…………………..25
3.1 Правовое регулирование охраны окружающей среды……………...25
3.2 Мероприятия, обеспечивающие охрану окружающей среды……….28
3.3 Предложения по совершенствованию государственной политики охраны окружающей среды………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………….....38
Список использованных источников……………………………………...39
Приложение А…………………………………………………………........41

Вложенные файлы: 1 файл

Политика охраны окружающей среды в Республике Беларусь.docx

— 911.60 Кб (Скачать файл)

– об ионизирующем и электромагнитном излучении, шумовом или ином физическом воздействии с превышением нормативов.

Экологическая информация общего назначения следует размещать в печатных изданиях и других средствах массовой информации, на официальных сайтах в глобальной компьютерной сети или распространяется иными общедоступными способами.

Важным инструментом информационного обеспечения граждан являются средства массовой информации, в которых за прошедший пятилетний период было организовано более 6100 выступлений руководителей и специалистов Минприроды, в том числе в 2007 г. – более 1000. На базе ГУ «Национальный пресс-центр Республики Беларусь» и РУП «Международный центр интеграционной информации. Общественный пресс-центр Дома прессы» проведено 62 пресс-конференции по наиболее важным экологическим проблемам и вопросам, в том числе 14 пресс-конференций в 2007 г.

В целях подготовки и оперативного размещения экологической информации Минприроды заключены договоры с информационными агентствами РУП «БЕЛТА» и ИП «ИНТЕРФАКС». Совместно с издательством «Народной газеты» подготовлено 200 тематических полос экологического выпуска «ЭкоСреда».

Также следует наладить регулярный выпуск информационно-аналитических изданий и обзоров по отдельным экологическим проблемам, издаются сборник «Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь», справочник по климату Беларуси, ежегодный экологический бюллетень «Состояние природной среды Беларуси», а также ряд других публикаций. Основная информация об экологической ситуации включается самостоятельным разделом в ежегодный статистический сборник, публикуемый Министерством статистики и анализа.

В целях развития системы непрерывного воспитания, образования и просвещения в области окружающей среды УО «Республиканский центр туризма и краеведения учащейся молодежи», УО «Республиканский центр детей и юношества», под руководством Министерства образования и поддержке Минприроды, Министерства культуры, Министерства спорта и туризма, Министерства информации, а также местных исполнительных и распорядительных органов проведена республиканская акция учащейся молодежи «Жыву ў Беларусi i тым ганаруся». Она призвана способствовать дальнейшему совершенствованию деятельности учреждений образования по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и учащейся молодежи.

 

Решение многих экологических проблем требует совместных усилий различных стран независимо от их политического и государственного устройства, поскольку последствия вмешательства человека в природные процессы зачастую выходят за рамки конкретных государственных границ.

Следует продолжать встречи, консультации и переговоры с ПРООН, ОБСЕ и ТАСИС по развитию проектной деятельности и перспективных направлений взаимодействия.

Значительная работа должна проводиться по развитию договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества с зарубежными странами. 10 октября 2007 г. в Белграде подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области охраны окружающей среды между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерством защиты окружающей среды Республики Сербия.

Защита трансграничных водных объектов от загрязнения остается одним из приоритетных направлений сотрудничества с приграничными странами – Литвой, Россией, Украиной.

В рамках сотрудничества с Министерством окружающей среды Литовской Республики подготовлен к подписанию Технический протокол о сотрудничестве в области мониторинга и обмена информацией о состоянии трансграничных вод, который одобрен литовской стороной.

В стадии разработки и проведения переговоров находятся следующие соглашения:

– трехсторонние соглашения по охране и рациональному использованию бассейнов рекЗападной Двины (Россия, Беларусь, Латвия) и Днепра (Беларусь, Россия, Украина);

– двусторонние соглашения в области охраны окружающей среды с природоохранными министерствами Молдовы, Египта, Азербайджана;

– межправительственное соглашение с Литовской Республикой о соблюдении Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

В ходе ряда встреч с представителями Еврокомиссии определены следующие приоритетные направления сотрудничества в области технической помощи и развития проектной деятельности:

– управление отходами;

– развитие экологического туризма и особо охраняемых природных территорий;

– сохранение биоразнообразия и развитие экологического образования.

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие  выводы:

1. Внешние эффекты характеризуются  как потери или выгоды, приходящиеся  на долю третьих лиц, в рыночной  сделке не участвующих. Категория  «внешние эффекты» выступает  как часть общественной стоимости, неучтённой в ценах, является  динамическим явлением и обладает  специфической потребительной стоимостью, способной переходить к другим  субъектам экономических отношений  с момента появления внешнего  эффекта. Внешние эффекты возникают  как при производстве, так и  при потреблении, они могут распространяться  как на одно лицо, так и на  общество в целом. Они могут  быть как положительными, так  и отрицательными.

2. Сущность проблемы внешних  эффектов заключается в неэффективном  размещении и использовании ресурсов  и продуктов в экономике вследствие  расхождения частных и социальных  издержек, либо частной и общественной  выгоды. Принцип решения проблемы  внешних эффектов достигается  равенством предельных общественных  издержек и предельной общественной  выгоды.

3. Существуют следующие  пути интернализации внешних эффектов:

  • без участия государства путем прямых рыночных переговоров или путем объединения субъектов, связанных внешним эффектом,
  • с участием государства путем введения корректирующих налогов и субсидий, спецификации прав собственности, изменения их структуры, создания институтов собственности, регулирующих процесс использования ограниченных ресурсов.
  1. Загрязнение окружающей среды – самый серьезный негативный внешний эффект, с которым сталкивается индустриальное общество, – служит подходящим примером для иллюстрации целого ряда концепций и государственных мер, о которых только что говорилось. Этот побочный эффект принимает различные формы, включая загрязнение воздуха, воды и почвы твердыми отходами.

Ограниченность природных ресурсов вызывает необходимость повышения  экологических требований к экономике. Само экономическое развитие внутренне противоречиво, так как оно порождает, с одной стороны, ряд экологических проблем, а с другой – в нем заложена основа для устранения этих противоречий. Сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов является высшим приоритетом Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Ее реализация осуществляется путем разработки и проведения активной государственной экологической политики, основанной на интеграции экономического, экологического и социального аспектов развития.

Существуют перспективы того, что  реализация данной стратегии поможет улучшить состояние окружающей среды, а использование методов сдерживания внешних эффектов предотвратить ситуацию, сложившуюся на данный период времени.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Учет общественных издержек // Электронный журнал Геоглобус.ру – геолого-графическое обозрение [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.geoglobus.ru/ecology/practice4/nature03.php. – Дата доступа: 02.02.2012.

2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М.: Дело, 2009. – 627 с.

3. Сакс, Дж.Д. Макроэкономика. Глобальный подход / Дж.Д. Сакс, Ф.Б. Ларрен. – М.: Дело, 1996. – 848 с.

4. Тарасевич, Л.С. Микроэкономика: учебник/ Л.С. Тарасевич, Л.И. Гребенников, А.И. Леусский. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1998. – 447 с.

5. Микроэкономика: ответы на экз. вопросы/ И.М. Зборина [и др.]. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 127 с.

6. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учеб. пособие для вузов/ Р.М. Нуреев. – 2-е изд. – М.:НОРМА, 2002. – 572 с.

7. Типы внешних эффектов и воздействий // Электронный журнал Геоглобус.ру – геолого-графическое обозрение [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.geoglobus.ru/ecology/practice4/ nature02.php. – Дата доступа: 04.02.2012.

8. Бондарь, А.В. Микроэкономика: учеб. Пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьёв, Н.Н. Сухарёва; под. общ. ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьёва. – Минск: БГЭУ, 2007. – 414 с.

9. Коуз, Р. Фирма, рынок и право: сб. ст./ Р. Коуз – М.: Нов. Изд-во, 2007. – 224с.

10. Вечканов, Г.С. Микроэкономика / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – СПб.: Питер, 2008. – 209 с.

11. Направления интернализации внешних эффектов // Виртуальная экономическая библиотека [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://econom.nsc.ru/jep. – Дата доступа: 05.02.2012.

12. Национальный доклад о состоянии окружающей среды Республики Беларусь// Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://minpriroda.by/dfiles/000597_213332_part_11.pdf. – Дата доступа: 06.02.2012.

13. Статистические данные Республики Беларусь// Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2012. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. – Дата доступа: 06.02.2012.

14. Статистические данные Министерства природы Республики Беларусь // Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.minprirody.by. – Дата доступа: 06.02.2012.

15. Альханакта, В.В. Зарубежный опыт экономического налогообложения и возможность его использования в РБ/В.В.Альханакта//Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. - 2008. - №3. - С.79-91.

16. Альханакта, В.В. Проблемы и предпосылки создания системы торговли разрешением на загрязнение окружающей среды в РБ/В.В.Альханакта//Бел.эконом.журнал. - 2010. -№1. - С.118-130.

17. Барбанова,С. Загрязнение окружающей среды: управление издержками/.Барабанова//Проблемы теории и практики управления. - 2007. - №12. - С.60- 65.

18. Данькова, Н.В. Механизм реализации Киотского протокола как источник привлечения инвестиций в Республику Беларусь/Н.В.Данькова// Вестник БГЭУ. - 2005. - №1. - с.85-91.

19. Долан, Э., Линдсей, Д. - Рынок: микроэкономическая модель./Э.Долан, Д.Линдсей. СПб., 1992.-Гл. 17.

20. Зубачева, В.Я. Анализ зарубежного опыта эффективности затрат в природоохранной деятельности./В.Я.Зубачева//Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. - 2009. - №7. - С.54-68.

21. Зубачева, В.Я. Ларина, Ю.А. «Умное» природопользование - основа развития «зеленой экономики»//Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2012. - №4. - С. 14-22.

22. Кочановский, С.Ю. Сохранения и рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей * среды/С.Ю.Кочановский// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. - 2002. - №2. - С.3-14.

23. Окружающая среда и природные ресурсы Республики Беларусь. Краткий статистический сборник - Мн.: Мин-во статистики и анализа РБ, 2008.

24. Павел, Ф., Точицкая, И. Беларусь и Киотский протокол: возможности и проблемы/Ф.Павел, И.Точицкая// Белорусский экономический журнал. - 2004. - №2. - С.42-54.

25. Республика Беларусь в цифрах. Краткий статистический справочник. - Мн.: Мин-во статистики и анализа РБ, 2008, разд. 10. Природные ресурсы и охрана окружающей среды, С.169-179.

26. Рогожкина, Т.О. Комплексном предотвращении вредного воздействия на окружающую среду хозяйтсвеной и иной деятельности: правовой аспект/Т.Рогожкина//Юстиция Беларуси. -2011. -№1. -С.48-52.

27. Сборник нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды РБ. - Мн.: Экология, 2003-С.180.

28. Хайман, Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2х т. T.II - М. Финансы и статистика, 1992. -Гл. 17.

29. Шимова, О.С. Экономика природопользования в движении Республики Беларусь к устойчивому развитию/О.С.Шимова// Белорусский экономический журнал. - 2006. - №4. С.31-37.

30. Шимова, О.С. Экономика природопользования: учебное пособие./О.С.Шимова. - М.: Мн.: ИНФРА-М, 2005. - С.376

31. Ясовеев, М.Г. и др. Экология рационального природопользования./М.Г.Ясовеев. - Минск: Право и экономика, 2005. - С.372.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Рис. 1.1

 

 

 

 

Рис. 1.2

Рис. 2.1 (а)

 

 

 

Рис. 2.1 (б)

 

 

Рис. 2.2

 

Рис. 2.3

 

Рис. 3.1

 

Рис.3.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Политика охраны окружающей среды в Республике Беларусь: эффективность и пути ее повышения