Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 13:26, курсовая работа
Политический риск - это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики. Таким образом, политический риск связан с возможными изменениями в курсе правительства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности. Учет политических рисков особенно важен в странах с не устоявшимся законодательством, отсутствием традиций и культуры предпринимательства.
Введение 3
1. Понятие, сущность и уровни политических рисков 4
1.1 Понятие и сущность политического риска 4
1.2 Уровни политических рисков 11
2. Управление и методы анализа политических рисков 13
2.1 Управление политическим риском 13
2.2 Методы анализа политического риска 17
Заключение 20
Список литературы: 22
Содержание
Введение 3
1. Понятие, сущность и уровни политических рисков 4
1.1 Понятие и сущность политического риска 4
1.2 Уровни политических рисков 11
2. Управление и методы анализа политических рисков 13
2.1 Управление политическим риском 13
2.2 Методы анализа политического риска 17
Заключение 20
Список литературы: 22
Политический риск - это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики. Таким образом, политический риск связан с возможными изменениями в курсе правительства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности. Учет политических рисков особенно важен в странах с не устоявшимся законодательством, отсутствием традиций и культуры предпринимательства.
Политический риск
с неизбежностью присущ предпринимательской
деятельности, от него нельзя уйти, можно
лишь верно оценить и учесть.
Следует отметить, что попытки учитывать
политические риски, вызываемые действиями
отдельных государственных деятелей или
правительств, предпринимались еще в XIX
в. Так, известный банкир Ротшильд так
организовал систему информации о политических
событиях, что получал сообщения о них
на несколько дней раньше, чем правительство.
Понятие "политический риск" появилось в лексиконе американских корпораций в 1959 г. после прихода к власти на Кубе Ф. Кастро. Одна из первых работ по этой проблеме - книга Ф. Рута "Бизнес США за рубежом и политический риск", где был проанализирован политический риск, которому подвергается деятельность американских компаний в других странах.
О важности учета
влияния политического риска на результаты
деятельности предпринимательской фирмы
говорит то, что для анализа и оценки политического
риска создана мировая сеть специализированных
аналитических центров как коммерческого,
так и некоммерческого характера. В развитых
странах насчитывается свыше 500 подобных
центров, основная часть которых находится
в США. Наиболее известными некоммерческими
центрами, изучающими политический риск
в основном в теоретическом плане, являются
Центр стратегических и международных
исследований в Джорджтаунском университете,
Исследовательский центр международных
изменений при Колумбийском университете
(Нью-Йорк).
Термин «риск» происходит от латинского «risicare», означающего «решиться». В теории и практике понятие риска имеет многосторонний и многозначный характер.
Под политическим риском понимается
“вероятность неблагоприятных последствий
политических решений, принимаемых
в условиях неопределенности, дефицита
ресурсов (времени, информации и т.д.),
что ведет к ущербу для участников
политических действий и вероятности
осуществления нежелательных
В. Вестон и Б.Сорж определяют политический риск как действия национального правительства, которые мешают проведению деловых операций, изменяют условия соглашений, приводят к конфискации собственности иностранных компаний.
Политический риск представляет
собой вероятность
Под политическим риском понимается вероятность финансовых потерь для фирмы в результате воздействия неблагоприятных политических факторов в стране размещения инвестиций .
Й. Пфеффер определил соотношение между риском и неопределенностью следующим образом: «Риск… представляет собой комбинацию нескольких видов азарта, он измеряется вероятностью; неопределенность измеряется уровнем веры. Риск – это состояние мира, неопределенность – состояние воображения». Политический риск как структурное явление включает в себя следующие основные компоненты. Особое место здесь занимают риски, обусловленные действующей в стране налоговой системой и законодательством. Это «правовой или законодательный риск». Он включает в себя потери и приобретения, связанные с изменениями в налоговом законодательстве, появлением правительственных постановлений, указов на различных уровнях власти, меняющих социально-политическую и экономическую обстановку в стране (регионе).
Помимо правового аспекта,
политический риск включает в себя
возможность потерь или приобретений
по следующим обстоятельствам: смена
правительства, кадровые перестановки
в правительстве; невозможность
осуществления экономической
Более полным и приемлемым, является понятие политического риска как вероятности нежелательных последствий возможных политических и других решений, связанных с политическими событиями, способными принести тот или иной ущерб их участникам в реализации их интересов. Чаще всего о политическом риске говорят в ситуациях, когда при принятии решений, касающихся, например, международного бизнеса, требуется учитывать негативное влияние факторов, связанных с нестабильностью внутриполитической обстановки, правящего режима или правительства, с политическими беспорядками.
К политическим рискам относятся:
а) невозможность осуществления деятельности вследствие военных действий, революции, обострения внутриполитической ситуации в стране, национализации, конфискации и предприятий, введения эмбарго, из-за отказа нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства и т.п.;
б) введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (забастовка, война и т.д.);
в) неблагоприятное изменение налогового законодательства;
г) запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа. В этом случае обязательно перед экспортерами может быть выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную сферу применения.
Политические риски
возникают при нарушении
Политические риски можно подразделить на четыре группы:
Риск национализации на практике толкуется предпринимателями очень широко - от экспроприации до принудительного выкупа властями имущества компании или просто ограничения доступа инвесторов к управлению активами. При определении риска национализации сложность состоит в том, что в любой стране власти никогда не рекламируют возможность экспроприации или национализации. Как следствие, ни в одном документе юридически точно не определяется, чем, например, отличается национализация от конфискации.
Риск трансферта связан с
переводами местной валюты в иностранную.
Примером может служить ситуация, когда
предприятие работает рентабельно, получая
прибыль в национальной валюте, но не в
состоянии перевести ее в валюту инвестора,
чтобы рассчитаться за кредит. Причин
может быть множество - например, принудительно
длинная очередь на конвертацию.
Риск разрыва контракта предусматривает
ситуации, когда не помогают ни предусмотренные
в договоре штрафные санкции, ни арбитраж:
контракт разрывается по не зависящим
от партнера причинам, например, в связи
с изменением национального законодательства.
Последний из группы политических рисков
- это риск военных действий и гражданских
беспорядков, в результате которых предпринимательские
фирмы могут понести большие потери и
даже обанкротиться.
Политический риск условно можно также подразделить на страновой, региональный, международный. Под страновым политическим риском следует понимать нестабильность внутриполитической обстановки страны, оказывающей влияние на результаты деятельности предпринимательских фирм, в связи с чем возрастает риск ухудшения финансового состояния фирм, вплоть до их банкротства. Особенно это сказывается на предприятиях различных форм малого бизнеса, поскольку напряженность политической ситуации в стране приводит к нарушению хозяйственных связей, что наиболее ощутимо отражается на деятельности небольших предприятий, ставит их на грань банкротства вследствие необеспеченности сырьем, материалами, оборудованием.
Под региональным политическим
риском следует понимать нестабильность
политической обстановки в определенном
регионе, которая влияет на результаты
деятельности предпринимательских фирм;
в частности, это может быть вероятность
потерь из-за военных действий в данном
регионе, а также вмешательства в предпринимательскую
деятельность региональных органов управления.
Учет международного политического риска
важен для предпринимательской деятельности
как для фирм, имеющих выход на международный
рынок, так и для фирм, имеющих зарубежных партнеров.
Поскольку на политические риски предприниматель
не может оказывать непосредственного
влияния, так как их возникновение не зависит
от результатов его деятельности, политический
риск следует относить к группе внешних
рисков.
К политическим рискам ведут:
Факторы, определяющие политический риск:
Одним из важнейших условий укрепления позиций России на международной арене и ее интеграции в мировое хозяйство является нормализация политической обстановки. Для зарубежных политиков и бизнесменов наша страна представляется интересным и перспективным, но весьма рискованным партнером. Более того, политический фактор несет в себе потенциальную угрозу экономической стабилизации: долгосрочные инвестиции в российскую экономику, являющиеся необходимым условием экономического подъема, становятся затруднительными из-за высокого уровня риска, генерируемого политической средой.
Инвестор, работающий в стране с нестабильной политико-экономической системой, потребует дополнительную премию за политический риск, увеличивая требуемую ставку дохода. Снижение премии за данный риск и требуемой ставки дохода может быть достигнуто предоставлением инвестору правительственных гарантий.
Любой риск, в том числе и политический, не может возникнуть сам по себе. Существуют определенные принципы, прямо или косвенно воздействующие на данный вид риска (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Факторы, определяющие уровень риска
Во всех развитых странах законодательство устанавливает предельные ставки налогов на доходы предпринимателей. Так, в США они составляют 34%, в Англии — 35, в Японии — 42, во Франции — 42, в Швеции — 52, в Германии — 53%. Общая сумма налогов в России, по различным оценкам, составляет 70—90% доходов предприятия, в результате чего в отечественной экономике происходит падение производства, наблюдается полное отсутствие интереса предпринимателей не только к его расширению, но и вообще к тому, чтобы им заниматься. Данная ситуация приводит к переливу капитала из производственной сферы в сферу торговли и посредничества. Небывалого уровня достигло укрывательство от уплаты налогов (30—40% всех налогов), что приводит к усилению уголовного риска.
Большое количество налогов — тяжелое бремя для любого предпринимателя, но особенно непосильно оно для малых фирм. Налоги съедают почти всю прибыль, в то время как мировой опыт показывает: абсолютный предел налоговых изъятий не должен превышать критического уровня.
Постоянно вносимые поправки и дополнения существующего законодательства лишают предпринимателей уверенности в надежности своей деятельности. Таким образом, уровень предпринимательского риска увеличивают не только высокие ставки налогов, но и нестабильность налогового законодательства. В целях экономии налоговых платежей и избежание высокого уровня риска все больше предпринимателей принимают решение об открытии фирмы за рубежом.
На уровень политического
риска оказывают влияние