Политический рынок и политическая рента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Политическая жизнь России в настоящее время, характеризующаяся стремительным развитием и широким применением электоральных и PR-технологий, технологий формирования общественного мнения поставила вопрос об адекватном понятийном осмыслении такого рода процессов. Современное политическое строительство с неизбежностью включает в себя разработку стратегий различного воздействия на адресные социальные группы и слои граждан по принципам образования маркетинговых стратегий. На сегодняшний день финансирование политических кампаний часто осуществляется финансово-промышленными группами, холдингами, которые инвестируют политические процессы со вполне очевидным намерением получать прибыль.

Содержание

Введение- 3стр
1 Политический рынок и политическая рента: понятие, субъекты, теория
1.1 Понятие политической ренты и политического рынка- 6стр
1.2Субъекты политического рынка, распыление политической ренты- 9стр
1.3 Теория политической ренты- 11стр
2 Анализ эффективности развития политического рынка и ренты в России
2.1 Политический рынок, рента и его специфика в современной
России- 19стр

Анализ развития политического рынка в России- 32стр
Заключение- 36стр
Список использованных источников- 38стр

Вложенные файлы: 1 файл

политический рынок и политическая рента.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Кубанский государственный технологический  университет»

(КубГТУ)

 

Факультет экономики, управления и бизнеса

Кафедра экономической  теории

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Институциональная экономика»

 

на тему: «Политический рынок и политическая рента».

                               

Выполнил студент группы 080200 МН1

…………………………….

 

(фамилия, имя,  отчество)

 

Допущена к  защите

 

Научный руководитель

____________________________

  (подпись,  дата, расшифровка подписи)

 

Нормоконтролер работы

____________________________

  (подпись,  дата, расшифровка подписи)

 

Защищена   ________                    Оценка ________________________

                         (дата)                               

Члены комиссии ____________________________________________

                                                                             _____________________________________________________

(подпись, дата, расшифровка подписи)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

2013

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

 ГОУ ВПО  «Кубанский государственный технологический  университет»

(КубГТУ)

 

 

 

Факультет экономики, управления и бизнеса

 

 

Кафедра экономической  теории

 

 

Задание на выполнение курсовой работы

 

по специальности 080200

 

студенту ……………………….

 

 

 

       Тема курсовой работы: «Политический рынок и политическая рента»

 

 

 

 

Руководитель  курсовой работы доцент                   Т.И. Бондаренко                                                                   

 

 

 

Срок представления

завершенной курсовой работы руководителю  «__» ________20___г.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политический  рынок и политическая рента

 

Содержание- 2стр

Введение- 3стр

1 Политический рынок и политическая рента: понятие, субъекты, теория

1.1 Понятие политической  ренты и политического рынка- 6стр  

1.2Субъекты политического рынка, распыление политической ренты- 9стр                                                

1.3 Теория политической ренты- 11стр

2 Анализ эффективности развития политического рынка и ренты в России

             2.1 Политический рынок, рента и его специфика в современной     

       России- 19стр

            

    1. Анализ развития политического рынка в России- 32стр

Заключение- 36стр

Список  использованных источников- 38стр

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Политическая жизнь России в настоящее время, характеризующаяся стремительным развитием и широким применением электоральных и PR-технологий, технологий формирования общественного мнения поставила вопрос об адекватном понятийном осмыслении такого рода процессов. Современное политическое строительство с неизбежностью включает в себя разработку стратегий различного воздействия на адресные социальные группы и слои граждан по принципам образования маркетинговых стратегий. На сегодняшний день финансирование политических кампаний часто осуществляется финансово-промышленными группами, холдингами, которые инвестируют политические процессы со вполне очевидным намерением получать прибыль.

Политическая деятельность все больше и больше становится похожей на предпринимательскую. По крайней мере так же предполагает использование рыночных: управленческих, маркетинговых, рекламных, информационных технологий, что ярко выражается в избирательных кампаниях, которые превращаются в различные предприятия по «раскрутке» и продвижению какого-то политического «брэнда».

Вторым основанием является необходимость адекватно оценивать перспективы государственного строительства в России в настоящее время, которые связаны со становлением политических демократических институтов, испытывающих огромное влияние экономического рынка. Недооценка данного влияния способна привести к такому положению дел, при котором существенным образом изменится содержание еще неустойчивой и неоднородной гражданской культуры общества России, когда при сохранении демократическими институтами формальных признаков их функционирование осуществляется в рамках преимущественно рыночных стратегий в ущерб интересам общества в общем.

Третьим основанием, которое требует осмысления политических процессов современной России в рамках рыночной парадигмы, является интенсивное развитие и совершенствование политических технологий, применение которых непосредственно связано с «маркетизацией» политики. Здесь формирование институциональных моделей развития политического рынка, задающих политические и правовые рамки применения технологий, позволяет избежать опасности превращения данного рода знаний и умений в средство бесконтрольного манипулирования поведением и сознанием широких слоев граждан.

В любом случае на сегодняшний  день процесс формирования политического рынка в России считается по сути уже состоявшимся, вполне очевидным явлением, необходимость исследования которого представляет и теоретический, и практический интерес. Однако, имеющиеся в политической науке понятийные средства и конструкты, не позволяют пока сформулировать более или менее целостную концепцию, которая могла бы применяться при осмыслении политической практики в данном ракурсе. Настоящая работа посвящена исследованию политического рынка. Институциональный анализ является одним из более актуальных в силу того, что он связан с широким спектром связанных между собой проблем становления рыночных отношений в экономике и проблем образования демократической гражданской культуры российского общества, политической культуры государства, его институтов, рядовых граждан.

Для выявления институциональной инфраструктуры и основных моделей развития подход применяется для осмысления процесса становления политического рынка.

Объектом исследования выступает политический рынок как теоретический конструкт и конкретная политическая практика взаимодействия субъектов политики.

Предметом исследования является институциональный анализ становления политического рынка и политической ренты, в котором формирование инфраструктуры, уровни и модели развития, а так же конституирование основных сегментов рынка рассматриваются через институциональное содержание соответствующих процессов.

Основной целью курсовой работы является построение теоретической концепции, в которой особенности политического рынка выявляются и анализируются в институциональном аспекте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Политический рынок и политическая  рента: понятие,    субъекты, теория

1.1 Понятие  политической ренты и политического  рынка

 

Политический рынок – это система производства и распределения политических товаров и услуг (идей, стиля управления, программ, имиджа лидера), которая относительно эффективно обеспечивает согласование значительного числа интересов конкурирующих между собой продавцов (партий, политиков, бюрократии) и покупателей (избирателей, граждан).

Политическая рента – это доходы, получаемые субъектами от политической деятельности (они превышают конкурентный уровень). Изыскание политической ренты – это деятельность, которая направлена на получение данного вида доходов.

Изучение политического  рынка, а также всех происходящих на рынке процессов и операций считается исходным моментом в теории и практике политического маркетинга. Целью изучения рынка является получение по возможности более полной, надежной и достоверной информации о состоянии и перспективах развития предложения и спроса, степени удовлетворения спроса, тенденциях рыночной конъюнктуры, действиях конкурентов, всего того, что нужно для выработки политической стратегии и тактики поведения агента на рынке.

Политический рынок  объединяет в себя следующие элементы: политические субъекты (агенты) или производители политического товара (действующий индивид, носитель социальных отношений); спрос и предложение политического товара; политический товар; потребители политического товара; обмен политическим товаром.

В качестве политических субъектов (агентов) на этом рынке выступают политические лидеры; государства и государственные органы; политические партии и общественные организации; лобби, группы интересов. Их задача выражается в том, чтобы предложить такие политические товары, которые бы пользовались широким спросом у определенных социальных групп или организаций и были бы конкурентоспособными по сравнению с теми, что предлагают на рынке их соперники.

На политическом рынке действуют агенты, производящие политическую реальность тем, что, исходя из своих субъективных свойств и находящихся в их распоряжении объективных ресурсов (материальных и др.) "продуцируют") схемы оценивания, восприятия, мышления и политического взаимодействия, а затем осуществляют политическую практику в соответствии с данными схемами.

Понять лучше всего политический рынок можно через анализ борьбы за перераспределение правил внутреннего деления на рынке. Обычно рынок политики образуется вокруг 2-3 полюсов, причем, например, оппозиция "левые - правые", демократы - консерваторы могут сохраняться и при переструктурировании рынка за счет частного обмена ролями. Так, до августа 1991-го года "левые" были партией прогресса и демократии, "правые" являлись партией порядка и консерватизма, в настоящее время - наоборот.

Для перехода к  цивилизованному политическому рынку нужен достаточно более высокий уровень политических отношений, а именно: 1) появление конкурентоспособных производителей политического товара, т.е. политических партий и блоков, которые располагают достаточно большой социальной клиентурой; 2)  общепринятая система ценностей как основа для достижения консенсуса между политическими субъектами; 3) равноправие политических субъектов, которое обеспечивается четко разработанной системой норм и правил конкурентной борьбы; 4) возрастание количества потребителей, которые способны предъявлять очень высокие требования к его качеству. И конечно, цивилизованный рынок невозможен без массового политического просвещения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Субъекты политического рынка, распыление политической ренты.

 

 

 Субъекты политического рынка:  чиновники, политики, избиратели, группы давления.  Группы давления – это совокупность экономических субъектов, которые имеют одинаковые интересы и стремятся влиять на политические решения. Они оказывают услуги чиновникам и политикам. Если группа обладает СМИ, то она манипулирует голосами избирателей.

Теория политической ренты (основы в 60-ые). Политическая рента – это доходы, получаемые субъектами от политической деятельности (они превышают конкурентный уровень). Изыскание политической ренты – это деятельность, которая направлена на получение данных доходов. Способы изыскания политической ренты:

  1. Использование групп давления. Лоббирование – это затраты на продвижение политических решений. Таллок: в реальности наблюдается распыление политической ренты.

 

 Рента распыляется и сводится к нулю. Она преобразуется в издержки на лоббирование. Например, разница между монопольной ценой и равновесной ценой, умноженная на выпуск при монопольной цене равна политической ренте, которая идет чиновникам для поддержания этой монополии.

  1. Конкуренция субъектов принятия политических решений между собой за возможности занять должность, которая позволит предоставлять политическую ренту кому-то и получать дополнительное вознаграждение. Например, должность в антимонопольном комитете. Кандидаты на эти должности инвестируют ресурсы, чтобы занять данную должность (время, силы), но из-за огромной конкуренции большинство кандидатов не займут данную должность, происходит распыление их ресурсов.
  2. Затраты компании на проникновение в отрасль, где существует политическая рента.

Некоторые экономически считаются рентоориентированными, то есть многие субъекты занимаются поиском ренты, к чему побуждает само государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Теория политической ренты

 

Обстоятельства участия всех экономических субъектов в политической деятельности с целью приобретения специфических преимуществ, которые обеспечивают им рентные (то есть превышающих конкурентный уровень) доходы на факторы производства, которые находятся в их распоряжении, рассматриваются в рамках теории политической ренты. Данные доходы имеют название политическая рента, а та деятельность, которая направлена на их получение, - изыскания политической ренты (термин дан Е. Крюгером в середине 70-х гг., однако базовые положения соответствующей теории разработал еще в 60-е годы Г. Таллок).  Предполагается, что все субъекты хозяйствования часть своих ресурсов инвестируют в хозяйственную деятельность (для создания прибыли), а часть - в деятельность на политическом рынке (деятельность по изысканию политической ренты). Критерий эффективности при данном распределении ресурсов требует, чтобы предельная эффективность их применения в обеих сферах была равной.

Информация о работе Политический рынок и политическая рента