Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 19:55, курсовая работа
Цель данной работы - оценка эффективности государственного заказа как базового элемента использования государственных средств. Эффективность является важнейшим параметром, определяющим результаты деятельности любого хозяйствующего субъекта.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Уточнить экономическое содержание категории институт государственных закупок, рассмотреть понятия «государственный заказ» и «государственная закупка»;
2. Определить критерии эффективности государственных закупок;
3. Дать оценку эффективности действующей системы государственных и муниципальных заказов;
4. Выявить основные направления совершенствования механизма государственных и муниципальных заказов.
Введение ………….. С.3
1. Теоретические и организационные основы реализации функций государственного заказа С.6
1.1. Понятие и механизм института государственных закупок С.6
1.2. Критерии эффективности государственных закупок С.10
2. Основные направления совершенствования механизма размещения государственного заказа С.22
2.1. Развитие и совершенствование правовой базы размещения государственного заказа С.22
2.2. Требования к инновационной составляющей государственных закупок С.31
Заключение ………….. С.34
Список литературы ………….. С.36
2. Качественность - качество
понимается как степень
3. Смешанный эффект - представляет
собой симбиоз между первым
и вторым критерием, то есть
когда достигнута средняя
- сокращение расходов бюджетных средств;
- сравнительная эффективность.
Для этого используются формулы.
Сокращение абсолютное, рассчитывается в рублях:
Са = Сn – Cк – З (1)
где:
Сn – стоимость предложения, выставленного заказчиком на конкурс (начальная цена контракта);
Ск – стоимость заключенного контракта (предложение победителя);
З – затраты заказчика на проведение конкурса.
Относительно сокращение рассчитывается в % по формуле:
Со = Са / Сn х 100 (2) Сокращение расходов бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров в отчетном периоде рассчитывается как сумма сокращения расходов бюджетных средств по каждому конкурсу. Сравнительная эффективность проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд определяется по трем вариантам на основе сопоставления цены товара, закупленного на конкурсе, со следующими ценами, которые должны быть сопоставимы по условиям поставки:
- средней рыночной ценой товара, предложенной поставщиками;
- среднерыночной ценой товара;
- контрактной ценой товара на предыдущем конкурсе. Сравнительная эффективность, рассчитанная по первому варианту относительно средней цены товара, предложенной поставщиками, должна быть положительной, то есть контрактная цена товара не может превышать среднюю цену. Сравнительная эффективность, рассчитанная по второму варианту относительно среднерыночной цены, применяется в случаях, когда продукция носит массовый характер и имеется в свободной продаже. Сравнительная эффективность, рассчитанная по третьему варианту относительно предыдущего конкурса, характеризует динамику работы заказчика по проведению конкурсов. При этом контрактная цена товара предыдущего конкурса принимается с учетом инфляции относительно контрактной цены товара по результатам проведенного конкурса, эффективность которого рассчитывается. Сравнительная эффективность проведения конкурса на размещение заказа на поставку конкретного товара рассчитывается следующим образом:
Абсолютная эффективность
Эа = (Цс – Цк) х К (3)
где:
Цс – цена товара, с которой сравнивается контрактная цена
(1-й вариант – средняя цена товара, предложенная поставщиками;
2-й вариант – среднерыночная цена товара;
3-й вариант – контрактная цена товара на предыдущем конкурсе);
Цк – контрактная цена товара по результатам проведенного конкурса;
К – количество товара, закупленного на конкурсе.
Средняя цена товара поставщиков (принимается средневзвешенная величина цен, предложенных всеми поставщиками) – участников конкурса.
В случае равенства предлагаемых ими объемов поставок вместо средневзвешенной применяется среднеарифметическая величина цены.
Цс = Σ К х Ц / Σ К (4)
где:
К и Ц – количество и цена товара, предложенного каждым из поставщиков;
N – количество поставщиков, участвующих в конкурсе.
В случае изменения контрактной цены в процессе исполнения контракта целесообразно уточнить расчет сравнительной эффективности конкурса по формуле.
Эу = Эа – ∆Э (5)
где:
Эу – уточненная сравнительная эффективность конкурса;
∆Э – изменение эффективности конкурса за счет изменения контрактной цены.
∆Э = (Цкср – Цк) х К (6)
где:
Цкср – средневзвешенная по объемам поставки контрактная цена товара, измененная в процессе выполнения контракта;
Цк – контрактная цена по результатам проведенного конкурса;
К – количество товара, предложенного каждым из поставщиков.
Общая сравнительная эффективность проведения заказчиком всех конкурсов на размещение заказов на поставки товаров в отчетном периоде определяется путем суммирования сравнительных эффективностей всех конкурсов, проведенных в этом периоде.
Абсолютная эффективность (тыс. руб.).
Эа = Σ Эа (7)
где:
Σ Эа – сумма абсолютных эффективностей по всем конкурсам, проведенным в рассматриваемом (отчетном) периоде.
Относительная эффективность (%) рассчитывается по формуле:
Эо = Эа / Σ (Цк х К) х 100 (8)
где:
Эа – общая сравнительная эффективность может быть рассчитана в трех вариантах: относительно средней цены, предложенной поставщиками; среднерыночной цены; контрактной цены на предыдущих конкурсах;
Σ (Цк х К) – общая стоимость
все контрактов, заключенных в отчетом
периоде, в рублях. Однако для полной оценки
эффективности размещения государственного
заказа методик, разработанных Минэкономразвития
России, явно недостаточно.
1. Динамика объема закупок для государственных нужд;
2. Структура размещения государственного заказа по способам размещения и количеству закупок (при этом учитываются процедуры: конкурс, аукцион и запрос котировок, которые максимально экономят финансовые ресурсы бюджетов);
3. Структура размещения государственного заказа по группам главных распорядителей бюджетных средств по способам размещения и сумме закупок;
4. Структура размещения государственного заказа по группам поставщиков по сумме размещения и количеству закупок;
5. Динамика и объемы структуры государственного заказа по способам размещения;
6. Сокращение бюджетных расходов за счет проведения процедур размещения государственного заказа;
7. Риск невыполнения или ненадлежащего выполнения государственного заказа и т.п. Производя экономическую оценку размещенного государственного заказа по совокупности этих показателей, можно судить о его эффективности.
В целях развития и совершенствования правовой базы, обеспечивающей функционирование единой системы размещения заказов, в России проводится работа по развитию законодательной, нормативно-правовой и методической базы в сфере государственных и муниципальных закупок. Так, с принятием Федерального закона от 02.02.2006 № 19-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» внесены изменения в 38 законодательных актов Российской Федерации, в связи с чем решена проблема правовой разобщенности системы размещения заказов и общих основ законодательства. Изменения и дополнения были внесены в Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), что позволило осуществить интеграцию законодательства и обеспечить правовое регулирование на всех стадиях процесса закупок. После принятия и вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ (в ред. от 20.07.2012 г.) «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» законодателем неоднократно вносились изменения и дополнения. Законотворческие процессы совершенствования законодательства и нормативно-правового регулирования продолжаются и в настоящее время.
Государство, предписывая государственным
и муниципальным заказчикам обязанность
размещать заказы согласно определенным
процедурам и регламентам, установив контроль
за соблюдением таких процедур, ответственность
за их нарушение, не смогло предложить
действенного механизма стимулирования
государственных и муниципальных заказчиков
для эффективного и экономного осуществления
закупок5. Существующий порядок расходования
бюджетных средств не позволяет заказчикам
самостоятельно распоряжаться средствами,
сэкономленными по результатам проведения
торгов, запросам котировок. Заказчики
не могут перераспределить их на другие
затратные статьи, и сэкономленные денежные
средства остаются неиспользованными.
- заказчики не размещают извещения о проведении торгов на официальном сайте;
- в извещениях о проведении
торгов и в конкурсной
- в конкурсной документации
заказчики устанавливают не
- в конкурсной документации
отсутствует порядок оценки и
сопоставления заявок на
- заказчиками нарушаются определенные ФЗ-94 сроки проведения процедур размещения заказов (сроки вскрытия конвертов, рассмотрения заявок на участие в конкурсе, их оценки и сопоставления, сроки подписания протоколов и публикации информации о результатах размещения заказов);
- заказчики в нарушение
требований ФЗ-94 обязывают участников
размещения заказов в составе заявок на
участие в конкурсах (аукционах) представлять
справки о непроведении ликвидации участника
размещения заказа – юридического лица
или непроведении ликвидации в отношении
такого участника – индивидуального предпринимателя
процедуры банкротства, о неприостановлении
деятельности такого участника в порядке,
предусмотренном КоАП РФ и т.д. При проверках
выявляется множество случаев заключения
государственных и муниципальных контрактов
с единственными поставщиками (исполнителями,
подрядчиками) в нарушение положений ФЗ-94.
А так же случаи, когда государственными
заказчиками принимаются собственные
порядки размещения заказов, не соответствующие
положениям ФЗ-946. Выявлено также, что законодательно
не регулируется вопрос идентификации
участников размещения заказа, принимающих
участие в аукционе в режиме удаленного
доступа, и закрепления за действиями
таких участников статуса юридически
значимых. Такие условия не позволяют
разработать универсальные и действенные
механизмы, позволяющие осуществлять
проведение аукционов в электронной форме
и обеспечивать электронную форму участия
в обычных аукционах и конкурсах по процедурам
Федерального закона от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ
(в ред. от 20.07.2012 г.) «О размещении заказов
на поставку товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд». Несмотря на выявленные
проблемы, Федеральный закон от 21 июля
2005 г. №94-ФЗ (в ред. от 20.07.2012 г.) «О размещении
заказов на поставку товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд» позволил добиться
определенных положительных результатов
при обеспечении прозрачности закупочных
процедур, экономного расходования бюджетных
средств, доступности для всех поставщиков,
исполнителей и подрядчиков к государственным
и муниципальным заказам, государственного
контроля в сфере размещения заказов,
ответственности за нарушение законодательства
Российской Федерации и иных законодательных
и нормативных актов о размещении заказов. Положительная
динамика роста объемов государственных
закупок и выделяемых на это бюджетных
средств требует совершенствования правовой
основы в сфере размещения государственных
заказов. Первым шагом в развитии новой
системы госзакупок стало принятие Федерального
закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении
заказов на поставку товаров, выполнение
работ и оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд». Привнесенные Законом
изменения коснулись всех государственных
и муниципальных закупок. В частности,
были установлены единые процедуры и порядок
размещения заказов для государственных
и муниципальных нужд, что позволило привести
в соответствие с общими принципами и
правилами разнородные системы закупок
продукции, использовавшиеся на различных
уровнях государственного управления:
федеральном, региональном и муниципальном.
Информация о работе Понятие и механизм института государственных закупок