Понятие и механизм института государственных закупок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - оценка эффективности государственного заказа как базового элемента использования государственных средств. Эффективность является важнейшим параметром, определяющим результаты деятельности любого хозяйствующего субъекта.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Уточнить экономическое содержание категории институт государственных закупок, рассмотреть понятия «государственный заказ» и «государственная закупка»;
2. Определить критерии эффективности государственных закупок;
3. Дать оценку эффективности действующей системы государственных и муниципальных заказов;
4. Выявить основные направления совершенствования механизма государственных и муниципальных заказов.

Содержание

Введение ………….. С.3
1. Теоретические и организационные основы реализации функций государственного заказа С.6
1.1. Понятие и механизм института государственных закупок С.6
1.2. Критерии эффективности государственных закупок С.10
2. Основные направления совершенствования механизма размещения государственного заказа С.22
2.1. Развитие и совершенствование правовой базы размещения государственного заказа С.22
2.2. Требования к инновационной составляющей государственных закупок С.31
Заключение ………….. С.34
Список литературы ………….. С.36

Вложенные файлы: 1 файл

1. Оценка эффективности госзакупок.docx

— 74.72 Кб (Скачать файл)

1. Гражданам и организациям  предоставить право осуществлять  общественный контроль за соблюдением требований законодательства в сфере осуществления госзакупок. Органы государственной власти, органы местного самоуправления должны обеспечивать возможность осуществления такого контроля в порядке и в формах, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Предоставить право  создавать Общественные объединения  по контролю и объединения  юридических лиц, которым разрешить:

- подготавливать предложения  по совершенствованию законодательства  Российской Федерации о федеральной контрактной системе;

- направлять заказчикам  запросы о предоставлении информации  об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов;

- осуществлять независимый  общественный мониторинг и оценку  хода осуществления закупок, в том числе оценивать процедуры закупки и итоги исполнения контрактов на предмет их соответствия требованиям настоящего Федерального закона.

3. Регламентировать разработку  и форму планов и прогнозов  в сфере госзакупок. Прогнозирование и планирование должны обеспечивать государственные и муниципальные нужды исходя из мероприятий государственных и муниципальных программ, иных документов, определяющих цели и задачи деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, посредством разработки и реализации:

1) сводного прогноза закупок  товаров, работ и услуг для  государственных и муниципальных  нужд;

2) планов закупок товаров, работ и услуг для обеспечения  государственных и муниципальных  нужд;

3) планов-графиков осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

4. Составлять сводный  прогноз, который должен быть  частью прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Он должен формироваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации с учетом анализа закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.          Сводный прогноз должен составляться на основании прогнозов закупок товаров, работ и услуг, необходимых для реализации государственных программ Российской Федерации, программ субъектов Российской Федерации, иных документов программно-целевого характера. Государственные программы Российской Федерации, а также программы субъектов Российской Федерации, иные документы программно-целевого характера должны содержать указания на необходимые для их реализации ресурсы, в том числе обобщенную информацию о прогнозируемых закупках товаров, работ и услуг.            Сводный прогноз должен формироваться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в порядке, установленном таким органом, и размещается в единой информационной системе.

5. Планы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных  нужд должны включаться следующие  сведения:

1) идентификационный код  закупки;

2) наименование мероприятия  государственной программы Российской  Федерации, целевой программы, плана или программы развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, иного документа программно-целевого планирования, утвержденного (одобренного) в установленном порядке, наименование государственной или муниципальной услуги или функции;

3) описание объектов закупок, необходимых для реализации мероприятия, указанного в пункте 2 настоящей  части, включая качественные и  функциональные характеристики и объем закупаемых товаров, работ, услуг;

4) объем денежных средств, необходимых для осуществления  закупки;

5) сроки (периодичность) осуществления  планируемых закупок;

6) ожидаемый результат  осуществления закупки;

7) сведения о закупках  новейшего оборудования, лекарственных  средств, иной высокотехнологичной  продукции для федеральных государственных  нужд в соответствии с решениями  Президента Российской Федерации  и Правительства Российской Федерации.        Планы рекомендовано разрабатывать сроком на три года. Их форма и порядок утверждения и ведения должны определяться Правительством Российской Федерации.

6. Периодически проводить  мониторинг Планов, Планов-графиков  и Сводных планов. Мониторинг должен выявлять:

1) степень достижения  ожидаемых результатов плановым  показателям;

2) данные об использовании  бюджетных ассигнований, предусмотренных  Планами и Планами-графиками;

3) данные об осуществлении  закупок, включая результаты, полученные  по итогам исполнения контрактов.        Мониторинг должен осуществляться посредством анализа документальных отчетов заказчиков за истекший календарный года, представляемых не позднее одного месяца по истечение календарного года, а также сведений, содержащихся в единой информационной системе и данных, полученных по результатам мероприятий по аудиту, надзору и контролю в соответствии законодательством.            Результаты мониторинга реализации Планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд и Планов-графиков осуществления закупок товаров, работ, услуг для федеральных нужд оформленный в виде сводного аналитического отчета по итогам каждого года, представляется на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации рассматривает результаты указанного мониторинга не позднее рассмотрения отчетности об исполнении федерального бюджета в отчетном финансовом году.         По результатам мониторинга реализации Планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд и Планов-графиков осуществления закупок товаров, работ, услуг для федеральных нужд дается оценка их эффективности обеспечения федеральных нужд, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может принять меры, необходимые для обеспечения федеральных нужд, в том числе решение о корректировке государственных программ Российской Федерации, целевых программ, иных документов программно-целевого планирования или о корректировке соответствующих Планов и Планов-графиков.      Оценка эффективности реализации Планов закупок товаров, работ, услуг и Планов-графиков, оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд и принятых на их основании решениях, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат размещению в единой информационной системе.

7. Регламентировать разработку  и форму документальных отчетов  заказчиков, в которые должна включаться информация:

1) сведения о степени  обеспечения государственных и  муниципальных нужд посредством  осуществления закупок;

2) данные об использовании  бюджетных ассигнований, предусмотренных  на осуществление закупок;

3) анализ факторов, повлиявших  на ход и сроки реализации  Планов и Планов-графиков;

4) информация о корректировках  Планов и Планов-графиков с  указанием причин таких корректировок;

5) данные о сроках осуществления  процедур определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей, исполнения контрактов, а также о нарушениях соответствующих сроков (с указанием причин);

6) данные об исполнении  и неисполнении (с указанием причин) контрактов;

7) информация о качестве  и соответствии установленным  требованиям закупленных товаров, работ, услуг, а также информация о причинах несоответствия функциональных, потребительских свойств закупленных товаров, работ, услуг требованиям, установленным контрактом

8) иная информация в  соответствии с настоящим Федеральным  законом, иными нормативными правовыми актами.      Оценка эффективности реализации Планов закупок товаров, работ, услуг и Планов-графиков, оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд и принятых на их основании решениях, отчеты заказчиков за исключением сведений, составляющих государственную тайну, должны размещаться в единой информационной системе.    В заключение следует отметить, что в условиях повсеместной информатизации процессов управления и переход к электронной форме закупок затронул сферу государственных закупок России и привел к необходимости совершенствования нормативных основ. Большая территория России, отраслевые особенности размещения госзаказа в отдельных сферах деятельности создают условия для дифференциации подходов к регулированию размещения заказов, что потребует изменения законодательства. Выявлено, что процесс совершенствования нормативных законодательных основ в сфере размещения государственных заказов находится в постоянном развитии. Российское государство должно способствовать обеспечению прозрачности, справедливости и действенности процедуры госзакупок, что является одним из факторов эффективного функционирования системы государственных закупок.

    1. Требования к инновационной составляющей государственных закупок

Рыночная экономика России, развитие организаций и рынков происходит в процессе общемирового экономического изменения, проходящего на базе новых инновационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.        В этих условиях первоочередными задачами инновационной политики становятся:

- повышение инновационной  активности и опережающее развитие  высокотехнологичного сектора экономики;

- стимулирование экономического  роста и повышение эффективности  производства на микроуровне через поддержку формирующихся методов импортозамещения, экспортных контрактов и использование других косвенных инструментов;

- снижение трансакционных издержек деятельности организаций за счет развития институтов рынков товаров, услуг, труда и капитала, формирования инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности;

- прекращение прямого  и косвенного субсидирования  неэффективных организаций, создание работоспособных организаций, повышение эффективности института банкротств, реструктуризация неэффективного сектора экономики, решение проблем монопрофильных городов России;

- сокращение и оптимизация  государственного сектора при  росте эффективности управления государственным имуществом;

- повышение эффективности  естественных монополий путем  обеспечения большей информационной  прозрачности и ужесточения контроля за их издержками; организационного разделения естественно-монопольных и немонопольных сегментов; формирования конкурентной среды в немонопольных сегментах; обеспечения равного доступа к сетям; обеспечения контроля за поддержанием необходимого уровня инвестиций;

- реализация целевых программ  развития инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций, формирование  конкурентной среды, создание равных  и предсказуемых условий экономической  деятельности в стране, как в  масштабе всей экономики, так и на конкретных отраслевых рынках.   В настоящее время в России инновационная политика должна реализовываться на основе применения принципов: конкурентный рынок как главный регулятор экономического развития; минимизация и оптимизация государственного вмешательства в экономику; открытость экономики; либерализация экономической деятельности на микроуровне.     Инновационная политика должна быть направлена на опережающее развитие тех отраслей и подотраслей, продукция и услуги которых пользуются спросом на мировом рынке. В рамках такого подхода можно выделить «традиционные» экспортные отрасли (прежде всего, в сырьевом секторе и перерабатывающей промышленности), а также «новые» экспортные отрасли в сфере услуг. Приоритетными направлениями государственной инновационной политики должны быть: комплексное обновление производственной и непроизводственной инфраструктуры и содействие научно-техническому прогрессу, прежде всего, в сферах высоких технологий.    Результатом внедрения инноваций должно стать следующее: обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства; позитивные структурные сдвиги, связанные с увеличением доли продукции перерабатывающих отраслей по сравнению с добывающими и доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции и услуг в ВВП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Задание курсовой работы по теме «Оценка эффективности государственных закупок: системы, критерии, институты» помогло выявить необходимые аспекты и проанализировать сущность института государственных закупок.            В первой главе данной работы изучены теоретические и организационные основы реализации функций государственного заказа, в том числе рассмотрены понятие и механизм института государственного заказа, критерии оценки эффективности, методика оценки эффективности системы государственных закупок, возможности ее использования в российской практике. Изучение экономической литературы показало, что до сих пор идут дискуссии относительно категории «институт государственных закупок». Большинство экономистов отождествляют понятия государственный заказ и государственные закупки. До сих пор четко не определен механизм института государственных закупок и не выявлены его особенности и инструменты. Законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.             Во второй главе работы разработаны некоторые направления совершенствования механизма размещения государственного заказа.   В главе предложены рекомендации по совершенствованию механизма государственных и муниципальных закупок. Необходимо усовершенствовать нормативно – правовую базу, чтобы законы опирались больше на экономические категории, а не на административные; контролировать правильность составления заявок; увеличить информационную открытость заказчиков; использовать опыт централизации государственных и муниципальных закупок для обеспечения оптимума между ценой и качеством, ограничить количество закупок у подведомственных организации; стимулировать контроль со стороны поставщиков. Рост эффективности системы государственных закупок зависит от успешности административной реформы; реформирования российского законодательства; внедрения эффективного контроля бюджетных расходов.            Таким образом, цель и задачи, поставленные в работе, были успешно решены: изучен теоретический материал, касающийся темы работы, проведен анализ современного состояния законодательства, выявлены проблемы и разработаны мероприятия по совершенствованию механизма государственных и муниципальных заказов.

Информация о работе Понятие и механизм института государственных закупок