Понятие и сущность, основные направления электронной коммерции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 13:54, контрольная работа

Краткое описание

Появление глобальных сетей связи, и в первую очередь - Интернет, привело к настоящей революции в области организации и ведения коммерческой деятельности. Преобразования коснулись как внешних отношений между компаниями и их партнерами или клиентами, так и внутренней структуры самих компаний. Появились не только новые направления ведения бизнеса, но и принципиально изменились уже существующие. Подобные исследования красноречиво свидетельствуют о том, что компания, недоучитывающая потенциал электронного бизнеса и электронной коммерции, может утратить свои коммерческие позиции под натиском более способных к адаптации в условиях новых реалий рынка конкурентов. «Он - лайновая» торговля стремительно развивается. Однако полноценное развитие этой области - это не только создание магазинов, это комплексный процесс, со своими законами и правилами.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность, основные направления электронной коммерции 4
1.1 Основные понятия теории электронной коммерции 4
1.2 Этапы становления электронной коммерции 11
1.3 Правовая основа электронной коммерции 13
1.4 Основные направления электронной коммерции и уровень их развития 17
Заключение 26
Список использованных источников 28

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 44.63 Кб (Скачать файл)

1.2 Этапы становления  электронной коммерции

Сам термин "Электронная Коммерция" возник практически сразу вслед за появлением ЭВМ в 50-е, 60-е годы. Это была эпоха "Mainframe-based" приложений. Одними из первых таких приложений были программы для транспорта - заказ билетов, а также обмен данными между различными службами для подготовки рейсов.

1968 год. В США был образован  специальный комитет TDCC (Transportation Data Coordination Committee), задачей которого стало  согласование 4-х уже сложившихся  индустриальных стандартов для  различных транспортных систем - авиации, железнодорожного и автомобильного  транспорта. Результаты деятельности  этой комиссии легли в основу  нового стандарта для организации  электронного обмена данными  между организациями - EDI (Electronic Data Interchange). Стандарт получил название - ANSI Х.12 (host-based).

70-е годы. Примерно в  то же время в Англии происходят  такие же процессы - поиск стандартных  решений для обмена данными. Но  здесь главная ориентация была  на торговлю. Появился набор стандартов Tradacoms для международной торговли. Именно его Европейская экономическая  комиссия - UNECE (United Nations Economic Commission for Europe) принимает в качестве международных  стандартов GTDI (General-purpose Trade Data Interchange standards).

Таким образом сложилась ситуация сосуществования 2-х систем стандартов - европейского и американского. Это не могло устроить торговый бизнес, который начал активное взамопроникновение через океан, поэтому началось движение по объединению EDI-стандартов.

80, 90-е годы. На базе  стандартов GTDI появляется международный  стандарт EDIFACT (Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport), принятый ISO (ISO 9735). В качестве  транспортной среды EDIFACT использует  стандарт электронной почты Х.400 (подмножество Х.435). Вехи развития  самого стандарта Х.400 - версии 1984, 1988, 1992 годов, стали и этапами развития EDIFACT. Но в США Х.12 по прежнему  основной стандарт для взаимодействия  корпораций посредством EDI. В 1997 году  было намечено окончательное  объединение EDIFACT и Х.12, но реально  это не произошло, т.к. на повестку  дня для EDI вышла другая, более  актуальная проблема - возможность проведения операций Электронной Коммерции через Интернет.

90-е годы. Бурный рост  Интернет, связанный с появлением Web-технологии, заставил аналитиков EDI кардинально пересмотреть свои  планы по дальнейшему развитию  Электронной Коммерции. Появился  новый тип бизнеса - розничная  торговля через Интернет. А так  как Интернет был (и остается) более дешевой средой для передачи  информации, чем концепция электронной  почты через наложенные частные  сети (VAN), то был создан стандарт EDIINT (EDIFACT over Internet) на базе стандартов  для электронной почты Интернет - SMTP/S-MIME.

В 1996-1997 гг. сообщество CommerceNet (www.commerce.net) (очень известная и влиятельная организация по содействию развития бизнеса в Интернет) провела ряд тестов по проверке совместимости различных коммерческих реализаций EDIINT. Тестирование прошло успешно, но был выявлен целый ряд недостатков предлагаемого стандарта (в основном это связано с вопросами совместимости стандарта S-MIME) и пока он не принят.

В 1997 году появился еще один стандарт - OBI (Open Buying on the Internet). В стандарте декларируются принципы, которым должно соответствовать программное обеспечение для Электронной Коммерции, поддерживающее открытые Интернет-стандарты. OBI опирается на EDIINT, но затрагивает значительно больший класс вопросов стандартизации всех форм взаимодействия между организациями, вовлеченных в полный цикл покупки-продажи-поставки.

1.3 Правовая основа  электронной коммерции

Интернет является универсальной технологией обмена данными и информацией между сотнями миллионов людей многих стран мира. Интернет как глобальное информационное пространство не имеет государственных границ и является не только эффективнейшим средством доступа к информационным ресурсам, накопленным человечеством, но и становится средством распространения массовой информации. Функционирование сети является мощным фактором развития и использования передовых технологий. С другой стороны, с использованием сети Интернет связаны: возможность бесконтрольного распространения вредной информации, проникновения в системы управления, нарушения прав человека и т.п. требует особого внимания к вопросам информационной защиты.

Бурное развитие Интернета в цивилизованном мире опережает процесс создания и совершенствования нормативных правовых актов, необходимых для регулирования возникающих проблем.

Правовое регулирование отношений в сфере электронной коммерции

Правовой основой регулирования отношений в области электронной коммерции являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О защите прав потребителей», Федеральный закон «О рекламе», Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации", Федеральный закон "О связи", Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи», Федеральный закон “О техническом регулировании”, настоящий Федеральный закон и принимаемые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты субъектов Федерации, правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие предпринимательскую деятельность, а также международные договоры и соглашения Российской Федерации.

Основные принципы правового регулирования в сфере электронной коммерции

1. Правовое регулирование  в сфере электронной коммерции  основывается на принципах обеспечения  равенства участников гражданско-правовых  отношений, свободы договора, беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации, а также гарантий судебной защиты прав субъектов электронной коммерции.

Ограничения прав и обязанностей субъектов в сфере электронной коммерции могут быть установлены только федеральным законом.

2. Сделки и иные юридические  действия сторон, независимо от  места их фактического нахождения, совершенные и оформленные с  помощью информационных систем, сети Интернет и иных открытых  или корпоративных сетей при  формировании, использовании и передаче  по каналам связи электронных  документов, признаются совершенными  в простой письменной форме  при условии соблюдения требований  Гражданского кодекса Российской  Федерации, настоящего Закона, иных  нормативных правовых актов, а  также соглашения сторон.

3. Сделки не могут быть  признаны недействительными только  на том основании, что они были  совершены и оформлены посредством  использования информационных технологий  при обмене (передаче) по каналам  связи электронных документов (сообщений), если иное не предусмотрено  федеральным законом.

Основные проблемы, требующие законодательного урегулирования в России в связи с развитием сети Интернет:

1) обеспечение свободного  подключения к Интернету и  обмена информацией в сети;

2) правовая охрана авторских  прав и иных объектов интеллектуальной  собственности;

3) защита персональных  данных, в частности, тех данных, которые собираются в процессе  деятельности операторов сети (в  том числе адреса, телефоны и другие персональные данные подписчиков или покупателей в системе "электронной коммерции");

4) подключение государственных  органов к Интернету и обеспечение  граждан информацией о деятельности  этих органов;

5) предотвращение распространения  оскорбительной и непристойной  информации, призывов к разжиганию  национальной, расовой, религиозной  розни и т.п.;

6) электронный документооборот, электронная подпись, подтверждение  подлинности информации в информационных  продуктах, средствах просмотра  и передачи информации;

7) электронная коммерция;

8) информационная безопасность: компьютерные вирусы, несанкционированный  доступ к информации, взлом серверов  и сетей, разрушение и подмена  информации;

9) применение средств  криптозащиты;

10) юрисдикция: законодательство  какого государства необходимо  применять для урегулирования  действий, совершаемых в сети.

Основные правовые проблемы Интернета:

- необходимость определения  государственной политики по  правовому регулированию отношений, возникающих в связи с использованием  сети;

- необходимость учета  мирового опыта и тенденций;

- необходимость поддержки  всего положительного, что несет  Интернет нашей стране; - необходимость  предотвращения или нейтрализации  негативных явлений, которые связаны  с функционированием этой сети.Вопросы  правового регулирования, связанные  с функционированием и развитием системы Интернет в России, образуют обширную нормативную базу, включающую только на федеральном уровне более 50 федеральных законов, не говоря уже о многочисленных нормативных правовых актах Президента и Правительства Российской Федерации.

1.4 Основные направления  электронной коммерции и уровень  их развития

Разделяют такие направления электронной коммерции:

- бизнес - бизнес (business-to-business, B2B) - определяет взаимодействие компаний  с компаниями в электронной  среде;

- бизнес - потребитель (business-to-consumer, B2C) - определяет взаимодействие компаний  с конечными потребителями в  сети;

- бизнес - государство (business-to-government, B2A) - определяет взаимодействие компаний  с государственными органами;

- потребитель - государство (consumer-to-government C2G) - определяет взаимодействие  потребителей с администрацией.

Система электронной коммерции В2С

В2С - система электронной коммерции (бизнес-клиент), в которой в качестве продавца выступает юридическое лицо (компания), а в качестве покупателя - физическое лицо, то есть это реализация товаров и услуг непосредственному потребителю, которому она адресована. По данной информационной схеме функционируют сегодня в России крупные производители товаров промышленного потребления.

Во многом успех "Бизнеса для клиента" (B2C) связан с развитием телекоммуникаций, поскольку позволяет вести прямые продажи с минимальным количеством посредников. Телекоммуникационные решения B2C являются одним из звеньев в цепи бизнес-процессов предприятия с использованием Интернет-технологий и инструментов с целью облегчения взаимодействия с клиентами. Одним из наиболее популярных инструментов "Бизнеса для клиента" (B2C) является Интернет-магазин, содержащий электронную витрину, на которой представлены каталог товаров (с возможностью поиска) и необходимые интерфейсные элементы для ввода регистрационной информации, формирования заказа, проведения платежей через Интернет, оформления доставки, получения информации о компании-продавце и он-лайновой помощи. Регистрация покупателя в Интернет-магазине производится либо при оформлении заказа, либо при входе в магазин. После выбора товара от покупателя требуется заполнить форму, в которой указывается, каким образом будет осуществлена оплата и доставка. По окончании формирования заказа и регистрации вся собранная информация о покупателе поступает из электронной витрины в торговую систему Интернет-магазина. В торговой системе осуществляется проверка наличия затребованного товара на складе, инициируется запрос к платежной системе. При отсутствии товара на складе направляется запрос поставщику, а покупателю сообщается о времени задержки. В том случае, если оплата осуществляется при передаче товара покупателю (курьером или наложенным платежом), необходимо подтверждение факта заказа. Чаще всего это происходит посредством электронной почты или по телефону. При возможности оплаты через Интернет, подключается платежная система.

. Факторы, определяющие масштабы  В2С в России.

- Недостаточное количество  пользователей Интернет

- Слабая телекоммуникационная  инфраструктура.

- Малое распространение  средств безналичных расчетов  для физических лиц.

- Низкий средний уровень  доходов.

- Отсутствие всероссийской  системы экспресс-доставки.

Система электронной коммерции В2В

В2В - сокращение от английских слов «business to business», в буквальном переводе - бизнес для бизнеса. Это сектор рынка, который работает не на конечного, рядового потребителя, а на такие же компании, то есть на другой бизнес. Кроме продажи корпоративными клиентами друг другу сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий для нужд производства, этот сектор электронной коммерции занимается еще и разработкой и эксплуатацией специальных систем электронного сбора и передачи информации, обеспечивающих необходимую интеграцию партнеров по коммерции. В системах «бизнес-бизнес» реализуется схема полностью автоматизированного взаимодействия бизнес-процессов двух фирм, которые используют в своей работе сеть Интернет.

Задачи B2B систем

Основная задача систем В2В -- повышение эффективности работы компаний на В2В-рынке за счёт снижения затрат на подготовку торговых процедур и расширения географии бизнеса до масштаба всего мира.

В задачи B2B систем также входит:

- организация взаимодействия  между предприятиями -- быстро и  удобно

- построение защищённых  надёжных каналов обмена информацией  между фирмами

- координация действий  предприятий и совместное их  развитие на основе информационного  обмена

Взаимодействие может быть связано с торговлей, обменом технологиями, опытом, инвестиционной деятельностью и т. д.

Классификация B2B-систем

B2B-системы различаются  по набору предлагаемых функций:

1. корпоративный сайт  компании: предназначен для общения  с партнёрами и контрагентами, содержит информацию о компании, персонале, руководстве, продукции, описание  услуг.

2. интернет-магазин -- предназначен  для сбыта продукции, может быть  встроен в корпоративный сайт. Он позволяет размещать заказы, проводить электронные платежи, обеспечивать доставку.

3. служба закупок снабжения  ищет поставщиков, получает коммерческие  предложения, осуществляет электронные  платежи, контролирует выполнение  заказов.

4. информационный сайт -- предназначен для размещения  информации об отрасли, входящих  в неё компаний, параметров состояния  рынка, отраслевых стандартов.

5. брокерские сайты выполняют  роль посредников между покупателями  и продавцами.

6. электронные торговые  площадки (ЭТП): предназначены для  непосредственного осуществления  торгово-закупочной деятельности. ЭТП, как правило, выполняются в виде  отдельных сайтов, и на них  создаются рабочие места для  предоставления пользователям целого  ряда услуг.

Информация о работе Понятие и сущность, основные направления электронной коммерции