Понятие и сущность торговли как отрасль экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

Торговля — предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.
Субъектами торговли являются торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

ТОРГОВЛЯ РБ.КУРСОВАЯ.docx

— 85.82 Кб (Скачать файл)

   Однако товары не могут сами отправляться на рынок и обмениваться. Обмен товаров осуществляют люди посредством совершаемых ими актов купли - продажи. Поэтому в обмене участвуют как вещи (товары и деньги), так и люди (продавцы и покупатели). Таким образом, на рынке прежде всего представлены экономические отношения между производителями и потребителями в процессе движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря купле - продаже обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты между собой. Таким образом, отношения обмена в виде совокупности актов обмена между двумя субъектами представляют собой рыночные отношения. Рынок соединяет людей, заставляя их вступать в определенные отношения между собой.

   По мере развития общественного разделения труда, товарного производства и обращения происходит обособление торговли в самостоятельную отрасль, купля и продажа товаров осуществляется при посредстве третьих лиц. Одним из признаков, на основании которого торговля выделяется в самостоятельную отрасль, является обособление товарного обращения в самостоятельную сферу деятельности. Как отрасль торговля имеет свою специфику, которая выражается в присущих только ей торгово-технологических процессах (при выполнении работ по закупке, транспортировке, хранению, подготовке товара к продаже, торговому обслуживанию, оказанию услуг); в материально - технической базе (складской и торговой сети, специальном оборудовании, транспортных средствах и т.д.)

    Обособление торговли ведет также к образованию особой группы работников сферы обращения, специализирующихся на выполнении операций купли и продажи товаров. В связи с этим, появляются новые субъекты рыночных отношений помимо производителей и потребителей товаров.

  Таким образом, большое значение должно придаваться активизации сотрудничества производителя и торговли, оптимизации экономических отношений между структурами торговли и покупателями в современных условиях некоторой стабилизации и экономического роста. В системе товарного обращения торговля занимает ключевое положение, выполняя транзитную роль от производителя к потребителю, в обеспечении всего населения необходимыми ресурсами, что подтверждает неоспоримую значимость совершенствования управления в торговой отрасли в условиях становления белоруской экономики.

 

1.2 Функции торговли.

     Сущность торговли  проявляется в ее функциях  в системе общественно-экономических  отношений. 

Торговля выполняет две функции:

 1. Функцию удовлетворения платежеспособного спроса населения, реализации доли каждого индивида в национальном доходе в определенных предметах потребления, тем самым обеспечивая воспроизводство рабочей силы;

 2.  Функцию обмена товаров путем купли-продажи, смены форм стоимости или возмещения при обмене затрат общественного необходимого труда.

     В процессе  выполнения первой функции происходит  реализация произведенных продуктов  как потребительных стоимостей, в процессе выполнения второй  — реализация их как стоимостей (обмен денежных доходов населения  на предметы потребления). Главной  является функция удовлетворения  платежеспособного спроса населения. Выполняя свои функции, торговля  обеспечивает производству возмещение  затрат на изготовление товаров  и получение прибыли, способствует  непрерывности процесса воспроизводства.

     В процессе  доведения товаров от производства  до потребления торговля изучает  спрос населения, составляет заказы  промышленности на производство  товаров народного потребления, способствует укреплению связей  между отдельными отраслями экономики.

     Целевые функции  торговли и всей экономики  совпадают. В то же время торговля, являясь обособленной отраслевой  системой, выполняет специфическую  роль в общественном воспроизводстве.

 

 

1.3 Виды торговли

   Видами торговли в соответствии со ст. 7 Закона Республики Беларусь «О торговле» являются оптовая торговля, розничная торговля и общественное питание (рис. 1.1).


     



      


     Рисунок 1.1.Виды  торговли

 

     Оптовая торговля – вид торговли, осуществляемый в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или в других целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.

    Оптовая торговля  является необходимым звеном  товарного обращения. Она обеспечивает  коммерческое посредничество по  установлению хозяйственных связей  между субъектами рынка (производителями  и организациями розничной торговли), преобразованию производственного  ассортимента товаров в торговый, созданию запасов и товароснабжению розничной торговой сети. Ее необходимость обусловлена специализацией организаций-изготовителей на выпуске товаров узкого ассортимента, требованиями перемещения товаров из пунктов производства в пункты потребления, комплектованием торгового ассортимента, контролем качества товаров и т.п.

     Торговые организации  могут осуществлять оптовую торговлю  через общетоварные или специализированные склады, организовывать хранение и переработку товаров, формировать их запасы, оказывать информационные, транс-портные и иные услуги, связанные с торговлей.

     В соответствии  с п.1 статьи 213 Гражданского кодекса  Республики Беларусь собственность  может быть государственной или  частной. Государственная собственность  выступает в виде республиканской и коммунальной. Субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица. Собственность потребительской кооперации также относится к частной.

     Доля в оптовой  торговли различных форм собственности  показана на рис.1.2.    


 

 

 

 

 

Рисунок 1.2. Распределение организаций оптовой торговли по формам собственности.

 

     Розничная торговля – вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Она осуществляется обычно через торговые объекты (магазин, павильон, палатка, киоск, лоток, торговый автомат, автолавка, автомагазин и иные торговые объекты ).

     В Республике  Беларусь насчитывается свыше 31 тыс. магазинов и палаток. Торговая  площадь магазинов составляет 2,6 млн. м 2. Доля различных форм собственности в розничной торговле показана на рисунке 1.3.

 

               
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Рисунок 1.3. Распределение организаций розничной торговли по формам собственности.

 

     Общественное питание (торгово-производственная деятельность)  - вид  торговли,  включающей  производство,  переработку,  реализацию, организацию  потребления  продуктов питания  с  оказанием  либо  без оказания сопутствующих услуг населению.

     Общественное  питание  осуществляется торговыми  организациями, индивидуальными предпринимателями, специализирующимися  на  оказании услуг  общественного питания, либо иными организациями,  имеющими  в своем составе соответствующие структурные подразделения.

     Общественное  питание  осуществляется  через  торговые  объекты общественного  питания, которые подразделяются  на  типы  (столовая, ресторан,  кафе,  бар, кафетерий, закусочная  и  т.  п.  ),  имеющие наценочные категории (люкс, высшая, первая, вторая, третья) либо  не имеющие наценочных категорий.

     Подразделение  торговых  объектов  общественного   питания   на определенные   типы   и   отнесение  их  к   наценочным   категориям осуществляются собственником  этих  объектов  или  уполномоченным им лицом  в  порядке,  определенном Министерством  торговли  Республики Беларусь.

     Субъекты  торговли,  осуществляющие  общественное  питание,   в соответствии  с требованиями, установленными Министерством  торговли Республики  Беларусь  для  торговых объектов  общественного  питания определенных   типов  и  наценочных  категорий,   определяют   меню, ассортиментный перечень продукции и минимальный перечень оказываемых услуг,   методы  обслуживания,  квалификацию  персонала  и  качество обслуживания,   а   также   обеспечивают  техническую   оснащенность помещений.  Субъекты торговли, осуществляющие общественное  питание, обеспечивают наличие продуктов питания, блюд, указанных  в  меню,  в течение рабочего дня или периода, предназначенного для их реализации(завтрак, обед, ужин).

     Особенности  организации общественного  питания  для  отдельных групп  населения  (учащихся,  студентов,  пациентов  больниц,   лиц, отдыхающих   в  санаторно-оздоровительных  организациях,  работников организаций и других групп) определяются законодательством.

     Сеть объектов  общественного питания республики  составляет 8,7 тыс. единиц. Доля различных  форм собственности в общественном  питании показана на рисунке 1.4.

    


               

 

             
               
               
               
               
               
               
               
               

 

Рисунок 1.4. Распределение объектов общественного питания по формам собственности.

 

1.4. Организационные  формы торговли и их краткая  характеристика.

    В Беларуси  в качестве форм осуществления торговли определены:

  • комиссионная торговля (осуществляется на основании заключенных договоров комиссии);
  • торговля на конкурсах (договор купли-продажи заключается на торгах с претендентом, предложившим наилучшие условия);
  • торговля на аукционах (товар реализуется на торгах в заранее установленное время и в назначенном месте тому, кто предложил наивысшую цену);
  • торговля по образцам (товар выбирается покупателем по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах и т.п.);
  • торговля с использованием автоматов;
  • выездная торговля (торговля вне постоянного места расположения торгового объекта);
  • посылочная торговля;
  • биржевая торговля (договора купли-продажи заключаются на биржевых торгах);
  • торговля на ярмарке (оптовая или розничная торговля в определенном месте и в определенное время, проводится на местном, республиканском и межгосударственном уровнях);
  • электронная торговля (заказ, покупка и продажа товаров осуществляются с использованием информационных систем и сетей);
  • торговля на рынке и иные формы;
  • иные формы, не запрещённые законодательством.

     В соответствии  с Законом Республики Беларусь  «О торговле» рынок определяется  как имущественный комплекс, включающий  специально отведенный участок  с расположенными на нем зданиями, сооружениями, оборудованием, предназначенным  для осуществления юридическими  лицами и индивидуальными предпринимателями  торговли сельскохозяйственной  продукцией, дикорастущими плодами, ягодами и иными продовольственными  и непродовольственными товарами, а также животными. Торговля на  рынках осуществляется в торговых  объектах с созданием необходимых  условий для приобретения товаров, оказания услуг и с использованием  торгово-технологического оборудования. Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь № 384 от 07.04.2004 г. определены «Правила осуществления  розничной торговли отдельными  видами товаров и общественного питания».

Информация о работе Понятие и сущность торговли как отрасль экономики