Понятие и сущность торговли как отрасль экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

Торговля — предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.
Субъектами торговли являются торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

ТОРГОВЛЯ РБ.КУРСОВАЯ.docx

— 85.82 Кб (Скачать файл)

 

2. ПРИНЦЫПЫ И  ФОРМФ ГОСДАРСТВННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

 

  Формы государственного регулирования торговли определены ст. 17 Закона Республики Беларусь «О торговле». Ими являются:

     • сертификация, техническое нормирование и стандартизация, государственная гигиеническая  регламентация и государственная  гигиеническая регистрация товаров;

     • лицензирование  торговли в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством;

     • квотирование  поставок товаров;

     • формирование  товарных ресурсов, проведение закупочных  и товарных интервенций.

     Под  закупочной  интервенцией  понимается закупка  товаров у юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей  Республики Беларусь в целях  обеспечения сбалансированности  спроса и предложения. Товарная  интервенция — это продажа  товаров торговым организациям  и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю на территории  Республики Беларусь, в целях  стабилизации предложения и ликвидации  товарного дефицита.

     В качестве принципов государственного регулирования торговли провозглашены соблюдение равенства прав субъектов торговли на осуществление торговли; исключение неправомерности вмешательства государственных органов в их деятельность; приоритет экономических методов государственного регулирования торговли над административными; обеспечение условий для реализации права на свободу выбора торгового партнера и товара; ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных условий для развития свободной конкуренции; защита государством законных интересов субъектов торговли и потребителей.

     Так, в целях защиты прав потребителей в январе 2002 г. принят Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», который регулирует правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей при розничной торговле, устанавливает их права на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях, просвещение в области защиты прав потребителей, государственную и общественную защиту их интересов.

     Государственными  органами определены правила  торговли, которые устанавливают  единые требования, в соответствии  с которыми субъекты торговли  осуществляют розничную торговлю  и общественное питание. Предусмотрен  государственный контроль в области  торговли.

     Постановлением  Совета Министров Республики  Беларусь № 724 от 30 мая 2003 г. «О мерах  по внедрению системы государственных  социальных стандартов по обслуживанию  населения республики» утверждены  норматив обеспеченности населения  торговой площадью - 260 м2 на 1 тыс. чел. и норматив обеспеченности населения местами в общедоступной сети предприятий общественного питания - не менее 15 мест на 1 тыс. чел. Для потребительской кооперации этот норматив установлен в размере не менее 12 мест на 1 тыс. человек.

 

3. СОВРЕМЕННОЕ  РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ.

 

3.1. Современное  состояние торговли в Республике  Беларусь.

В Республике Беларусь внутренняя торговля и общественное питание развиваются динамичными темпами в соответствии с изменением потребительского спроса, ростом требований к качеству товаров и культуре обслуживания. В отрасли осуществляется структурная перестройка товародвижения, формируются торговые сети, происходит развитие специализированных и фирменных магазинов, обновление материально-технической базы, развитие новых форм и методов продажи товаров, внедрение информационных технологий. При этом развитие внутренней торговли и общественного питания носит выраженную социальную направленность.

Несмотря на положительные тенденции в сфере торговли и общественного питания, остаются нерешенными многие вопросы. Еще недостаточно динамично развивается торговая инфраструктура. Не решены проблемы обеспечения субъектов торговли оборотными средствами, качества и безопасности товаров и услуг на потребительском рынке страны. Существуют группы населения с низкими доходами, поэтому вопрос обеспечения доступности товаров и услуг требует особого внимания. В связи с этим актуальным является ускорение процессов развития торговой инфраструктуры, применение прогрессивных технологий продаж, повышение качества торгового обслуживания, что послужит целям наиболее полного удовлетворения покупательского спроса и повышения уровня жизни населения Республики Беларусь.

Современное состояние торговли в Республике Беларусь можно проанализировать из итогов прошлой пятилетки  развития внутренней торговли и общественного питания Республики Беларусь за 2006 – 2010 годы, она характеризуются следующим:

Розничная торговля

В 2006 – 2010 годах обеспечено относительно стабильное развитие внутреннего потребительского рынка преимущественно за счет высоких темпов роста объема розничного товарооборота, реализации товаров отечественного производства, совершенствования материально-технической базы торговли, развития новых форм и методов продажи товаров, внедрения информационных технологий.

Прирост розничного товарооборота превышал прогнозные параметры: в 2006 году он составил 117,4 процента при прогнозе 110,5 процента, в 2007  году – 114,8 и 110,5, в 2008 году – 119,2 и 113,0, в 2010 году – 115,5 и 114-115 процентов соответственно. В результате за пять лет розничный товарооборот в сопоставимых ценах вырос на 91,5 процента при прогнозных параметрах – 182,5-185,6 процента.

При этом численность работников торговли увеличилась в 1,5 раза, производительность их труда - в 1,3 раза.

Среднедушевое потребление продуктов питания и непродовольственных товаров за этот период возросло в 1,7 раза.

Доля продажи товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота розничной торговой сети в 2010 году составила 74,1 процента (2005 год – 78,3 процента), в том числе по продовольственным товарам – 83,6 процента (86,1 процента), непродовольственным – 62,2 процента (67,3 процента).

Данные цифры свидетельствуют об обеспечении продовольственной безопасности страны. Согласно Концепции национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь, одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 марта 2004 г. № 253, удельный вес импорта продовольствия в структуре товарооборота продовольственных товаров не должен превышать 25 процентов. В Республике Беларусь данный показатель составил 14,3 процента.

Проводились различные мероприятия, направленные на увеличение объемов реализации: расширенные продажи, сезонные и приуроченные к праздничным дням распродажи товаров по сниженным ценам, ярмарки, школьные базары, рекламные акции и другие.

В 2010 году по сравнению с 2005 годом количество магазинов увеличилось на 9406 единиц и составило 37349 единиц при установленном Программой развития внутренней торговли на 2006 – 2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июля 2006 г. № 941 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 125, 5/22667) (далее для целей настоящей главы – Программа), задании 30252 единицы, их торговая площадь увеличилась за указанный период на 728,1 тыс. кв. метров и составила 3315,9 тыс. кв. метров (по Программе – 2807,8 тыс. кв. метров).

Количество магазинов самообслуживания увеличилось с 2005 по 2010 год на 4027 единиц и составило 12837 единиц (по Программе – 10398 единиц), их торговая площадь – соответственно 740,1 и 1969 тыс. кв. метров (по Программе – 1563,1 тыс. кв. метров). Удельный вес количества магазинов самообслуживания в общем количестве магазинов составляет 34,4 процента, а их торговых площадей – 59,3 процента (2005 год – соответственно 31,5 и 47,5 процента).

В результате принимаемых мер по созданию условий для индивидуальных предпринимателей и их переводу с рынков в торговые центры, количество торговых центров по сравнению с 2005 годом увеличилось на 173 и составило 378 единиц, число торговых объектов в них возросло на 2138 единиц и составило 15765, площадь торговых центров – соответственно на 81,9 тыс. кв. метров и 287,7 тыс. кв. метров.

Количество рынков увеличилось за этот период на 33 единицы, однако в последние годы прослеживается тенденция к сокращению их количества. Так по сравнению с 2007 годом их количество сократилось с 416 до 401 или на 15 единиц. Такая же тенденция прогнозируется и на предстоящее пятилетие.

Продолжалось развитие розничной торговой сети за счет строительства и ввода в эксплуатацию крупных торговых объектов. В 2006 – 2010 годах реализован 31 инвестиционный проект по развитию торговой инфраструктуры, предусмотренных Программой, а также ряд других:

в Минске открыты три гипермаркета ”Простор“, торговые центры ”Глобо“, ”Титан“, строительные гипермаркеты ”Материк“, ”ОМА“ и др.;

в Брестской области – магазин с кафе и парковочной стоянкой ОАО ”Продтовары“, супермаркет ”Мiкс“ в г. Бресте, торговый комплекс ”Радужный“ в г. Барановичи ОДО ”Кабельные технологии“;

в Витебской области – торговый центр в г. Полоцке ООО ”ТД ”Стрелец“, в г. Витебске универсам СЗАО ”Фирма ”Омега“, торговый центр ”Беларусь“;

в Гродненской области – гипермаркет ”АЛМИ“ ООО ”Алсем“;

в Минской области – торговый комплекс ”Энергия“ в г. Жодино, торговый центр ”Клад Наполеона“ и магазин ”Родная сторона“ в г. Борисове, торговый центр ”Логойский пассаж“ в г. Логойске, дискаунтер ”Евроторг“ на внешней стороне МКАДа, магазин ”Соседи“ в г. Молодечно;

в Могилевской области – торговые центры ”Магнит“, ”Maksimus“, ”Панарама“, гипермаркет ”Гиппо“ в г. Могилеве.

В городах Минск, Брест, Бобруйск открыты торговые центры ”Корона“.

Продолжалось развитие сетевой торговли. Наиболее динамично работают такие торговые сети, как ”Евроопт“ (включает 47 магазинов), ”Рублевский“ (41 магазин), ”Родная сторона” (40), ”Соседи“ (30), ”Виталюр“ (19), ”АЛМИ“ (17), ”БелМаркетКомпани“ (17 магазинов) и другие. В настоящее время удельный вес торговых сетей в розничном товарообороте городов (от 1 до 3,5 процента) не позволяет отнести их к субъектам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, однако их динамичное развитие требует дальнейшего регулирования антимонопольного законодательства в области торговли.

В результате на начало 2011 года обеспеченность торговыми площадями на 1000 человек составила в республике 391 кв. метра (при нормативе – 320 кв. метров) и увеличилась по сравнению с 2005 годом на  105 кв. метров.

 

Оптовая торговля

В 2010 году в Республике Беларусь было 12354 организации (2009 год – 11284 единиц, 2008 год – 10729, 2007 год – 10715, 2006 год – 10091, 2005 год – 9998 единиц), основным видом деятельности которых является оптовая торговля (оптовые, оптово-посреднические, снабженческие, сбытовые, оптовые областные универсальные торговые базы и оптовые базы районных потребительских обществ, магазины-склады).

Материально-техническая база оптовой торговли состояла в 2010 году из:

более 9,3 тыс. единиц складов, расположенных в специальных помещениях площадью 2677,4 тыс. кв. метра (2005 год – 5,7 тыс. единиц площадью 2165,8 тыс. кв. метра) и 1,8 тыс. единиц во временно приспособленных помещениях площадью 106,2 тыс. кв. метров (2005 год – 598 единиц площадью 36,8 тыс. кв. метра);

31 хранилища для картофеля, овощей  и фруктов с объемом единовременного  хранения товаров 50,4 тыс. тонн (2005 год  – 54 хранилища с объемом единовременного  хранения товаров 86,9 тыс. тонн);

93 магазинов-складов со складской  площадью 20,8 тыс. кв. метра (2005 год – 61 с площадью 21,7 тыс. кв. метра);

214 складов-холодильников с объемом  единовременного хранения товаров 210 тыс. тонн (2005 год –112 с объемом единовременного хранения товаров 61,0 тыс. кв. метра).

В 2010 году по сравнению с 2009 годом количество складов, расположенных в специальных помещениях, увеличилось на 467 единиц; складов, расположенных во временно приспособленных помещениях – на 238 единиц; магазинов-складов – на 7 единиц; складов-холодильников – на 40 единиц, количество хранилищ для картофеля, овощей и фруктов уменьшилось на 23 единицы.

Наибольшее число оптовых организаций расположено в г. Минске – порядка 7,3 тыс. организаций (59,2 процента от их общего числа), в Минской области – 1,2 тыс. организаций, и наименьшее число их в Гродненской области – 0,58 тыс. организаций.

Объем оптового товарооборота по Республике Беларусь за 2010 год составил 85,8 трлн. рублей (2005 г. – 26,4, 2009 год – 67,1 трлн. рублей). Индекс физического объема оптового товарооборота к уровню предыдущего года составил в 2006 году – 129,1 процента, в 2007 году – 99,9 процента, в 2008 году – 114,1 процента, в 2009 году – 91,1 процента, 2010 году – 104,4 процента. Основной удельный вес в обороте оптовой торговли в 2010 году занимал г. Минск (72,9 процента), среди областей – Минская (8,4 процента) и Витебская (5,4 процента) области.

В 2010 году в разрезе форм собственности наибольший удельный вес в оптовом товарообороте занимала оптовая торговля частной формы собственности (84,7 процента), удельный вес иностранной формы собственности – 7,7 процента, государственной формы собственности – 7,6 процента (2009 год – соответственно 82,5; 10,0; 7,6 процента).

Оптовой торговлей товарами потребительского назначения занимаются организации, подчиненные ряду государственных органов (министерства торговли, промышленности, сельского хозяйства и продовольствия, строительства и архитектуры, здравоохранения, Управление делами Президента Республики Беларусь, Белкоопсоюз, концерны ”Беллегпром“, ”Беллесбумпром“, ”Белнефтехим“, ”Белгоспищепром“ и др.), областным (Минскому городскому) исполнительным комитетам, а также юридические лица без ведомственной подчиненности.

Информация о работе Понятие и сущность торговли как отрасль экономики