Понятие и сущность торговли как отрасль экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

Торговля — предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.
Субъектами торговли являются торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

ТОРГОВЛЯ РБ.КУРСОВАЯ.docx

— 85.82 Кб (Скачать файл)

Одним из наиболее эффективных рыночных механизмов формирования оптового рынка страны в 2006-2010 годах стало создание национальной товарной биржи и внедрение биржевых методов торговли. На начавшей работу с 2005 года ОАО ”Белорусская универсальная товарная биржа“ функционируют секции лесоматериалов, металла, сельскохозяйственной продукции. В 2010 году биржевой оборот составил 3445,7 млрд. рублей. Доля экспортных сделок в общем обороте биржи в стоимостном выражении на протяжении нескольких последних лет сохраняется на уровне 30 процентов.

На 1 января 2011 г. на бирже зарегистрировано свыше 7,9 тыс. участников, в т.ч. 1,63 тыс. нерезидентов из 52 стран мира. За 2010 год общее количество участников увеличилось на 21 процент.

Общий объем дополнительной выручки и сэкономленных средств белорусских участников биржевой торговли за 2010 год оценивается суммой порядка 236 млрд. рублей.

В рамках Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003–2005 годы и на перспективу до 2010 года ”Электронная Беларусь“, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. № 1819 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 3, 5/11734), в 2009 году завершены работы по проекту № 78 ”Создание интегрированной информационной системы ”Электронная оптовая торговля“.

Вместе с тем для сложившейся системы товародвижения, достигнутого уровня развития оптового рынка и организации оптовой торговли товарами потребительского назначения характерны недостатки и проблемы, решение которых может привести к значительному толчку в развитии оптовой торговли, в том числе товарами отечественного производства, в том числе:

регулирование ценообразования;

сложности с организацией производства импортозамещающих товаров под торговыми марками торговых организаций на основе лицензионного производства потребительских товаров, что позволило бы загрузить производственные мощности, создать рабочие места, увеличить производство востребованных на потребительском рынке отечественных товаров;

сложная бухгалтерская и финансовая отчетность;

необходимость хранения больших запасов товаров сезонного производства, что приводит к замораживанию оборотных средств и другие.

 

Общественное питание

Рост товарооборота общественного питания в 2006–2010 годах составил 154 процента. При этом численность работников общественного питания увеличилась на 12 процентов, а нагрузка на одного работника общественного питания – на 37,6 процента.

Сохранилась положительная динамика в развитии сети объектов общественного питания. В 2006 – 2010 годах количество объектов общественного питания в республике выросло на 1434 единицы, в том числе быстрого обслуживания – на 254 единиц. Дополнительно в общественном питании создано 51,11 тыс. мест. Только за 2010 год в городах страны за счет реконструкции и нового строительства открыто 536 ресторанов, кафе, баров и других объектов на 17,6 тыс. мест, в том числе более 180 объектов быстрого обслуживания.

Приоритетное внимание уделяется открытию объектов общественного питания, основанных на традициях белорусской национальной кухни (рестораны ”Талака“, ”Камяница“, сеть кафе ”Васильки“ в г. Минске, кафе ”Карчма Будзьма“ в г. Гомеле, ресторан ”Печерское предместье“ в г. Могилеве, кафе ”Сябрына“ в г. Лиде и др.).

Развивается сеть специализированных объектов общественного питания, предназначенных для реализации пива отечественного производства. В 2010 г. таких объектов открыто 49 единиц на 2381 мест. Это ресторан ”История пива“ в г. Минске, кафе ”Чисто пивной ресторанчик“ и ресторан ”Жигули“ в г. Гомеле, кафе ”Хаус паб“ в г. Бобруйске, закусочная ”Пивной дворик“ в г. Малорита, рестораны ”Лямус“ в г. Витебске и ”York Pub“ в г.Мозыре и другие.

Активно расширяется сеть кафе, закусочных, заготовочных цехов в универсамах, торговых центрах, гипер- и супермаркетах. В магазинах работает более 600 кулинарных и кондитерских цехов.

Показатель обеспеченности местами в общедоступных объектах общественного питания в республике составил 27,7 мест на 1000 жителей при нормативе социального стандарта 22 места и увеличился по сравнению с 2005 годом на 8,5 мест (по состоянию на 1 января 2006 г. социальный стандарт составлял 19,1 место на 1000 человек при нормативе 15 мест). С 1 января 2010 г. в республике действует норматив социального стандарта в отрасли общественного питания – не менее 22 мест на 1000 человек. Вместе с тем, это недостаточно по сравнению с другими европейскими городами, где этот показатель равен 35 и более мест.

Принимались меры по развитию сети объектов общественного питания социальной направленности. В 2010 году при производственных организациях открыто 6 объектов, при учреждениях образования – 14. Это позволило обеспечить доступность услуг общественного питания и довести охват питанием учащихся общеобразовательных школ до 77-95 процентов, учащихся средних специальных и студентов высших учебных заведений – до 75 процентов, рабочих и служащих – до 60-80 процентов.

В целях совершенствования торгового обслуживания участников дорожного движения в республике введено 240 объектов общественного питания придорожного сервиса при задании – 196. В 2010 году открыто 47 таких объектов.

 

3.2. Направление  развития торговли в Республике  Беларусь.

   В целях создания условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения в широком ассортименте товаров, дальнейшем улучшении и расширении материально-технической базы торговли для создания удобств покупателям, повышении культуры обслуживания Правительством Республики Беларусь утверждена Программа развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2011-2015 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 мая 2011 г. № 656).

   Основной целью развития торговли является стабильное удовлетворение платежеспособного спроса населения на высококачественные товары широкого ассортимента при высоком уровне обслуживания, а также увеличение сопутствующих услуг.

   Приоритетным направлением станет развитие электронной торговли путем формирования национальной электронной товаропроводящей сети. Намечено открытие интернет-магазинов организациями, осуществляющими производство потребительских товаров. Более широкое развитие получат такие качественно новые системы электронных платежей, как мобильный банкинг и интернет-банкинг. Предусматривается создание единой унифицированной базы данных о товарах и услугах, информационной системы банка электронных паспортов товаров.

   Продолжится развитие торговой инфраструктуры. Одним из основных элементов товаропроводящей сети Республики Беларусь станут торгово-логистические центры. В текущем пятилетии намечено строительство более 1,5 тыс. магазинов. При этом большинство из них будут оснащены платежными терминалами для осуществления расчетов с применением банковских пластиковых карточек.

   Развитие розничной торговли будет основываться на увеличении количества современных торговых центров (гипермаркеты, супермаркеты) при сокращении объемов продаж на рынках, в павильонах, киосках. В районных центрах планируется открыть 21 новый супермаркет. Дальнейшее развитие получат социально ориентированные розничные торговые объекты (дискаунтеры с минимальными торговыми надбавками для малообеспеченных граждан).

   В системе Белкоопсоюза в каждом райцентре намечено создание современных торговых объектов площадью 250 кв. метров и более, строительство торговых мини-магазинов шаговой доступности с площадью до 100 кв. метров, в том числе на автотрассах.

   Предусматривается комплекс мер по стимулированию развития торговли в сельской местности путем создания небольших магазинов по торговле товарами повседневного спроса. Для жителей малонаселенных сельских территорий, в которых отсутствует стационарная торговая сеть, будет расширена развозная торговля. Для этого дополнительно планируется организовать 56 автомагазинов, увеличить число заездов в каждый сельский населенный пункт.

   В целях приближения товара к покупателю предусматривается развитие мелкорозничной торговой сети в местах отдыха, развлечений и проведения массовых мероприятий. Намечена организация оказания широкого круга дополнительных видов торговых, бытовых и иных услуг в магазинах и торговых центрах.

   В целом реализация намеченных мер позволит увеличить за пятилетие объем розничного товарооборота в 1,7–1,8 раза, повысить обеспеченность торговыми площадями до 600 кв. метров на 1 тыс. жителей, создать современную инфраструктуру и эффективную систему товародвижения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проделанной работы можно сказать следующее:

    Торговля - дело непростое, и только тот, кто работает непосредственно в этой сфере , ежедневно сталкиваются с проблемами ,возникающее в процессе её организации ,можно понять , что торговлю нужно чувствовать, в торговле надо родится .

    В наше время , когда торговые учреждения растут как грибы после дождя , а интернет -торговля приобретает всё больше число почитателей , выиграть «битву» за покупателя можно лишь в том случае , если не только прирастать объёмами продаж , но и повышать качество обслуживания.

   Так же большое значение должно придаваться активизации сотрудничества производителя и торговли, оптимизации экономических отношений между структурами торговли и покупателями в современных условиях некоторой стабилизации и экономического роста. В системе товарного обращения торговля занимает ключевое положение, выполняя транзитную роль от производителя к потребителю, в обеспечении всего населения необходимыми ресурсами, что подтверждает неоспоримую значимость совершенствования управления в торговой отрасли в условиях становления белоруской экономики.

 

     Перспективной  является электронная коммерция, которая предполагает создание  виртуального магазина в виде  сервера, цель которого заключается  в продаже товаров и услуг  другим пользователям Интернета.

     Виртуальный  магазин имеет ряд преимуществ  перед обычным магазином. Заглянувший в «торговый зал» сервера «покупатель» может спокойно «походить» по нему, щелкая мышкой, и получить исчерпывающую интересующую его информацию о товарах, лежащих на «полках» (отдельных страницах).

     Продавец имеет  возможность наилучшим образом  описать и продемонстрировать  качество своих товаров и услуг, а покупатель, не выходя из  дома, может получить всю необходимую  информацию. Выбрав товар в виртуальном  магазине, покупатель может, перейдя  по ссылке на другую страницу, заказать его и получить на  него счет. При оплате заказанного  товара можно пользоваться кредитной  карточкой. Важным достоинством  виртуального магазина является  оперативность, так как он работает  круглосуточно и способен быстро  реагировать на запросы пользователя, для которого поиск информации  занимает всего несколько секунд.

     Виртуальный  магазин может обслуживать покупателей  со всего земного шара. При  этом, как следует из мировой  практики, обеспечиваются относительно  низкие издержки, сокращаются затраты  на персонал; затраты на организацию  виртуального магазина ниже, чем  простой торговой точки.     Особенность всемирной сети в том, что с каждым днем в ней появляются новые возможности и ниши. Правда, им сопутствуют новые проблемы и сложности. Поэтому интернет-маркетологи всегда находятся в поиске и ожидании, пытаясь быть впереди планеты всей.

 

       Кроме сказанного можно отметить, что одним из основных направлений совершенствования деятельности торговых организаций является также совершенствование ее управления, так как в условиях рыночных отношений процесс управления формированием товарных ресурсов, другой хозяйственной деятельностью претерпел значительные изменения и подвержен влиянию различного рода факторов. Современные формы и методы управления, адекватные условиям рыночных отношений и реалиям экономической ситуации, требуют коренной перестройки взаимоотношений, характера связей в процессе управления деятельностью субъектов хозяйствования. Необходимость новой методологии построения и развития организационных структур управления в сфере обращения является одним из основных условий совершенствования ее деятельности в условиях развития рыночных отношений.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

      1. Закон Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. №231-З "О торговле".

     2. Постановление Советов Министров Республики Беларусь от 27 июля

2006г. № 941 «о программном развитии внутренней торговли Республики Беларусь на 2006-2010 годы».

      3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 мая 2011 г. № 656«о программном развитии внутренней торговли Республики Беларусь на 2011-2015 годы».    

     4.Деркачёва  Т. Электронная торговля оптом  и в розницу / Т. Деркачёва  // Налоги и бухгалтерский учёт. – 2009. - №16. – С.37-62.

     5.Канаян  К., Канаян Р. Идеи для входной  зоны / К. Канаян, Р. Канаян // Товаровед  и торговля. – 2009. - №11. – С.32-37.

     6.Канаян  К., Канаян Р. Прикассовая зона / К. Канаян, Р. Канаян // Товаровед и торговля. – 2009. - №6. – С.43-47.

     7.Канаян  К., Канаян Р. Специализированный  магазин: направления развития / К. Канаян, Р. Канаян // Товаровед и торговля. – 2009. - №7. – С.43-47.

     8.Каплина С.А. Технология торговли / С.А. Каплина. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 441 с.

     9.Климченя  Л.С. Организация и технология  торговли / Л.С. Климченя, О.А. Бобровская, В.В. Лагойко. – Мн.: БГЭУ, 2008.- 235 с.

     10.Ковалёва Н.В. Проблемы формирования и пути повышения эффективности использования товарных ресурсов в торговле / Н.В. Ковалёва // Бухгалтерский учёт и анализ. – 2008. - №4. – С.3-7.

     11.Королёнок  Г.А., Гоцкий Г.Г., Гасан Э.И. Инновационные  технологии на отечественном потребительском рынке / Г.А. Королёнок, Г.Г. Гоцкий, Э.И.  Гасан // Веснiк БДЭУ. – 2008. - №6. – С.78-84.

     12.Мерчендайзинг…. // Товаровед и торговля. – 2009. - №4. – С.46-51.

     13.Метлицкий  Н. Новым товарам – современные  технологии продаж / Н. Метлицкий  // Директор. – 2009. - №7. – С.72.

     14.Организация  и технология торговли: учебник  / С.Н. Виноградова [и др.]; под общ. ред. С.Н. Виноградовой. – Мн.: Выш. шк., 2005. – 479 с.

Информация о работе Понятие и сущность торговли как отрасль экономики