Понятие розничных торговых сетей в Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить состояние и перспективы развития розничных торговых сетей в Республики Беларусь.
Реализация этой цели обусловила решение следующих задач:
- изучить понятие и значение розничных торговых сетей;
- охарактеризовать развития розничных торговых сетей за рубежом;
- изучить отечественный опыт развития розничных торговых сетей;
- определить проблемы и тенденции развития розничных торговых сетей;

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕКСТ.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Сверхсупермаркеты (суперсторы, гипермаркеты) – крупные розничные предприятия площадью свыше 2500 м-. Ассортимент включает все виды продовольственных товаров и широкий набор непродовольственных товаров и насчитывает до 40 тыс. наименований.

«Удобные магазины» - один из наиболее динамично развивающихся типов небольших магазинов площадью до 300 м*. Они рассчитаны на покупателей со средним радиусом обслуживания около 500 м. Часть из них размещается около автострад. Время работы – с 7 до 23-24 ч или круглосуточно без выходных дней. Основу ассортимента составляют товары повседневного спроса, главным образом продукты питания (1000—3000 наименований), и незначительный ассортимент непродовольственных товаров (моющие средства, косметика, галантерея, трикотаж, газеты, журналы и т.п.). "Удобные магазины" как бы дополняют сеть супермаркетов, максимально приближены к покупателю. В определенном смысле их называют минисупермар-кетами. Обслуживают эти магазины 1 – 2 работника.

Магазины-склады, или блок-сторы  – небольшие предприятия с ограниченным ассортиментом товаров повседневного спроса и дешевыми товарами длительного пользования, преимущественно хозяйственно-бытового назначения. Эти товары, как правило, не имеют фирменной марки и по качеству уступают лучшим образцам. Весь товар разложен, как на складе, по наименованиям, дополнительные услуги покупателю не оказываются. Размещаются, главным образом, на окраинах городов н в сельской местности. В них обеспечиваются дешевизна и быстрота покупки.

Магазины низких цен ("дискаунты" в США, Японии, "фер-браухермаркты" в ФРГ, "карго" во Франции) – также распространенный тип магазинов. Эти магазины имеют торговую площадь не менее 1000 м- и торгуют главным образом непродовольственными товарами хорошо известных фирм, но не самыми новыми образцами, а несколько устаревшими моделями. Это позволяет дискаунтам обеспечивать более низкие цены, массовость продаж и минимальные издержки за счет отказа от предоставления дополнительных услуг [5, c.44-46].

Универмаги – один из наиболее распространенных и перспективных типов торговых предприятий. Международная ассоциация универсальных магазинов (МАУМ) относит к универмагам предприятия, реализующие не менее пяти разных товарных групп, имеющие численность персонала не менее 175 человек и торговую площадь не менее 2500 м2. Оптимальный размер универмага – 5-б тыс. м2 торговой площади, но может достигать и 10, 20, а в ряде случаев и 50

тыс. м2.

Магазины-салоны – это предприятия, получившие широкое развитие в США и странах Западной Европы, реализующие в основном непродовольственные товары по каталогам. В торговом зале выставляются лишь образцы товаров и каталоги. Покупатели отбирают нужные товары и заполняют карточку, в которой указывается название и номер товара, и оплачивают покупку. Товар получают при выходе из магазина или он доставляется на дом. До 50-75 % площади магазина отводится под складские помещения. Основное преимущество таких магазинов – это уменьшение потребности в торговой площади, что приводит к сокращению издержек обращения за счет значительного (до 25 %) снижения расходов на заработную плату.

Обеспеченность торговой сетью  – важнейший показатель в торговле развитых стран. В большинстве западных стран потребность в розничной торговой сети не планируется, данные о ее наличии и специализации получают, как правило, в результате специальных переписей, проводимых систематически (США -1 раз в 5 лет, Японии – 1 раз в 3 года) или периодически (ФРГ). В Англии и Франции такие переписи не проводились более 20 лет. Организация "Евромонитор" периодически публикует данные о розничной торговле в различных странах мира. Согласно опубликованным данным, обеспеченность торговыми площадями составляет в США, ФРГ около 1000 м2 на 1 тыс. жителей, Италии – 900 м2, Японии – около 700 м2, Испании – около 450 м2. Число жителей на одну торговую единицу колеблется от 34 человек в Норвегии до 185 в Австрии и Канаде.

Характерной особенностью состояния розничной сети развитых стран является ее измельченность, несмотря на быстрый процесс концентрации. Так, например, в ФРГ 69 % магазинов имеют торговую площадь до 100 м2 и 23 % – до 400 м2 , только 8 % магазинов имеют площадь свыше 400 м2; в Японии в 85 % магазинов численность занятых в них работников составляет 1-4 человека, в Великобритании в 70 % магазинов – до 10 человек.

В капиталистических  странах накоплен научный и практический опыт по рациональному размещению розничной торговой сети. Основным принципом решения проблемы размещения торговой сети является сокращение до минимума затрат времени покупателей на приобретение товаров, особенно повседневного спроса.

Для характеристики размещения розничных предприятий за рубежом существует несколько теорий.

По теории концентрических  зон территория города делится на несколько зон: центральный деловой  район, переходная зона, зона проживания рабочих, зона проживания состоятельных лиц, пересадочная зона. Рост города достигается в результате перехода одной зоны в другую. По мере расширения города возникают новые торговые предприятия, а количество и качество старых, расположенных ближе к центру, снижается.

Согласно секторной  теории устанавливается связь транспортных магистралей с арендной платой за землю. Жилой район с высокими ставками арендной платы расположен в одной части города и "стремится" дальше от центра. Это наиболее важный элемент города, так как он "тянет" за собой остальной город (в том числе и розничную сеть). Этот элемент находится вблизи от сосредоточения магазинов и разных учреждений, но в месте, наиболее удаленном от промышленно-складской зоны.

Теория множественности "ядер" характеризует развитие города. Под "ядрами" понимаются пригородные торговые центры, центральный деловой район, спальные и промышленные зоны.

За рубежом в крупных  городах обычно выделяют пять структурных ступеней розничной торговли:

- главный торговый центр - "ядро" розничной торговли. Здесь обычно сосредоточена большая часть универмагов и специализированных непродовольственных магазинов;

- главная торговая артерия - основная торговая улица с транспортными магистралями;

- периферийный торговый центр - центры районов города, где размещаю-тся предприятия меньших размеров;

- ближайшие торговые точки местного значения с рядом продовольственных магазинов;

- обособленное скопление торговых точек, удовлетворяющих потребности населения в товарах повседневного спроса.

В целях повышения  эффективности использования розничной торговой сети необходимо определить ее оптимальную структуру и размещение. Оптимизация размещения сети магазинов имеет в виду выбор наиболее экономичного варианта с наименьшими затратами времени покупателей на приобретение товаров.

За рубежом успешно применяется несколько методов оптимизации размещения розничной сети.

Нормативный метод основан  на том, что общая потребность  в объектах культурно-бытового обслуживания населения в городах, районах, областях определяется в зависимости от численности населения. При этом применяются простейшие математические модели для оптимизации размещения центров обслуживания населения различного ранга. В качестве критерия оптимальности применяется показатель суммарных затрат времени покупателей на их перемещение к магазинам, структура и емкость которых определяется для всей

территории по нормативам в соответствии с общей численностью населения.

В США процесс планирования размещения торговой сети осуществляется

с помощью ЭВМ, что  позволяет учитывать большое количество факторов, оказывающих на него влияние. Суть метода заключается во вводе в ЭВМ по каждому району города, где предполагается размещение магазинов, основной демографической информации (численность населения, количество семей, возрастной состав, образовательный ценз, род деятельности, уровень доходов и т.д.). В результате вырабатывается прогноз реализации товаров в данном районе. Практика показывает, что прогнозируемый с помощью ЭВМ объем реализации чаще всего совпадает с фактическим или выше его.

Картографический метод  изучения торговой сети успешно применяется  во Франции. Суть его в составлении  торговых атласов отдельных городов. Цель атласа – обеспечить руководителей торговых предприятий и местные органы необходимыми данными о магазинах, которые включают форму продажи, торговую площадь, специализацию, категорию магазина. Для каждого магазина закодирован ряд признаков (торговая площадь, форма продажи, вид деятельности и т.п.).

Наряду с картами  широко представлены таблицы, содержащие сведения о численности работников, часах торговли, динамике числа предприятий и т.п. [5, c.46-48].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ  ОПЫТ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНЫХ СЕТЕЙ

 

Сетевые структуры, действительно  во многих отношениях адекватный для  Белоруссии формат. Нашему менталитету пока ближе не магазин – предприятие, а магазин – уютный дом, где работают знакомые продавцы. Нет к нас и западного разнообразия продуктов, когда выбор одних колбас превышает сотню сортов и для представления товара требуются огромные площади. У нас все проще и скромнее. Сеть магазинов «Рублевский» и особенно дискаунтер «На недельку» в этом плане представляются  очень интересным вариантом. В отдельно взятом магазине не трудно и все прочие затраты слишком велики, к тому же невозможно получить серьезные оптовые скидки. Поэтому крупные ритейлоры предпочитают входить в страну именно сетями. Расширение сетей может идти постепенно, без привлечения значительных инвестиций, как это бывает при создании единичных объектов крупного формата.

Белорусская торговля в ближайшее время будет прирастать не столько гипермаркетами, сколько сетями. Эра гипермаркитов настанет позже, когда уровень жизни белорусов повыситься, а уровень государственного вмешательства в торговые дела, наоборот, удастся ограничить [8]

В последние годы в  торговом обслуживании населения произошли  положительные изменения, которые  обусловлены совокупностью факторов. Причем основу, которая позволила  торговле выйти на достигнутые показатели, составляет динамичное развитие экономики  страны, стабильный рост валового внутреннего продукта, производства товаров народного потребления и реальных денежных доходов населения.

Насыщение рынка товарами ставит перед торговлей задачу создания для белорусского покупателя благоприятных  условий для совершения покупок за счет расширения торговой сети, применения активных методов торговли, обеспечивающих приближение товара к покупателю [11].

По состоянию на 1 января 2009 г. в республике функционирует 32075 магазинов с торговой площадью 2968 тыс. кв. м, 321 торговых центров с торговой площадью 245,5 тыс. кв. м. Фактическая обеспеченность торговыми площадями на 1000 человек составляет 342 кв. метров (норматив 260) или 131,5 процентов к нормативу (табл.  3.1)[10].

Увеличилось не только количество магазинов, изменился их внешний  облик благодаря красивым интерьерам, современному оборудованию, красочным  упаковкам, широкому ассортименту выложенных на прилавках и витринах товаров.

Однако основу розничной  сети составляют небольшие магазины. Наша задача сохранить существующую сеть таких магазинов. А для ее расширения задействовать   все  резервы и возможности: передачу неиспользованных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

помещений, первых этажей жилых домов, создание пешеходных улиц, открытие небольших салонов по торговле узкоспециализированным ассортиментом товаров. Для планомерного развития торговой сети с учетом потребностей населения в этом годы будут разработаны генеральные схемы размещения торговых объектов в населенных пунктах.

В целях расширения сети по торговле отдельными продуктами питания  определены задания по открытию магазинов, торгующих ими. К 2010 г. планируется  увеличить количество магазинов по торговле свежей плодоово - щной продукцией на 300 единиц, продуктами для диетического питания на 200, установить в магазинах и на рынках 350 аквариумов.

Ведется работа по переводу магазинов  на самообслуживание. Количество магазинов, работающих по методу самообслуживания, составило 11025 единиц с торговой площадью 1658,5 тыс.кв.м. Удельный вес количества магазинов самообслуживания в общем количестве магазинов составляет 34,4 процента, в торговой площади – 55,8 процентов.

Заметно улучшился режим работы магазинов. В городах республики около 60 процентов продовольственных магазинов начинают работу в 8.00, заканчивают работу в 21.00 и позднее. Из непродовольственных магазинов свыше 50 процентов начинают работу в 10.00 и заканчивают в 19.00-20.00 и позднее.

В целях организации торгового  и бытового обслуживания населения  реализуется утвержденная Министерством  торговли и Министерством труда  и социальной защиты Концепция торгового  обслуживания отдельных категорий  граждан в Республике Беларусь. В  настоящее время в республике торговое обслуживание пожилых людей и граждан, которым предоставлены льготы в торговом обслуживании, осуществляется более чем в 2,5 тыс. магазинах (отделах).

В целях удовлетворения покупательного спроса малообеспеченных категорий граждан совместно с промышленными организациями проводилась работа по снижению отпускных и розничных цен.

Для ускорения продажи товаров  в торговле применяются так называемые "активные" методы продажи, которые  позволяют приблизить товар к  покупателю. Наибольшее распространение получили ярмарки, выставки-продажи, распродажи товаров по сниженным ценам, различные акции с вручением призов, подарков, демонстрации моделей одежды, дегустации новых продуктов питания и т.д. Такие мероприятия часто проводятся совместно с производителями товаров.

Информация о работе Понятие розничных торговых сетей в Республики Беларусь