Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:32, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить состояние и перспективы развития розничных торговых сетей в Республики Беларусь.
Реализация этой цели обусловила решение следующих задач:
- изучить понятие и значение розничных торговых сетей;
- охарактеризовать развития розничных торговых сетей за рубежом;
- изучить отечественный опыт развития розничных торговых сетей;
- определить проблемы и тенденции развития розничных торговых сетей;
Преобразования в торговле и общественном питании требуют применения новых информационных технологий, направленных на создание максимальных удобств покупателям в приобретении товаров и облегчение труда самих
работников торговли.
В последние годы активизировалась работа организаций торговли по модернизации и техническому перевооружению торговых объектов, внедрению новых информационных технологий. На цели технического перевооружения в 2005-2006 годах организациями торговли республики было использовано более 110 млрд. рублей собственных средств, кредитов банков, средств инновационного фонда Министерства торговли и местных бюджетов. Основными направлениями технического перевооружения объектов торговли и общественного питания явились переоснащение предприятий новым торгово-технологическим и подъемно-транспортным оборудованием, обеспечивающим применение прогрессивных форм организации торговли, в т.ч. самообслуживания, внедрение эффективного энергосберегающего холодильного оборудования, автоматизация учета движения товаров на основе внедрения специальных компьютерных систем и др.
Для расчетов в магазинах внедряются специальные компьютерные системы, позволяющие покупателю видеть на мониторе данные о приобретаемых им товарах и получить чек, на котором эти данные будут распечатаны. Кроме того такие системы позволяют магазину вести автоматизированный учет движения товаров, а значит иметь в любой момент информацию о наличии в торговом зале конкретных товаров в разрезе размеров, расцветок, других характеристик.
Это дает возможность оперативно пополнять прилавки магазинов в течение рабочего дня, а также отслеживать приближение сроков истечения годности товаров, чтобы заблаговременно снять их с реализации.
Задачи и основные направления развития торговли на ближайшую пятилетку определены в разработанной Министерством торговли Программе развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденной Правительством Республики Беларусь. Все параметры и задания, которое выполняются как в целом по республике, так и регионами [11].
Перспективы развития современной торговой отрасли в Беларуси напрямую связаны с развитием её первичных и основных клиентов - современных форматов торговли: продовольственных розничных сетей, продовольственных и непродовольственных гипермаркетов/супермаркетов, мелкооптовых операторов (например, формат cash-and-carry), местных производителей так называемых товаров FMCG (fast moving consumer products: например, пищевые продукты (пиво, напитки), косметика и одежда, и др.).
Наличие подобных объектов важно также для импортеров и оптовых дистрибьюторов некоторых групп товаров (например, металл и др.). Современные форматы торговли и такие оптовые дистрибьюторы и импортеры формируют спрос на 80% площадей современных логистических комплексов
(такая практика, например, сложилась в России).
Анализ развития современных форматов торговли показывает, что здесь Беларусь существенно отстает не только от России, но даже от Украины. К примеру, по показателям их проникновения в розничный товарооборот Беларусь отстает в разы, а в некоторых случаях – на порядок.
Сможет ли Беларусь в ближайшие 5 лет достичь таких же показателей проникновения современных форматов торговли?
Определенные подвижки
в этом направлении обозначены. В
частности, можно говорить об упрощении
процедуры получения новых
В то же время Беларусь
до сих пор имеет один из самых
высоких показателей оборота
в розничном товарообороте
Следует отметить, что пока в Беларуси нет ни одного крупного розничного игрока, в то время как в России и Украине уже относительно давно работают Ikea, Metro, Auchan, а также крупнейшие местные сети - "Эльдорадо", "Седьмой континент", "Фокстрот", "Велика Кишеня" и другие.
Между тем, в Беларуси свыше 50% организованного розничного товарооборота обслуживается в государственных либо подконтрольных государству магазинах. По-этому основная проблема выхода на российский или украинский уровень обеспеченности современными торговыми площадями (не говоря уже о странах Балтии) - это, в первую очередь, вопрос либерализации торгово-розничного сектора. Только в том случае, если страна по уровню торговли приблизится к странам-соседям, потребность Беларуси в современных логистических объектах составит около 700 тыс. кв. м [10].
Для примера возьмем российский город Новосибирск. Логистическая система этого города, который близок по размерам к Минску (население - 1,5 млн. человек) нацелена не только на внутренние потребности, но является важным региональным центром (Центральная Россия - Сибирь). Сейчас площадь всех современных комплексов там составляет 250 тыс. кв. м, заявлено о строительстве 600 тыс. кв. м. В Нижнем Новгороде ситуация аналогичная: действует 120.000 кв. м, а заявлено - 560 тыс. кв. м. Если исходить из среднего размера комплекса в 40-50 тыс. кв. м, то в Беларуси для удовлетворения внутреннего спроса может быть создано 12-15 таких комплексов. Сейчас нет ни одного[10].
Определенные вопросы
возникают в отношении
В Республике Беларусь такой сегмент роничной торговли как сетевая торговля, является пока относительно неразвитым даже по сравнению с ближайшими соселями.
Однако и в Беларуси начинают появляться и развиваться частные розничные сетевые операторы, такие как ЗАО «Евроторг» (15 магазинов «Евроопт»), ООО «НТС» (более 15магазинов «Корзинка»), Новополоцкая компания «Торгтехносервис» (21 магазин «Эконом»), ОДО «Альтернативная экономика» (4 магазина «Квартал»), действующие на межрегиональном уровне. Относительно крупные частные торговые сети работают также в своих регионах, например, сеть универсамов «Рублевский» (Минск), ОАО «Веста», ОАО «Ника» (Витебск), ООО «АссторВест» (Брест) и др. Кроме того, в последнее время на белорусский розничный рынок также начали выходить российские сетевые компании, такие как «Евросеть», группа «Седьмой континент», группа «Вестер». Компания «Альфа-групп» в конце 2007 г. сообщила о намерении до 2010 года открыть в Беларуси крупнейшую торговую сеть из 128 магазинов [4, с. 335-336].
В итоге в Белоруссии за последнее десятилетие обеспечено стабильное развитие внутреннего потребительского рынка преимущественно за счет реализации товаров отечественного производства, высоких темпов развития розничного товарооборота, совершенствования материально-технической базы торговли, развития новых форм и методов продажи товаров, внедрения информационных технологий. Высокие темпы развития розничного товарооборота в немалой степени достигнуты благодаря благоприятной экономической ситуации, сложившейся в республике и в первую очередь за счет роста реальных денежных доходов населения, обеспечения своевременной выплаты заработной платы, а также наращивания объемов производства отечественных товаров.
До начала нашего века ведущие рыночные игроки, формирующие свои сетевые структуры и открытые рынки, занимали во многом разные ниши. Сетевые магазины продавали товары более дорогих брендов, преимущественно европейского производства, оставляя открытым рынкам сегменты более дешевой и менее качественной импортной продукции, включая разного рода имитации известных торговых марок, в том числе и контрафакт. Сейчас розничные сети строят большие магазины и торговые центры, в которых существенно расширяется ценовой спектр предлагаемых товаров. Соответ-ственно, они начинают претендовать и на нишу более дешевого товарного ассортимента. В этом отношении конкуренция в торговле обостряется внутри сегментов, так как расширяются интересы розничных сетей.
Пора расцвета открытых рынков уходит в прошлое. Но в целом рынки не слишком торопятся сдавать свои позиции: в настоящее время через них проходит около трети розничного товарооборота. Однако розничные сети уже одерживают серьезные (хотя далеко не окончательные) победы в сфере торговли крупной бытовой техникой (холодильниками, телевизорами и пр.), где потребителей беспокоит надежность и качество товара, возможность его гарантийного и сервисного обслуживания. По-прежнему еще сильны позиции открытых рынков в сфере продажи строительных и отделочных материалов. По мнению Минторга, рынок должен со временем превратиться в место торговли, которым ему предназначено быть исторически – продажи продукции сельско-хозяйственного производства и предметов ремесленной деятельности [2, с.33].
В 2006-2010 годах в Беларуси планируется реализовать 44 инвестиционных проекта по строительству крупных торговых сетей, в том числе 12 – в г. Минске. На территории республики уже действует сеть магазинов «Рублевский», «Соседи», «Гиппо» и др. Практически во всех облисполкомах и ряде райисполкомов, имеются обращения владельцев торговых сетей с просьбой о выделении земельных участков. В этой связи в потребительской кооперации создание сетевых торговых объектов с современными технологиями становится первоочередным и жизненно важным.
Всеми облпотребсоюзами утверждены перечни земельных участков, которые выделяются райисполкомами без проведения аукциона, для строительства новых торговых объектов в количестве 296 единиц, в том числе Брестскому облпотребсоюзу было выделено 28 участков, Витебскому – 83, Гомельскому – 33, Гродненскому – 44, Минскому – 44, Могилевскому – 64 участка.
Из общего количества на период до 2010года планируется построить и реконструировать 39 сетевых объектов торговой площадью 400м² и более в более в областных центрах, городах областного и районного подчинения, в том числе в Бресте –5 объектов, Витебске – 7, Гомеле – 7, Гродно – 6, Минске – 7, Могилеве – 7 объектов.
В 2008-2009годах запланировано открытие 18 сетевых объектов торговли площадью не менее 1 тыс. м², расположенных в городах и райцентрах с численностью населения более 25 тыс . человек, в городах Кобрин, Ба-рановичи, Новолукомль, Поставы, Гомель, Калинковичи, Жлобин, Ошмяны, Ивье, Лида, Слуцк, Пуховичи, Логойск, Борисов, Осиповичи, Горки, Могилев, Шклов.строительсво таких сетевых торговых объектов в количестве 39 единиц торговой площади 400м² и более и и со среднемесячным товарооборотом от 600 млн р. до 1 млрд р. позволит ежемесячно иметь дополнительный товарооборот около 40 млрд р. (или 8% ежемесячного прироста) [3, с.3]
Создание сетей путем объединения торговых объектов происходит в основном на этапе высокоразвитого, зрелого бизнеса, когда владелец ради сохранения или увеличения прибыли готов поступаться частью своего экономического суверенитета. Таким образом, в Польше была организованна сеть оптовых торговых предприятий с централизованной закупкой и логического распределения по территориальному принципу. В Латвии, конкурируя с гипермаркетами, владельцы гастрономов создали несколько общественных организаций, которые в свою очередь стали выполнять, помимо прочего, функции сетевых операторов. В Беларуси, пытаются коммуницировать оптовые базы обувьторга.
Пока в сети – как отечественные, так и участием иностранного капитала – у нас создаются одним собственником через все новых объекты. К добровольному объединению белорусский бизнес пока не готов [8].
Опыт зарубежных стран
свидетельствует о быстром
В России развития тенденций внутренней торговли в этом направлении пока нет. В перспективе необходимо создаются корпорации в форме акционерных обществ открытого и закрытого типов, обществ с ограниченной ответственностью и других, предусмотренных ГК РФ.
Такие корпорации окажут положительное воздействие на восстановление позиций отечественных товаропроизводителей. Торговую корпорацию можно создать по реализации, например, продукций легкой промышленности, которая совместно с акционерным обществом могла бы принять участие в размещении заказов на производство одежды и обуви на свободных мощностях, закупку на выгодных условиях сырья и материалов. Возможно при этом предусмотреть осуществление целевых программ отечественной промышленности и торговли по таким направлениям, как "Одежда и обувь для детей", "Одежда и обувь для старшего поколения" и др. С учетом анализа мировой торговой практики интеграционные процессы в торговле будут связаны с образованием таких видов объединений, как цепные торговые организации, кооперативные объединения торговых структур и добровольные оптово-розничные цепи.
Цепные торговые организации могут стать для розничного звена наиболее характерной структурой. Сущность такого объединения состоит в том, что крупное торговое предприятие создает собственную цепную сеть предприятий или заключает договор с малыми и средними торговыми структурами, на основе которого последние в качестве филиалов получают право на реализацию определенных товаров на конкретном товарном рынке под торговой маркой головного предприятия (система франчайзинга).
Можно сказать, что в целях сохранения своих позиций на рынке, оптовые структуры также будут стремиться к интеграции с розничными структурами на долговременной основе, создавая оптово-розничные цепи. Оставаясь самостоятельными юридическими лицами, они будут осуществлять общую коммерческую стратегию, разрабатывать общую сбытовую политику, по единым принципам формировать торговый ассортимент и согласовывать решение других задач.
В условиях становления рыночной экономики, обострения конкуренции наметились новые подходы к развитию розничных предприятий. Соответствующие концепции строятся с учетом идеи формирования ассортимента и обслуживания населения.
Информация о работе Понятие розничных торговых сетей в Республики Беларусь