Понятие, структура и сущность транснациональных корпораций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать формы и методы конкурентной борьбы ведущих ТНК Японии.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- дать понятие транснациональных корпораций;
- изучить причины возникновения ТНК;
- рассмотреть источники конкурентного преимущества;
- определить структуру и типы ТНК;
- проанализировать динамику развития ТНК;
- рассмотреть Формирование ТНК в Японии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………........2
1 Понятие, структура и сущность ТНК………………………………………………………...........4
1.1 Понятие и типы транснациональных корпораций…...………………………………………4
1.2 Причины возникновения ТНК…………………………………………………………………5
1.3 Источники конкурентной борьбы………………………………………………………….....7
1.4 Положительные последствия деятельности ТНК…………………………...……………....11
1.5 Негативные последствия деятельности ТНК……………………………………………......12
2 Транснациональные корпорации Японии…………………………………………………............17
2.1 Финансово-промышленные группы(ФПГ) Японии и их структура.……………………....17
2.2 Географически отраслевая структура японских ТНК…………………………………........22
2.3 Методы транснализации японской экономики …………………………………...……......30
Заключение………………………………………………………………………………………….....34
Список литературы……………………………………………………………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 144.76 Кб (Скачать файл)

Вывоз капитала выступает  одной из главных форм интернационализации  капитала национальных корпораций. По мере вывоза капитала хозяйствующие  субъекты превращаются в совокупность корпораций, действующих в различных  странах мира. Интернационализация  производства прибавочной стоимости  представляет существенную форму проявления интернационализации капитала международной  корпорации.

Специфика экспансии ТНК  заключается в организации производства товаров на заграничных подконтрольных корпорациях. Национальная фирма, оперирующая  на внешних рынках, как правило, не имеет зарубежных филиалов и капиталовложений и получает свои доходы от продажи  товаров, произведенных в «своей»  стране. ТНК же использует труд работников многих стран непосредственно в  процессе производства, то есть для  нее характерна интернационализация  самого процесса производства прибавочной  стоимости. В то время как для  национальной фирмы характерна лишь интернационализация прибавочной  стоимости в процессе реализации.

Некоторые известные исследователи  ТНК не только признают всепроникающее влияние ТНК на экономику и  политику государств, но и объявляют  его величайшим благом. При этом данная точка зрения основывается на том, что менеджеры ТНК лишены «узконациональных предрассудков», и, следовательно, продуктом деятельности этих корпораций являются «блага для  всех», а их деятельность направлена «на пользу мира», поскольку географическая рассредоточенность ТНК как раз  и требует сохранения мирных условий. Отчасти это действительно так. Экономическая и технологическая  мощь современных ТНК такова, что  их устраивал бы бесконфликтный мир, в котором спорные вопросы  решались бы исключительно политическими  средствами3.

Избранная фирмой конкурентная стратегия определяет способ, которым  фирма выполняет отдельные виды деятельности. Фирмы получают конкурентное преимущество, разрабатывая новые способы  выполнения деятельности, внедряя новые  технологии или исходные компоненты производства. Они выходят с ними на рынок, и тогда это – нововведения.

Нововведение ведёт к  смене лидерства в конкуренции, если прочие конкуренты либо не распознали пока нового способа ведения дел, либо не могут или не желают изменить свой подход.

Вот наиболее типичные причины  новаций, дающих конкурентное преимущество:

Новые технологии. Изменение  технологии может создать новые  возможности для разработки товара, новые способы маркетинга, производства или доставки и улучшение сервиса  или услуг. Именно оно чаще всего  предшествует стратегически важным нововведениям:

1) Новые или изменившиеся  запросы покупателей.

2) Появление нового сегмента  в отрасли.

Изменение стоимости или  наличия компонентов производства. Конкурентное преимущество часто переходит  из рук в руки из-за изменения  абсолютной или относительной стоимости  компонентов, таких как рабочая  сила, сырьё, энергия, транспорт, связь, средства информации или оборудование. Это говорит об изменении условий  у поставщиков или о возможности  использовать новые или другие по своим качествам компоненты.

Изменения правительственного регулирования. Изменение политики правительства в таких областях как стандарты, охрана окружающей среды, требования к новым отраслям и  торговые ограничения.

Вышеуказанные вводные могут  дать фирмам конкурентное преимущество, если фирмы вовремя поймут их значение и предпримут решительное наступление. В очень многих отраслях такие  «ранние пташки» (early moves) десятилетиями  удерживают лидерство. «Ранние пташки»  получают преимущество, первыми используя  эффект масштаба, снижая издержки за счёт интенсивного обучения персонала, создавая фирменный имидж и отношения  с клиентами в то время, когда  жёсткой конкуренции ещё нет, имея возможность выбирать каналы распределения  или получая самое выгодное размещение заводов и самые выгодные источники  сырья и других факторов производства.

Общеизвестно, что важнейшим  фактором успешного функционирования фирмы является своевременная реализация произведенной продукции. Вопрос, найдет ли продукт своего потребителя на рынке или нет, волновал производителя всегда. С течением времени происходило изменение основных ориентиров в деятельности фирм. В начале XX в., например, крупные промышленные компании связывали свой успех на рынке главным образом с ростом производства и его эффективностью, с теми конкурентными преимуществами, которые достигались низкими издержками производства. Экономические трудности 1920-1930-х годов породили новую «сбытовую ориентацию» фирм, при которой больше внимания стало уделяться реализации произведенной продукции, созданию и поддержанию достаточно эффективного спроса (при сохранении приоритета производственных условии). В 1950 - 1960-х годах на смену сбытовой приходит система «рыночной ориентации», или ориентации на потребителя, получившая название маркетинга. Современная система маркетинга выдвигает на первый план задачи по комплексному изучению рынка. Одним из важнейших принципов маркетинга становится сегментация рынка, т.е. ориентация выпускаемой продукции не на рынок в целом, а на определенную группу потребителей, на удовлетворение их вкусов и запросов.

В рамках маркетинга выполняют  свою роль и цены. В теории маркетинга существует понятие совокупного  продукта, включающее кроме самого продукта такие важные для потребителя  сопутствующие элементы, как предоставление определенных гарантий, услуг по установке, обслуживанию в процессе эксплуатации. Цена для потребителя в таком случае представляется лишь как одна из составляющих совокупной стоимости продукта. Особое значение это имеет для экспортных рынков, где качество и надежность часто более существенны, чем цены. С этой точки зрения увязка различных компонентов маркетинга особенно важна. Она позволяет приравнять так называемые неценовые формы конкуренции (по уровню качества, условиям поставки, предоставляемым гарантиям и т.д.) к ценовым, поскольку и те и другие в сумме определяют стоимость продукта для потребителя. Неценовые формы широко применяются в условиях зрелого и насыщенного рынка, а также на рынках с низкой эластичностью спроса по цене. Ценовая конкуренция (т.е. конкуренция путем снижения цен) интенсивно применяется в период становления и быстрого развития рынка, когда еще остро стоит вопрос о его разделе между производителями. Такое положение в настоящее время наиболее характерно для многих рынков высокотехнологичной продукции4.

Новым важным аспектом политики цен применительно к ТНК является проблема так называемых трансфертных цен, т.е. цен, по которым продукция  передается внутри межстрановой филиальной сети крупных компаний. Значимость этой тематики определяется хотя бы тем, что примерно 1/3 мировой торговли осуществляется в форме подобных передач. Особо важна роль трансфертных цен на мировом технологическом рынке, в который включается купля-продажа научно-технических, организационно-управленческих и других знании и услуг в нематериальной форме (в отличие от материальной передачи технологии в виде продаж оборудования). Роль ТНК на этом рынке превалирует. Достаточно сказать, что доля ТНК в общих доходах от передачи нематериальной технологии превышает 80%. Тем более что технологическая торговля между индустриально развитыми странами в огромной доле (от 50 до 90% по различным видам технологических трансфертов) представляет собой все тот же внутрифирменный обмен в рамках ТНК.

 

1.4 Положительные последствия деятельности  ТНК

ТНК во все большей степени становятся определяющим фактором для решения  судьбы той или иной страны в международной  системе экономических связей.

  Принимающие  страны от притока инвестиций  выигрывают по многим аспектам.  
              Широкое привлечение иностранного капитала способствует снижению безработицы в стране, росту доходов государственного бюджета. С организацией производства в стране тех изделий, которые раньше ввозились, отпадает необходимость в их импорте. Компании, выпускающие конкурентоспособную на мировом рынке продукцию и ориентированные в основном на экспорт, в значительной степени способствуют укреплению внешнеторговых позиций страны.  
              Преимущества, которые несут с собой зарубежные фирмы, не исчерпываются количественными показателями. Важной представляется и качественная составляющая. Деятельность ТНК вынуждает администрацию местных компаний вносить коррективы в технологический процесс, сложившуюся практику производственных отношений, выделять больше средств на подготовку и переподготовку работников, больше внимания обращать на качество продукции, ее дизайн, потребительские свойства. Чаще всего за иностранными инвестициями стоит внедрение новых технологий, выпуск новых видов продукции, новый стиль менеджмента, использование всего лучшего из практики зарубежного бизнеса. 

Осознавая выгоды принимающих стран от деятельности ТНК, международные организации  прямо предлагают развивающимся  странам привлекать ТНК для осуществления  технической модернизации, а правительства  этих стран, в свою очередь, активно  борются за привлечение ТНК в  свою экономику, конкурируя друг с другом. В качестве примера можно назвать  опыт американской компании «Дженерал  моторс», которая выбирала, где ей построить крупный завод по выпуску  автомашин и запчастей – на Филиппинах или в Таиланде. По мнению специалистов, Таиланд имел преимущество, так как автомобильный рынок  здесь развит лучше. Однако победили Филиппины, предложив «Дженерал  моторс» ряд льгот, включая налоговые  и таможенные, стимулирующие строительство  завода именно в этой стране. 

Большую выгоду от деятельности ТНК получают и те страны, из которых международные  фирмы вывозят капитал. 

Поскольку транснационализация повышает и  среднюю прибыль, и надежность ее получения, то держатели акций ТНК  могут рассчитывать на высокие и  устойчивые доходы. Высококвалифицированные  работники, служащие на предприятиях ТНК, пользуются выгодами от формирования мирового рынка труда, переезжая  из страны в страну и не боясь  остаться без работы. 

Самое главное, в результате деятельности ТНК осуществляется импорт институтов тех «правил игры» (норм трудового  и антимонопольного законодательства, принципов налогообложения, практик  заключения контрактов и т.д.), которые  сформировались в развитых странах. ТНК объективно усиливают влияние  стран, вывозящих капитал, на страны, их ввозящие. Например, фирмы Германии в 1990-е подчинили почти весь чешский  бизнес, в результате чего, по мнению некоторых экспертов, Германия установила над экономикой Чехии гораздо  более эффективный контроль, чем  в 1938–1944, когда Чехословакия была захвачена  фашистской Германией. Схожим образом  экономика Мексики и многих иных стран Латинской Америки контролируется американским капиталом5

Активная  производственная, инвестиционная и  торговая деятельность ТНК позволяет  им выполнить две функции, которые  имеют большое значение для всего  мирового хозяйства: 

–стимулирование экономической интеграции; 

– международное регулирование производства и распределения продукции. 

ТНК содействуют экономической интеграции, создавая устойчивые экономические  связи между разными странами. Во многом благодаря им происходит постепенное «растворение» национальных экономик в едином мировом хозяйстве, в результате чего чисто экономическими средствами, без применения насилия, спонтанно создается глобальная экономика. 

          1.5 Негативные последствия деятельности ТНК

Необходимо  отметить, что, наряду с положительными сторонами функционирования ТНК  в системе мирового хозяйства, существует и их негативное влияние на экономику  как тех стран, где они функционируют, так и тех стран, где они  базируются. 

Основные отрицательные черты воздействия транснациональных корпораций на экономику принимающих стран, создающие угрозу их национальной безопасности: 

– возможность навязывания компаниям  принимающей страны неперспективных  направлений в международной  системе разделения труда, опасность  превращения принимающей страны в место сброса устаревших и экологически опасных технологий; 

– захват иностранными фирмами наиболее развитых и перспективных сегментов  промышленного производства и научно-исследовательских  структур принимающей страны, оттеснение национального бизнеса; 

– возрастание рисков в развитии инвестиционного  и производственного процессов; 

– сокращение доходов госбюджета из-за использования ТНК внутренних (трансфертных) цен. 

Многие  национальные правительства (особенно, в странах третьего мира) заинтересованы в повышении экономической самостоятельности  своей страны и в стимулировании отечественного бизнеса. Для этого  они хотят либо изменить сложившуюся  отраслевую специализацию страны в  мировом хозяйстве, либо, по крайней  мере, увеличить свою долю от прибылей ТНК. Международные корпорации, обладая  огромной финансовой мощью, могут бороться с покушениями на свои доходы путем  организации силового давления на принимающие  страны, подкупая местных политиков  и даже финансируя заговоры против неугодных правительств. Особенно часто  в своекорыстной политической деятельности уличали американские ТНК. Так, корпорация «American Fruit» вместе с Госдепартаментом США свергала в 1950–1960-е правительства  некоторых «банановых республик» Латинской  Америки и устанавливала там  «свои» режимы, а компания ITT финансировала  в 1972–1973 заговор против законного  президента Чили Сальвадора Альенде. Впрочем, после скандальных разоблачений вмешательства ТНК во внутренние дела некоторых стран подобного  рода приемы стали считаться как  мировой общественностью, так и  бизнес-элитой «грубыми» и неэтичными. 

Транснационализация деятельности снижает экономические  риски для корпораций, но повышает их для принимающих стран. Дело в  том, что транснациональные корпорации могут довольно легко перемещать свои капиталы между странами, покидая  страну, испытывающую экономические  трудности, и уходя в более благополучные. Естественно, что в этих условиях ситуация в той стране, из которой ТНК резко уводят свои капиталы, становится еще тяжелее, поскольку дезинвестиции (массовое изъятия капитала) ведут к безработице и прочим негативным явлениям. 

В 1970–1980-е на уровне ООН предпринимались  попытки выработать кодекс поведения  транснациональных корпораций, который  поставил бы их действия в определенные рамки. Эти попытки встретили  сопротивление ТНК, и в 1992 переговоры по выработке кодекса поведения  транснациональных корпораций были прекращены. Впрочем, в 2002 36 крупнейших ТНК все же подписали заявление  о «корпоративном гражданстве», содержащем признание необходимости социальной ответственности бизнеса. Но это  добровольное заявление пока остается скорее декларацией о намерениях, чем сводом конкретных обязательств. 

Политика  развивающихся стран по отношению  к ТНК направлена на максимально  возможное согласование притока  иностранного капитала с решением первоочередных экономических задач. Именно поэтому  в своей политике по отношению  к ТНК развивающиеся страны сочетают ограничительные и стимулирующие меры, ищут и, как правило, находят необходимый паритет между собственными целями и интересами ТНК. 

Информация о работе Понятие, структура и сущность транснациональных корпораций